возраст месяцы
| Нормальное развитие
| Раннее развитие при аутизме
|
| Издавание гласных звуков, гудение
|
|
| Диалоги в виде гласных звуков или поворачивание в сторону родителей. Появление согласных.
| Ограниченные или необычные гудения (визги, крики). Жесты, звуки, выражения не имитируют.
|
| Первые слова, лексика с интонацией, похожей на предложения Язык — все чаще для комментирования среды. Игры с гласными звуками. Жесты и вокализация для привлечения внимания, указывания, просьб.
| Могут появиться первые слова, но не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся грудным для интерпретации.
|
| Первые слова, лексика с интонацией, похожей на предложения. Язык — все чаще для комментирования Среды. Игры с гласными звуками. Жесты и вокализация для привлечения внимания, указывания, просьб.
|
|
| Сочетания 3-5 слов. Простые вопросы (где папа?). Слово "Это" сопровождает жестами. Себя — по имени, но не как "Я". Краткий повтор высказываний. Не может поддержать тему разговора. Речь сфокусирована на настоящее время и место."
| Обычный словарный запас менее 15 слов. Слова появляются, а затем исчезают. Жесты не развиваются. Присутствуют несколько указывающих на объект жестов.
|
| Словарный запас около 100 слов. Многие грамматические морфемы (множ. число, прош. время, предлоги) применяются правильно. Эхолалия редкая. Возрастает использование языка для обозначения "там и тогда". Много вопросов. Чаще для продолжения разговора, чем для информации.
| Комбинации слов редки. Повторяет фразы. Эхолалия. Язык использует не творчески. Плохой ритм, интонация. У половины — бедная артикуляция, речь не осмысленная. Берет взрослых за руки и подводит к объекту, ждет когда дадут предмет.
|
| Комплексные структуры предложения. Поддерживает тему беседы, дает информацию. Просит объяснить высказывания. Приспосабливает уровень языка к собеседнику.
| Может творчески создать комбинации из 23 слов. Эхолалия сохраняется. Копирует телеведущих. Произносит просьбы.
|
| Большой комплекс струкгур, владеет грамматическими структурами. Оценивает предложения как грамматические и неграмматические, делает исправления. Развивает понимание шуток, узнает вербальные двусмысленности. Рост способности приспособления языка в соответствии с ролью и положением слушателя.
| Нет понимания или выражения абстрактных концепций (времени), не может поддержать разговор. Неправильно использует высказывания. Эхолалия. Редкие вопросы часто повторяются. Нарушены тон и ритм речи.
|