Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Племя Грустных Медведей
Вот оно, мое стойбище, видите: на холмике, неподалеку от бурной реки. Десятка три хижин, покрытых разноцветными шкурами. У Грустных Медведей довольно большое стойбище: так, по крайней мере, утверждает дяденька Бобер, который обошел весь свет. Другие племена живут неблизко. До ближайшего к нам стойбища Северных Буйволов три месяца пути, а путешествовать в наши времена, поверьте, нелегко.
Гляньте на долину – сплошное болото: зимой замерзает, а весной растекается вязкой жижей, над которой кишат комары. А теперь обернитесь и посмотрите на горы: ели и березы простираются покуда хватает взгляда; с вершин спускаются ледники, чуть ли не достигая холмов… Бр‑р… лучше сидеть в хижине, в тепле, завернувшись в шкуры, и наблюдать, как на заре мама Тигра раздувает угли в очаге. Осень едва наступила, а листья уже меняют цвет. Небо светлеет; над верхними отверстиями хижин клубятся облака дыма. Странный тип отодвигает полог из шкур и выходит наружу, зевает, потягивается, глядит на небо, издает довольное ворчание. Подходит к луже в самом центре деревни, исследует лед у самого берега. Потом встает на колени перед Тотемом‑Луной, круглым белым валуном в форме мяча, целует его и принимается петь. Тип этот – Полная Луна, деревенский шаман, он же знахарь: он весь увешан амулетами, сухие волосы его стоят дыбом, глаза блуждают. Давайте‑ка послушаем, какой он нам даст прогноз погоды:
Сегодня чудная погода, И скоро солнышко взойдет; Глаза протрите, лежебоки: Кто ленится – тот не жует!
Каждый день все те же завывания, даже если идет дождь или снег. Правда, слова немного меняются:
Сегодня мерзкая погода, Нас скоро снегом занесет; Глаза протрите, лежебоки: Кто ленится – тот не жует!
Люди в хижинах поворачиваются с боку на бок под теплыми шкурами и честят на все корки певца с его скрипучим голосом. Но потом раскаиваются, потому что у знахаря всюду уши и власть его безгранична. Ну, Неандертальчик, вставай. Пора в школу, рычит мама Тигра, сдергивая с меня шкуры, – а я‑то так под ними пригрелся. Огонь в очаге едва теплится, я весь дрожу. Школа! Я про нее и думать забыл. Вскакиваю, напяливаю шкуру мускусного быка. И не подумайте, будто я рассказываю вам сказки. «Школа в доисторическую эпоху? Невозможно: люди тогда не умели писать», – возразите вы. И будете правы! Письменности у нас еще нет, это так, но рисовать мы умеем и вообще, что называется, не лыком шиты. К тому же и предметы у нас от ваших отличаются: охота, рыбалка и собирательство – ведущие, но я бы не стал пренебрегать обработкой кремня, постройкой хижины, магическим рисунком, заклинанием… Видите – и нам, детям Ледникового периода, есть над чем корпеть! Насколько эти предметы трудные, я вам пока сказать не могу, сам сегодня иду в школу в первый раз. Я так волнуюсь! Выхожу из хижины и прямо перед собой вижу Умника: это мой лучший друг. Сидит у своей хибары, насыпал горку из снега и скатывает вниз какую‑то деревяшку. – Привет, Умничек, что это ты делаешь? – Провожу эксперимент, – отвечает Умник и острым кремнем помечает что‑то на дубинке для записей. Умник выделяется среди ледниковых детей: на дерево ему нипочем не залезть, при ходьбе он быстро устает; бегает, как хромой тюлень; хижины, которые он строит, заваливаются от малейшего ветерка, зато… Зато соображает он здорово и целыми днями задает вопросы: – Почему птицы летают, а люди – нет? – Как рыбы дышат под водой? – Куда уходит солнце, когда наступает ночь? – Почему вода не течет в гору? – Как далеко от нас звезды? – Почему Луна никогда с ними не сталкивается? – Почему радуга отодвигается, когда я хочу потрогать ее? – Почему гром гремит так громко? – Почему огонь жжется? – Почему вода гасит огонь, а не огонь сжигает воду? – Почему мне приходят в голову все эти «почему»? Ночью, пока все спят, он ворочается под шкурами и придумывает уйму всяких хитроумных фокусов; потом, проснувшись, пробует, что из этого получится, и так поглощен своими экспериментами, что не замечает ничего вокруг. Из‑за всего этого мы его и называем Умником. – А для чего он, этот твой эксперимент? – спрашиваю я. – Чтобы перевозить тяжести. Видишь, как эта деревяшка скользит по льду? А теперь представь себе большой кусок коры, куда мы положим шкуры и другие предметы. И не нужно будет так надрываться… – Деревяшка катится вниз под горку, – замечаю я. – А наверх как ты се потащишь? В жизни, увы, не только вниз катишься, а и наверх саночки везешь! Умник щиплет светлую бороденку и стирает зарубки с дубинки для записей. Я дружески хлопаю его по плечу: – Не горюй, что‑нибудь придумаешь… Тем временем, сгибаясь под тяжестью дубленых кож, к нам подходит, отдуваясь и пыхтя, еще один мальчик. – Неужели, Уголек, ты несешь в школу все твои рисунки? – участливо спрашиваю я. – Хочу показать их учителю… – Мог бы выбрать несколько штук. Не успел я договорить, как происходит катастрофа. Споткнувшись о корень, Уголек кубарем летит на землю. Мы бросаемся на помощь: бедняжки совсем не видно из‑под тяжелых кож. С трудом мы вытаскиваем его, исцарапанного, грязного, в синяках, – но, едва обретя дар речи, он спрашивает прерывающимся голоском: – Рисунки… мои рисунки… пропали? Нет, утешаем мы друга, его шедевры не пострадали. Только голова. – Вот он, груз культуры! – вздыхает Умник. Чуть дальше нас догоняет Кротик. Скорее, пытается догнать. Кротик – самый близорукий из всех обитателей Вурмского ледника. Двигаясь на наши голоса, он натыкается на деревянный шест Тотема‑Солнца, потом падает на Тотем‑Луну, отскакивает к хижине дяденьки Бобра и заваливает ее. Наконец спотыкается о камни очага и летит прямо в пепел. Хорошо еще, что огонь погас! Молния, мой приятель, подбегает к нему, помогает встать. Бедный Кротик похож на живого мертвеца: пепел пристал к слою бизоньего жира, которым мы мажемся каждое утро, чтобы уберечь лицо от холода. В нашей компании Молния – самый хитроумный, самый смелый, самый неутомимый, самый великодушный. Девочки нашей деревни с ума по нему сходят, но он на них и не глядит, потому что глаз не сводит с Березки. Вот только жаль, что Березка не глядит на него, потому что глаз не сводит с Умника, а тот на нее не глядит, потому что вечно питает в облаках: возникни перед ним сам мамонт, он и ухом не поведет. Тем временем мы подошли к хижине Березки. Березка – красивая ледниковая девочка, у нее длинные светлые волосы и бородка того же цвета (в нашем племени и у девочек растет борода, правда, не такая длинная, как у мальчишек). Она дочка шамана, Полной Луны, и его прекрасной половины, Луны‑на‑ущербе. – Привет, Умничек, – щебечет Березка. – Хочешь сладкой смолки? – Почем? – спрашивает Умник. – Для тебя – даром! – улыбается девочка, хлопая густыми ресницами. – Ну так и я возьму, – встревает Морж. – А ты плати десять кремней, – ворчит Березка, протягивая ему смолки. – Раз так, они мне не нужны, – бесится Морж, нахохленный, высокий, плотный, как медведь. Бьет девочку по руке – смолки падают на землю. Молния бросается на защиту своей дамы: удар – и Морж валится в пыль. Свисток и Мячик приходят Моржу на подмогу… Начинается куча‑мала, но вот откуда ни возьмись появляется Рука‑на‑расправу‑легка, один из старейшин, тот, кому вменено в обязанность наказывать непослушных ребят. С ним еще двое, Испепеляющий Взглядом и Насупленный Лоб. Рука‑на‑расправу‑легка потирает свой кулачище, разминается перед работой. – Что здесь творится? – гремит Испепеляющий Взглядом. – Ничего… ничего, – бормочет Морж, торопясь встать. – Я поскользнулся… Рука‑на‑расправу‑легка несколько разочарован: крепенького, плотного Моржа лупить одно удовольствие. Не то что Мячика, в котором одни кости. Испепеляющий Взглядом пронзительно смотрит на всю компанию и делает своим спутникам знак удалиться. Эти сопляки вечно хитрят, но рано или поздно он их застигнет с поличным… Едва избежав опасности, все на время забывают обиды и раздоры. Морж, Свисток и Мячик, ворча, вырываются вперед, а тем временем с другой стороны подходит Блошка, маленькая‑маленькая ледниковая девочка, худенькая как щепка. Ей всегда холодно, она и сейчас дрожит, хотя солнце уже растопило иней. Она покупает у Березки три сладких корешка и с улыбкой протягивает мне. Друзья, видя, как Блошка мне улыбается, ухмыляются тоже, весьма ехидно. И правда, среди пашей компании прошел слушок, будто у меня с Блошкой любовь. Глупые россказни. Не то чтобы Блошка мне совсем не нравилась, поймите правильно. Она милая, ласковая, заботливая… но я… да, вот: мое сердце занято! Хочу открыть вам один секрет. Вы спросите, зачем я повернул в эту сторону и повел товарищей в школу более длинным путем. Затем, чтобы пройти мимо хижины той девочки, которую я люблю. Ее настоящее имя – Фрчпллттинплпнн (Цветок‑что‑расцветает‑в‑ночь‑полнолуния), но, поскольку вам этого ни за что не выговорить, предлагаю звать ее просто Неандертальской девочкой. Или Неандерталочкой. Но… минуточку… Не могу поверить! Гляньте‑ка, кто это приближается с другой стороны! Самый противный, самый мерзкий, самый наглый из ледниковых мальчишек… Видите, видите, как он подбирается к хижине прекрасной Неандерталочки? Я непременно должен успеть раньше него. Сворачиваю направо, спускаюсь между двумя рядами хижин, притулившихся одна к другой, по, придя на место, оказываюсь липом к лицу с соперником. Его зовут Фррлффф, что можно перевести как «желторотый юнец». Но я в моей истории дал бы ему другое имя, чтобы вы поняли, каков он из себя: я назову его Щеголек, потому что он из кожи вон лезет, лишь бы одеться помоднее. И теперь, спускаясь к хижине Неандерталочки, он завернут в драгоценные шкуры и распространяет вокруг себя запах ароматных смол… За ним даже плетется какой‑то бедный родич, несет кусочки кожи для упражнений! Бегу стремглав, потому что полог у входа в хижину моей красавицы приподнимается; бросаюсь наперерез Щегольку, ловко ставлю ему подножку, и он шлепается прямо в грязь. А вот и Неандерталочка выходит из хижины, и я, остолбенев, не свожу с нес глаз. Неандерталочка – самая пригожая ледниковая девочка; никто в наших краях не видывал краше. Неандерталочка – цветок, раскрывшийся на вечной мерзлоте. Неандерталочка – свет наших холмов. Неандерталочка – моя мечта… В самом деле, я влюблен не на шутку! С другой стороны, когда я ее опишу, вам, без сомнения, станет понятна моя неодолимая страсть. У Неандерталочки чудесная фигурка: низенькая, как раз как надо, коренастая, массивная. У нас это очень ценится: чем женщина ниже ростом, тем легче ей таскать тяжести. Не говоря уже о том, что для такой жены не нужно строить высокую хижину, а это большая экономия. Рост идеальной ледниковой женщины должен быть примерно равен ширине бедер. А если у нее к тому же кривые ноги, чего еще остается желать! Ведь кривоногая никогда не споткнется, идет себе и идет без устали, день за днем, несет на спине страшенную тяжесть… Неандерталочка как раз такая. Еще она волосатая, как тетушка Бурундучиха, и у нее прелестный носишко, по величине такой же, как у дедушки Пузана… Беда в том, что многие добиваются ее расположения. Слишком многие! Но среди всех моих соперников самый ненавистный Щеголек. Вот он, молокосос, вылезает из лужи: с шуб капает, рожа перемазана в грязи. Ваш покорный слуга бросается его чистить, но чем больше он старается, тем гуще залепляет вонючая жижа щеки, лоб и волосы Щеголька. Смотреть противно: в самом деле, Неандерталочка брезгливо отворачивается. Один – ноль, приятель! Предлагаю понести узелок моей красавицы, и она, с улыбкой, которая растопила бы и ледяное сердце, соглашается. До школы уже недалеко. Мы выходим из стойбища, узкой тропинкой поднимаемся в горы. По пути к нам присоединяются Медвежонок и Улитка, издалека машут руками Сорока, Попрыгунья и Буйволенок.
Date: 2015-12-12; view: 474; Нарушение авторских прав |