Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация психического развития





Любые представления о движущих силах развития личности должны быть проверены на оселке проблемы периодизации психического развития[182].  íàñòîÿùåå âðåìÿ ïåðèîäèçàöèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå ïðèíàäëåæàò Ä. Á. Ýëüêîíèíó. Îïèðàÿñü íà èäåè Ë. Ñ. Âûãîòñêîãî è À. Í. Ëåîíòüåâà î çàâèñèìîñòè ðàçâèòèÿ ïñèõèêè îò âåäóùåãî òèïà äåÿòåëüíîñòè, âåäóùåãî îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ê äåéñòâèòåëüíîñòè, Ä. Á. Ýëüêîíèí ïðåäëàãàåò ñõåìó ïåðèîäèçàöèè, îòëè÷íóþ îò èíäèâèäíûõ ïåðèîäèçàöèé À. Ãåçåëëà, ýïèãåíåòè÷åñêîé êîíöåïöèè ïåðèîäèçàöèè Ý. Ýðèêñåíà, ïåðèîäèçàöèè äóõîâíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè Ý. Øïðàíãåðà è ïåðèîäèçàöèè èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà Æ. Ïèàæå. Äâèãàòåëåì ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè â êîíòåêñòå ýòîé êîíöåïöèè ïåðèîäèçàöèè ÿâëÿåòñÿ âîçíèêíîâåíèå íåñîîòâåòñòâèÿ, ïðîòèâîðå÷èÿ ìåæäó îïåðàöèîíàëüíî-òåõíè÷åñêèìè âîçìîæíîñòÿìè ðåáåíêà è ðàçâèòèåì åãî ìîòèâàöèîííî-ïîòðåáíîñòíîé ñôåðû. Ýòè íåñîîòâåòñòâèÿ ëåæàò â îñíîâå ïåðåõîäîâ îò äåÿòåëüíîñòè íåïîñðåäñòâåííî ýìîöèîíàëüíîãî îáùåíèÿ ê ïðåäìåòíî-ìàíèïóëÿòèâíîé äåÿòåëüíîñòè, îò ðîëåâîé èãðû ê ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, îò èíòèìíî-ëè÷íîñòíîãî îáùåíèÿ ê ó÷åáíî-ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ïðåäëîæåííàÿ ñõåìà, êàê è ëþáîå äðóãîå ñõåìàòè÷åñêîå èçîáðàæåíèå ïðîöåññà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, íóæäàåòñÿ â äàëüíåéøåé êîíêðåòèçàöèè, â ÷àñòíîñòè â óòî÷íåíèè ñïåöèôèêè íîâîîáðàçîâàíèé ëè÷íîñòè è óñëîâèé èõ ïîðîæäåíèÿ íà ðàçíûõ ôàçàõ ðàçâèòèÿ. Ñõåìà ïåðèîäèçàöèè Ä. Á. Ýëüêîíèíà â îòëè÷èå îò ñõåìû ïåðèîäèçàöèè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè â ñîöèàëüíûõ ãðóïïàõ À. Â. Ïåòðîâñêîãî îïèñûâàåò ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå, à íå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè.



Среди направлений разработки этой схемы в первую очередь хочется указать исследования, направленные на изучение особой роли общения в развитии и формировании личности человека (А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, М. И, Лисина). Так, М. И. Лисина, подчеркивая необходимость изучения форм общения, специфичных для ведущей деятельности в каждом возрастном периоде, развивает мысль об общении как своего рода «сквозном» механизме смены ведущей деятельности у детей. Она пишет: «...Анализ общения ребенка с окружающими людьми не только обогащает психологическую характеристику каждого возрастного периода. Принимая во внимание общение, можно также приблизиться к пониманию механизмов смены ведущих деятельностей. Дело в том, что, общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Следовательно, именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области, благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию»[183].


Изучение роли общения в онтогенезе является важной, но не единственной линией разработки представлений о периодизации развития личности ребенка.

Еще одно направление исследований личности в онтогенезе можно было бы условно обозначить как анализ изменений тех или иных новообразований личности «по вертикали», к которому относятся, например, исследования развития формирования у ребенка независимости, морального поведения, общественно значимых мотивов, альтруизма, механизмов этической регуляции поведения самосознания и т. п. (А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович, С. Н. Карпова, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.). Так, для того чтобы проследить развитие самосознания личности, недостаточно ограничиться указанием, что оно наиболее интенсивно порождается в интимно-личностном общении как ведущем типе деятельности юношеского возраста, а необходимо выявить общие «сквозные» закономерности его генезиса.

Логика исследования тех или иных новообразований личности «по вертикали» требует изучения динамики развития личности в течение всего ее жизненного пути. Однако в большинстве случаев изучение развития личности ограничивается анализом онтогенеза личности ребенка. В связи с этим периодизация развития личности в зрелом возрасте остается «белым пятном» в отечественной психологии (Б. Г. Ананьев). Лишь в последнее время в советской психологии начали появляться попытки создания периодизации зрелой личности. В частности, Б. С. Братусем высказывается предположение, что описанный Д. Б. Элькониным механизм расхождения между операционально-технической и мотивационной сторонами деятельности не является прерогативой детского развития, а приложим и к процессу развития взрослой личности. Гипотеза о кризисах зрелой личности носит пока предварительный характер, и ее значение прежде всего состоит в том, что она направляет внимание психологов на выявление механизмов развития личности в зрелом возрасте.

И наконец, еще одно до сих пор остающееся в тени направление разработки представлений о периодизации развития личности связано с изучением зависимости выбора той или иной деятельности от социальной позиции личности, ее места в системе общественных отношений. Только заняв социальную позицию, человек становится членом общества. Поэтому без преувеличения можно сказать, что социальная позиция, представляющая собой зону перекреста между нормосообразной деятельностью личности как члена данной группы, и есть та дверь, через которую человек входит в систему общественных отношений и начинает свое движение в социальной конкретно-исторической действительности. Первоначально в деятельностном подходе к изучению психики ребенка отмечалось, что начало начал в развитии личности ребенка — его место в системе общественных отношений, которое и детерминирует ту или иную ведущую деятельность, а тем самым и порождаемые в процессе этой деятельности новообразования личности.

Не случайно А. Н. Леонтьев, указывая на влияние социальной позиции на изменение отношений ребенка к миру, еще в сороковые годы писал: «Если пристально всмотреться во все эти особенности ребенка-дошкольника, то нетрудно открыть связывающую их общую основу. Это та реальная позиция ребенка, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях.

Ребенок шести лет может отлично уметь читать, и при известных обстоятельствах его знания могут быть относительно велики. Это, однако, само по себе не стирает и не может стереть в нем детского, истинно дошкольного; наоборот, нечто детское окрашивает все его знания. Но если случится так, что основные жизненные отношения ребенка перестроятся, если, например, на его руках окажется маленькая сестренка, а мать обратится к нему как к своему помощнику, участнику взрослой жизни, тогда весь мир откроется перед ним совсем иначе. Это ничего, что еще мало знает, мало понимает, тем скорее он переосмыслит известное ему, тем скорее изменятся его общий психический облик»[184]. Îòñþäà âèäíî, ñêîëü áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ñîöèàëüíàÿ ïîçèöèÿ â æèçíè ðåáåíêà. Îäíàêî ñîöèàëüíàÿ ïîçèöèÿ íå ñàìà ïî ñåáå îïðåäåëÿåò ïñèõè÷åñêèé îáëèê ðåáåíêà, à ÷åðåç ðàçâèòèå åãî âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè. Êàê æå ñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé ñîöèàëüíàÿ ïîçèöèÿ è åå äèíàìè÷åñêîå âûðàæåíèå— ñîöèàëüíàÿ ðîëü — ñ äåÿòåëüíîñòüþ ëè÷íîñòè? ×òîáû îòâåòèòü íà ýòîò âîïðîñ, íåîáõîäèìî âñïîìíèòü ñòàðóþ è âåðíóþ ôîðìóëó Ë. Ñ. Âûãîòñêîãî: «èãðà — ðîëü â ðàçâèòèè». Ë. Ñ. Âûãîòñêèé ïèñàë îá èãðå, íî ñâÿçü ñîöèàëüíîé ïîçèöèè ñ èãðîé êàê ñâîåîáðàçíîé øêîëîé ñîöèàëüíî-òèïè÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ ëè÷íîñòè — ýòî ëèøü ÷àñòíûé ñëó÷àé ñâÿçè ìåæäó ñîöèàëüíîé ïîçèöèåé è ëþáîé äðóãîé âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ. Íà íåì íàèáîëåå õàðàêòåðíî âèäíî òî, ÷òî âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü — ýòî ñîöèàëüíàÿ ïîçèöèÿ, èëè, øèðå, ñîöèàëüíîå îòíîøåíèå â åãî ðàçâèòèè, â åãî èíäèâèäóàëèçàöèè. Îäíàêî ïîëîæåíèå î ñâÿçè ñîöèàëüíîé ïîçèöèè ëè÷íîñòè è åå äåÿòåëüíîñòè êàê áû çàñëîíèëîñü â âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè êîíêðåòíûìè èññëåäîâàíèÿìè îïåðàöèîíàëüíî-òåõíè÷åñêîãî àñïåêòà äåÿòåëüíîñòè è ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ. Âñëåäñòâèå ýòîãî ïåðèîäèçàöèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà íà÷èíàåò èíîãäà âîñïðèíèìàòüñÿ êàê âûðâàííàÿ èç ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè åãî ðàçâèòèÿ. Èñêëþ÷åíèå â ýòîì ïëàíå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ëèøü èññëåäîâàíèÿ èãðû, â êîòîðûõ óáåäèòåëüíî ïîêàçàíà çàâèñèìîñòü âîçíèêíîâåíèÿ ñàìîé èãðû îò òîãî, â êàêóþ èñòîðè÷åñêóþ ýïîõó ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå ðåáåíêà. Ïðè àíàëèçå æå äðóãèõ âèäîâ âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè âçàèìîñâÿçü ìåæäó âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ è ñîöèàëüíîé ïîçèöèåé âûïàäàåò èç ïîëÿ çðåíèÿ èññëåäîâàòåëåé, à òåì ñàìûì ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ îêàçûâàåòñÿ âûíåñåííîé çà ñêîáêè ïðè èçó÷åíèè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè â îíòîãåíåçå. Ìåæäó òåì èññëåäîâàíèå âçàèìîñâÿçè ìåæäó ñîöèàëüíîé ïîçèöèåé è âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ ìîãëî áû ïðèâåñòè ê óãëóáëåíèþ ñàìèõ ïðèíöèïîâ ïîñòðîåíèÿ ïåðèîäèçàöèè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè.  ÷àñòíîñòè, åñëè â ðàííåì îíòîãåíåçå ìåñòî ðåáåíêà è åãî ñîöèàëüíàÿ ïîçèöèÿ â ñèñòåìå îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé çàäàþòñÿ íàñòîëüêî îäíîçíà÷íî, ÷òî â êàêîì-òî ñìûñëå äåéñòâèòåëüíî ìîãóò ïðåâðàòèòüñÿ ëèøü â ïîñòîÿííûé ôîí ïðè èçó÷åíèè ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè â òîé èëè èíîé âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè, òî ñ ðàñøèðåíèåì êðóãà îòíîøåíèé ëè÷íîñòè â ìèðå âçàèìîñâÿçè ìåæäó ëè÷íîñòüþ è äåÿòåëüíîñòüþ âñå áîëåå óñëîæíÿþòñÿ. ×åì áîëüøå ïåðåä ëè÷íîñòüþ âîçìîæíîñòü âûáîðà, òåì î÷åâèäíåå ñòàíîâèòñÿ òî, ÷òî ñàìà ëè÷íîñòü âûáèðàåò, îòñòàèâàåò òó èëè èíóþ ñîöèàëüíóþ ïîçèöèþ, êîòîðàÿ çàòåì îïðåäåëÿåò äåÿòåëüíîñòü ýòîé ëè÷íîñòè. Ïðîèçîøåäøåå èçìåðåíèå ìîæåò áûòü îòðàæåíî ñëåäóþùåé ôîðìóëîé: äåÿòåëüíîñòü îïðåäåëÿåò ëè÷íîñòü, íî ëè÷íîñòü âûáèðàåò òó äåÿòåëüíîñòü, êîòîðàÿ îïðåäåëÿåò åå ðàçâèòèå.  ñâÿçè ñ ýòèì ñòàíîâÿòñÿ ïîíÿòíûìè òå òðóäíîñòè, êîòîðûå âîçíèêàþò ïðè ïîïûòêàõ ïîñòðîèòü ïî ñõåìå «âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü — ëè÷íîñòü» ïåðèîäèçàöèþ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè çà ïðåäåëàìè ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà. Äà è ïîäðîñòîê ìîæåò ëèáî ïðåäïî÷åñòü ñàì, ëèáî âûáðàòü ïîä âëèÿíèåì çíà÷èìûõ äëÿ íåãî ñâåðñòíèêîâ è âçðîñëûõ â êà÷åñòâå âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè èëè äåÿòåëüíîñòü èíòèìíî-ëè÷íîñòíîãî îáùåíèÿ, èëè æå îáùåñòâåííî ïîëåçíóþ äåÿòåëüíîñòü. Ýòè âåäóùèå äåÿòåëüíîñòè íå «äàíû» åìó, à çàäàíû êîíêðåòíîé ñîöèàëüíîé ñèòóàöèåé ðàçâèòèÿ, â êîòîðîé ñîâåðøàåòñÿ åãî æèçíü.

Изучение очерченных выше путей исследования периодизации развития личности, а также движущих сил развития личности, ее психологического возраста и зрелости — все это вопросы, связанные с выявлением условий порождения и изменения различных новообразований индивидуальности в процессе ее жизненного пути.

 

 







Date: 2015-12-12; view: 316; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию