Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вместо предисловия. Проблемы интерпретации лирического стихотворения на письменном экзамене по литературе





ШКОЛА В ШКОЛЕ

Наталья БЕЛЯЕВА, г. Тверь

Проблемы интерпретации лирического стихотворения на письменном экзамене по литературе

Поэзия темна, в словах невыразима. И.А. Бунин

Вместо предисловия

Интерпретация лирического стихотворения на письменном экзамене по литературе — сложное испытание для выпускника средней школы. Во-первых, перед автором сочинения стоит вполне конкретная задача: написать о том, как он понимает и воспринимает предложенный ему для анализа текст. Рассуждать на узкую и конкретную тему, на наш взгляд, труднее, чем на широкую, ведь и произведение, и писателя во втором случае можно выбрать самому. Во-вторых, для хорошего сочинения на эту тему мало суммы тех знаний, которые можно просто зазубрить, да и стихотворения предлагаются, как правило, не слишком затрёпанные школьной программой. Поэтому если выпускник привык писать сочинения при помощи шпаргалок типа “100 лучших сочинений”, то в данном случае он может просто провалиться. В-третьих, для глубокой оценки лирического произведения ученик должен хотя бы несколько раз в течение учебного года потренироваться в разборе стихотворения; вряд ли стоит дебютировать в этом жанре на экзамене. В-четвёртых, для более глубокого понимания лирического текста выпускнику необходимо будет мобилизовать на экзамене весь свой культурный кругозор, ведь анализируемое стихотворение нужно попытаться вписать в контекст творческого пути поэта, литературного направления, в культурологический контекст эпохи, замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта, скрытые цитаты и т.п. В-пятых, необходимо выбрать оптимальный жанр будущей работы. Такое сочинение правильнее всего будет облечь в форму критической статьи, что под силу не каждому выпускнику. Жанр обычного школьного сочинения здесь явно “мелковат”, а публицистический стиль изложения вряд ли уместен. Конечно, возможны возражения, что работа может представлять собой эмоциональный отклик на прочитанный лирический текст, но только статья покажет, насколько глубоко понят текст, потому что чрезвычайно сложно совместить эмоциональную реакцию на прочитанное с умением выражать свои мысли и чувства на языке литературоведения.

Исходя из вышесказанного, полагаем, что консультацию, которую учитель будет проводить с выпускниками (желательно, чтобы она состоялась как можно раньше, а может быть, даже не один раз), следует обязательно начать с правильного ориентирования ребят на тему. Пусть они ясно представляют себе все подводные камни, которые ждут их на экзамене. Для тех же, кто всё-таки хочет попробовать себя в анализе стихотворения, нелишне будет напомнить некоторые теоретические понятия.







Date: 2015-12-12; view: 368; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию