Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






П р е д и с л о в и е





А.Г. Асмолов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Принципы

общепсихологического

анализа

 

Допущено Государственным комитетом СССР

по народному образованию

в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности

«Психология»

 

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО

МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

ББК 88

А 90

 

 

Печатается по постановлению

Редакционно-издательского совета

Московского университета

 

Рецензенты:

Кафедра логики и психологии Тартуского

государственного университета;

доктор философских наук И. С. Кон

 

 

 

Асмолов А. Г.

А 90 Психология личности: Учебник.—М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.

 

ISBN 5—211—00221—0.

 

В учебнике с позиций историко-эволюционного подхода излагаются представления о возникновении и развитии личности в истории природы и общества. С привлечением культурно-исторического, этнографического и клинического материала освещаются вопросы соотношения наследственности и социальной среды в развитии человека, мотивация развития личности, роль творчества и характера личности в формировании образа жизни. Особо рассматриваются проявления индивидуальности личности в ситуациях личностного выбора — использование социальных стереотипов в качестве средств овладения своим поведением.

Для преподавателей и студентов психологических факультетов университетов, а также для социологов, этнографов, антропологов, врачей и педагогов.

 

 

0303020000 (4309000000) —175

А ——————————— 27—89 ББК 88

077(02)—90

 

ISBN 5—211—00221—0. © Асмолов А. Г., 1990

Психология личности есть психология драматическая. Почва и центр этой драмы — борьба личности против своего духовного разрушения. Это борьба никогда не прекращается.

А. Н. Леонтьев

 

П Р Е Д И С Л О В И Е

 

Задача любого учебника заключается в том, чтобы «остановить мгновение» и отразить современное состояние той или иной области научного знания, т. е. обобщить основные факты, закономерности, категории и методы, раскрывающие предмет научной дисциплины. Так обстоит дело в науках, которые уже миновали период своего становления и достигли эпохи научной зрелости. В психологии, возраст жизни которой как самостоятельной науки исчисляется не веками, а десятилетиями, положение дел складывается по-иному. «Исторически состояние нашей науки таково, — писал в свое время Л. С. Выготский, — что... существует много психологии, но не существует единой психологии. Мы могли бы сказать, что потому и возникает много психологии, что нет общей, единой психологии. Это значит, что отсутствие единой научной системы, которая охватывала бы и объединяла все современное психологическое знание, приводит к тому, что каждое новое фактическое открытие в любой области психологии, выходящее за пределы простого накопления фактов, вынуждено создавать свою собственную теорию, свою систему для объяснения и понимания вновь найденных фактов и зависимостей, вынуждено создавать свою психологию — одну из многих психологии»[1].  ïîäîáíîé ñèòóàöèè àâòîð ó÷åáíèêà èëè ó÷åáíîãî ïîñîáèÿ ïî ïñèõîëîãèè íå ìîæåò çàíÿòü ïîçèöèþ áåñïðèñòðàñòíîãî íàáëþäàòåëÿ è, óäåëÿÿ âíèìàíèå ïðåèìóùåñòâåííî èñêóññòâó äèäàêòèêè, çàïå÷àòëåòü ñîâðåìåííîå ñîñòîÿíèå ïñèõîëîãèè. Ïîñëåäíåå çàìå÷àíèå îñîáåííî îòíîñèòñÿ ê ïñèõîëîãèè ëè÷íîñòè, êîòîðóþ íàðÿäó ñ áîãàòñòâîì ôóíäàìåíòàëüíûõ èññëåäîâàíèé è îðèãèíàëüíûõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ ôàêòîâ õàðàêòåðèçóåò ìíîæåñòâî íåðåøåííûõ ïðîáëåì, ðàçðîçíåííûõ ýìïèðè÷åñêèõ äàííûõ è íå ïåðåñåêàþùèõñÿ äðóã ñ äðóãîì íàó÷íûõ íàïðàâëåíèé. Ñòîëêíîâåíèå ìíåíèé ìåæäó ïðåäñòàâèòåëÿìè ðàçëè÷íûõ íàïðàâëåíèé íà÷èíàåòñÿ óæå â ñàìîì èñõîäíîì ïóíêòå ïñèõîëîãè÷åñêîãî àíàëèçà ëè÷íîñòè è ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîñòàíîâêå âîïðîñà: ÷òî æå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ôåíîìåíîëîãèÿ â ýòîé îáëàñòè ïñèõîëîãèè? Âñå ýòî ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì, ÷òî â ñòðåìèòåëüíî ðàçâèâàþùåéñÿ ïñèõîëîãèè ëè÷íîñòè îòñóòñòâóåò åäèíûé ëîãè÷åñêèé ñòåðæåíü, êîòîðûé áû ïîçâîëÿë ðàññìàòðèâàòü ïñèõîëîãèþ ëè÷íîñòè êàê öåëîñòíóþ ñèñòåìó çíàíèé,  ñâÿçè ñ ýòèì ñïåöèôèêà ðàáîòû ïî ñîçäàíèþ äàííîãî ó÷åáíèêà ïî ïñèõîëîãèè ëè÷íîñòè ñîñòîèò â òîì, ÷òî åãî íàïèñàíèå ÿâëÿåòñÿ îäíîâðåìåííî ïîñòðîåíèåì ïðåäìåòà ïñèõîëîãèè ëè÷íîñòè.

Изложение представлений о психологии личности как целостной единой системе знаний — центральная задача настоящего учебника. При решении этой задачи не следует смешивать целостность представлений о предмете науки с беспроблемностью, а получение знаний о предмете психологии личности — с вручением набора рецептов для ответа на самые разнообразные и неожиданные вопросы, которые может поставить перед будущим профессиональным психологом жизнь. Изложить представления о предмете психологии личности, обойдя все острые утлы, — это значит исказить существующее в психологии личности положение вещей и невольно заложить основы для формирования у будущего психолога чувства беспомощности, когда за стенами университетов неумолимая практика внесет свои коррективы в его образ психологической науки. Именно поэтому освещение любого вопроса в учебнике начинается с выделения тех проблем, которые часто еще только ждут своего решения, а обсуждение этих проблем строится как диалог, который будущий специалист может продолжить в своей профессиональной работе. При этом само знание о предмете психологии личности выступает как необходимое условие формирования у психолога умения формулировать выдвигаемые практикой задачи в такой форме, чтобы в самом вопросе уже содержался верный путь к его решению, к поиску методов, дающих возможность достичь поставленной цели.

По массиву эмпирических фактов, каскаду разнообразных экспериментов, очереди спешащих сменить друг друга теорий психология личности в конце XX в, потеснила другие отрасли психологической науки. Темп развития психологии личности станет более ощутимым, если привести следующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности — проблему «Я», Если в 1969 г. этой проблеме было посвящено около четырехсот публикаций, то в 1980 г. их количество перешло за тысячу. Одно за другим за рубежом выходят многотомные издания по психологии личности, особенно учебники, посвященные изложению многочисленных теорий личности. Однако попытка изложить набор фактов, методов и теорий бессмысленна вовсе не только потому, что их объем непомерно велик. Дело заключается в другом. Логика преподавания любой науки, в том числе и психологии, во времена информационного перенасыщения не должна основываться на бесконечном расширении объема изучаемого материала.

Учебник не информирует о многочисленных явлениях, методах и концепциях психологии личности, а знакомит студентов с основными принципами, исходными пунктами изучения психологии личности, т. е. учит студентов учиться, — так сегодня ставится вопрос о логике преподавания психологии. Вместе с тем опасно впасть и в другую крайность — крайность скольжения по верхам, незнания истории своей науки, отсутствия бережного и уважительного отношения к добытым в науке фактам. В курсе «Психология личности» надежной гарантией против незнания истории науки служит сочетание издания учебников с изданием хрестоматий, в которых представлены оригинальные концепции и теории, изложенные самими создателями. Так, изданы такие хрестоматии, как «Психология личности» / Под ред. Ю. С. Гиппенрейтер, В. Я. Романова (1982), «Психология индивидуальных различий» / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея (1982), благодаря которым студенты имеют возможность познакомиться с многими первоисточниками по психологии личности. Важным подспорьем являются также монографии Б. В. Зейгарник «Теория личности К. Левина» (1981) и «Теории личности в зарубежной психологии» (1984), кратко излагающие основные концепции в зарубежной психологии личности.

В качестве основания для интеграции разрозненных эмпирических фактов и течений в учебнике выступает историко-эволюционный подход к изучению личности, который задает общую стратегию для освещения вопросов о соотношении биологического и социального в личности, мотивации развития личности, механизмов регуляции социального поведения личности, творчества индивидуальности, характера и способностей.

Этот подход помогает будущим специалистам увидеть ограниченность распространенных в психологии мифов, в соответствии с которыми развитие личности выводится из механического взаимодействия двух факторов — наследственности и социальной среды; целями жизни личности считаются стремление к равновесию и выживанию, а структура личности мыслится как коллекция индивидуальных черт. Историко-эволюционный подход ставит во главу угла новую схему детерминации развития личности, раскрывающую взаимоотношения между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства человека (например, темперамент, задатки) выступают как безличные предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, а общество — как условие осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры. Подлинным основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, в которой осуществляется социализация личности, усвоение заданных социальных ролей. Однако ролевое поведение — это только начальная точка отсчета в развитии личности. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуациях выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклоненных альтернатив. Связь между биологическим индивидом, усвоившей социальные роли личностью и преобразующей мир и самое себя индивидуальностью выражается формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

 

 

Date: 2015-12-12; view: 330; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию