Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рентабельность хозяйственной деятельности туристского предприятия
Рентабельность — качественный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств на предприятии. Различают два вида рентабельности: ♦ рассчитанная на основе балансовой прибыли; ♦ рассчитанная на основе чистой прибыли. Рентабельность отражает процентное соотношение суммы прибыли и одного из других показателей. В практике работы туристских предприятий наибольшее распространение получили следующие показатели: ♦ рентабельность реализации и себестоимости Rреализации = (прибыль от реализации продукции, работ, услуг/Реализация) * 100 % Rсебестоимости = Прибыль / себестоимость продукции Принципы распределения прибыли: ♦ полученная прибыль распределяется между государством и предприятием; ♦ прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов, ставки которых устанавливаются законодательно; ♦ прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, оставшаяся часть — на потребление. Порядок где БП — балансовая прибыль; ЧП — чистая прибыль; Вр — выручка от реализации; С — себестоимость; ♦ рентабельность затрат Формула расчета показателя рентабельность затрат: ROCS - рентабельность затрат (Return on Cost of Sales), % NI- чистая прибыль (Net Income), руб. ♦ рентабельность основных фондов Rоф = Чистая Прибыль/Основные средства * 100 % ♦ рентабельность оборотных средств Rос Rоф = Чистая Прибыль/Оборотные средства * 100 % ♦ рентабельность производства Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств) ♦ рентабельность активов и собственного капитала Рентабельность активов = Прибыль/ Стоимость активов Рентабельность собств. К-ла = Прибыль / Собственный капитал Показатели рентабельности свидетельствуют о способности туристского предприятия оценивать свое положение на рынке туристских услуг, планировать будущее. Деятельность туристского предприятия направлена на достижение главной цели — получение максимальной прибыли. Этому способствуют управление механизмом получения прибыли и повышения рентабельности, их планирование и определение возможных путей увеличения. Экономический анализ прибыли и рентабельности заключается в изучении: ♦ выполнения плана по прибыли и рентабельности; ♦ динамики прибыли и рентабельности; ♦ влияния и условий влияния факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность; ♦ резервов роста прибыли и способов их мобилизации. Анализ проводится на основании данных бухгалтерского учета (ф. 1) и отчета о прибылях и убытках (ф. 2). Методика анализа с использованием экономических показателей конкретного туристского предприятия приведена в учебном пособии "Экономика туризма" / Под ред. З.М. Горбылевой. — Мн.: БГЭУ, 2004. — 478 с. Особое значение в анализе прибыли должно быть уделено операционному анализу, положенному в основу многих методов планирования прибыли и механизма управления прибылью и основанному на делении издержек производства на постоянные и переменные. Такая классификация способствует решению задачи прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Кроме того, она позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить эффект производственного (операционного) рычага, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Суть операционного рычага (ОР) проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации порождает более сильное изменение прибыли. Порог рентабельности (ПР) (точка самоокупаемости, критическая точка, точка разрыва и т.д.) - это такой уровень выручки от реализации, при котором предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей. Тренировочные задания 1. Определить силу воздействия операционного рычага (СВОР), если: ♦ выручка от реализации — 800 млн.р.; ♦ переменные затраты — 200 млн.р.; ♦ прибыль — 250 млн.р. 2. Представьте механизм распределения балансовой прибыли на туристском предприятии. Какие пропорции необходимо соблюдать при распределении чистой прибыли? Тест 1. Какой показатель для туристского предприятия является оценочным: а) выручка от реализации; б) доход; в) прибыль? 2. Какими функциями выражается сущность прибыли: а) стимулирующей; б) результативной; в) накопительной? 3. В чем главный смысл принципов распределения прибыли: а) в достоверности выявления и учета; б) соблюдении пропорций ее распределения; в) стимулировании деятельности туристского предприятия? 4. Может ли чистая прибыль использоваться на покрытие затрат по представительским расходам: а) да; б) нет? 5. В чем проявляется действие операционного рычага: а) способствует увеличению выручки; б) повышает эффективность хозяйствования; в) показывает взаимосвязь выручки от реализации и прибыли? 6. На каком этапе жизненного цикла туристского продукта имеет значение расчет порога рентабельности: а) на первой фазе; б) на четвертой фазе; в) на всех фазах? 7. К какой группе показателей относится показатель автономии: а) деловой активности; б) рентабельности; в) платежеспособности?
Тема 8. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия План 1.Содержание и методология экономического анализа туристского предприятия 2.Информационное обеспечение экономического анализа 3.Комплексный анализ финансового состояния туристского предприятия
Содержание и методология экономического анализа туристского предприятия Экономический анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия — это комплексное изучение его работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, обеспечения конкурентоспособности, повышения эффективности хозяйствования и качества обслуживания. Анализ охватывает все стороны деятельности туристского предприятия и определяет влияние условий, в которых она осуществляется. Главное внимание уделяется выяснению причин, препятствующих повышению эффективности работы или приведших предприятие к состоянию неопределенности. Принципы анализа: ♦ научность; ♦ комплексность; ♦ системность; ♦ объективность; ♦ действенность; ♦ конкретность; ♦ своевременность; ♦ оперативность; ♦ достоверность; ♦ эффективность. Виды анализа классифицируются следующим образом: ♦ по признаку времени - предварительный; - последующий - оперативный (ситуационный), итоговый; ♦ по периодичности проведения - периодический; - разовый; ♦ по субъектам управления - технико-экономический; - финансово-экономический; - социально-экономический; - экономико-статистический; - маркетинговый. ♦ по методике изучения объектов - сравнительный; - диагностический (экспресс-анализ); - факторный; - маржинальный; ♦ по субъектам (пользователям) анализа - внутренний; - внешний; ♦ по охвату изучаемых объектов - сплошной; - выборочный; ♦ по содержанию программы - комплексный; - тематический. Метод экономического анализа есть процесс исследования от общего к частному, от частного к общему, от следствий к причинам, от причин к следствиям. Методика экономического анализа — это совокупность специальных приемов, способов, правил, применяемых для обработки экономической информации. Важным условием, которое необходимо соблюдать при анализе, является сопоставимость показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования: ♦ единство качественных, объемных, структурных, стоимостных факторов; ♦ единство промежутков или моментов времени, за которые сравниваемые показатели были исчислены; ♦ сопоставимость исходных условий производства туристского продукта; ♦ единство методики исчисления показателей и их состава. Одни показатели являются результативными; другие - факторные - характеризуют условия (причины) достижения результатов. Таким образом, экономический анализ представляет собой факторный анализ, заключающийся в выявлении влияния тех или иных факторов на результат. Учитывая их многообразие, составляются факторные модели, которые, опираясь на математические модели взаимосвязи результата с факторами, определяют приемы экономического анализа. Любая факторная модель не должна противоречить причинно-следственной логике. Существуют два типа связи, которые подвергаются исследованию в процессе факторного анализа: ♦ функциональные; ♦ стохастические. Функциональной (детерминированной) называется связь, если при заданных условиях она переходит в единственное, определенное состояние. Стохастической (вероятностной) связь является, если при одних и тех же начальных условиях она может переходить в различные состояния, т.е. каждому факторному признаку соответствует множество результатов. Кроме того, связь между факторами может быть прямой и обратной. В первом случае рост (убывание) факторного признака влечет за собой рост (убывание) результата; во втором — наоборот. При изучении связей решаются следующие задачи: ♦ установление наличия или отсутствия связи между показателями; ♦ измерение тесности связи; ♦ выявление закономерного (неслучайного) характера связей; ♦ выделение наиболее значимых факторов, определяющих результат; ♦ количественная оценка влияния изменения факторов на изменение результата. В зависимости от вида анализа эти задачи решаются с помощью различных приемов. Все приемы, используемые в экономическом анализе, можно разделить на простые и сложные. К простым относят методы: ♦ сравнения: - горизонтальный; - вертикальный; - трендовый; - одномерный; - многомерный; ♦ средних величин; ♦ относительных величин; ♦ группировок; ♦ балансовой увязки. Их используют в основном для обработки собранной информации (построение и анализ аналитических таблиц). Сложные: ♦ элиминирование; ♦ корреляционно-регрессионный анализ; ♦ линейное программирование; ♦ экономико-математические; ♦ специальные и другие методы. К примеру, элиминирование представляет собой прием, при котором устраняется влияние всех факторов, кроме одного, влияние которого на результативный показатель рассчитывается. Существуют следующие приемы элиминирования: - цепных подстановок; - абсолютных и относительных разниц; - относительных величин; - индексный; - интегральный; - прием долевого участия. Применение тех или иных приемов и способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования и т.д. При выполнении комплексного анализа хозяйственной деятельности выделяются следующие этапы: 1) уточнение объектов, цели и задач анализа; составление плана аналитической работы; выделение субъектов анализа и распределение обязанностей между ответственными исполнителями; 2) разработка системы синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа; 3) сбор и подготовка необходимой информации; проверка ее точности; приведение в сопоставимый вид и т.п.; 4) сравнение фактических результатов хозяйственной деятельности с показателями плана отчетного периода, фактическими данными прошлых лет, результатами конкурирующих предприятий; 5) выполнение факторного анализа; 6) выявление неиспользованных резервов повышения эффективности хозяйствования; 7) оценка результатов хозяйственной деятельности с учетом влияния различных факторов и выявленных неиспользованных резервов; разработка мероприятий по их использованию; 8) контроль за внедрением в производство предложенных мероприятий.
Date: 2016-02-19; view: 754; Нарушение авторских прав |