Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заметки психолога о креативном и творческом кризисах





 

Один из вариантов действий для выработки стойкого иммунитета к возможным творческим кризисам – это гармоничное развитие личности и мотивация. К примеру, многим детям просто неинтересно учиться, они ищут (и находят) для себя другие занятия.

Есть очень разные образцы. Я закончил университет победителем разных конкурсов, а в школе был троечником в выпускных классах (хотя во втором и пятом был отличником). Почему? Было неинтересно учиться.

Неосознанно хотелось интеллектуального вызова. А когда что-то рассказывали и заставляли это повторять, мне было это неинтересно. Впрочем, позднее магистратура РГПУ им. Герцена, которую «вела» весьма авторитарная дама с комплексами, мне тоже не понравилась. Я закончил ее «абсолютно без аппетита». Но когда пошел в аспирантуру в другом вузе, дело приняло совсем иной оборот; я не шел туда, а летел на крыльях. Так же и в творчестве.

И подобных рассмотренным примерам в части детей и взрослых (взрослые – бывшие дети), которым интересно реализовать себя через интеллектуальную деятельность, много. А когда человека ограничивают в развитии, ставя над ним крышку, шаблоны, то кто-то болезненно воспринимает, кто-то привыкает. Привыкнуть же можно буквально ко всему, потому что человек – существо с очень большим запасом приспособляемости. Опять же, кто-то любит арбуз, а кто-то – свиной хрящик.

И есть один-единственный прием для всех: заинтересовать. А вот чем заинтересовать – это второй вопрос.

Причем можно пытаться заинтересовать массово. Но индивидуальный подход с опорой на личные качества и их особенности более эффективен, это очевидно.

Давайте прямо сейчас окажем пренебрежение всем правилам логики и с этого места перелистаем книгу в начало второй главы – еще раз ознакомимся с палитрой мнений разных людей в части того, как именно они справляются с творческим кризисом.

Но… обратите внимание на несколько ответов тех, у кого творческого кризиса вообще, как они откровенничают, не случается. Не думаю, что это бравада. И также не думаю, что надо ставить на достойных людях «клеймо» графомана. В слове графоман – разберем его по частям в свободное время – нет ничего отрицательного: человек имеет потребность писать.

Одна из больших глупостей, распространенных в мире, говорит о том, что все можно измерить.

Есть даже целая плеяда специалистов «метрологов». В части творчества убежден, что оценить примерно – можно, оценить точно – нельзя. Также как нельзя измерить интеллект.

Наиболее мудрые люди (и руководители) это отлично (возможно, по наитию) понимают. К примеру, самые престижные вузы мира (Оксфорд) принимают студентов просто через собеседование.

Так вот, об ответах тех, у кого не бывает творческих кризисов. Они правы. В смысле, абсолютно правы именно в своей ситуации. «Кто не обучился в юности – того старость бывает скучна», – это высказывание приписывают императрице Екатерине II. Следовательно, здоровый физически человек («нет здоровых, есть недостаточно обследованные») с разносторонними интересами просто «автоматически», временно переключается на другую область насущных задач и работ, тем самым, во-первых, интуитивно спасая свою психику от кризиса, а во-вторых, не теряя полезного времени, совершает еще массу полезных поступков.

Какова мотивация, спросите вы? Она привита последовательно – с детства. Такой человек просто имеет активную позицию во всем. Для всех маститых – это очевидно: что не мнение, то порыв, проблема, вызов.

Разумеется, таким людям некогда (они не привыкли, не имеют опыта) впадать в депрессивные состояния или гасить эмоции (верно и наоборот – вызывать эмоции) алкоголем. Им это просто не приходит в голову, не так устроены.

Конечно же, это не говорит о том, что те творческие личности, которые справляются с временным кризисом иными методами, менее ценны или более дурны. Как мы уже говорили ранее, все индивидуально. И готового рецепта нет. Есть различные варианты, и сколько людей, столько и мнений.

Нельзя просто прочитать книги и стать креативным. В принципе креативным навыкам, приемам и инструментарию можно обучиться. Есть и профильный литературный инстиут им. М. Горького в Москве. Не раз слышал мнения о том, что в литературном институте можно научиться чему годно, но не литературному творчеству. Отчасти это… верно. Писательству научить нельзя. Можно дать определенные навыки. Для этого нужно тренироваться. Но кое-какие методики все же существуют.

Одна мудрая женщина сказала: «Главное изобретение в жизни – это твоя собственная жизнь». Главное, не что изобрел, а насколько сам интересно живешь. Креативному человеку интересно жить.

 

Это интересно!

Человек должен быть внутренне свободен, чтобы реализовывать свой креатив. Если эту потребность подавлять в себе, то можно даже заболеть. Известный педагог-новатор А. Гин предлагает такую методику по определению потенциальной креативности: пришел человек устраиваться на работу, а ему вопрос теста: «Вот вам чайник на колесиках, что будете делать?»

 

На протяжении последних двух-трех десятилетий государство своей политикой нанесло российской культуре некоторый урон. Конечно, здесь сработал комплекс факторов, но… от этого не легче. Престиж профессии убит. Как говорится, в Москве сплошные беллетристы; все пишут». Но произведения литературного труда в силу разных причин – невысокого качества.

Культура, по замечанию поэта Алексея Ланцова, «лежит на боку». И в этот сложный период особенно важно не опускать руки.

Что я сам думаю о творчестве? Каждое слово имеет свою нагруженность, определенный смысл, разный для каждого. И это подтверждают мнения профессионалов, опубликованные во второй главе. Интересно, что в русской словесности есть слово «творчество» и его определение, но нет в русском языке слова «творческость». А заимствованное, но вполне ассимилированное слово «креативность» в нашем языке есть. Иногда часто слово «творчество» воспринимают как что-то относящееся к народному промыслу, танцам, пению.

Считаю, что развитие креативности человека, его характера, продуктивности, отношения к миру – это самое важное. И ту часть жизни, которая мне осталась, я хотел бы посвятить образованию.

 

Внимание, важно!

Вы общаетесь с человеком. Как узнать, креативен он или нет? Даже каждый маленький ребенок креативен. А вот уже потом, когда он вырастает, сама цивилизация, отношение родителей, школа эту креативность могут в силу разных причин уменьшить. Звучит не очень оптимистично, но жизнь есть испытание. Даже изучение животных, высших млекопитающих, показывает, что они креативны. Биологическая основа креативности – сенсорные впечатления, потребность и стремление познать что-нибудь новое. Основной признак креативности: когда мы хотим изменить мир вокруг себя к лучшему, стараемся ярко проявлять себя в этом мире, что и делают все творческие люди, в частности писатели. Более глубокие характеристики для определения: креативный на один вопрос ищет несколько разных ответов, он обладает гибкостью мышления и может принять точку зрения другого человека; всего таких характеристик от 7 до 30. Найти их несложно. Более того, творческий (креативный) человек полезен обществу еще и тем, что очень толерантен к палитре иных мнений, ибо понимает «механизм» их зарождения.

 

 

Что такое креативность в обывательском смысле?

 

Еще раз подчеркну, что понятия креативность и творчество прямо взаимосвязаны. И писатели, и читатели, безусловно, креативны. В перспективе хочу записать несколько небольших видеороликов по теме развития креативности в семье. Пример: мы идем с двухлетним сынишкой по улице. Я обращаю внимание на обычные вещи, но стараюсь представить их в необычном виде. И вот мы и видим, что на проводе сидит ворона.

Я говорю: «Помнишь, ты пытался пройти по жердочке? Я держал тебя за руку, а ты не мог пройти, боялся. Смотри, ворона сидит на тонюсеньком проводе и качается от ветра, а не падает. Как у нее так получается? И как так получается, что по проводам течет ток, но не причиняет вороне никакого вреда?» И мы начинаем рассуждать. Таким образом, можно научить увидеть вокруг себя то, что люди в суете обычно не замечают. Вот почему литератор всегда был не только «пишущим» или «самовыражающимся», но и в определенном смысле педагогом, культурологом, психологом.

И как же здесь без креативности? Одни лишь навыки внимательности к деталям, компетенции в наблюдательности делают его «особенным», но не кичливым.

 

Скромность – профнепригодность?

 

О выделении в коллективе можно говорить особо.

Бытует мнение, что творческая личность стремится выделиться среди других. Иногда таких людей наделяют эпитетами «ну и фрукт», «выскочка». Я же считаю, что скромность в писательской среде хороша в меру, она, по сути, не свойственна творческим людям (которым, вспомним, для процветания «нужны зрители», иначе артистические и творческие натуры угасают), это посылы из разряда «ложная альтернатива». Поэт Дмитрий Киршин на это сказал в свое время, что скромность для писателя – это профнепригодность.

Думаю, что на самом деле многое зависит от самого человека – инициатора суждений на эту тему. Есть в моем кругу общения довольно скромные люди, для которых понятие «скромность» исключает ложную игру.

Считаю, не надо решать вопрос выделиться или слиться, а нужно решать вопрос с точки зрения здравого смысла: если нужно выделиться – выделяться, если нужно слиться – сливаться. Как того душа просит. Я за то (и так воспитываю своих детей), что каждый человек – это индивидуальность. В ряде случаев уместно вести себя так, чтобы бросать вызов коллективу, но случаи эти строго индивидуальны, их надо рассматривать с точки зрения оправданного риска. Хотя писателю и вообще творческому человеку как, безусловно, тонко чувствующей натуре свойственны импульсивность и эмоциональность. Но все зависит от того, как тот или иной человек, особенно публичный, транслирует в общество (социум) свои идеи и мировоззрение.

Можно быть индивидуальностью, но в то же время быть коллективным человеком. Я не вижу тут никаких проблем. А можно понимать при этом Артура Шопенгауэра, «мрачного циника» Курта Воннегута или Александра Пушкина («ты царь: живи один»).

С психологической точки зрения, человек – сложное существо. Как горизонт – к нему можно идти, но его нельзя достичь. И почти так же бесконечно творчество, поскольку разум черпает его из области бессознательного. Непредсказуемость – главная характеристика творчества.

Не зря состоявшиеся творческие личности нередко откровенничают о том, что самая лучшая их книга еще не написана.

Точно так же человек творческий на ощупь двигается к своему счастью, но не всегда его достигает, а если и достигает, то переключается на новый поиск. Есть в Южной Африке Королевство Бутан. В планах правящей династии – не увеличение ВВП, как можно было бы логично предположить, а увеличение счастья.

В Бутане есть специальные опросники: «Увеличилось ли у вас счастье за минувшие два года?» Бедное королевство, в горах, с не очень эффективной экономикой, где люди живут счастливо. Во многих европейских странах этого нет.

Для меня в творчестве самое важное – это само творчество. Есть некий потенциал, с которым человек родился. Но, чтобы его открыть, создать благоприятные условия, совершенствовать, он должен «пуд соли съесть», состояться в социуме. Ради своей семьи, своих детей стоит жить, и радость творчества – вторая составляющая в шкале моих ценностей, ради чего стоит жить.

 

Date: 2015-12-13; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию