Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системный, личностный, деятельностный, аксиологический подходы в воспитании
Понятие системы. Признаки системы: элементность строения, взаимодействие элементов, наличие системообразующего фактора; иерархия связей, целостность, единство. Системные принципы: оптимальность; структурность; функциональность; интегративность. Системный подход – ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений. Личностный подход как отношение к воспитаннику, к его личности, к субъекту собственного развития. Деятельностный подход, его роль в воспитании. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Понятие о педагогических ценностях и их классификации. Понятие педагогической системы, компоненты педагогической системы: педагогические цели, участники педагогического процесса; взаимодействие педагогов и учащихся; педагогические средства; управление педагогическими процессами. Понятие авторской педагогической системы (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, В.А. Караковский, Л.В. Занков, Н.Е. Щуркова). Виды педагогических систем: дидактическая, воспитательная. Краткое содержание вопроса Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними. Педагогическая система – это теоретическая модель объекта педагогической действительности; совокупность элементов, характеризующих сущность явления педагогической действительности. Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы) Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира. Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера. Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом. Общество, формируя общественный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему. Педагогическая система - это теоретическая модель объекта педагогической действительности, в которую входят объекты научного исследования: обучение, воспитание, воспитательный процесс и т.д.) Педагогические системы можно рассматривать на макроуровне – государственная система образования, региональные системы образования и т.д. Педагогические системы можно рассматривать на мезауровне – учебные заведения, детские организации, социальные институты общества, где реализуются педагогические цели. Педагогические системы можно рассматривать на микроуровне – это системы, реализующие специфические задачи; авторские педагогические системы. В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа» с различными вариантами. Любое образовательное учреждение, в основе которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам Воспитательный процесс, структура, содержание, функции Понятие о воспитательном процессе. Исторические предпосылки научного представления о воспитательном как целостном явлении. (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев). Функции воспитательного процесса: аналитическая, диагностирующая, прогностическая, рефлексивная, результативная. Структура воспитательного процесса; целевой; содержательный, деятельностный, результативный, ресурсный, аналитический, прогностический, диагностический, рефлексивный компоненты. Важнейшие закономерности и принципы организации воспитательного процесса. Взаимосвязь принципов, закономерностей и правил воспитания. Воспитательный процесс как главная структурная единица воспитания. Воспитательный процесс как система преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий. Современные педагогические теории, отражающие содержание воспитательного процесса (В.И. Загвязинский,, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, Л.П. Крившенко, И.Ф. Харламов) Краткое содержание вопроса Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры. Основные компоненты воспитательного процесса: 1. Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности). 2. Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования). 3. Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время). 4. Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности). В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром. Закономерности и метапринципы воспитания. Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности, природосообразность воспитания. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания - принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур,когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход,,персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, полисубъектного (диалогического) подхода. индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей: метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Метапринципы гуманистического воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. А. С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.- согласованности требований школы, семьи и общественности. Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема Принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями. Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я.А. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту. Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И.Г. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. А. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Принцип незавершимости воспитания: вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с общими сложились и специфические принципы воспитания, например, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная - семейного воспитания, социальная педагогика - социального воспитания. Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми. Принципы воспитательного процесса: · принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся; · принцип адекватности системе социальных отношений; · принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий; · принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов; · мотивация учебной деятельности; · принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности; · принцип педагогического оптимизма; · принцип демократизации в воспитании. Закономерности воспитательного процесса: · взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса; · единство действий участников педагогического процесса; · зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; · взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания; · гармонизация личных и общественных интересов; · обусловленность содержания педагогического процесса. Date: 2015-12-13; view: 3152; Нарушение авторских прав |