Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Истинная философия, или высшая наука
С точки зрения этих философов, среди многочисленных частей философии одна из них по отношению к другим имеет особое преимущество и она словно на голову выше их всех. Она - та часть, которая называется именами «первая философия», «высшая философия», «высшая наука», «универсальная наука», «теология» и «метафизика». Во-первых, одно из преимуществ этой науки по отношению к другим наукам состоит в том, что она, по мнению древних философов, более доказательна и более достоверна, чем другие науки. Во-вторых, она главенствует и властвует над всеми другими науками и поистине есть царица наук, ибо другие науки имеют всеобщую нужду в ней, а она к ним не испытывает всеобщую нужду. В-третьих, она универсальнее и общее, чем все остальные науки. [ [2] ] С точки зрения этих философов, эта наука и есть истинная философия. Поэтому порой слово «философия» используется именно по отношению к этой науке, но подобное его использование встречается редко. Следовательно, с точки зрения древних философов, слово «философия» имело два значения. Первое - распространенное значение, которое обозначало абсолютно все рациональное знание, включающее все неповествовательные науки. Второе - нераспространенное значение, которое означало теологию, или первую философию, являющуюся одной из трех частей теоретической философии. Поэтому, если мы хотим определить философию в соответствии с терминологией древних мыслителей и учитывать распространенную терминологию, то философия есть некое общее слово, и к этому особому знанию и к этой особой науке не применимо. В этом смысле философия не имеет особого определения. Философия в соответствии с этой распространенной терминологией означает неповествовательные науки, а стать философом означает стать знатоком всех наук. Имея в виду эту общность понятия философии, говорили, что философия и с теоретической и с практической точек зрения есть энтелехия (совершенство) человеческой души. Но если будем иметь в виду нераспространенную терминологию и под философией понимать ту науку, которую древние мыслители называли истинной философией, первой философией, или высшей наукой, то философия имеет особое определение, и ответ на вопрос «Что такое философия?» состоит в том, что «философия есть наука о состоянии бытия в меру его существования, а не потому что имеет особое назначение, например, есть тело, или количество, или качество, или человек, или растение и т.п.». Разъяснение вопроса состоит в том, что наши сведения о вещах бывают двух видов. Либо они относятся к виду или к определенному роду, другими словами, они относятся к особым состояниям, положениям и акциденциям одного вида или к определенному роду, как наши знания о положениях чисел или количестве, или как наши знания о состояниях и проявлениях растений, или о состояниях явлений и положении человеческого тела и т.п. Первое из них называем арифметикой, или наукой о числах, второе - геометрией, или наукой о количестве, третье - ботаникой, четвертое - медициной, или наукой о человеческом теле. К этой же группе относятся все другие науки, включая космологию, геологию, минералогию, зоологию, психологию, социологию, атомистику и др. Либо наши сведения о вещах не относятся к особому виду, т.е. сущее в силу того, что есть особый вид, не обладает теми положениями, состояниями и проявлениями. Напротив, оно обладает этими положениями, состояниями и феноменами в силу того, что оно есть «сущее». Другими словами, мир иногда становится предметом изучения с позиции многообразия отдельных его предметов, а иногда - со стороны его единства, т.е. принимаем «сущее» как нечто единое в силу того, что оно существует, и продолжаем свои исследования об этом «едином», охватывающем все вещи. Если мы сравним мир с телом человека, то увидим, что наше исследование об этом теле двояко: некоторые наши исследования связаны с изучением таких органов этого тела, как голова, или руки, или ноги, или глаза. Но некоторые другие наши исследования будут связаны со всем телом, как то: когда возникло это тело и до каких пор оно будет существовать? Имеет ли «когда?» (время) значение и смысл относительно тела в целом или не имеет? Быть может, это тело обладает одним реальным единством, а многообразие его органов только нечто внешнее и недействительное? Разве его единство есть нечто относительное и не преступает границы машинной, т.е. искусственной (механической), зависимости? Разве это тело имеет только одно начало, из которого возникли все другие его органы? Например, разве это тело имеет голову и голова тела является первопричиной возникновения других органов, или оно есть тело без головы? А если оно имеет голову, то обладает ли его голова чувствующим и познающим мозгом, или она полая и пустая? Все ли тело, даже ногти и кости, обладает некоторым видом жизни, или сознание и познание в этом теле присущи неким сущим, возникшим случайно, как черви, которые появляются в разлагающемся трупе, и эти черви как раз есть то, что называется животными, и в том числе человеком? Преследует ли это тело в своей целекупности какую-либо цель и стремится ли к какому-либо совершенству, или оно есть сущее, не имеющее никакой цели и никакого намерения? Случайно ли возникновение и уничтожение органов тела, или оно подчинено закону причинности? Возникает ли какое-либо явление без причины, или каждое особое следствие возникает благодаря особой причине? Является ли господствующий над этим телом порядок окончательным и неизменным, или никакая необходимость и окончательность над ним не властвуют? Являются ли порядок, предшествование и последование органов этого тела реальными и действительными, или они таковыми не являются? Каково количество всех всеобщих систем данного тела? - и тому подобное. Тот раздел наших исследований, который будет связан с познанием частностей существующего мира, есть «наука». А тот раздел наших исследований, который будет связан с познанием тел мира, есть «философия». Следовательно, мы видим, что есть особый тип проблем, которые совершенно не схожи с проблемами ни одной из наук о мире, исследующих одно особое сущее. Напротив, они сами составляют особый тип проблем. Когда мы осуществляем исследование об этом типе проблем с точки зрения познания «частей науки» и хотим понять, проявлениями какого предмета считаются проблемы этого типа, то увидим, что они суть проявления «сущего как такового». Необходимо, чтобы объяснение и анализ этого вопроса осуществлялись в обстоятельных философских книгах, ибо решение этой задачи выходит за рамки задач настоящего урока. Кроме упомянутых выше вопросов, всякий раз, когда мы дискутируем о сущности вещей, например, о том, что такое сущность, чтойность и реальное определение тела или человека, или всякий раз, когда хотим дискутировать о бытии и существовании вещей, например, о том, существуют ли истинный круг и истинная линия или не существуют, все вновь будет относиться к этой науке, ибо спор и об этих явлениях есть спор об акциденциях сущего как такового, т.е. они по терминологии сущности относятся к числу акциденций и состояний сущего как такового. И этот спор имеет долгую историю и выходит за пределы настоящего урока. В обстоятельных философских книгах он изложен подробно. Результат обсуждения таков, что если некто спросит нас: «Что такое философия?», - то мы, прежде чем ответить на его вопрос, скажем: это слово в традиции каждой группы имеет особый терминологический смысл. Если имеется в виду определение философии согласно терминологии мусульман, то по распространенной их терминологии это слово есть нарицательное имя для обозначения всех рационалистических наук и не является названием особой науки, которой можно было бы дать определение. По нераспространенной терминологии философия есть название первой философии. Первая философия есть наука, которая изучает наиболее общие проблемы бытия, не связанные с каким-либо особым предметом, а связанные со всеми предметами. Она есть наука, устанавливающая все бытие в качестве единой проблемы предмета изучении.
Date: 2015-12-12; view: 536; Нарушение авторских прав |