Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Словесное определение и смысловое определениеЛогики говорят: когда спрашивается о «чтойности» какой-либо вещи, то предмет вопроса различен. Иногда предметом вопроса является значение и понятие слова, т.е. когда мы спрашиваем «что такое некая вещь?», то та «вещь», являющаяся предметом вопроса, есть само то слово. И говоря о его «чтойности», мы имеем в виду, в чем заключается лексическое, или терминологическое, значение слова. Предположите, что при чтении некой книги встретимся со словом «удод» и не знаем его значение. У кого-то спросим: «Что такое удод?» Он в ответ скажет: «Удод - имя некой птицы». Или же, например, в речи логиков встретимся с понятием «калима» («слово»). У кого-то спросим, что означает «калима» в терминологии логиков. Он скажет:«, Далима" в терминологии логиков -это „глагол" по терминологии грамматиков». Очевидно, что связь слова и значения — это связь договорная и конвенциональная, будь то универсальная или частная. При ответе на подобный вопрос необходимо искать случаи использования слова или обращаться к словарям. Также возможно, чтобы вопрос имел множество ответов и все они были бы достоверными. Ибо вполне возможно, чтобы одно слово в различных традициях имело различные значения. Например, возможно, чтобы одно слово в традиции логиков и философов имело одно особое значение, а в традиции литераторов - другое значение. Это подобно тому, что выражение «калима» («слово») в общей традиции и в традиции литераторов имеет одно значение, а в традиции логиков -другое значение. Или же слово «силлогизм» в традиции логиков имеет одно значение, а в традиции факихов и знатоков основ религии - другое. Когда одно слово имеет два и более различных значения в одной и той же традиции, в этих случаях следует сказать, что это слово в таком-то контексте имеет такое-то значение, а в таком-то другом контексте - такое-то значение. Ответы, которые даются на подобные вопросы, называются «словесными определениями». Но иногда когда задается вопрос о «чтойности» некоей вещи, предметом вопроса является не словесное значение, а истинность значения. Мы не хотим спросить: «Что такое значение этого слова»? Значение слова мы знаем, но нам не известна его истинность и сущность. Вопрос касается истинности и сущности значения. Например, если спросим: «Что такое человек?», - то цель заключается не в том, чтобы выяснить, для выражения какого значения установлено слово «человек». Все знаем, что слово «человек» установлено для обозначения этого особого двуногого, прямоходящего и разумного существа. Напротив, вопрос идет о том, «что такое сущность и истинность человека?» Очевидно, что достоверный ответ на такой вопрос может быть только один, т.е. невозможно, чтобы все многочисленные ответы были бы достоверными. Ответ, который дается на подобные вопросы, называется «истинным определением». Словесное определение предшествует истинному определению, т.е. сначала необходимо конкретизировать смысл слова, а затем дать истинное определение тому конкретизированному значению. Иначе можно впасть в нелепые паралогизмы и неуместные споры. Ибо если слово имеет многочисленные лексические и терминологические значения и эта многочисленность значений не установлена, то каждая группа будет иметь в виду особое значение и особую терминологию и давать ему определение, не зная, что каждая из этих групп предполагает нечто отличное от того, что имеет в виду другая группа, и будут спорить между собой без причины. Неотделимость значения слова от сущности значения слова становится причиной того, что иногда изменения и превращения, возникающие в значении слова, принимаются за истинность значения. Например, возможно, чтобы некое особое слово первоначально использовалось в одном «общем» значении, а затем термины изменились бы и то самое слово вместо «общего» своего значения стало использоваться в качестве «частного» случая того «общего». Если кто-то не дифференцирует значение слова от истинности значения, может полагать, что то «общее» в самом деле «расчленилось» на свои составные части. И это несмотря на то, что в этом общем не произошло никаких изменений, а только слово, употребляемое для обозначения «общего», изменило свое место и использовалось для выражения части того общего. Между прочим, по отношению к «философии» подобная ошибка настойчиво преследует всех западных философов и их восточных подражателей. Быть может, удача нам улыбнется, и на последующих уроках мы разъясним эту ошибку. Слово «философия» есть терминологическое слово, и оно приобрело многочисленные и разнообразные терминологические значения. Каждая из разнообразных групп философов выработала особое определение философии. Но это разнообразие определений и толкований связано не с одной реальностью. Каждая группа использовала это слово в особом значении и определяла то свое предполагаемое значение. То, что одной группой называется философией, другой группой философией не именуется; она или в основном отрицает ее ценность, или называет ее другим именем, или признает ее частью другой науки. И естественно, что с точки зрения представителей одной группы сторонники другой группы философами не считаются. Поэтому на вопрос «Что такое философия?» мы стремимся ответить, заостряя внимание на различных терминологиях. Сначала приступим к ответу на это вопрос с позиции исламских философов. Прежде всего сделаем предметом обсуждения лексический корень этого слова. Слово «фальсафа» {«философия»). Это слово имеет греческий корень. Все древние и современные ученые, знакомые с греческим языком и историей древнегреческой науки, говорят: Это понятие представляет собой искаженный арабский инфинитив слова «философия». Слово «философия» состоит из двух слов: «филео» и «софия». Слово «филео» означает «люблю», а слово «со-фия» - «мудрость». Платон прославляет Сократа как «философа», т.е. как любомудра, [ [1] ] Поэтому слово «фальсафа» («философия»), являющееся искаженным арабским инфинитивом, означает философствование. До Сократа появилась группа, представители которой называли себя «софистами», т.е. мудрецами. Эта группа считала человеческое познание мерой истинности и реальности - и в своих аргументациях пользовалась паралогизмами. Постепенно слово «софист» потеряло свой истинный смысл и приобрело значение «паралогист», «софиствование» же стало синонимом паралогизирования. Слово «сафсате» в арабском языке есть искаженный инфинитив «софиста», который теперь среди нас означает «паралогизирование». Сократ в силу своей скромности и простоты, а также чтобы избежать причисления к софистам, запретил называть себя «софистом», или мудрецом. Поэтому он называл себя «философом», т.е. любомудром. Постепенно слово «философия», в отличие от слова «софист», потерявшего смысл «мудрец» и приобретшего значение «паралогист», от понятия «любомудр» возвысилось до понятия «мудрец». Слово «фальсафа» также стало синонимом знания. Поэтому слово «философ» до Сократа по отношению к кому-либо не использовалось. И после Сократа оно незамедлительно не применялось по отношению к кому-либо другому. В то время слово «фальсафа» («философия») еще не имело конкретного смысла. Говорят, что Аристотель также не использовал это слово, и только в последующем термины «философия» и «философ» стали распространенными.
|