Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью





 

Уголовный закон России дает ответы на многие проблемы борьбы с организованной преступностью, волновавшие ученых и практиков в последнее десятилетие. Уточнены и закреплены понятия организованных преступных структур.

В то же время остается сожалеть, что законодатель оставил за пределами Уголовного кодекса отдельные предложения науки и практики, законодательное разрешение которых способствовало бы усилению борьбы с организованной преступной деятельностью. В частности, речь идет о неоднократно обсуждаемой в печати проблеме правовой защиты лиц, выполняющих специальные задания по разоблачению организованной преступной деятельности в соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности. Негласная деятельность лиц, выполняющих специальные задания, всегда связана с риском участия в противоправных деяниях, при вынужденном совершении которых такие лица нуждаются в правовой защите. В этой связи было бы целесообразным внести изменения в ст. 42 Уголовного кодекса РФ и п. 1 ее изложить в следующей редакции: «Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения, а также вынужденно совершенное при выполнении специального задания по защите лиц, государственных и общественных интересов от тяжких преступлений, в связи с которыми проводятся оперативно-розыскные мероприятия».

Жизнь неизбежно, как и в других странах, приведет законодателя к рассмотрению в будущем и этой проблемы, ибо оставление ее в неразрешенном состоянии серьезно затрудняет и осложняет реализацию мер борьбы с организованной преступностью, предусмотренных ст. 6 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности (оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и др.).

Большое место проблемам борьбы с организованной преступностью отводится и в Особенной части Уголовного кодекса. По семидесяти видам преступлений, нормы ответственности за которые содержатся в шестнадцати главах Уголовного кодекса, устанавливается повышенная уголовная ответственность лиц, совершивших эти преступления в составе организованной группы.

Квалифицирующий признак - «совершение преступления организованной группой» - содержится в четырех видах преступлений против жизни и здоровья (гл. 16); двух - против свободы, чести и достоинства личности (гл. 17); двух - против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19); одном - против семьи и несовершеннолетних (гл. 20); девяти - против собственности (гл. 21); тринадцати - в сфере экономической деятельности (гл. 22); одном - против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23); двенадцати - против общественной безопасности (гл. 24); восьми - против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25); двух - экологических преступлений (гл. 26); одном - в сфере компьютерной информации (гл. 28); трех - против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29); двух - против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30); двух - против правосудия (гл. 31); трех - против порядка управления (гл. 32) и пяти - против воинской службы (гл. 33). Устанавливая повышенную ответственность за совершение данных деяний организованной группой, законодатель обеспечивает комплексный подход к реализации задач превенции в борьбе с организованной преступностью в различных сферах проявления интересов личности, общества и государства. При этом основной акцент сделан на борьбу с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, которые составляют 71,4% преступлений с квалифицирующим признаком «совершение преступления организованной группой». Наибольший удельный вес среди тяжких и особо тяжких преступлений этой категории составляют деяния, которые условно можно разделить на 4 основные группы: преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности; преступления против собственности; преступления в сфере экономической деятельности; преступления против общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности.

Определяя квалифицирующий признак «совершение преступления организованной группой» по основным видам тяжких преступлений, законодатель, следовательно, правовыми мерами защищает общественные отношения от преступлений, наносящих наибольший вред личности и государству.

Наряду с этим в Уголовном кодексе уделяется внимание и борьбе с проявлениями организованной преступной деятельности при совершении отдельных категорий преступлений небольшой и средней тяжести, за совершение которых максимальное наказание не превышает соответственно двух и пяти лет лишения свободы. В их числе такие преступления, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141, ч. 2, п. «в»); нарушение изобретательных и патентных прав (ст. 147, ч. 2); причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165,ч. 3, п. «а»); незаконное предпринимательство (ст. 171, ч. 2, п. «а»), и др.

Следует обратить внимание и на новые подходы законодателя к определению мер наказания за совершение преступлений в составе организованных преступных групп. Закрепляя квалифицирующий признак «совершение преступления организованной группой» по составам преступлений, законодатель проявляет последовательность и устанавливает соответственно повышенную ответственность. За совершение умышленных деяний, повлекших лишение жизни человека, устанавливается ответственность от 8 до 10 лет лишения свободы, смертная казнь либо пожизненное заключение. По 6 видам тяжких преступлений (терроризм, захват заложника, бандитизм, организация преступного сообщества, вооруженный мятеж, диверсия) предельная мера наказания установлена законодателем до 20 лет лишения свободы; по 9 видам (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, разбой, вымогательство, фальшивомонетничество, хищение либо вымогательство оружия, пиратство, незаконное изготовление, хранение и перевозка либо сбыт, а также хищение либо вымогательство наркотических или психотропных веществ) - до 15 лет лишения свободы; по 5 видам (грабеж, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, контрабанда, получение взятки, дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества) - до 12 лет лишения свободы; по 8 видам (кража, мошенничество, присвоение или растрата, легализация («отмывание») денежных средств или иного имущества, приобретенного недозволенным путем, принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения, незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, хищение либо вымогательство радиоактивных материалов, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности и дезертирство) - до 10 лет лишения свободы. Таким образом, по 29 видам тяжких преступлений (41,4%) предусматривается наказание до 10 лет лишения свободы и более тяжкое наказание. Кроме того, из 70 преступлений этой категории 32 (45,7%) имеют нижний предел наказания - 5 лет лишения свободы.

Следовательно, оценка высокой степени общественной опасности организованной преступной деятельности со стороны законодателя проявляется и в определении довольно строгих мер наказания виновным лицам, особенно за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В этом подходе преследуются не только цели кары, но и успешно реализуется принцип превенции, пронизывающий весь Уголовный кодекс Российской Федерации.

Таким образом, подводя итоги данного параграфа, следует отметить:

Правовой основой противодействия транснациональной организованной преступности является многоуровневая система нормативных правовых актов, затрагивающая практически все сферы жизнедеятельности общества (сфера интересов транснациональных преступных организаций распространяется на все области общественных отношений). Следует выделить основные группы нормативных правовых актов, являющихся базой для противодействия ТНОП. Первичная классификация основных мер противодействия транснациональной организованной преступности предусматривает две большие группы: меры международного уровня и внутригосударственные меры. На первом месте следует указать международные договоры Российской Федерации универсального характера (например, Конвенция ООН по противодействию ТНОП 2000 г.); во-вторых, это международные документы регионального характера (например, принятые в рамках Совета Европы); в-третьих, международные договоры субрегионального характера (например, принятые СНГ) и билатерального характера (к примеру, договоры между Россией и Беларусью); в-четвертых, отдельно следует выделить уголовное законодательство РФ; в-пятых, нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов противодействия организованной преступности.

Структура системы противодействия транснациональной организованной преступности состоит из следующих элементов: организационные меры противодействия; правовые меры противодействия, из которых отдельно необходимо выделять уголовно-правовые (в связи со спецификой объекта исследования); формы (методы) противодействия; факторы, оказывающие влияние на эффективность противодействия транснациональной организованной преступности.

Правовая база противодействия организованной преступности, как на международном, так и на национальном уровне не соответствует современным потребностям, складывающимся из оценки состояния, динамики и структуры ТНОП, т. е. существенно отстает от развития транснационального криминалитета.

Отсутствие соответствующей правовой базы борьбы с организованной преступностью заставляет подменять ее внедрением мер организационно-ведомственного характера, что неминуемо влечет необходимость несоизмеримо увеличивать объем людских ресурсов (в лице правоохранительных органов), лишние государственные расходы и прочие негативные в социальном и экономическом плане последствия, что также не способствует устранению одной из главных причин организованной преступности - низкого уровня социально-экономического развития в России.

Выбор путей и форм противодействия транснациональной организованной преступности должен основываться на предположении о том, что люди избирают незаконный вид деятельности, если он дает наибольший доход по сравнению с легальной формой активности, либо, если нелегальные способы обеспечивают более низкие вмененные издержки ведения бизнеса. Исходя из этой посылки, главным направлением эффективного противодействия преступности является сокращение выгод, которые она приносит, и увеличение издержек не законной деятельности.

Относительно концепции противодействия организованной преступности следует отметить существование двух диаметрально противоположных течений при организации такого противодействия. Первое - следование формальным предписаниям закона, четкое соблюдение презумпции невиновности со всеми вытекающими из этой посылки выводами, строгое соблюдение прав и свобод подозреваемых в совершении транснациональных преступлений. Второе - утверждение, что эффективному противодействию организованной преступности мешает существующая в законодательстве процедура привлечения к уголовной ответственности, излишняя забота о правах и свободах обвиняемого. На данный момент времени ситуация такова, что формально закон не допускает нарушения прав и свобод подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, однако на практике встречаются случаи его нарушения для достижения, в принципе, законной цели - привлечения к уголовной ответственности преступника. Выход видится в наделении соответствующими полномочиями четко определенных должностных лиц (органов), согласно которым эти лица (органы) имели бы право на принятие любых чрезвычайных мер противодействия отдельным видам транснациональных преступлений в целях защиты мира и человечества, общества, государства и граждан.

Что касается уголовно-правовых мер противодействия организованной преступности, то здесь следует отметить наличие в целом удовлетворительной правовой базы в виде специальных норм Уголовного кодекса РФ при крайне неудовлетворительном механизме реализации этих норм.

Date: 2016-02-19; view: 1161; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию