Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трудовое воспитание слепых и слабовидящих дошкольников⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Трудовое воспитание - целенаправленный процесс воспитания любви к труду, потребности в нем: уважение к людям труда, уважение чужого труда. Задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения являются: · ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; · обучение простейшим трудовых умений и навыков; · воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; · воспитание общественно направленных мотивов труда. Специальными задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения являются: · коррекция и преодоление негативных последствий в развитии личности слепого или слабовидящего ребенка; · формирование активной жизненной позиции; · коррекция понятий о видах, объектах, орудиях труда; · формирование навыков пространственной ориентировки; · воспитание готовности к участию в трудовой деятельности. В условия зрительной недостаточности в силу психофизических особенностей, а также из-за изменений опеки взрослых у детей слепых и слабовидящих уже с раннего возраста притупляется естественное стремление к трудовой деятельности на благо других, наоборот, преобладает потребительское отношение к окружающим. В результате у таких детей позднее формируется навыки самообслуживания, страдает координация движений, нет необходимых навыков пространственной ориентировке. У детей с нарушениями зрения отсутствует привычка и потребность в ежедневном труде, не сформирована установка к труду и желание трудиться, остаются несформированными такие качества, как: трудолюбие, активность, самостоятельность и т.д. Трудовое воспитание целесообразно осуществлять опираясь на потенциальные возможности слепых и слабовидящих детей и складывающиеся у них процессы компенсации зрительного дефекта. Основным является формирование самостоятельности. Исследованиями было установлено, что: - двигательное подражание как метод обучения в дошкольном возрасте не характерен для слепых детей и возникает значительно позднее, когда появляется умение анализировать свои действия с действиями того, кому подражает; - у слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста спонтанно не возникают правильные представления о назначении и целях труда людей; - не возникает у них спонтанно и должного уважения и благодарности даже к тем людям, которые заняты непосредственно трудом на их благо. Специфической особенностью трудового обучения явления: - большая индивидуализация в процессе организации трудовой деятельности, которая предусматривает коррекцию пространственных представлений ребенка, развитие его сенсорных функций; - формирование трудовых навыков протекает сопряжено с уточнением, коррекцией и обогащением представлений о качествах и свойствах предметов; - организация трудовой деятельности направляется на предупреждение и искоренение тунеядских и иждивенческих привычек у детей с раннего возраста; - ознакомление слепых и слабовидящих с приемами самообслуживания заключается в опоре действий ребенка на мышечную (осязательную) саморегуляцию движений; - возникает необходимость в индивидуальной коррекционной работе по формированию способов трудовой деятельн6ости. Самообслуживание включает заботу о чистоте своего тела, одежды, внутреннюю потребность соблюдать гигиенические правила. Самообслуживание – основной вид труда ребенка до 4 лет. Тифлопедагогами разработана специальная методика обучения самообслуживанию. Основным методическим приемом формирования навыков самообслуживания является показ выполнения каждого элементарного действия в его последовательности. («Я буду мыть руки. Сначала заверну рукава, потом смочу руки, намылю мылом и т.д.») Коррекция трудовых действий осуществляется в процессе режимных моментов. Педагог сначала помогает, сопровождая «помощь» объяснением, позднее все большую самостоятельность обретает ребенок. Особое значение при обучении имеет согласованность педагогов и родителей по отношению к ребенку со стороны взрослых. Только многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности при активном участии ребенка достигает успеха. Целесообразно в целях повышения интереса к самообслуживанию использовать следующие приемы: - песочные часы или будильник в качестве стимулятора; - организация общения с 6-7 летних детей с 3-4 летними, нуждающихся в опеке и помощи. С помощью первого приема формируются более быстрые темпы трудовой деятельности, а благодаря общению старшие дети приобретают навыки оказания помощи младшим. Дальнейшему закреплению и автоматизации трудовых навыков будет способствовать участие детей в хозяйственно-бытовом труде. Успешнее процесс научения будет протекать при оречевлении плана предстоящей деятельности сначала педагогом, а потом ребенком («Сейчас мы делаем уют в домике попугайчика, поменяем мутную воду и т.д.») Для формирования у слепого ребенка чувства долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания необходимо постепенно усложнять поручения и подкреплять возникающий интерес положительной, доброжелательной оценкой («хорошо, что ты помогаешь мне, мы быстрее накроем столы») Большие возможности для формирования самостоятельности содержит в себе труд в природе. Не все виды труда в природе доступны слепому, а также ребенку с остаточным зрением (прополка, окучивание растений). Однако есть вполне доступные трудовые процессы для слепых и слабовидящих детей: - посильное участие в перекопке земли, разбивание грядок и клумб, посев крупных семян высадка рассады; - подготовка корма для кормления зимующих птиц; - подкармливание птиц зимой; - уход за комнатными животными; - уход за растениями. Начинать коррекционно0воспитательную работу по приобщению к труду детей с глубоким нарушением зрения необходимо со знакомства с орудиями труда и объяснения способа действия с ними. Каждый ребенок привлекается к обследованию предметов, с которыми ему предстоит действовать. В процессе специально организованной коррекционно-воспитательной работы слепые и слабовидящие дети пользуются практическими действиями, как познавательными. При этом они учатся оречевлять не только свои действия, но и действия няни, воспитателя, наблюдая за их трудом и активно помогая им в уходе за растениями. При наличии определенных трудовых навыков слепых и слабовидящих детей можно привлечь их к выполнению коллективных поручений (уборка участка природы) Ручной труд в дошкольном возрасте сводится к изготовлению детьми игрушек и предметов из различным материалов (конструирование, лепка, аппликация) Таким образом, можно определить организационно-педагогические и психологические условия успешного формирования у слепого и слабовидящего ребенка положительного отношения к труду и самостоятельности в выполнении трудовых поручений: 1. Создание материальной базы, обеспечивающей психологический комфорт, охотное включение ребенка в контакт со взрослым. 2. Систематическое стимулирование двигательной активности слепого путем постепенного увеличения доли его участия в совместной деятельности. 3. Усиление интеллектуального компонента в работе по представлению к правилу в процессе формирования трудового навыка. 4. Обеспечение необходимых условий, времени, места, атрибутов для деятельности по образцу. 5. Опора на сохранные органы чувства, соблюдение сохранного режима работы. 6. Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручений. 7. Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручений. 8. Обеспечение ощущений каждым ребенком успеха в социально-мотивированной трудовой деятельности. 9. Предварительное обрабатывание игровых, трудовых, графических и других и других навыков, обеспечивающих самостоятельность в подражании образцу. 10. Расширение опыта детей, как предпосылки для перехода постепенно от подражательности на качественно новую, более высокую ступень к самостоятельной деятельности.
Date: 2015-12-12; view: 1371; Нарушение авторских прав |