Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние организованной преступности в Российской Федерации





 

Анализ развития социально-политической и экономической ситуации в стране в последние годы позволяет выделить ряд факторов, способствующих повышению криминогенности общества и росту проявлений организованной преступности, формированию других угроз безопасности российского государства и общества со стороны криминалитета.

Среди внутренних и внешних факторов, определяющих угрозы безопасности, создающих условия для роста организованной преступности, которые ставят под вопрос само существование российского государства, можно выделить следующие.

Так, на рост масштабов организованной преступности серьезное влияние оказало в последнее десятилетие ослабление политической власти в стране, сопровождавшееся в начале 90-х годов прошлого века частичной утратой российским государством своей суверенной политической силы и ведущей роли в обществе. Наиболее наглядно эти процессы отразились на органах безопасности. В течение последних десяти лет проведен ряд реорганизаций и сокращений, в результате которых были вынуждены уволиться десятки тысяч профессионалов, что существенно снизило правоохранный потенциал спецслужб. Резкое ухудшение социальной защищенности сотрудников правоохранительных структур и органов безопасности, их материального положения, сокращение до минимума финансирования их деятельности «вымыло» у значительного числа сотрудников спецслужб стимулы к эффективной работе.

Ослабление организующего воздействия государства на общество усугубляется усилением влияния чиновничьего аппарата (зараженного коррупцией) при резком снижении доверия населения к государственным органам, призванным обеспечивать безопасность общества и самого государства.

Общее ослабление государственной власти, будучи серьезным фактором, определяющим рост организованной преступности, раскрывается через следующие аспекты:

принятие законов, а также решений государственных инстанций без предварительной криминологической экспертизы. Так, введение повышенных ставок таможенных пошлин привело к расширению масштабов коррупции не только в таможенных органах, но и в органах государственного управления, связанных с внешне экономической деятельностью;

разрастание коррупции на всех уровнях государственной власти как существенной базы для подпитки и воспроизводства организованной преступности. С одной стороны, в некоторых государственных ведомствах образовались целые коррумпированные кланы, лоббирующие законопроекты, указы Президента или правительственные решения, направленные в конечном итоге не на отстаивание государственных интересов, а на создание условий для обогащения узкого круга лиц (например, проведение заинтересованными кланами вопреки существующему законодательству президентского указа, «похоронившего» в начале 90-х годов идею именных ваучеров). С другой стороны, в течение ряда лет успешно действовало и действует сопротивление принятию законов «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с организованной преступностью», «Об основах государственной службы Российской Федерации», «Об ответственности за легализацию преступных доходов»;

отсутствие на практике реально действующего механизма декларирования доходов. Указ Президента РФ № 484 (1997 г.) требует, чтобы высшие правительственные чиновники ежегодно подавали декларации о своих доходах и собственности налоговым инспекторам и в отделы кадров. Этот указ дает каждому чиновнику достаточно времени, чтобы осуществить трансферт своих авуаров за рубеж или родственникам. По общему признанию, известный предприниматель и государственный деятель Березовский является мультимиллиардером (журнал «Форбс» поставил его в 1997 г. на сто девяносто третье место в мире учитывая размеры его личного состояния в три миллиарда долларов). Однако, будучи в то время заместителем Секретаря Совета Безопасности, он декларировал объем принадлежащей ему собственности в размере тридцати девяти тысяч долларов, и это сошло ему с рук. В 1994 году Указом Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» сделаны первые шаги в этом направлении (установлено, что «банки и другие кредитные учреждения обязаны информировать налоговые органы о совершении физическими лицами операций на сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов и выше». Тем не менее российские банки, через которые проходят многие миллиарды различных платежей, кредитов и инвестиций, сегодня практически не защищены от поступления средств, полученных незаконным путем);

вовлеченность государственных служащих самых различных уровней, вплоть до высшего, в грандиозный передел собственности. В кругах, от которых это зависит, нет реальной заинтересованности в эффективных законах (направленных прежде всего против коррупции, организованной преступности, легализации преступных доходов), сильных, дееспособных правоохранительных органах и, особенно, в спецслужбах. В сфере приватизации «гуляют» огромные капиталы неустановленного происхождения.

Между тем на Западе уже давно пришли к выводу, что в борьбе с организованной преступностью один из важнейших залогов эффективности - вскрытие и «отсечение» ее материально-финансовой базы. Приватизация, как перераспределение собственности, есть политическая революция, которая ведет к дестабилизации экономики и общества в целом. Если раньше было невыгодно работать, чтобы создавать собственность, то теперь стало выгодно иметь собственность, чтобы не работать. В значительной мере сегодняшний рост преступности в экономике, расширение организованной преступности и бандитизма являются результатом избранного пути перераспределения собственности, проявляясь как реализация лозунга «Грабь награбленное»;

отсутствие в законодательстве РФ ответственности, в том числе уголовной, за приватизационные нарушения. Деятельность организованных преступных групп и коррупция в органах государственного и хозяйственного управления проявились в виде многочисленных фактов занижения балансовой стоимости приватизируемых объектов, сговора о неправомерном разделе имущества и снижении цены предприятий, умышленного нарушения порядка организации конкурсов и аукционов, продажи в собственность или передачи в аренду с правом последующего выкупа объектов, приватизация которых запрещена законом. Избранные способы реализации политики разгосударствления средств производства и ее предварительные результаты свидетельствуют о провале планов создания среднего класса - опоры и гаранта стабильности любого режима. Власть имущие настолько увлеклись, что совершенно отказались от необходимости поделиться приобретаемыми благами с широкими массами. Аналогичная ситуация сложилась в России в период с 1861 (после отмены крепостного права) и вплоть до октября 1917 года;

несовершенство банковского и уголовного законодательства, неадаптированность финансовых институтов к рыночным условиям привели к тому, что банковские учреждения до сих пор используются для накопления первоначальных капиталов противоправными способами. Массовый характер приобрели хищения денежных накоплений с использованием подложных платежных документов, а в последнее время поддельных банковских гарантий, незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов, неконтролируемый «перелив» капиталов в «теневую» экономику и зарубежные банки, валютные спекуляции на бирже, «отмывание» криминальных денег, а также взяточничество, связанное с предоставлением кредитов, выдачей наличных денег, открытием расчетных счетов, ускорением прохождения финансовой документации и т.д.; отсутствие механизма контроля за выделением и использованием льготных государственных кредитов и ответственности за их нецелевое использование. Огромные кредитные средства, выделенные для решения проблемы неплатежей, осели в коммерческих банках, а затем были конвертированы и переведены за рубеж; несовершенство механизма контроля за экспортом, перемещением через границу и использованием валютной выручки, что приводит к оседанию огромных сумм на счетах зарубежных банков; непосильное налогообложение предпринимателей, толкающее их на сокрытие доходов и сокращение инвестиций в материальное производство. В результате непродуманной налоговой политики уменьшаются поступления в бюджет государства, а часть сокрытых доходов в итоге присваивается криминалитетом, тем самым укрепляется финансовая база организованной преступности. Отсутствие гибкой политики в применении таможенных тарифов, например, привело к росту коррупции в таможенных органах и снижению поступлений в госбюджет;

затягивание реформы системы государственного управления и, в частности, государственной службы, которое является одной из основных причин распространения коррупции в органах власти и управления. Ситуация усугубляется противостоянием различных политических сил, падением доверия граждан к властям, правоохранительным органам и, как следствие, поразившим общество правовым нигилизмом.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие организованной преступности, является и то, что до настоящего времени меры, принимаемые органами государственной власти и управления, как правило, отставали от динамики изменений криминальной ситуации в стране, что в конечном итоге не позволило достичь реальных положительных результатов в борьбе с преступностью. К объективным и субъективным причинам этого можно отнести следующие:

неразбериху, вызванную бесконечными реорганизациями органов безопасности и правопорядка;

отсутствие на практике эффективной координации и взаимодействия правоохранительных ведомств и спецслужб России в борьбе с преступностью. Нечеткое правовое решение вопросов о разграничении компетенции в борьбе с преступностью (включая организованную) правоохранительных органов Российской Федерации,республик в составе России, краев, областей, автономной области, национальных округов и органов муниципальной власти, создало опасность нескоординированного решения многих важных вопросов и препятствия в разработке программ борьбы с преступностьюи их финансировании;

отсутствие общегосударственной концепции и соответствующей программы борьбы именно с организованной преступностью, а не с преступностью вообще;

запаздывание в формировании национально-государственного устройства России, которое привело к распространению организованной вооруженной преступности и террористических проявлений на межнациональной основе, а также способствовало росту количества этнических преступных групп, действующих на территории России;

неопределенный статус и необустроенность российской государственной границы, что спровоцировало активизацию контрабанды оружия, наркотиков, товаров и сырья;

несформированность института российского гражданства существенно затрудняет правоприменительную практику, ослабляет борьбу с преступной деятельностью, объективно способствуя ее дальнейшему распространению.

Недостаточно эффективный социальный контроль за организованной преступностью вследствие отмеченных выше нерешенных проблем позволяет ей полностью реализовать свои интересы, вытекающие из ее криминальной и экономической природы.

Движущей силой деятельности мафиозных структур является стремление к получению неконтролируемой государством сверхприбыли в сравнительно короткие сроки. Основным условием возникновения и функционирования организованных преступных структур стало наличие потенциальных источников сверхдоходов.

Серьезным фактором, влияющим на организованную преступность, является также недостаточно эффективная деятельность правоохранительных органов. В числе причин, способствующих этому и сужающих поддержку этих органов населением можно отметить следующие:

наличие пробелов в уголовном, уголовно-процессуальном, на логовом и таможенном законодательствах, снижающих эффективность деятельности правоохранительных органов;

активное подключение средств массовой информации в защиту лиц, справедливо обвиняемых в совершении тяжких преступлений;

создание существенных и в значительной степени искусственных препон в борьбе с организованной преступностью. Как и в застойные времена в стране существует «каста неприкасаемых» (депутаты, прокуроры, судьи);

коррумпированность значительного количества сотрудников правоохранительных структур. Тридцать процентов сотрудников милиции, по оценкам экспертов, обеспечивают «крышу» коммерческим структурам, значительное их число «держат» киоски, магазины. Учитывая глубину проникновения и распространенность «крыш», они стали постоянным атрибутом пост коммунистической России, и постепенно это явление интегрируется в российское государство, общество, бизнес и промышленность;

деятельность правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений не обеспечена материальными и финансовыми ресурсами, оперативные и следственные подразделения правоохранительных органов испытывают недостаток в квалифицированных кадрах.

Рост криминалитета напрямую зависит от обострения социальной ситуации в российском обществе, для которой в последние годы характерны официальная и скрытная безработица, люмпенизация и пауперизация российского населения, снижение уровня его образованности, задержки и невыплаты заработной платы, отсутствие реальных перспектив улучшения благосостояния, сокращение расходов на социальные программы. По оценкам некоторых экспертов, уровень доходов самых богатых россиян выше дохода самых бедных членов общества в 27 раз (в развитых государствах этот показатель не превышает - 10 раз). По данным вашингтонского Центра по стратегическим и международным исследованиям, за годы реформ на шесть процентов снизился российский валовой национальный продукт, четверть населения России едва сводит концы с концами, находясь за чертой бедности, составляющей 25 долларов в месяц. В такой ситуации становление на преступный путь является для части населения своеобразной формой социального протеста. Как показывают исследования, и в будущем социальной базой расширения организованной преступности будут такие процессы, как дифференциация общества, рост безработицы, вынужденной миграции, соответствующее увеличение маргинальных групп населения, не включенных в общесоциальный процесс, в которых могут получить распространение установки на силовые, криминальные способы разрешения социальных противоречий.

Как показывает анализ, организованная преступность осуществляет активное проникновение в систему коммерческих банков. По оценкам специалистов, около 60 процентов банков находятся в той или иной степени под контролем криминальных структур или оперируют их финансовыми средствами. Противоправно удерживая кредиты и средства, полученные в порядке предоплаты по договорам в предпринимательской и финансовой сферах экономики, они наживают огромные прибыли. Контрагенты, не имея возможности законным путем получить обратно свои средства, нередко вынуждены обращаться к услугам криминальных группировок, специализирующихся на «выколачивании» долгов. Так создается питательная среда для очередного опасного вида организованной преступной деятельности, накапливается криминальный капитал, который закономерно ищет возможности проникновения в легальные сферы экономики. Спираль преступности раскручивается все шире и шире.

Серьезное влияние на структуру и рост организованной преступности оказывают издержки при проведении экономических реформ. Уровень преступности с начала 1990-х годов и по настоящее время возрос более чем в два раза, а по отдельным видам преступлений - в несколько раз. Опережающими темпами развивается организованная преступность. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что переход общества из одного состояния в другое сопровождается, особенно на первом этапе, значительным ростом преступности, обгоняющим в пять-шесть раз прирост народонаселения. Высокий уровень преступности и ее устойчивый рост - такова плата за демократию, провозглашенные политическую и экономическую свободы.

Расширение масштабов криминальных проявлений, наблюдаемое практически во всех отраслях экономики, сопровождает практически все направления экономической реформы. Особенно широко вторгается организованная преступность в сферу экономики в периоды экономических кризисов, когда теряются нити управления экономическими процессами и экономический «организм» перестает нормально функционировать.

Разрастающиеся национальные конфликты и столкновения на геополитическом пространстве бывшего Советского Союза усиливают миграционные процессы. Нелегальные мигранты, беженцы из «горячих точек» и вынужденные переселенцы, не имея зачастую возможности найти жилье и работу, в то же время спаянные нуждой, общностью происхождения и необходимостью сообща решать проблемы выживаемости (от решения которых государство часто самоустраняется), пополняют ряды организованной преступности. По данным разведслужбы Министерства обороны США, в будущем прогнозируется возникновение 12 вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР. В этих конфликтах, по мнению американских аналитиков, могут погибнуть в результате военных действий 523 тысячи человек, от болезней - около 4 миллионов человек, пострадать от голода - 88 миллионов человек, число беженцев может достигнуть более 21 миллиона человек.

Свой вклад в рост организованной преступности вносит неконтролируемая миграция граждан ближнего зарубежья (Азербайджана, Армении, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и т.д.), а также практически бесконтрольный въезд в Россию и оседание на постоянное жительство граждан Китая, Монголии, в меньшей степени Кореи и Вьетнама. Необходимо особо остановиться на положении дел в Чечне и Ингушетии, которые, будучи в составе Российской Федерации, по сути, выпали из ее правового пространства и стали надежными укрытиями для преступников, базами подготовки дерзких и масштабных преступлений, наносящих значительный ущерб национальным интересам России (криминальные финансовые операции, хищения и поставки за рубеж нефтепродуктов, драгоценных и редкоземельных металлов, захват заложников и т.д.).

Преступность стремится проникнуть, прежде всего, в те отрасли экономической деятельности, которые в наименьшей степени урегулированы законодательством и слабо контролируются соответствующими государственными органами. Вакуум государственной власти неизбежно заполняется преступностью.

Существенно влияет на организованную преступность не урегулированность на государственном уровне вопросов собственности, приватизации, обеспечения контроля за формированием источников капиталовложений.

На рост организованной преступности в последнее десятилетие оказывала и продолжает оказывать влияние духовная дезориентация значительной части российского населения. В 90-х годах личная духовная сфера россиянина оказалась подверженной серьезным испытаниям. До проведения реформ он не имел достаточно глубокого представления об экономической и политической свободе, а также навыков самостоятельной деятельности в условиях этой свободы. Получив свободу действий, немало людей восприняло ее как абсолютную, ничем не ограниченную возможность приобретения экономических и иных благ любой ценой, даже если ради них приходится совершать преступления. Роковую роль в криминализации сознания людей сыграл объявленный гайдаровским правительством принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Предназначенный для отдельных отраслей законодательства, а не для универсального применения в жизни общества, он был понят буквально: нравственных запретов отныне не существует, а при отсутствии юридических табу позволительны любые поступки.

В итоге общество захлестнула волна духовного и, как следствие, правового нигилизма. Такое состояние духовной сферы и привело к вспышке организованной преступности. К сожалению, немалую роль в падении общественной нравственности сыграли некоторые средства массовой информации. На рыночной основе ими тиражируются образцы духовно-патологического поведения. Телеэкраны и издания пестрят боевиками и другими низкопробными подделками, где правилом является демонстрация насилия, убийств, проституции, наркомании и других человеческих пороков. Негативно отразились на деятельности и авторитете правоохранительных органов имевшие место нападки на них отдельных средств массовой информации, в извращенном виде освещавших их деятельность.

Сегодня государством практически не ведется работа по формированию через средства массовой информации положительных поведенческих социальных стереотипов. Часто игнорируются потребности населения в получении объективной информации о принимаемых мерах по борьбе с преступными проявлениями и степени защищенности граждан.

В числе факторов, определяющих рост и живучесть организованной преступности, можно выделить тот, что эта преступность выполняет в обществе определенные социальные функции. В России специального исследования этой проблемы не проводилось, но результаты работы японских социологов вполне прилагаемы к нашей действительности. Так, по их данным, 41,4 % опрошенных жителей Японии указали, что обращение к услугам мафиози позволяет решать некоторые проблемы гораздо быстрее, чем это в состоянии сделать прокуратура или полиция; 37,5 % из тех респондентов, кто спокойно относится к мафии, отметили, что есть такие вопросы, в которых помощь полиции не всегда представляется уместной. Около 50 % всех участников опроса выразили мнение, что мафиозные синдикаты продолжают успешно действовать в основном благодаря тому, что к ним по-прежнему активно обращаются с различного рода «заказами» компании и отдельные лица.

Снижение уровня жизни военнослужащих российской армии, усиливающаяся бытовая неустроенность их семей, утрата перспектив у большого числа офицеров в армейской службе, связанные с сокращением Вооруженных Сил, недостаточным материально-техническим и финансовым обеспечением российской армии, приводят к росту преступности в армейской среде, расширению коррупции среди командования частей и соединений, способствуют рекрутированию офицерских кадров в мафиозные группировки. [29, С. 154]

Отмеченные выше факторы, отражающие сложные и противоречивые процессы, протекающие в современной России, вызываемые как внутренними конфликтами, так и воздействием из вне, самым непосредственным образом влияют на рост российской организованной преступности, ее состояние и развитие.


Date: 2016-02-19; view: 679; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию