Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический объект воспитания





Психологическим объектом воспитания является смысловая сфера личности — личностные смыслы и выражающие их в поведении личности смысловые установки. Указанное понимание психологического объекта воспитания позволяет не только более отчетливо осознать различие между обучением и воспитанием, но и охарактеризовать основные черты тех методических принципов, посредством которых можно наиболее эффективно проводить воспитательную работу с личностью. Так, если в процессе обучения, в котором осуществляется преимущественно передача значений, вербальные методы могут быть использованы достаточно широко, то в воспитании вербальные методы, нередко выливающиеся в форме избитых нравоучений и апеллирующие к «только знаемым» мотивам личности, малоэффективны. Этот момент удачно иллюстрирует А. У. Хараш на примере изучения пропагандистского воздействия. Он описывает смену социальных установок, связанных с предрассудками, в которых сравнивались по эффективности два типа коммуникативных воздействий — «информационные», насыщенные множеством направленных на утверждение требуемого тезиса фактов, и «интерпретационные», содержащие собственное отношение коммуникаторов к проблеме, его трудности, т. е. несущие саму личность коммуникатора. В первом случае передается закрытый деперсонифицированный тест, а во втором вся информация пристрастна, украшена индивидуальностью коммуникатора. Оказалось, что влиянию «информационного» воздействия поддались 29% испытуемых, а «интерпретационного» — 82% (А. У. Хараш).

Здесь необходимо специально оговориться, уточнить представление о вербальных воздействиях. Под вербальными воздействиями имеются в виду лишь воздействия посредством текста, через которые передается система значений, сумма значений о действительности, а не процесс общения, выражающий личностные смыслы, и мотивы вступившего в общение человека (А. У. Хараш). Например, специфика такой особой деятельности общения, как искусство, в том и состоит, чтобы, по выражению А. Н. Леонтьева, суметь побороть равнодушие значений, прорваться за «значенческий», выражающий стереотипы слой восприятия и поведения и передать личностные смыслы. Именно искусство является одним из самых могучих источников переплавки смысловой сферы личности.

Из всего сказанного вытекает, что с помощью чисто вербальных методов вряд ли удастся построить процесс воспитания личности, сформировать мировоззрение личности. Ведь мировоззрение — это не просто сумма знаний о мире. Мировоззрение представляет собой образ мира, приобретший личностный смысл и составляющий ядро индивидуальности личности.

Существенное продвижение в разработке проблемы воспитания личности происходит в том случае, если в качестве методических приемов диагностики и воспитания используются методический «принцип прерывания» деятельности, принцип деятельностного опосредствования динамических смысловых систем.

 







Date: 2015-12-12; view: 294; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию