Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности развития словаря у детей раннего и дошкольного возрастов
Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, действия с ними. Существенной особенностью речи детей этого возраста является искажение звуковой и морфологической структуры слов-наименований: вместо раковина произносят «ракушка», «ракинава»; вместо мыльница – «мыльная», «мыльник». У детей часто отсутствуют правильные наименования предметов. Ребенок заменяет их другими: вместо полка (в шкафу) – «вешалка», «доска», «наверху ящик», «для одежды стол», «одежду сюда класть»; «присваивает» имя предмету: вместо бретели – «полоски», «лента», вместо вешалка – «гвоздик», вместо носик у чайника – «краник». Характерное явление – наличие лепетных слов («би-би», «бай-бай»). В связи с небольшим активным словарем ребенок старается выразить свои желании мимикой, жестами и телодвижениями. Иногда дети выражают свои желания одним словом. Так, в слове платье выражается просьба надеть платье, в слове салфетка – просьба заправить салфетку. Мышление детей этого возраста конкретно, образно. Характерной чертой является высокая эмоциональность восприятия. Внимание ребенка прежде всего привлекают предметы с ярко выделяющимися внешними признаками. Все ярко окрашенное, звучащее, двигающееся, необычное по форме, размерам особо интересует детей, оставляет наиболее глубокий след в их сознании. Но за этими бросающимися в глаза признаками ребенок часто не видит главное. Эти особенности развития детей и определяют содержание и методику словарной работы с малышами. На данном этапе активный словарь детей рекомендуется обогащать: · существительными – названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений (дерево, трава, цветы), овощей (морковь, капуста, репа, помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон), домашних животных (петух, курица, лошадь, корова, собака, кошка), их детенышей (цыпленок, жеребенок, теленок, щенок, котенок) и др.;
· глаголами, обозначающими некоторые действия (мыть, вытирать, варить, готовить, гладить, стирать, лечить, ставить, сажать и др.); · прилагательными (большой, белый, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, черный, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый); · наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко). На основе расширения знаний и представлений необходимо увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, одежда, посуда, мебель). Первоначальный этап освоения словаря детьми младшего дошкольного возраста в условиях детского сада связан с решением основной педагогической задачи – введением ребенка в новые общественно-бытовые условия. Воспитатель должен сопровождать словом свои действия и действия детей. Когда воспитатель разговаривает с детьми, сопровождает свои действия словесными обозначениями, возникает взаимосвязь между словом и действием. Называя словом тот или иной предмет, педагог вычленяет его из общей массы. Чем точнее и богаче речь педагога, тем большее влияние она оказывает на расширение словарного запаса у детей. Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности. Часто воспитатели недооценивают режимные процедуры и делают все молча. Время от времени следует побеседовать с детьми о том, что они делают. Большое значение для усвоения словаря имеют сюжетно-ролевые игрына бытовые темы, а также труд детей. Наиболее благоприятные условия для словарной работы со всеми детьми создаются на специальных занятиях, обогащающих чувственный опыт ребенка. С детьми младшего возраста проводятся наблюдения за объектами ближайшего окружения. Организуются прогулки, осмотры помещения, методику которых разработала Е. И. Тихеева. Это своеобразные экскурсии по помещению групповой комнаты, затем по всему зданию детского сада, по прилегающему участку, далее по ближайшей улице. Учитывая особенности возраста, такие осмотры проводят живо, эмоционально, с применением игровых приемов. За один осмотр надо знакомить детей с какой-нибудь группой предметов, а не со всей обстановкой помещения. Длительность осмотров 5–7 мин, позднее она достигает 15 мин. Интересно начинать с игрового уголка (что эмоционально затрагивает ребенка) или с уголка природы. При этом вводятся новые слова и закрепляются уже имеющиеся в словаре детей. К сожалению, осмотры помещения в детских садах зачастую проходят формально, сухо. Занятия с одним и тем же материалом могут повторяться несколько раз в том же виде и с усложнением. При этом важно варьировать их методику. С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки как подготовка к будущим экскурсиям. Объектами наблюдения являются городской транспорт, улица, доступный пониманию малышей труд взрослых, бульвар или парк, огород на участке детского сада, лес, поле, луг При ознакомлении с трудом взрослых обращается внимание на предметы и орудия труда, трудовые действия, их назначение, собственные действия детей. Одновременно в словарь вводятся соответствующие слова. Дети учатся отвечать на вопросы «что это?», «кто это?», «какой?», «что делает?», «что с ним можно делать?». В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям. Поэтому широко используется непосредственное наблюдение предметов и явлений, а также изобразительная наглядность – игрушки и картины. Большое место занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. В младших группах проводятся два вида занятий: 1) по первичному ознакомлению с предметами, 2) по углублению знаний о предметах. Каждый вид занятий имеет свою специфику. На занятиях используются методы рассматривания и обследования предметов. Ознакомление с предметом идет поэтапно: · ознакомление с внешним видом предмета, с его назначением; · восприятие частей, деталей предмета; · знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны (стекло, бумага, дерево, металл; стекло прозрачное, хрупкое, бьется; бумага мнется, рвется, размокает). Определение соответствия материала, из которого сделан предмет, его назначению. Основные методические требования к проведению занятий такого рода следующие: · широкое использование игровых приемов – сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезновения и поиски, игровые действия, игровые атрибуты и др.; · сюжетный характер игр-занятий; · рассматривание предмета, его деталей; · многократное называние воспитателем предметов, действий в моменты сосредоточения внимания ребенка; · активное подражание детей речевому образцу; · использование вопросов, предполагающих ответ действием; · формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя; · чередование игровых действий с речевыми; · активные действия детей по обследованию предмета (ощупывание, поглаживание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху), включение двигательного, слухового и других анализаторов; · сравнение предметов по их внешнему виду; · постепенное формирование целостного представления о предмете, его назначении, строении, материале, из которого он изготовлен. В младших группах преобладают занятия с образными игрушками. Наиболее типичны игры-занятия с куклой. Игры-занятия проходят как разговор воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось», «Угадай, что спрятали» и др. Игры проводятся с разной целью. Интерес у детей вызывают дидактические игры – занятия типа «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», на которых показывают реальные операции на реальных предметах (См.: Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М., 1989). В качестве эффективного приема можно рекомендовать рассказ воспитателя с привлечением детей, которые дополняют рассказ недостающим словом или словосочетанием. Для обогащения словаря полезно проводить с детьми хороводные игры. Дети поют или произносят текст и сопровождают его действиями. Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин. Используются настенные предметные и сюжетные картины. Предметные картины служат для уточнения названий предметов, признаков (петух, петушок, большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв, ноги, хвост; курица, наседка, цыплята). Сюжетные картины служат для активизации словаря («Наша Таня», «Мы играем»). Можно использовать серии картинок и фотографий, связанных одной темой. Картины рассматриваются, по ним проводятся беседа и рассказывание, способствующие развитию речевой активности детей, формированию обобщающей функции слов, умений употреблять их в связной речи. С настольными мелкими картинками организуются дидактические игры. В обогащении словаря малышей очень велика роль художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулке, и в повседневном общении, и на других занятиях. Воспитатель читает детям стихи, загадывает загадки. Уже в младших группах внимание детей привлекается к слову, к разным словам, которыми можно назвать один и тот же объект (кошка, киска, кисонька; автомобиль, машина; румяный, веселый колобок и др.), и к одним и тем же словам, обозначающим разные предметы и состояния (носик у куклы, носик у чайника; ручка у ребенка и ручка двери; идет человек, идет дождь; румяное яблоко, румяная девочка). Детей приучают использовать в речи слова, выражающие оценочные суждения о предметах: дом, домик; ком, комочек. Особое внимание следует обращать на подбор слов для словообразовательных упражнений. В первую очередь отбирают слова, хорошо знакомые детям, употребляемые в уменьшительно-ласкательной форме, отличающиеся длинным словообразовательным рядом, вызывающие у ребенка эмоциональный отклик. Синонимы в словаре младших дошкольников имеют приблизительный характер, например радоваться, улыбаться, веселиться, смеяться. Однако для данного возраста это допустимо. Работу над синонимами рекомендуется проводить в связи с чтением и рассказыванием детям (Н. Забила. «Ясочкин садик», русские народные сказки «Маша и медведь», «Колобок» и др.) Раскрытие значений многозначных слов происходит сначала в конкретных ситуациях: дети слушают звуки дождя, тиканье часов; рассматривают картинки и вместе с воспитателем по его инициативе и образцу называют их, употребляя слово идет (дождь идет, часы идут, троллейбус идет, девочка идет). Воспитатель выделяет слово голосом. Аналогично проводится работа с другими словами: спинка стула, ребенка; крылья бабочки, самолета и др. Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослыми и другими детьми. В течение года словарь ребенка пятого года жизни увеличивается примерно на 600 – 800 слов. Особенно заметно возрастает количество употребляемых существительных и глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов. Между тремя и пятью годами наблюдается подъем интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах. Ребенок рассматривает зелень, принесенную из магазина: «Это зеленый лук, это укроп, а это что?» Ему говорят: «Это петрушка». Он смеется: «А где же длинный нос и колпачок?» (из дневника Н. А. Менчинской). Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предмет за счет уточнения его качеств (яблоко – сочное, вкусное, спелое, гладкое, крутое), дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый, ласковый, красивый – раньше все эти качества они называли универсальным словом хороший), используют больше глаголов для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несется). Повышенный интерес к слову проявляется в словотворчестве, например: «Правда, дорога рынская? – Какая? – На рынок – рынская». Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстает от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарем. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой). Задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Следует уделять внимание правильному пониманию слов, точному употреблению их по смыслу, расширению активного запаса слов; учить при сравнении предметов выделять и точно обозначать существенные признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия. Важно также обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления представлений (лиса рыжая, хитрая, осторожная). Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой – маленький, длинный – короткий, светлый – темный) \ продолжают развивать понимание и навыки употребления слов, выражающих видовые и родовые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда). В методике словарной работы много общего с методикой для младших групп, но есть особенности в использовании различных средств развития словаря, появляются новые методические приемы, которые основываются на возможности воспринимать речь без наглядного сопровождения, на опыте детей. Речевые рефлексы у детей этого возраста образуются быстро, но быстро угасают, отличаются неустойчивостью. Поэтому в средней группе необходимо повторение одних и тех же занятий. Как и в младших группах, содержание речи обогащается в процессе непосредственного и опосредованного ознакомления с окружающим миром. Проводятся осмотры помещения, рассматривание предметов, картин, игрушек, организуются экскурсии в общественные учреждения и в природу. В связи с усложнением представлений осмотры помещения принимают другой характер. Меньше внимания уделяется осмотрам помещения своей группы. Дети знакомятся с кухней, кабинетом заведующей, залом. При ознакомлении с кухней, например, в их словарь вводятся такие слова, как кастрюля, сковорода, терка, скалка, варить, жарить, печь, тереть, раскатывать. Детей подводят к обобщающим понятиям: мебель, посуда, растения, животные. Проводятся экскурсии по улицам города, в ближайший лес, парк. Их цель – дать детям новые представления об окружающем, уточнить, систематизировать имеющиеся знания и на этой основе обогатить словарь. Рекомендуется проводить экскурсии в одно и то же место в разное время года, благодаря чему представления детей становятся более отчетливыми и упорядоченными. С каждой повторной экскурсией ребенок получает новые знания, начинает припоминать, сравнивать, устанавливать связи между явлениями, а следовательно, уточняет свой словарь. Экскурсии предоставляют возможность соединять слово с образом предмета, обеспечить знакомство детей с точным наименованием объекта. Следует обращать внимание детей на цвет, форму, величину, пространственное расположение предметов, материал, из которого они сделаны.Важно добиваться, чтобы каждое слово соответствовало увиденному, сопровождать наблюдения пояснениями. Большое место занимают экскурсии в природу. Природа дает много интересного для наблюдений и для развития словаря. При посещении парка зимой внимание детей обращают на снегопад, на то, что деревья стоят в снежном уборе, мороз, метель, небо серое, пасмурное. Весной наблюдают голубое небо, яркое солнце, на деревьях набухли почки или уже распускаются листочки. Дети узнают новые слова: капель, почки; закрепляют известные: сосульки, ручейки. Осенью наблюдают листопад, деревья, стоящие в золотом уборе, слушают шелест под ногами опавших листьев, собирают семена, срезают цветы. Дети узнают названия цветов (астры, циннии, георгины), их окраску (синяя, сиреневая, розовая), величину, форму, определяют цветы по запаху. «У махровой гвоздики сильный запах, астры совсем не пахнут», – говорят дети. Много ценного для обогащения словаря дают наблюдения на прогулке за состоянием погоды.
Так, можно научить детей определять силу ветра по раскачиванию деревьев, одновременно употребляются слова ветер слабый, сильный, порывистый; срывает, гонит листья, раскачивает, ломает, подгоняет. Проводится рассматривание предметов и живых объектов. Объектами наблюдений в значительной степени остаются те же предметы и явления, но расширяется круг знаний о них, наблюдения усложняются. Дети узнают не только названия животных, но и чем они питаются, какую пользу приносят людям. На занятиях с предметами продолжаем углублять видовые понятия путем выделения существенных признаков предметов, учим обобщать по ним предметы, правильно обозначать словом качества, свойства, действия предметов. Обращаем внимание на последовательное рассматривание предметов, выделение и называние набора характерных признаков, формирование знаний об особенностях предметов на основе сравнения, различения и обобщения. Используется наглядно-действенный метод ознакомления с предметами. Здесь уточняется представление и предметная отнесенность слова. Еще одной разновидностью занятий по развитию словаря являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов (Методика занятий разработана В. И. Логиновой.См. указанную выше статью). Детей знакомят с материалами, из которых сделаны предметы. Особое внимание уделяют тем предметам, с которыми дети действуют. Их учат ориентироваться на качества предметов в повседневной жизни, в играх. Особенностью этих занятий является использование раздаточного материала, выделение качеств и свойств предметов на основе тщательного сенсорного обследования каждым ребенком предметов и сравнения их противоположных качеств и свойств (твердый – мягкий, прозрачный – непрозрачный), организация результативной деятельности ребенка с предметами. Занятия имеют четкую структуру: первая часть – выделение качества предмета в какой-либо ситуации или деятельности, ознакомление с новым словом (прозрачный, непрозрачный); вторая часть – обучение детей обследовательским действиям, выделение каждым ребенком качеств, закрепление слов-названий, освоение слов, обзначающих действия; третья часть – упражнение детей в выделении данного качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов. В большей мере, чем в предыдущей группе, используются приемы сравнения. Перед сравнением необходимо внимательно рассмотреть предметы (живой объект), в процессе сравнения оба сравниваемых предмета должны быть перед глазами детей. Основными приемами являются вопросы и указания воспитателя, помогающие последовательно строить сравнение, видеть значимые для видового отличия особенности предметов, наиболее четко формулировать ответ и подбирать нужное слово («Что это? Какого цвета? Какой по величине? форме? Из каких частей состоит? Для чего нужен?»). Вопросы используются не только по ходу сравнения, но и перед осмотром и сравнением предметов в виде плана-инструкции. Рассматривание предметов сопровождается беседой о материале, из которого они сделаны, о том, кем сделаны. Усложнение в методике занятий состоит и в том, что они, как правило, включают описание, загадывание и отгадывание загадок описательного характера. На этой основе постепенно вводятся загадки более сложного, метафорического характера. Появляется новый вид занятий – беседа по игрушкам, которая также сопровождается сравнением, описанием. Для бесед лучше брать игрушки, изображающие животных (не более 3–4). Вначале внимание детей привлекают к тому, что они уже знают, далее рассматривается и обсуждается незнакомое (грива, копыта у лошади). Привлекается детский опыт (где видели животное, что читали о нем). В процессе беседы целесообразно использовать загадки, песенки, стихи. Благодаря им занятия становятся более эмоциональными. Более сложно для детей описание игрушек и составление загадок по ним. Описание может проводиться в форме игр «Найди и опиши», «Магазин игрушек». Перед составлением загадок воспитатель рассматривает с детьми игрушки, выделяет характерные признаки, затем загадывает в качестве образца загадку об одной из них. Предлагает детям придумать свои загадки. Если дети затрудняются, педагог прибегает к наводящим вопросам. Воспитатель использует авторские, народные и придуманные им самим загадки. Как и в младшей группе, средством закрепления и активизации словаря в средней группе является картина. Дети пятого года жизни дают более разнообразную характеристику изображенного, их учат понимать общий смысл картины («О чем картина?»), составлять описание, классифицировать картинки по родам и видам. В средней группе проводят те же дидактические игры, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры «Угадай, что спрятали», «Посмотри и запомни», «Угадай, что прибавилось», «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось» могут содержать разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения.
Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связано, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребенка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания: кудрявая стройная береза, солнечный денек, березовая роща, еловая чаща, узкая тропинка, зеленый луг, любоваться красивым цветным ковром, поляна. Увеличиваются возможности для работы над смысловой стороной слова. В процессе наблюдений, рассматривания предметов, игрушек, картин обращается внимание на само слово, поощряется интерес детей к названиям предметов, их признаков, действий с ними. Перед детьми ставится задача выбора наиболее точного слова. Ее решение сопровождается пояснениями воспитателя, как лучше сказать. Обсуждается этимология мотивированных названий (подоконник – доска, встроенная под окном; какую посуду называют кухонной, столовой, чайной?Почему?).Опираясь на наглядность, дети подбирают определения (автобус большой, светлый, синий.; дом высокий, большой, кирпичный), глаголы (дети бегают, играют, рисуют.; петух кукарекает, поет.;, котенок лакает, мяукает, царапается.), антонимы (холодный – теплый, чистый – грязный, веселый – грустный.), синонимы (водитель, шофер; веселый, радостный; бояться – трусить). Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх «Какое что бывает», «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». Важно, чтобы материалом для этих игр служили слова, относящиеся к разным частям речи, и главное – хорошо знакомые детям (целесообразно использовать и те слова, над которыми работали во второй младшей группе). В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большее место, чем в предыдущей группе, занимает работа над многозначными словами. Внимание детей продолжают привлекать к многозначным словам; выделяют новые значения в уже известных им словах (идти, носик, ножка, ручка и др.). При этом многозначное слово выделяется голосом (ручка у куклы; ручка у двери; ручка, которой пишут). Детям предлагают подумать, про что, например, можно еще сказать слово идет: идет мальчик, идет поезд, идет время. Для ознакомления детей с многозначными словами в средней группе необходимо проводить специальные игры и занятия. Словарные игры и упражнения могут содержать задания на использование многозначных слов, синонимов, антонимов, словосочетаний в связных высказываниях о предметах и игрушках, картинках, а также в высказываниях на темы из личного опыта. На пятом году дети становятся более внимательны к художественному слову. Важно подбирать образные, яркие описания предметов и явлений, тексты, которые дают повод для размышлений над определениями, над нюансами значений слов. Старший дошкольный возраст. Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4 – 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. Дети 5 – 7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением – горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество – в тех случаях, когда в словаре ребенка не находится нужного слова («самостреляльный» пистолет, «самогоночная» машина). Однако чаще в случаях затруднения ребенок не называет предмет. К семи годам большинство слов в словаре ребенка составляют имена существительные – около 42% и глаголы – 43%. Прилагательные и наречия соответственно занимают около 7% и 6%; служебные слова – около 2%. В старшей группе необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь; учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять –- бежать), со сходным значением (веселый – радостный, прыгать – скакать и др.); использовать слова, обозначающие материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок. В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. В старшем возрасте продолжаются занятия по обогащению словаря детей. Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение). По-прежнему проводятся осмотры помещения, но уже всего детского сада («Какие комнаты есть в детском саду? Как называется комната, в которой мы находимся сейчас? Сколько дверей выходит в коридор? Куда ведет эта дверь?» и т. п.).Дети вспоминают, что наблюдали прежде («Куда мы попадем, если выйдем из групповой комнаты?А еслиповернемналево?»).
Большое место занимают экскурсии за пределы детского сада, в природу. Их содержание усложняется, дается больше новых слов. В процессе экскурсий дети приобретают знания о родном городе, об улице, где находится детский сад, о почте, школе, библиотеке, знакомятся с трудом взрослых и одновременно осваивают и уточняют разнообразный словарь: названия профессий, техники, трудовых процессов. Расширяются и уточняются представления ребенка о сезонных изменениях в природе, о некоторых животных и растениях, и в связи с этим осваивается природоведческий словарь. Рассматривание предметов и живых объектов также усложняется. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая, мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: теплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляются глаголы: прыгает, скачет, присел, жует, принюхивается, хрустит (морковкой). Проводится сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент, с тем, который рассматривали раньше, дается их описание. Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Если во второй младшей и средней группах, рассматривая картинку, дети обозначали глаголом бежит движения зайца, лошади, лисы, то теперь при рассматривании этих же картинок они употребляют такие слова: заяц – скачет, бежит, мчится, несется; лошадь – бежит, скачет; лиса – бежит, крадется, гонится (См.: Пеньевская Л. А. Обучение родному языку//Вопросы обучения в детском саду. – М., 1955). Речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различением (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). В словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий: курица торопливо клюет зерна; облака плывут медленно; бодро звучит музыка. Усвоение наречий происходит легче, чем прилагательных, поскольку они, во-первых, не имеют лексической омонимии, а во-вторых, в словосочетаниях и предложениях примыкают к глаголам, в то время как прилагательные согласуются с именами существительными. В старшем дошкольном возрасте продолжают формировать словарь, характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так, дети обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла и фаянса, цветного стекла, металла и дерева, пластмассы, закрепляют и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова. Только в старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется проводить самостоятельные занятия по сравнению предметов. Их цель – формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Методические требования к занятиям такого рода: 1) предметы для сравнения подбирают таким образом, чтобы было достаточное количество сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение и др.); 2) сравнение должно быть плановым, последовательным – от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению; 3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово; 4) дети должны проявлять максимум речевой активности. Проводятся занятия по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов. Для занятий подбирают предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в данное понятие. Например, для освоения обобщающего слова транспорт берут картинки с изображением не только транспортных средств, но и комбайна, пушки, швейной машины и др. Сначала дети рассматривают и описывают картинки, изображающие транспорт (1-я часть занятия), затем сравнивают их и выделяют общий признак, на основе которого делается обобщение (возить, перевозить) и вводится обобщающее слово (2-я часть), и, наконец, проводятся упражнения по отбору из разных картинок тех, которые относятся к транспорту (подведение под понятие) (3-я часть). Аналогичная работа ведется с другими родовыми понятиями. Далее идет их дифференциация: одежда – летняя, зимняя, демисезонная, птицы – зимующие, перелетные; транспорт – воздушный, водный, наземный, подземный (См.: Логинова В. И. Формирование словарях/Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984). Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей постепенно формируется понятийный характер слов. Только в старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется проводить самостоятельные занятия по сравнению предметов. Их цель – формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Методические требования к занятиям такого рода: 1) предметы для сравнения подбирают таким образом, чтобы было достаточное количество сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение и др.); 2) сравнение должно быть плановым, последовательным – от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению; 3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово; 4) дети должны проявлять максимум речевой активности. Проводятся занятия по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов. Для занятий подбирают предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в данное понятие. Например, для освоения обобщающего слова транспорт берут картинки с изображением не только транспортных средств, но и комбайна, пушки, швейной машины и др. Сначала дети рассматривают и описывают картинки, изображающие транспорт (1-я часть занятия), затем сравнивают их и выделяют общий признак, на основе которого делается обобщение (возить, перевозить) и вводится обобщающее слово (2-я часть), и, наконец, проводятся упражнения по отбору из разных картинок тех, которые относятся к транспорту (подведение под понятие) (3-я часть). Аналогичная работа ведется с другими родовыми понятиями. Далее идет их дифференциация: одежда – летняя, зимняя, демисезонная, птицы – зимующие, перелетные; транспорт – воздушный, водный, наземный, подземный (См.: Логинова В. И. Формирование словарях/Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984). Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей постепенно формируется понятийный характер слов. В играх, игровых упражнениях на подбор слов активизируются имена существительные, глаголы, прилагательные. Например, детям ставят вопросы: «Что можно шить? штопать? примерять? надвинуть? застегнуть? подпоясать? завязать? надеть?» В ответ они должны назвать подходящие предметы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек. Аналогичная задача решается в игре «Назови, какой». К названному предмету дети подбирают определения (шарф – теплый, легкий, длинный, короткий, узкий, широкий, вязаный, красивый). 2. клссификацию предметов и их обобщение: · различные виды классификации предметов и их словесных обозначений по разным признакам (распределение слов по группам: овощи, посуда, растения), по родовому и подродовому признаку: транспорт – железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, машины – сельскохозяйственные, бытовые, военные; · исключение из заданной группы предметов и слов, не обладающих общим признаком (стол, стул, диван, стакан, кровать, кресло, платье – «Какие предметы (слова) лишние?»); · подбор к слову, обозначающему родовое понятие, слова с видовым значением (какие фрукты растут в саду?; назовите перелетных птиц; какие продукты продают в продовольственном магазине?); · подведение слов видового значения под родовое на звание (туфли, сапоги, сандалии; берет, панама, шляпа); · обобщение через противопоставление (ласточка – птица, а бабочка? платье – одежда, а туфли?); · составление словосочетаний и предложений со словами, обозначающими видовые и родовые понятия. Особое внимание уделяется семантизации лексики (раскрытию смысловой стороны слова). Объяснение значений слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приемы толкования значений слов: · объяснение значений слов путем показа картинки, например словосочетание поздняя осень объясняется в процессе показа картин, отражающих состояние природы осенью; · сопоставление слова с другими словами – надевать – что?; одевать – кого?; · объяснение этимологии слова. Например, в рассказах для детей этого возраста встречаются такие слова: дрозды-рябинники, зайчата-листопаднички, лиса зимой мышкуeт, ноябрь-полузимник, цапля-болотница. Их объяснение дается через словообразовательный анализ; · составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом; · пояснение слова другим словом, близким по значению: калужинка – лужица, мужественный – храбрый; · подбор к слову слова, противоположного по значению (антонима): неряха – чистый, опрятный, аккуратный; · объяснение значения слова через его определение: герой – человек, отличающийся храбростью, совершающий подвиги; березняк – березовый лес; · сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов. Смысловая сторона речи развивается и в процессе работы над антонимами. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях: · подбор антонима к заданному слову: тихо –..., трудно –...; · отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку» (из рассказа Л. Н. Толстого); «Готовь сани летом, а телегу зимой»; «Труд кормит, а лень портит»; · договаривание предложения с антонимами: Летом жарко, а зимой (холодно, студено, морозно); Все люди радовались весне, а Снегурочка (грустила, печалилась); · составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов (умный – глупый, весело – скучно). Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Знаток русского слова Л. В. Успенский советовал родителям и педагогам с «малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова: вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять) синонимов: носиться, мчаться, удирать, улепетыватъ, пробегать. Он подберет, а вы с ним разберите: что удачно, что – нет и почему именно» (Успенский Л. В. Культура речи. – М., 1976. –С. 73. 148) Уже в этой рекомендации мы можем выделить такие приемы работы с синонимами: · подбор синонимов к изолированному слову; · объяснение выбора слов в синонимическом ряду. Кроме того, целесообразно также использовать следующие приемы: в) замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы), «Бежит маленький ручей» (струится, журчит, льется); · составление предложений со словами синонимического ряда; · составление рассказа со словами синонимического ряда.
На этом возрастном этапе должна быть продолжена работа с многозначными словами. Здесь можно рекомендовать: · объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребенка (зайчика), ушко иголки; «Ослик черный, беломордый, ослик – ушки на макушке», «Потянуло солнышко спящее зерно за ушко на солнышко – и взошло оно»; «Топай, топай ножками, новыми сапожками»; «Я – капелька лета на тоненькой ножке» – в стихотворении о землянике; «Стоит Антошка на одной ножке, кто его увидит, всяк ему поклонится»; · подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая, остроконечная (палка); · подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: острый – сладкий (сахар), острая – тупая (иголка) и др. Эффективными приемами являются также (См.: Струнина Е. М., Ушакова О. С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников//Развитие речи и речевого общения дошкольников/Под ред. О. С. Ушаковой. – М., 1995. – С. 21.) · составление предложений с многозначными словами; · рисование на тему многозначного слова; · нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах; · придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова. Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Названные выше приемы используются в играх и игровых упражнениях типа «Кто больше придумает слов?» (на заданную тему, по признаку, слову), «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу и небылицы и др. Они также описаны в ряде сборников дидактических игр.
В старшем дошкольном возрасте активно осваивается оценочная лексика. Это связано с формированием внеситуативно-личностного общения ребенка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.). Педагог специально организует работу над данной категорией слов в интересах нравственного и речевого развития детей. Причем сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе – имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость), поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари (тезаурусы) наиболее частотных личностных черт. Так, наиболее частотными являются слова добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый. Большое значение для освоения эмоционально-оценочной лексики имеет анализ поступков литературных героев, их переживаний и настроения. Приведем в пример вопросы воспитателя по содержанию литературных произведений, направленные на уточнение понимания детьми прилагательных с этическим значением. Первое произведение прочитано впервые, второе – хорошо знакомо детям. Вопросы по сказке В. Осеевой «Заячья шапка»: Как называется в сказке заяц? (Хвастунишка, хвастливый.) За что его так назвали? (Хвастал:«Могу через сосну перепрыгнуть» и т.д.) За что назвали хвастунишкой сына охотника, когда он надел заячью шапку? Как назвали девочку подружки? («Экая хвастунишка») Как можно назвать зайца, мальчика и девочку, если они хвастаются? Какие они? Нравятся ли вам хвастунишки? Как к ним относятся люди? А как можно назвать нехвастливых людей? (Скромными.) Вопросы по «Рассказу о неизвестном герое» С. Маршака: Как можно назвать этого неизвестного героя? Какой он? (скромный). Как можно другими словами назвать неизвестного героя? (смелый, мужественный, настоящий герой), В заключение делается вывод: нескромных, хвастливых людей не любят, а скромных уважают. Скромный не хвастает своими добрыми делами и поступками. Недаром в народе говорят: «скромность украшает героя»; «скромность каждому к лицу». Наблюдения показывают, что дети редко используют в общении фразеологические обороты. В качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступают образная речь окружающих взрослых и художественное слово. В беседах по содержанию литературных произведений, фольклорных произведений разных жанров следует обращать внимание на образные выражения, поощрять употребление их детьми в активной речи. Прекрасным материалом в этом отношении являются пословицы и поговорки. Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок объясняли детям в связи с жизненными ситуациями. Распространенной ошибкой в практике является заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Слова, встречающиеся в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям. Полезный для речевого развития детей прием – использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения. Он позволяет закрепить значения слов и углубить понимание идеи данного произведения. Например, можноиспользоватьследующиепословицы: «Что посеешь, то и пожнешь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»); «Век живи – век учись» (к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»); «Как аукнется, так и откликнется» (к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (Фесюкова Л. Словарная работа в подготовительной группе// Дошкольное воспитание. – 1972. – № 12). Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы. Важнейший метод словарной работы – составление рассказов детьми. В связной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учетом контекста. Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.
Date: 2015-12-13; view: 917; Нарушение авторских прав |