Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 78. Диагностика экологической воспитанности дошкольников, критерии ее сформированности





Определение уровня экологической воспитанности детей создает завершенность педагогической технологии — истинному педагогу всегда хочется увидеть результат воспитательного процесса, доказательство значимости его систематических усилий.

Диагностика — деликатное дело, она определяет уровень развития ребенка, его реальное продвижение в формировании физических, психических и личностных новообразований. Развитие применительно к человеку — понятие психологическое, оно обозначает скачок (по аналогии с развитием в живой природе), и этому процессом его определения должны заниматься психологи.

Процедура диагностики в экологическом образовании еще недостаточно исследована, так как само это направление — относительно новое в образовании. Имеются работы по диагностике школьников А.П. Сидельковского [222], Л.В.Моисеевой и И.Р. Колтуновой [227], С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина [211] и первые исследования по определению уровня экологической воспитанности дошкольников (Т.А.Маркова).

В настоящее время, когда существуют различные программы и ДОУ предоставляется возможность выбирать их, не может быть единого способа проверки детей. Диагностика создается под программу, потому что ее назначение состоит в том, чтобы определить эффективность программы с точки зрения ее влияния на развитие детей. Это можно продемонстрировать на примерах.

Программа «Истоки» на всех возрастных уровнях и в каждом разделе имеет одни и те же рубрики, в частности «Задачи развития», «Показатели развития». Именно эти рубрики должны вывести авторов или пользователей программы на разработку диагностических заданий. Старшие дошкольники к 7 годам в соответ­ствии с ней должны проявлять ярко выраженный самостоятель­ный интерес к объектам и явлениям природы, стремиться к их исследованию, привлекать к ним внимание детей и взрослых, задавать вопросы о незнакомом и непонятном — это их показатели развития [215. — С. 172]. Значит, если в группу в конце учебного года принести новый живой объект (например, черепаху), оста­вить его без пояснений и наблюдать за реакцией детей, их различ­ными проявлениями — это и будет диагностика вышеназванных показателей детского развития. Ориентируясь на задачи развития, можно также разработать разные диагностические задания, при этом следует выбирать такие позиции, которые соответствуют возраст­ным возможностям детей — не занижают и не завышают их. На­пример, задача «знакомить детей с разными состояниями веще­ства» [С. 170], если имеются в виду агрегатные состояния воды, для старшего дошкольника легкая, ее подвергать диагностике не стоит. А если проверять это знание на примере воска или парафина, то можно выяснить понимание детьми зависимости изменения состо­яния вещества от температуры окружающей среды.

Другой пример. Н.А. Рюкбейль в соответствии со своей про­граммой «Чувство природы», начиная работать с детьми, подвер­гает их диагностике по параметру проявления интереса к приро­де, характера и окрашенности этого интереса (положительный — отрицательный). Она наблюдает за дошкольниками, когда они сво­бодно общаются с животными, и если выявляется ребенок, кото­рый проявляет негативное отношение к объектам природы (страх, агрессию), то с ним проводят работу по коррекции поведения — развивают чувство «принятия себя», дают почувствовать, что его любят, он желанный для всех. Только потом начинается работа по программе. В конце обучения дети также подвергаются диагности­ке по двум параметрам: наличие познавательного интереса к при­роде и наличие потребности общения с ней — именно в этом состоит цель программы и эффект развития детей.

Исследование Т.А.Марковой [224], посвященное определению педагогических условий формирования экологической воспитан­ности старших дошкольников, — это поиск критериев воспитан­ности детей, прошедших обучение по вышепредставленной про­грамме «Мы», поиск эффективной диагностики этой воспитанности. Исследованием показано, что без специального педагогического воздействия отношение детей к природе находится на стадий «примитивного гуманизма», который проявляется в том, чтобы создать условия для животных, похожие на человеческие. Но специальная воспитательно-образовательная работа при оп­ределенных условиях формирует у детей гуманно-ценностное от­ношение к природе, т.е. дети самостоятельно и осознанно прояв­ляют устойчивую активность и гуманность к живым существам.

В плане диагностики выявление такого отношения (как и вся­кого другого) связано прежде всего с наблюдением за поведени­ем детей в естественной обстановке. Здесь следует отметить, что фактически во всех программах экологического воспитания до­школьников имеется «параметр знаний» и «параметр отношения» (особенно отчетливо это представлено в программе «Юный эко­лог»), диагностика которых принципиально различная. Знания проверяются легче, что показано, например, исследованием О.Ю. Тютюнник [257]: их можно выявлять специально созданны­ми ситуациями, вербальным способом с наглядным материалом. Отношение — это многоплановая личностная характеристика, оно может быть обнаружено в различных проявлениях детей (эмоци­ях, высказываниях, действиях), в поступках и поведении, а так­же в содержании деятельности. Чтобы выявить все нюансы отно­шения к природе, к живым существам, за детьми надо наблю­дать, а наблюдения — фиксировать, чтобы затем их правильно объяснить.


В работе Е. Юдиной [256] показано, что педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка включает сбор инфор­мации, регистрацию полученных данных, их интерпретацию. Ав­тор подчеркивает: чрезвычайно важно, чтобы эти процессы не смешивались между собой, так как часто наблюдается преждевре­менная интерпретация еще не до конца собранных фактов. Име­ется много методов сбора информации (продукты деятельности ребенка, мнение родителей, сверстников и др.), но особенно зна­чимым является структурированное наблюдение за поведением ребенка. При этом педагог не должен спешить с выводами и оцен­ками — он должен помнить, что каждый ребенок проявляет себя по-разному, имеет право на свой собственный путь развития. Зна­чение наблюдения как метода познания детей и наблюдательно­сти воспитателя как его профессионального качества обстоятель­но обсуждает Дженни Лешли [213].

 







Date: 2015-12-13; view: 1198; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию