Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В школе дедушки Пузана
Школа совсем недалеко от стойбища. Надо подняться по тропинке на скалы, между которыми протекает наша река, – и вот вы у входа в пещеру. Там дожидается дедушка Пузан. Он заставляет нас обтереть шкурки росомахи, которые привязаны у нас к ногам вместо обуви, а потом, уже в пещере, надевает хорошую шубу из мускусного быка и превращается из дедушки Пузана в учителя. Начинается перекличка. Старик вглядывается в знаки, вырезанные на дубинке для записей, потом заводит гулким басом (подходящий голос для такой аудитории!): – Березка! – Здесь. – Уголек! – Здесь. – Сорока! – Здесь. – Свисток! Раздается пронзительный свист. – Ах вот оно что! Шутить вздумал? Ступай‑ка в угол, негодник! Свистку в угол совсем не хочется, он бросается наутек. Но с проворством, неожиданным для такой туши, старый учитель загораживает ему дорогу и хватает за шкирку. Мячик, большой приятель Свистка, приходит на помощь: – Он не виноват! Дедушка Пузан, припомни‑ка, что ты сказал? – Свисток… – Вот именно. Он и свистнул. Логично? – Логично, логично… – бурчит учитель, хватая Мячика свободной рукой. – Раз ты такой любитель порассуждать, составишь дружку компанию. И ставит обоих в угол. Хотя у нас в угол не ставят, а подвешивают! Высоко‑высоко прямо из скалы торчат жерди. Дедушка Пузан берет злополучных нарушителей за кожаные пояски и нанизывает их на палки. Время от времени мы оборачиваемся, смотрим на них и хихикаем, поскольку подвешенные раскачиваются на ветерке и корчат уморительные рожи. Дедушка Пузан заканчивает перекличку: сразу видно, какой он сердитый. – Плохое начало! – гремит он. – Школа – дело серьезное. А лучше моей школы вы нигде не найдете. – Еще бы, – срывается у меня с языка, – других‑то нет. Толстяк звереет: мечется туда‑сюда, рычит что‑то невнятное, оглядывает детишек, которые сидят на шкурах в первом ряду. – Запомните раз и навсегда, я – учитель, и вы должны меня уважать! – вопит он. – Кто, как не я, раздаст вам в конце последней четверти Годовые Копья? По пещере тут же проносится шепоток, ибо если мы что‑то и принимаем близко к сердцу, так это пресловутые Копья. Дело в том, что их длина определяет не только успехи в школе, но и нашу будущую роль в стойбище. Получив длинное Годовое Копье, мальчики станут великими охотниками, девочки – собирательницами, важными и полезными для общины. И наоборот, короткое Годовое Копье показывает, что из тебя ничего путного не выйдет. Теперь в пещере установилась мертвая тишина, и дедушка Пузан спокойно продолжает читать нотацию. И не забывайте об этой штуке, – торжественно возглашает он, указывая на дубинку для записей. – Здесь я буду ставить вам отметки. Учитесь прилежно, иначе я попробую ее на ваших затылках. Этот классный журнал в случае чего может послужить и палкой! – Дедушка, – спрашивает Березка, – а чем мы будем заниматься в этом году? – Гм‑м‑м… да, программа. Ну, поглядим: для мальчиков, естественно, основной предмет – охота. В этом году мы проходим охоту на мелкую дичь. На следующий год поищем дичь покрупнее… – Зубра? – радуется Буйволенок. – Может быть, – отвечает дедушка Пузан. – Хотя я уже придумал нечто более занимательное. – Дедушка, а девочки тоже будут ходить на охоту? – спрашивает Блошка. – Еще бы, маленькая. Охота, конечно, мужское дело, но женщины должны знать, как добить зверя, освежевать его, прокоптить шкуру… – Учитель, это правда, что с тобой на охоту ходить опасно? – не унимается Буйволенок. – Кто тебе сказал? Все говорят… – Да нет же, нет: я всегда о вас позабочусь. – А Весенние Игры? – осведомляется Молния. – У Северных Буйволов такая команда… – Дедушка, кто будет участвовать? – Когда начнутся Игры? Ну, ну, поспокойнее. Не все сразу. Во‑первых, Весенние Игры начнутся весной… – Вот так открытие, – бурчу я. Но у дедушки Пузана острый слух. Он глядит на меня искоса и мерзко хихикает: – Давай, давай, зубоскаль: увидишь, сколько состязаний придется на твою долю, Неандертальчик! Я бы хотел участвовать в Прыжках через Бурный Поток! – звонко выкрикивает Кротик. – Ты и потока‑то не увидишь! – смеется Морж. Щеголь и Вонючка, противная девчонка, покатываются со смеху, а Кротик заливается слезами. За него заступается Молния. – Вот выйдем отсюда, я вам покажу! – грозится он. – У‑у‑ух! Сейчас в штаны наложу со страху, – паясничает Морж. Безобразно ведет себя этот Морж. Кто его знает, почему он такой злющий. Может, потому, что не такой красивый, как мы все. У нас в десять лет уже растут борода и усы, а у него лицо безволосое, гладкое как яичко. За это мы его, конечно, изводим, но он и сам напрашивается: вечно задирается, лезет на рожон и распускает руки. Только Умник и Березка его защищают. Умничек утверждает, будто в его лице есть признаки нового и будущее за такими, как он; Березка же считает, что все дети красивые, даже те, у кого не растет борода… Тем временем дедушка Пузан поднял дубинку для записей, и в пещере воцарилась тишина. Урок продолжается. – В этом году, кроме практических занятий по охоте и рыболовству, мы будем присутствовать при настоящей облаве, которую устроят взрослые охотники… – Дедушка Пузан, а правда, что дяденька Бобер – самый лучший охотник? – перебивает его Медвежонок. – Ну, не будем обобщать. Лучше бы мне промолчать из скромности, но в молодости я одолел… гм… тигра… Мы, конечно, это прекрасно знаем, потому что долгими зимними вечерами, когда все рассаживаются вокруг огня, он раз сто описывал тот случай во всех подробностях. И все же, чтобы не огорчать старика, делаем вид, будто слышим об этом впервые: – Ого! – В самом деле? – В самом деле, – кивает дедушка Пузан. – И представьте себе: безо всякой подмоги… – Какой удалец! – Куда там дяденьке Бобру! – восхищается Лучинка, чтобы сделать старику приятное. Дедушка Пузан счастлив. Он поглаживает брюхо, выпирающее из‑под шкур, и продолжает рассказ. Я замечаю, как, не переставая нас поучать, он достает кусок вяленого мяса, берцовую кость бизона, и обгладывает ее дочиста. Он слишком стар, чтобы ходить на охоту с другими, поэтому и взял на себя попечение о подрастающих членах общины, которых обучает в своей школе. За это ему то и дело перепадает лишний кусочек мяса, хотя трудно так сразу сказать, что дедушка Пузан понимает под кусочком. Он в основном тем и занят, что набивает себе брюхо. Ест он все подряд. Челюсти и зубы (случай не то что редкостный, а просто уникальный: в таком‑то возрасте все зубы у него целы!) – самые безотказные части его организма: сам он горбатый, хромой, его одолевает артрит, но в том, что касается еды, он любого из молодых за пояс заткнет. День за днем жует себе и жует. Для наглядности приведу нашу меру веса: один медведь. Бабушка Хворостина, например, весит пятую часть медведя; тетушка Жердь – третью; мама Тигра – две трети; папа Большая Рука – медведь с небольшим. Дедушка Пузан весит полтора медведя в голодные времена, а в дни изобилия – почти два медведя! – Увы, дети, – сетует он, – все вы знаете, что наше стойбище не слишком богатое и на школу отпускается мало средств. Сегодня, например, я должен научить вас, как приготовить зайца, но согласитесь, для того чтобы приготовить зайца, надо его иметь. Мы киваем – рассуждение безупречное. – Вот что: бегите в деревню и попросите у родителей учебное пособие. Первому, кто принесет зайца, поставлю высший балл на дубинку для записей. С дикими воплями мы выбегаем из пещеры и всей толпою летим к стойбищу. Но наши родные, хорошо зная прожорливость учителя, ничего не хотят слушать, и вскоре мы возвращаемся в школу с пустыми руками. – Нет зайца – нет урока, – ворчит дедушка Пузан. И в наказание ведет нас в лес, на физкультуру. «Вот здорово!» – скажете вы. На самом деле ничего тут хорошего нет. Десятки и десятки раз дедушка Пузан гоняет нас из леса в деревню, да не налегке, а с сухими сучьями и вязанками хвороста, которые мы складываем перед школой. По вот наконец проходит под скалами Рука Загребущая, местный богатей, отец Щеголька. – Не нужно ли тебе хвороста? – кричит с высоты дедушка Пузан. Что ты за него хочешь? – Зайца… – Идет.
Зайца приносят, и вскоре начинается долгожданный урок стряпни. Дедушка Пузан учит нас, как раздувать огонь, подкладывать хворост, ворошить угли, накалять плиту из песчаника; наконец, как испечь зайца и съесть его целиком, до косточки. Последнее он демонстрирует очень наглядно. Раз – и заяц исчез, даже костей не осталось. – Видали? – облизывается учитель. – Настоящий ледниковый человек должен не только хорошо охотиться, но и искусно стряпать. Я в своей жизни никогда ничем не брезговал, и… – И это видно! – вставляет Блошка. Все смеются. Дедушка Пузан сначала хмурится, но потом хохочет вместе с нами. – Ты просто завидуешь, – втолковывает он Блошке. – Надо бы научить тебя есть как следует, иначе ты за зиму превратишься в скелетик. – Потом, приосанившись, добавляет: – Ребята, урок окончен. Можете идти по домам. Но не забудьте: завтра наш первый поход. Захватите все необходимое. Наша школа – суровая школа жизни, в ней закаляются сильные духом ледниковые мужчины… – А женщины? – пищит Блошка. – И женщины закаляются, еще как, – заверяет дедушка Пузан, гладя ее по голове. Потом вынимает из угла двоих подвешенных, которые качаются на ветру, замахивается на них дубинкой для записей, вонзает зубы в ребро бизона, припасенное на ужин, и следит, как мы гуськом спускаемся по тропинке в стойбище.
Date: 2015-12-12; view: 407; Нарушение авторских прав |