Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методический принцип прерывания деятельности





Одним из самых трудных вопросов при изучении динамических смысловых систем является вопрос об их операционализации. Феноменологически динамические смысловые системы проявляются в виде кажущихся случайными, немотивированными «отклонений» поведения от оптимального для данной ситуации. Суть именно такой характеристики феноменологии смысловых единиц личности отчетливо выражена А. А. Бодалевым: «В повседневных, ставших привычными для нас жизненных ситуациях, когда нет надобности в глубоком проникновении в смысл поведения окружающих нас людей, в истинные мотивы их деятельности, процесс, раскрывающий действительное психологическое содержание их поведения, свернут. Но стоит другому человеку отойти от «само собой разумеющейся» манеры поведения или небезразличному для нас лицу «огорошить» необычным для него поступком, как процесс интерпретации поведения выдвигается на передний план»[189]. Îðèåíòèðîì ïðè ïîèñêå è âûáîðå ìåòîäîâ, ñïåöèàëüíî ñêîíñòðóèðîâàííûõ òàê, ÷òîáû ÷åëîâåê êàê áû îòîøåë îò íîðìàòèâíî çàäàííûõ ëèíèé ïîâåäåíèÿ, îò ñàìî ñîáîé ðàçóìåþùåéñÿ ìàíåðû ïîâåäåíèÿ, ñëóæèò îáùèé ìåòîäè÷åñêèé ïðèíöèï èñêóññòâåííîãî ïðåðûâàíèÿ äåÿòåëüíîñòè. Ïîäîáíîãî ðîäà ïðåðûâàíèå äåÿòåëüíîñòè ìîæåò ïðîèñõîäèòü íå òîëüêî èç-çà âíåøíèõ, íî è èç-çà âíóòðåííèõ ïðåãðàä íà ïóòè äåÿòåëüíîñòè ëè÷íîñòè. Òàêîé âíóòðåííåé ïðåãðàäîé ìîãóò áûòü, íàïðèìåð, õàðàêòåðîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè, ìåøàþùèå äîñòè÷ü öåëè äåéñòâèÿ, è ò. ï.  öåëîì æå â êà÷åñòâå ñèòóàöèé, îòâå÷àþùèõ ñôîðìóëèðîâàííîìó âûøå ïðèíöèïó, âûñòóïàþò òàêèå ñèòóàöèè, â êîòîðûõ öåëè è ñïîñîáû äåéñòâèÿ ïðÿìî íå çàäàíû ëè÷íîñòè. Íåñòðóêòóðèðîâàííîñòü, íåîïðåäåëåííîñòü ñèòóàöèè ÿâëÿåòñÿ îñíîâíîé õàðàêòåðèñòèêîé ñèòóàöèè â òàêîãî ðîäà ìåòîäàõ, êàê ïðîåêòèâíûå ìåòîäèêè èçó÷åíèÿ ëè÷íîñòè âðîäå òåìàòè÷åñêîãî àïïåðöåïòèâíîãî òåñòà ÷åðíèëüíûõ ïÿòåí Ðîðøàõà, ìåòîäèêè íåçàêîí÷åííûõ ïðåäëîæåíèé è ò. ï. (ðèñ. 12).


 

Рис. 12. Схематическая аналогия Шнейдмана, иллюстрирующая диагностические возможности различных классов проективных методов исследования личности

(по Е. Шнейдману, 1949)

Принцип прерывания деятельности фактически лежит в основе методов, в которых субъект при решении творческих задач ставится в проблемно-конфликтную ситуацию. Так, например, в исследовании И. Н. Семенова и С. Ю. Степанова описаны типы проблемно-конфликтных ситуаций, разрешить которые субъект может лишь при помощи рефлексии, переосмысления личностных стереотипов, а тем самым в конечном итоге — преобразования своей личности. Методические процедуры, разрабатываемые в этом направлении исследований, открывают перспективы для диагностики и изменения личности в процессе ее творчества.


Поиск методических приемов операционализации смысловых единиц анализа личности не ограничивается указанным выше приемом «прерывания» деятельности. Подступы к изучению индивидуального сознания личности намечаются в контексте психосемантического подхода (В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев). В этом цикле работ анализируются закономерности построения в обыденном сознании индивидуальных систем значений, через призму которых происходит восприятие субъектом мира других людей и самого себя. Какие изменения происходят с опредмеченными в окружающем мире значениями, когда они посредством интериоризации превращаются в достояние индивидуального сознания личности? Как трансформируются, например, понятия чести, совести и долга, социальные эталоны «хорошего мужа или жены», когда они окрашиваются светом тех или иных мотивов, т. е. что происходит со «значением», когда оно преобразуется в личностный смысл («значение-для-меня»)? Не окажутся ли выявляемые психосемантическим методом изменения когнитивной составляющей смысловых единиц структуры личности тем индикатором, по которому можно судить об изменениях в индивидуальном сознании личности? При ответе на подобного рода вопросы используются различные процедуры многомерного шкалирования, приводящие к построению субъективных пространств индивидуальных значений, например процедуры оценки себя, возможных мотивов поступка другого человека с помощью специально отобранных и предложенных испытуемому шкал. Психосемантический подход к личности еще нов, но открываемый им путь к изучению личности через анализ ее индивидуального сознания перспективен и обладает широкими возможностями операционализации смысловых единиц анализа структуры личности.

Традиционным, но далеко не исчерпанным методическим путем изучения смысловой сферы личности является путь диагностики личности с помощью методов, направленных на анализ познавательных процессов (например, метод классификации предметов и т. п.). Б. В. Зейгарник характеризует это развиваемое ею и ее учениками направление как опосредованное изучение личности. В последнее время как достаточно продуктивный зарекомендовал себя метод психологического анализа жизненного материала, используемый Б. С. Братусем для исследования динамики смысловых систем в зрелом возрасте. Все эти методические средства изучения личности широко применяются в отечественной датопсихологии, созданной прежде всего благодаря работам Б. В. Зейгарник и ее учеников.

Еще один путь операционализации смысловых образований личности предложен в исследованиях Е. В. Субботского, в которых используется методический прием изменения позиции ребенка в социальной ситуации. Этот методический прием осуществляется в три этапа. На первом этапе организуется ситуация, в которой возникает такое отклонение поведения от оптимальной линии достижения цели, которое не может быть объяснено за счет несформированности интеллектуальной сферы ребенка и свидетельствует о наличии у него новых мотивов, приводящих к изменению смысла ситуации. На втором этапе выделяются условия, при которых отклонения в поведении ребенка от оптимальной линии достижения цели исчезают и на этой основе проводится оценка приведших к ним мотивов. И наконец, на третьем «формирующем» этапе эксперимента изменяется позиция ребенка в социальной ситуации, что и приводит к изменению смыслового образования, например к изменению глобальной подражательности по отношению к взрослым. В работах Е. В. Субботского найдено удачное совмещение двух общих методических принципов изучения динамических смысловых систем личности: методического принципа «прерывания» деятельности и методического принципа «деятельностного опосредствования» смысловых образований личности. Если первый методический принцип — это принцип диагностики смысловых систем, то второй принцип — принцип их изменения.

 







Date: 2015-12-12; view: 286; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию