Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Одни в лесу
Студеное осеннее утро. Мы, дети, уже построились, а мамы, папы, дедушки, бабушки, дяди и тети толпятся вокруг и прощаются с нами. У многих на глазах слезы. Мама Тигра крепко обнимает меня, глядит как‑то странно, будто хочет навсегда запечатлеть в памяти мои черты. Тетушка Жердь целует меня, обливаясь слезами, словно мы прощаемся навеки. Ну, не знаю, во всем этом чудится что‑то странное. Я хочу поделиться с Умником своими сомнениями, но тот пожимает плечами: не волнуйся, мол, все в порядке. Наконец дедушка Пузан дает сигнал трогаться в путь. Все взяли? – Да, дедушка! – отвечаем мы хором. – Запасные шкуры? – Да! – Острые камешки, чтобы затачивать колышки для палаток? – Да!! – Вяленое мясо? – Да!!! – Гм… но СКОЛЬКО вы взяли мяса? – допытывается учитель. Щеголек с гордостью показывает свои припасы. У дедушки Пузана глаза лезут на лоб. – Молодец, мальчик, молодец! Хорошо начинаешь школу. М‑м‑м… надеюсь, когда мы остановимся перекусить, ты вспомнишь о своем старом учителе. Знаешь, меня замучил артрит… я всю ночь не спал… совсем ослабел… – Куда мы идем, дедушка? – спрашивает Березка. – Цель первого похода должна оставаться в тайне, – заявляет дедушка Пузан. – Как это так? – Таков обычай нашего стойбища… Умник рядом со мной загадочно улыбается. – Ну а теперь в путь, поживее. Того гляди, пойдет снег. Небо в самом деле нахмурилось, задул ледяной ветер, в воздухе закружились первые снежинки. – Выбрали денек для похода, – ворчит Морж, известный лентяй. – Ранняя в этом году зима, – отмечает Березка. – Надо поскорей собрать последние ягоды. – Разговорчики! – обрывает нас дедушка Пузан. – Сейчас не время болтать. Я закрываю рот и, чтобы отвлечься, пропускаю несколько рядов и оказываюсь позади моей Неандерталочки. А когда моя душечка оборачивается, предлагаю понести шесты для палатки. Тут же появляется Щеголек и предлагает понести шкуру с провизией. О сила любви! Неандерталочка идет налегке, а мы оба сгибаемся под непомерной тяжестью. Когда мы углубились в лес, метель разыгралась не на шутку. Дальше собственного носа ничего не видать. Сколько времени мы идем? Все утро и добрую часть дня. Останавливаемся, только чтобы наспех перекусить, – и все равно дедушка Пузан, якобы сравнивая разные способы вялить мясо, уничтожает половину наших припасов. И снова в путь. У меня возникает странное впечатление, что учитель нас водит по кругу, но небо покрыто тучами, и с уверенностью это сказать нельзя. Я замечаю также, что время от времени Умник отстает, прячется за дерево и что‑то делает там. День уже подходит к концу, и землю укутала снежная пелена, когда старый учитель приказывает остановиться и положить вещи. Тревожные сумерки опускаются на лес. Где‑то вблизи слышится вой волков. – Чудесно. Подходящее место для лагеря, – заявляет дедушка Пузан. – Но дедушка, – возражает Умник, сверившись со своей дубинкой для записей, – ледниковые люди всегда разбивают лагерь на холме, поодаль от леса, чтобы местность хорошо просматривалась, иначе… – Помолчи, всезнайка! Я сказал, что мы разобьем лагерь здесь, значит, так оно и будет. – А огонь? – переживает Лучинка. – Гр‑р! Вернусь – разведу. Мне по нужде приспичило, – каркает дедушка Пузан. И удаляется. Мы смотрим, как он исчезает в темноте. – Ну, за работу, – призывает Молния. – Если снег не перестанет, нам будет не поставить палатки. – Темно. Ничего не видать! – жалуется Кротик. Вой волков становится громче. Внезапно до нас доносится рычанье. – Э‑э‑э‑это тигр! – визжит Блошка. – Да, но он далеко, – пытаюсь ее успокоить. – О‑ох, но куда подевался дедушка Пузан? – вздыхает Березка. Мы разбредаемся в разные стороны, ищем учителя, но того и след простыл. Снова рычание, на этот раз ближе. – И‑и‑и‑и‑и! – верещит Блошка, прижимаясь ко мне. – Спокойно, спокойно, – уговаривает Молния. – Дедушка Пузан скоро вернется. Он позаботится о… – Бедненький недотепа, – прерывает его Умник. – Боюсь, тебе придется долго ждать, пока вернется твой учитель. – Что ты хочешь сказать? – Что пузатый оставил нас одних в лесу, – поясняет Умник. – Ты что, смеешься? – Этого не может быть. – Он бы нас никогда не бросил… – Он нас именно бросил, если хочешь знать. Он так делает каждый раз, с каждым новым классом. – Бросает детей в лесу? Одних? В такую метель? Да еще без огня? Нет, нет. Не могу поверить. Дедушка Пузан добрый, он не может так поступать! – Он исполняет волю старейшин, – объясняет Умник. – Они что, ошалели, старые пни? – возмущается Щеголек. – Таков обычай нашего стойбища. Даже, думаю, обычай всех ледниковых племен. Он называется испытанием мальчика с пальчик. – Но зачем они это делают? – Дети должны провести ночь в лесу. Одни. Если им удается вернуться в стойбище, значит, они не струсили и готовы стать взрослыми. – А… если не удается? – Ну, если они не возвращаются, значит, не способны выжить в нашем суровом мире. И были бы для стойбища бесполезным бременем, лишними ртами… Позволь полюбопытствовать, спрашиваю я, откуда ты все это знаешь? – Просмотрел дубинки‑журналы прошлых лет. Хм… к сожалению, должен вам сказать, что с последнего испытания мальчика с пальчик многие ученики не вернулись и никто о них больше не слыхал. – Ничего себе! – Хорошенькое дело!!! – Говорила же я, что в школе мне вряд ли понравится… – вздыхает Блошка. – Попадись только мне тот, кто выдумал это дурацкое испытание. – По‑моему, это не кто иной, как Насупленный Лоб. Он детей терпеть не может. – Ну и что же нам теперь делать? – спрашивает Неандерталочка тоненьким голоском. С ближних холмов доносится жуткий вой. – Ну, я пошел. Здесь столько этих тварей, что чем скорей вернешься, тем лучше, – бормочет Морж, потом поворачивается к Свистку и Мячику. – Идете со мной? Те кивают. – Я тоже пойду, – заявляет Щеголек. Умник пытается их остановить: – Погодите минуточку. Вы совершаете ту же ошибку, что и ребята в прошлом году. Спешка – плохой советчик. На моей дубинке для записей… – Стукни себя но башке своей дубинкой для записей, – огрызается Морж. – То‑то, всезнайка: посмотрим, как ты выпутаешься из этой истории! – хорохорится Щеголек. Я не о себе беспокоюсь, – настаивает Умничек. – Если каждый пойдет сам по себе, Кротик, Блошка и Лучинка не выберутся. – Может, и Неандерталочка тоже… – добавляю я. Душенька моя глядит на меня с признательностью, и я чувствую, что на обратном пути могу помериться силой с целой семьей тигров. И двумя стаями медведей. После минутного колебания Щеголек поворачивается и догоняет Моржа, Свистка и Мячика. Вонючка, скорчив мне рожу, тоже бежит за ними. Молния пытается их задержать, но поздно: все четверо пропали в ночной темноте. – Ну а теперь? – хнычет Уголек. – Может, хоть палатки поставим? – Без огня они нам ни к чему, – замечает Молния. – Может, хоть чуть‑чуть согреемся, – канючит Блошка. Нет, встревает Умник. Нужно возвращаться прямо сейчас. Скоро станет слитком холодно. И потом, вокруг много хищных зверей… – Возвращаться… легко сказать, – заявляет зоркая Рысь. – В такой темноте даже я ничего не вижу. – Мы вернемся все вместе, – утверждает Умник. – Или все вместе, или никто. Докажем, что мы – дружный класс. – Ничего подобного, – вздыхает Молния. – Пятеро уже откололись. – Они еще пожалеют, – уверяет Умник. – Ну же, смелей, все за одного… – Один за всех! – отвечаем мы хором. – Да… но как же нам без огня? – колеблется Лучинка. – Тигры нападут! Умник сверяется со своей дубинкой для записей. – М‑м‑м… здесь указано, что хищники терпеть не могут неожиданностей. Если происходит что‑то странное, они предпочитают не нападать. Ну‑ка поглядим… что у нас имеется такого поразительного? – Голос Сороки! – вскрикивает Рысь. Несмотря на тяжесть положения, мы все хохочем. У нашего Сороки действительно самый противный голос на всех наших ледниках. Такой пронзительный и скрипучий, что ни один звук в природе с ним не сравнится. Между тем Сорока себя воображает соловьем и обожает петь; мало того, мечтает стать, когда вырастет, виртуозом Заклинания. – Сорока, мы надеемся на тебя, – говорит Умник. – Вернее, на твой голосок. Ну‑ка призови Мать‑Луну. Сороку упрашивать не приходится. Он набирает воздуху, широко разевает рот и затягивает «Песнь жизни», сочиненную нашим шаманом Полной Луной:
О Матерь мира‑а, Выйди из небесного шатра‑а, Озари ночную тьму‑у, Покажи нам далекие горы‑ы…
На соседнем холме в семье саблезубых тигров разгорается спор. – Р‑р‑р! Говорю тебе, опасности нет! – Ну а мне что‑то это не нравится… Гр‑р‑р… звук такой жуткий, прямо мурашки по спине. Ты только послушай! – Да это детеныши ледниковых людей! Помнишь прошлый раз? Так легко было их слопать. – Что было, то прошло. Эти какие‑то особенные: им ведом звук, пронзающий уши. И потом, их слишком много. Те, прежние, разделились, помнишь? – Но у них нет никакого оружия… Даже огня нет! – Р‑р‑р‑р… Этот звук мне сердце рвет на части. – Ну тебя с твоим разорванным сердцем: я есть хочу… – Ничего, поголодать иногда не вредно. У тебя в последнее время появился животик. – Что за глупая прихоть – бросать такую добычу! – Ничего, ничего… к тому же луна показалась. Пошли выспимся хорошенько. – Р‑р‑р! У меня в брюхе пусто. Да мне и глаз не сомкнуть, пока этот не перестанет петь… Луна вышла из‑за туч, в лесу светло как днем. Мать‑Луна откликнулась на нашу молитву. – Соберите вещи и следуйте за мной, – командует Умник. – Мы не только должны вернуться все вместе, но и ничего не потерять по пути. Покажем этим противным старейшинам, чего мы стоим. – Легко сказать, – возражает Молния. – Но в какую сторону идти? Я потерял направление. Дедушка Пузан так долго водил нас по кругу… – Идем сюда, – зовет нас Умник, обнаружив белое пятно на стволе дерева. – Что это? – спрашиваю я. – Метка, – поясняет Умник. – Белая пыль, смешанная с жиром. Ее видно и в темноте. – Но кто поставил метку? – Я. – Зачем? – Затем, что я не дурак. Ведь мне известно, что приключилось с прошлогодним классом, – и ты хочешь, чтобы я углубился в лес, не приняв мер предосторожности? Нет уж, мой милый: Умника не проведешь. Каждое десятое дерево помечено. Нам остается только двигаться от одного к другому, и мы окажемся в деревне еще до зари. – О Мать‑Луна! Значит… мы спасены! – Умник, ты просто гений! Когда мы подходим к деревне, солнце уже встает, и Полная Луна заводит свою песню:
Стоит морозная погода, Повсюду скоро станет лед, Глаза протрите, лежебоки, Иначе кто его собьет?
Папа Большая Рука уже поднялся и пристально глядит на холмы. Наверное, волнуется, думает: как я там один в лесу? Но, увидав детей, которые вереницей спускаются в деревню, издает радостный крик. И вот уже перед хижинами толпится народ, звенят голоса. Мамы, не веря своим глазам, бегут навстречу, бабушки плачут, отцы с гордостью бьют себя в грудь. – Они справились! – Многие вернулись в этом году. – Многие? Я бы сказал, все. – Нет, нет. Кого‑то не хватает. Попробуем их пересчитать. – Не видно Моржа и Свистка. И Попрыгунчика нет. – И Щеголька… – И Вонючки… Зато мама Кротика вся сияет: она и мечтать не могла, чтобы сынок прошел такое трудное испытание. Умника, естественно, все поздравляют. Но он не выглядит счастливым. – Могли бы вернуться все, – твердит он. Едва нас оставляют в покое, как он отзывает меня в сторону. – Нужно вернуться в лес, поискать остальных, – шепчет он. – Может, еще не поздно… Сговорившись с Молнией и Рысью, мы тайком покидаем стойбище и держим путь к холмам. Вот и первые деревья; вот и метки, которые оставил Умник. Мы продвигаемся, напряженно ловя каждый звук, но в лесу тихо. Солнце стоит высоко, снег подтаивает; временами мы проваливаемся по колено, но это не страшно: шкуры, которыми обмотаны наши ноги, пропитаны жиром бизона и не промокают. – Тс‑с‑с… тут кто‑то есть, – шепчет Рысь. – Ничего не слышу. – Взгляните на эти следы, – продолжает Рысь. – Ночью тут что‑то происходило. – Следы волков. – Сколько их тут было! – Да, но они разбежались… ах, вот почему. – Мы подходим поближе, чтобы разглядеть следы, которые нам показывает Рысь. Пришли два тигра… – Надеюсь, их тут больше нет! Нет, успокаивает нас Рысь. Они ушли, совсем недавно. В который раз меня изумляет ее проницательность. Как ей удается, глядя на обычные следы, догадываться о стольких вещах? – Гляди, – объясняет она, – следы глубокие, снег был рыхлый, значит, солнце уже взошло. У следов, оставленных ночью, более четкие очертания. – А… эти тигры… что‑нибудь… ели? – спрашиваю я в тревоге. – Не думаю. Снег белый, крови нигде нет. Мы подходим к скалам. Вдруг куст у самого подножия шевелится, из‑за него доносится слабый крик: – По‑мо‑ги‑те! – Это Щеголек! – вскрикивает Молния. Подбегаем, раздвигаем ветки; перед нами темная расщелина. Десять глаз в страхе глядят на нас. – Они! – радостно восклицает Рысь. Вот мы их и нашли, но как их теперь извлечь из такой узкой щели? И как они умудрились залезть туда? Воображаю сцену: наша пятерка бежит от волков, видит пещеру… Съежились, наверное, от страха… В стойбище мы возвращаемся уже вечером. Все рады счастливой развязке, кроме Насупленного Лба, который бурчит недовольно: – Хорошенькое дело! И зачем стойбищу такие слюнтяи? Не лучше было бы оставить их в лесу? Простите, но для чего тогда проводится испытание мальчика с пальчик? Дедушка Пузан защищает нас перед старейшинами. Утверждает, что мы проявили редкую сплоченность и это в будущем очень пригодится племени. И завершает свою речь словами: – Если ясный рассвет предвещает хороший день, этот класс еще себя покажет! Старейшины после долгого совещания решают принять обратно в племя пятерых спасенных, подвергнув их, однако, надлежащему наказанию. Рука‑на‑расправу‑легка сам не свой от радости, даже глаза сияют.
Date: 2015-12-12; view: 449; Нарушение авторских прав |