Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление прибылью и рентабельностью предприятия





Прибыль как главный результат предпринимательской дея­тельности обеспечивает потребности самой организации и госу­дарства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предпри­ятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зави­сящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль предприятий.


В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. (рис.1)

На выручку от продажи влияют следующие основные факторы

1.1)Прежде всего следует учитывать, что на прибыль от реализа­ции товарной продукции влияет изменение остатков нереализо­ванной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше при­были предприятие получит от реализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обуслов­ленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести больше продукции, чем существующие возможности ее реализации.

Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. Для увеличения при­были предприятие должно предпринять меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и в суммарном выражении.

1.2) Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как например роста цен, неизбежно влечет сокращение объема при­были. Отсюда вывод 6 необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

1.3) Не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, определяющий размер прибыли, в свою очередь находится под воздействием многих причин. Поэтому при ана­лизе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения для того, чтобы разрабо­тать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению за счет этого прибыли.

1.4) Фактором, непосредственно определяющим величину при­были предприятия от реализации продукции, являются приме­няемые цены. Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в зависимости от кон­курентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регули­руемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-мо­нополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всего качеством производимой продукции, зависящим от техни­ческого совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и т.д.

1.5)Кроме указанных факторов на величину прибыли от реали­зации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себе­стоимости этой продукции), тем больше прибыли получит пред­приятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.

Таким образом, рассмотренные основные факторы, воздейст­вующие на объем прибыли от реализации товарной продукции как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа.

1.6) повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда

1.7) Размер дебиторской задолженности

2) Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается, как указывалось, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Ре­зультаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на ба­лансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ; услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме валовой прибыли.

3) Отдельной составной частью валовой прибыли выделена при­быль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятий могут образовываться излишние материальные цен­ности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения.

Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценно­стей образуются не только прибыль, но и убытки.

Прибыль от этой реализации излишних основных фондов исчисляется как разница между продажной ценой и первона­чальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увели­чивается на соответствующий индекс, законодательно устанав­ливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.

4) Последним элементом валовой прибыли являются внереали­зационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредст­венно не связаны с производством и реализацией продукции. В составе этих внереализационных результатов учитываются сле­дующие доходы (расходы):

доходы от долевого участия в деятельности других организаций;

доходы от сдачи имущества в аренду;

дивиденды, процен-йь1 по акциям, облигациям и другим цен­ным бумагам, принадлежащим предприятию;

суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.).

В тех случаях, когда суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав расходов от внереализационных операций и возмещаются за счет прибыли, остающейся в распо­ряжении организации.

Могут иметь место и другие внереализационные доходы (расходы), не связанные с производством и реализацией про­дукции (работ, услуг). Так, учитываются курсовые разницы (положительные и отрицательные) по валютным счетам, а так­же по операциям в иностранной валюте. До 1991 г. в составе внереализационных доходов и расходов учитывались в основ­ном суммы уплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек и других санкций. В настоящее время в условиях перехода к ры­ночной экономике в составе внереализационных результатов появились новые элементы, связанные с предпринимательской деятельностью. Это — доходы от долевого участия в деятельно­сти других предприятий, доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и другим цен­ным бумагам, принадлежащим организации.

С развитием арендных отношений многие предприятия в це­лях получения доходов сдают часть своего имущества, включая помещения, сооружения и др., в аренду на более или менее длительный срок. Сдача имущества в аренду может принимать в результате форму аренды с выкупом. В итоге организация по­лучает доход, увеличивающий внереализационные доходы, а следовательно, и валовую прибыль.

Эффект операционного рычага

Введем в анализ рассмотрение проблемы сопоставления выручки (оборота) с общими издержками пред­приятия, выделяя из общих издержек постоянные (FC) и пере­менные (VC), а также смешанные издержки.

Напомним, что постоянные издержки — это те, которые не зависят от объема выпускаемой продукции. К ним следует отне­сти затраты, связанные с погашением кредитов и выплатой про­центов по ним, арендой земли и помещений, амортизацией средств труда, выплатой зарплаты руководителям, и некоторые другие.

Переменные же издержки — это те, величина которых связа­на с изменением объема производства фирмы. К ним следует отнести затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, выплаты зарплаты работникам предприятия.

Смешанные затраты — это те, которые трудно определенно отнести к постоянным или к переменным. Сюда входят затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и прочие расходы.

Какова все-таки практическая польза от предложенного раз­деления затрат на постоянные и переменные (величиной сме­шанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнес­ти их к постоянным и переменным затратам)?

Во-первых, можно определить точно условия прекращения производства фирмой (если фирма не окупает средних перемен­ных затрат, то она должна прекратить производить).

Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибы­ли и рационализации её динамики при данных параметрах фир­мы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.

В-третьих, такое деление затрат позволяет определить мини­мальный объем производства и реализации продукции, при ко­тором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельнос­ти), и показать, насколько фактический объем производства пре­вышает этот показатель (запас финансовой прочности фирмы).

Первая проблема экономической наукой решена и не пред­ставляет специального интереса в рамках данной работы. Две другие проблемы непосредственно связаны с вопросами, реша­емыми в рамках нашего исследования; рассмотрим их.

Теперь можно определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточ­ность бизнеса — порог рентабельности. Следовательно, порог рентабельности — это такой объем производства, при котором фирма не получает ни прибылей, ни убытков:

(15) или

(16)

где ПР — порог рентабельности, ВЫРУЧКА - VC дается в относитель­ном выражении.

Решив уравнение (16) относительно порога рентабельности,
получим: £

(17)

Рассчитаем порог рентабельности для нашего числового при­мера:

 


Аналогично можно определить и то количество товара (при условии, что фирма производит один вид товара), при котором прибыль будет равна 0 (не будет и убытков). Если фирма произ­водит несколько товаров, то необходимо определять это поро­говое значение для каждого товара.

Получив значение этого параметра, предприниматель может ориентироваться на него при построении своей производствен­ной программы, учитывая при этом состояние рынка данных товаров (конкуренция, монополия и пр.), эластичность спроса на данный товар, фазу жизненного цикла товара и другие пока­затели.

Превышение реального производства над порогом рентабель­ности есть запас финансовой прочности фирмы:

(18)

Эта ситуация позволяет сделать любопытный вывод: формаль­ные финансовые расчеты могут привести к ошибочному решению. Необходимо, принимая финансовые решения, руководствоваться учетом многих нефинансовых обстоятельств (в нашем случае — это маркетинговый цикл, в других — учет интересов экономи­ческих субъектов и многое другое). Данный вывод имеет очень большую практическую ценность при принятии решений об уп­равлении финансовыми потоками в финансовом менеджменте. Представляется, что это еще один аргумент в пользу концепции финансового менеджмента, отстаиваемой в данной работе.

 

Для это­го необходимо ввести новое понятие — эффект операционного (производственного) рычага. Он связан с тем, что любое изме­нение выручки от реализации приводит к большему изменению в величине прибыли.

Проиллюстрируем простым примером. Пусть выручка от ре­ализации равна 1000, переменные затраты — 700, постоянные — 200, прибыль — 100. Пусть производство выросло на 10%. Вы­ручка составила теперь 1100, переменные издержки — 770, по­стоянные — 200, прибыль — 130, т.е. при 10%-ном росте произ­водства прибыль выросла на 30%!

Механизм такого приятного для менеджера несоответствия очевиден: у нас пропорционально выросли переменные издер­жки, а постоянные остались неизменными. Следовательно, ог­ромный позитивный потенциал для деятельности фирмы зало­жен в экономии на постоянных издержках, в том числе и затратах, связанных с управлением предприятием.

Практически силу воздействия производственного рычага (СВПР) (мультипликационный эффект роста прибыли, связан­ный с неизменностью постоянных издержек) можно рассчиты­вать по следующей формуле:

 

 

Для нашего случая его величина будет равна (1000 — 700):: 100 = 3, т.е. при росте выручки на 1% прибыль должна вырасти на 3%. А при росте выручки на 10%? на 30%? (Эти цифры нами получены выше).

Если мы будем производить дальнейшую трансформацию формулы (14), то можем получить еще несколько интересных результатов, связывающих СВПР с процентным изменением НРЭИ, с ценой единицы товара и пр.

Важно отметить, что СВПР мы рассчитываем для определен­ного объема продаж, выручки. При его изменении необходимо будет снова определить СВПР.

Эффект производственного рычага наблюдается как при росте объема производства фирмы, так и при его снижении. Про­иллюстрируем цифровым примером. Пусть у нас сокращается выручка фирмы на 10%, т.е. с 1000 до 900. При этом перемен­ные затраты составят 630, а постоянные издержки будут на пре­жнем уровне — 200. Прибыль же, сократившись, составит 70, т.е. снизится на 30%. Мы видим, что СВПР та же — 3, но дей­ствует рычаг в противоположном направлении. Снижение при­были больше снижения величины выручки! Это дает основа­ние утверждать, что эффект производственного рычага непос­редственным образом показывает величину производственного (предпринимательского) риска, связанного с данным предпри­ятием. Чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше и предпринимательский риск, связанный с дан­ным предприятием.

Теперь можно сформулировать два правила, полезных для предпринимателя при принятии решений с использованием эффекта операционного (предпринимательского) рычага.

1. Необходимо стремиться к положению, когда выручка пре­вышает порог рентабельности, и производить товаров в натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.

2. Следует помнить, что сила воздействия производственно­го рычага тем больше, чем ближе производство к порогу рента­бельности, и наоборот. Это означает, что существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым неиз­бежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые помещения, увеличение издержек на уп­равление предприятием).

Положения, соответствующие максимальному производ­ственному (операционному) риску неполучения прибыли ожи­даемой величины в результате снижения выручки от реализа­ции, — это:

1) положение в области порога рентабельности (здесь, в слу­чае снижения выручки, можно столкнуться не с сокра­щением прибыли, а с получением убытков);

2) положение, соответствующее максимуму запаса финан­совой прочности при условии задержки фирмы с реали­зацией инвестиционного проекта в срок инвестицион­ного проекта

 

обобщающей оценки стоимости капитала. Поэле­ментная оценка стоимости капитала служит предпосылкой для обоб­щающего расчета этого показателя. Таким обобщающим показате­лем является средневзвешенная стоимость капитала. Исходной базой его формирования являются следующие данные, полученные в процессе поэлементной оценки капитала:

Процесс расчета средневзвешенной цены капитала (WACC) показан ниже:

1 этап Расчет веса каждого компонента структуры капитала компании.

2 этап Расчет цены каждого компонента.

3 этап Умножение этих цен на веса для получения взвешенной цены каждого компонента.

4 этап Суммирование взвешенных цен для получения средневзвешенной цены капитала.

С учетом приведенных исходных показателей определяется сред* невзвешенная стоимость капитала (ССК), принципиальная формул!

расчета которой имеет вид:

Показатель средней цены капитала выполняет ряд важнейших функций:

1. Принцип предварительной поэлементной оценки стоимости капитала. Так как используемый капитал предприятия состоит из неоднородных элементов (прежде всего — собственного и заемного их видов, а внутри них — по источникам формирования), в процессе оценки его необходимо разложить на отдельные составляющие эле­менты, каждый из которых должен быть объектом осуществления оценочных расчетов.

Стоимость функционирующего собственного капитала пред­приятия в отчетном периоде определяется по следующей формуле:

 

где СКф0 — стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде, %; ЧПС— сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия в процессе ее распределения за отчет­ный период;

СК — средняя сумма собственного капитала предприятия в отчетном периоде.

Стоимость дополнительно привлекаемого капитала за счет эмиссии привилегированных акций рассчитывается по формуле:

гдеССКПр— стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций, %;

Дпр — сумма дивидендов, предусмотренных к выплате в соот­ветствии с контрактными обязательствами эмитента;

КПр — сумма собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций;

ЭЗ — затраты по эмиссии акций, выраженные в десятичной дроби по отношению к сумме эмиссии.

Стоимость дополнительного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев), рассчитывается по следующей формуле:

 

где ССКпа — стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев), %;

Ка — количество дополнительно эмитируемых акций; Дпа — сумма дивидендов, выплаченных на одну простую акцик

в отчетном периоде (или выплат на единицу паев), %; ПВТ— планируемый темп выплат дивидендов (процентов пс

паям), выраженный десятичной дробью; Кпа — сумма собственного капитала, привлеченного за сче1

эмиссии простых акций (дополнительных паев); ЭЗ — затраты по эмиссии акций, выраженные в десятично*

дроби по отношению к сумме эмиссии акций (допол-

нительных паев).

Стоимость заемного капитала в форме банковского кред та оценивается по следующей формуле:

где СБК— стоимость заемного капитала, привлекаемого в фор­ме банковского кредита, %;

ПКб— ставка процента за банковский кредит, %;

Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной
дробью; "

ЗПб— уровень расходов по привлечению банковского кре­дита к его сумме, выраженный десятичной дробью.

Стоимость финансового лизинга оценивается по следующей формуле:

где СФЛ — стоимость заемного капитала, привлекаемого на усло­виях финансового лизинга, %; -ЛС— годовая лизинговая ставка, %; НА — годовая норма амортизации актива, привлеченного на

условиях финансового лизинга, %; Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дро­бью;

ЗПфЛ — уровень расходов по привлечению актива на условиях финансового лизинга к стоимости этого актива, Bbipai женный десятичной дробью.

Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмис­сии облигаций, определяется по такой формуле:

где СОЗк— стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, %; СК — ставка купонного процента по облигации, %; Снп— ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

Э30— уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии, выраженный десятичной дробью.

Стоимость товарного кредита, предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа, рассчитывается по следующей формуле:

где СТКк — стоимость товарного (коммерческого) кредита, предо­ставляемого на условиях краткосрочной отсрочки пла­тежам/о;

ЦС — разц$р ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию („платежа против документов"), %;

Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

ПО— период предоставления отсрочки платежа за продук­цию, в днях.

Стоимость внутренней кредиторской задолженности пред­приятия учитывается по нулевой ставке, так как представляет собой бесплатное финансирование его хозяйственной деятельности за счет этого вида заемного капитала.

2. Принцип обобщающей оценки стоимости капитала. Поэле­ментная оценка стоимости капитала служит предпосылкой для обоб­щающего расчета этого показателя. Таким обобщающим показате­лем является средневзвешенная стоимость капитала. Исходной базой его формирования являются следующие данные, полученные в процессе поэлементной оценки капитала:

Процесс расчета средневзвешенной цены капитала (WACC) показан ниже:

1 этап Расчет веса каждого компонента структуры капитала компании.

2 этап Расчет цены каждого компонента.

3 этап Умножение этих цен на веса для получения взвешенной цены каждого компонента.

4 этап Суммирование взвешенных цен для получения средневзвешенной цены капитала.

С учетом приведенных исходных показателей определяется сред* невзвешенная стоимость капитала (ССК), принципиальная формул!

расчета которой имеет вид:

 

1) Он может использоваться на предприятии для оценки эффективности различных предлагаемых инвестиционных проектов. Он показывает нижнюю границу доходности проекта (предельную ставку). При оценке эффективности все проекты ранжируются по уровню доходности, и к реализации должны приниматься те из них, которые обеспечивают доходность, превышающую средневзвешенную цену капитала.

 

2) При экономическом обосновании инвестиционных проектов необходимо сопоставлять внутреннюю норму доходности со средневзвешенной ценой капитала. Внутренняя норма доходности должна превышать средневзвешенную цену капитала.

 

3) Средневзвешенная цена капитала как показатель используется для оценки структуры капитала и определения ее оптимизации.

Пример Сравнить эффективность финансирования обновления актива при следующих условиях:

- стоимость актива — 60 тыс. усл. ден. ед.; срок эксплуатации актива — 5 лет;

- авансовый лизинговый платеж предусмотрен в сумме 5% и составляет 3 тыс. усл. ден. ед.;

- регулярный лизинговый платеж за использование актива составляет 20 тыс. усл. ден. ед. в год;

- ликвидационная стоимость актива после предусмотренного срока его использования прогнозируется в сумме 10 тыс. усл. ден. ед.

- ставка налога на прибыль составляет 30%;

- средняя ставка процента по долгосрочному банковскому кредиту составляет 15% в год.

Решение: Исходя из приведенных данных, настоящая стоимость денежного потока составит:

1) при приобретении актива в собственность за счет собственных финансовых ресурсов:

2) при приобретении актива в собственность за счет долгосрочного банковского кредита:

3) при аренде (лизинге) актива:

Сопоставляя результаты расчета можно увидеть, что наименьшей является настоящая стоимость денежного потока при лизинге:

Это означает, что наиболее эффективной формой финансирования обновления данного актива является его аренда на условиях финансового лизинга.

Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Оно осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование – это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использования с целью финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. В условиях рынка предприятия заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций, снижать риск банкротства.

Цель финансового планирования – повышение эффективного использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы, минимизации рисков и т.д.

Качество принимаемых решении в области финансов целиком за­висит от качества финансового планирования.

Для того чтобы планирование было качественным и комплексным, следует руководствоваться следующими принципами:

1) непрерывностью планирования;

2) научностью;

3) нацеленностью планов на рациональное использование всех ре­сурсов предприятия, на достижение максимальной прибыли;

4) взаимной увязкой и координацией.

Объектом финансового планирования выступают финансовые ре­сурсы. Это денежные средства, которые обеспечивают формирование оборотных средств, долгосрочных вложений и фондов специального назначения.

К финансовым ресурсам относятся прибыль и доходы от всех ви­дов предпринимательской деятельности, амортизационный фонд на восстановление основных фондов. По рейтингу использования к фи­нансовым ресурсам приравниваются долгосрочные ссуды банка, про­чие доходы и поступления.

В процессе планирования главное внимание уделяется гарантиям выполнения обязательств перед бюджетом и банками, выявлению ре­зервов и использованию ресурсов в целях эффективного использова­ния прибыли и других доходов.

Финансовый менеджер при планировании финансовых показате­лей руководствуется отчетностью, содержащей информацию о сред­ствах предприятия, их источниках и движении. От этого зависит сте­пень достоверности плана развития, полноты и комплексности.

Выделяют различ­ные типы классификации финансовых планов:

- системный

- ситуационный подходы (разработка сценариев будущих ситуаций, экс­пертные оценки, методы математического моделирования и др.);

В российской практике применяются различные методы планиро­вания.

Балансовый метод — наиболее применяемый на предприятии. Суть его заключается в составлении различных балансов и достижения их сбалансирования, например: баланс доходов и расходов, бухгалтер­ский баланс, кассовый баланс, баланс рабочей силы и заработной пла­ты и др.

Нормативный метод заключается в том, что при планировании при­меняется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расходов сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла, нормы запа­сов товарно-материальных ценностей). Использование этого метода возможно, если на предприятии есть обширная и эффективная нор­мативная база.

Метод планирования по производственно-экономическим факторам рассчитан на учет влияния внутренних и внешних факторов, изменя­ющих производственные и финансовые показатели. Расчет ведется от базовых показателей: выручки от реализации, себестоимости продук­ции и т.д. В планируемом году эти показатели могут меняться в зави­симости от заложенных в планирование решений: рост или снижение объема реализации, снижение или увеличение затрат на производство и реализацию продукции, освоение новых видов продукции или услуг, изменение цен и рентабельности производства, влияние инфляции. Учет этих изменений дает достаточно точный прогнозный характер планирования.

В основе большинства разрабатываемых планов лежат данные о продаже за ряд прошлых лет. Планирование на многих предприятиях начинается с объема производства, надо решать, сколько можно реализовать продукции.

Таблица 1

Виды финансового планирования

Виды финансового планирования Формы разрабатываемых финансовых планов Период планирования
Перспективное (стратегическое) финансовое планирование Прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса 1-3 года
Текущее финансовое планирование План доходов и расходов по операционной деятельности; план доходов и расходов по инвестиционной деятельности; план поступления и расходования денежных средств; балансовый план 1 год
Оперативное финансовое планирование Платежный календарь, кассовый план Декада, квартал, месяц

Важно осознавать тесную взаимосвязь всех видов финансового планирования. С переходом от одного вида планирования к другому цели, задачи, этапы осуществления и показатели более конкретизируются, становятся более четкими.

Исходной точкой планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования.

Под финансовой стратегией предприятия следует понимать фор­мирование системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на фор­мирование общей стратегии экономического развития предприятия. Процесс формирования финансовой стратегии предприятия проходит ряд этапов:

1) формирование стратегических целей финансовой деятельности;

2) конкретизация показателей финансовой стратегии;

3) оценка разработанной финансовой стратегии.

. Процесс формирования финансовой стратегии предприятия проходит ряд этапов:

1) формирование стратегических целей финансовой деятельности;

2) конкретизация показателей финансовой стратегии;

3) оценка разработанной финансовой стратегии.

Цели финансовой стратегии отдельных компаний могут быть сле­дующие:

■ увеличение собственного капитала;

■ достижение минимального уровня ликвидности активов;

■ достижение оптимального соотношения собственных и заемных средств;

■ рост прибыли и рентабельности;

■ обновление основных активов и выпуск конкурентоспособной продукции.

Конкретизация показателей финансовой стратегии предусматри­вает установление последовательности и сроков достижения отдель­ных целей и стратегических задач.

Оценка разработанной финансовой стратегии проводится по сле­дующим параметрам: ее согласованности с общей стратегией эко­номического развития; реализуемости стратегии с учетом прогно­зирования конъюнктуры финансового рынка; результативности стратегии. Разработка финансовой стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием предприятия.

Текущее планирование финансовой деятельности состоит в разра­ботке системы финансовых планов по отдельным аспектам финансо­вой деятельности предприятия. Оно позволяет определить тактику предприятия на более короткий период, как правило, на год с разбив­кой по кварталам. В отличие от стратегических планов, которые носят всегда прогнозный, вероятностный характер, финансовые планы бо­лее конкретны и точны.

Цель формирования тактики — определение сумм инвестиций в оборотные активы и источники их финансирования. Размер оборот­ных активов зависит от масштабов текущей деятельности: объема про­изводства и/или продажи, и тактики управления предприятием. По­скольку текущие инвестиции требуют соответствующего источника, то финансовый менеджер определяет их структуру с позиций выбран­ной им тактики управления предприятием. Краткосрочное финанси­рование обеспечивается за счет краткосрочности займов и кредитов банков, а также всех видов кредиторской задолженности. За счет этих источников финансируется текущая деятельность.

 

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Используя термины экономической англоязычной литературы, фи­нансовые планы стали называть бюджетом. Есть определенные отли­чия в понятиях «план» и «бюджет». Они заключаются в используемых показателях. План включает натуральные и денежные показатели, ко­торые используются по периоду планирования. Бюджет составляется на год.

Если принять за основу трактование этих понятий западного ме­неджмента, то можно сформулировать следующее. «План» и «програм­ма» соответствуют понятию «стратегический финансовый план», а понятие «бюджет» — «тактический финансовый план».

Назначение бюджетов — ответить на вопросы: как, где, когда необ­ходимо использовать финансовые ресурсы, чтобы обеспечить повы­шение общей эффективности развития фирмы.

Если применить со­ставление бюджета к российским условиям, то он должен включать:

· бюджет — финансовый план по конкретным позициям;

· финансовую отчетность как результат выполнения бюджета;

· последовательную це­почку действий финансового менеджмента, направленных на инте­грацию различных управленческих подходов.

Практика зарубежных фирм показывает, что к финансовому пла­нированию нужно привлекать весь управленческий аппарат и рассчи­тывать возможные варианты развития: оптимистический, пессимис­тический и средневзвешенный.

В процессе текущего финансового планирования на предприятии разрабатываются различные виды финансовых планов:

· доходов и рас­ходов,

· поступления и расходования денежных средств,

· балансовый,

· формирования и использования финансовых ресурсов.

 

Степень дета­лизации показателей каждого из видов финансового плана определя­ется предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятель­ности.

План доходов и расходов по основной деятельности имеет цель — определить суммы чистой прибыли. Показателями этого плана высту­пают объем производства продукции (товаров, услуг), сумма и уровень доходов от реализации продукции, сумма постоянных издержек, сум­ма и уровень переменных затрат, ставки и виды налоговых платежей, сумма балансовой и чистой прибыли.

Цель разработки плана поступлений и расходования денежных средств — обеспечение постоянной платежеспособности на всех эта­пах планового периода. Йлан состоит на всех этапах из двух частей: поступление денежных средств и расходование денежных средств. При планировании необходимо учитывать не только поступление и расхо­дование, но и наличие определенных резервов.

В балансовом плане отражается расчет состава активов и пассивов. Цель разработки этого плана — определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой струк­туры капитала предприятия, обеспечивающей его финансовую деятель­ность.

Пример

 

1. Дана следующая информация

Отчет о финансовых результатах, тыс. руб.

Выручка (нетто) от реализации  
Прибыль после уплаты налогов  
Дивиденды  
Нераспределенная прибыль  

 

 

Балансовый отчет (в тыс. руб.)

 

АКТИВ   ПАССИВ  
Текущие активы:   Текущие обязательства  
Денежные средства   Долгосрочные обязательства  
Дебиторская задолженность   Итого долговые обязательства 130.
Материальные запасы   Уставный капитал  
Итого текущие активы   Нераспределенная прибыль 25 -
Внеоборотные активы   Итого заемный и  
Итого активов   собственный капитал  

Эта компания ожидает, что в следующем году продажа увели­чится на 10%. В данном случае все статьи актива (включая основ­ной капитал) и долговые обязательства изменяются пропорцио­нально продаже.

Определите потребность во внешнем дополнительном фи­нансировании при помощи

1) прогнозного баланса и

2) Опишите ограничения метода процента от продаж.

Показатель В данный момент(выручка 200 тыс. руб.) В будущем году (выручка 220 тыс.руб.)
АКТИВ    
Текущие активы:    
Денежные средства    
Дебиторская задолженность    
Материальные запасы    
Итого текущие активы   126,5
Внеоборотные активы    
Итого активов   258,5
ПАССИВ    
Текущие обязательства    
Долгосрочные обязательства    
Итого долговые обязательства 130.  
Уставный капитал    
Нераспределенная прибыль 25 - 31,6
Итого заемный и собственный капитал   251,6
Требуемое финансирование   6,9
Итого пассиввов   258,5

 

Нераспределенная прибыль в следующем году = нераспределенная прибыль прошлого года + Чистая прибыль следующего- Сумма выплаченных дивидендов

Норма выплаты дивидендов 14/20=0,7

Рентабельность = 20/200=0,1

Нераспределенная прибыль в следующем году = 25+220*,01-220*0,1*0,7=31,6

 

 

. При планировании пассивов оптимизируется соотношение соб­ственных и заемных средств, состав заемных — краткосрочных и дол­госрочных — обязательств.

Разработка плана формирования и использования финансовых ре­сурсов состоит из двух частей: источники формирования финансо­вых ресурсов и направления использования финансовых ресурсов.

 

Оперативное планирование финансовой деятельности заключает­ся в разработке оперативных планов. Оперативные планы имеют крат­косрочный период (до года) и служат дополнением к текущим финан­совым планам. К ним относятся

· кассовый план,

· кредитный план,

· ка­лендарь денежных поступлений.

Кассовый план отражает поступление наличных денег и их исполь­зование на выплату заработной платы персоналу, на командировоч­ные, канцелярские и другие расходы.

Кредитный план состоит из сумм планируемых банковских ссуд на предстоящий гад и процентов за их пользование, а также из объемов и сроков погашения банковских кредитов.

Календарь поступления денежных средств включает поступление де­нежных потоков от всех видов деятельности и их использование на пред­принимательскую деятельность. Платежный календарь обеспечивает опе­ративное отслеживание всех расчетных и платежных обязательств.

Оперативные планы тесно привязаны к текущему планированию и

В настоящее время форма финансового плана состоит из двух ос­новных разделов. Финансовый план (баланс доходов и расходов) мож­но рассматривать как задание по отдельным показателям, где обеспе­чивается их увязка по всем направлениям.

Оперативное финансовое планирование является как бы логическим продолжением текущего финансового планирования, которое осуществляется в целях контроля над поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля над формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.

Оперативное финансовое планирование включает составление и использование платежного календаря, кассового плана и расчета потребности в краткосрочном кредите.

Оперативное финансовое планирование использует утвержденные в бюджете показатели в повседневной деятельности организации для достижения поставленных целей. Если текущее планирование осуществляется «крупными мазками», то оперативный финансовый план должен быть значительно более подробным. Составление детальных оперативных финансовых планов необходимо для реализации стратегических и тактических решений и обеспечения стабильной работы всех служб организации.

Пример

. Программа сбыта торговой компании на второй квартал, тыс. руб.

  Апрель Май Июнь Всего
Программа сбыта        

Поступление денежных средств от продажи в кредит составляет 70% в месяц продажи. 20% в следующий месяц, 8% в третьем месяце и 2% составляют неплатежи. Баланс дебиторов по расче­там в начале второго квартала равен 20 тыс. руб., из которых 5 тыс. руб. представляют наличные, несобранные за февральские прода­жи, а 15 тыс. руб. — наличные, несобранные за продажи в марте.

Вычислите:

а) объем реализации за февраль и март

б) планируемое получение наличных от продаж за каждый месяц с феврали по июнь.

При этом, не учитывая ответ на вопрос (а), предположим, что объем февральских продаж равен 40, а мартовских - 60 тыс. руб.

Управление финансовыми рисками –

это принятие управленческих решений по уменьшению или компенсации

ущерба при наступлении неблагоприятного события. Эта функция осуществляется путем:

выявления состава финансовых рисков, характерных для предприятия;

оценки уровня рисков и объема возможных потерь по отдельным операциям и по всей хозяйственной деятельности в целом;

определения мероприятий по профилактике и снижению отдельных финансовых рисков.

Управление финансовыми рисками предприятия основывается на определенных принципах, основными из которых являются (рис. 15.3.)|

1. Осознанность принятия рисков, финансовый менеджер дол­жен сознательно идти на риск, если он надеется получить соответ­ствующий доход от осуществления финансовой операции. Естествен­но, по отдельным операциям после оценки уровня риска можно принять тактику „избежания риска,", однако полностью исключить риск из. финансовой деятельности предприятия невозможно, так как финан­совый риск — объективное явление, присущее большинству хозяй­ственных операций. Осознанность принятия тех или иных видов фи­нансовых рисков является важнейшим условием нейтрализации их негативных последствий в процессе управления ими.

Одна и та же рисковая ситуация воспринимается разными людьми по-разному. Поэтому оценка риска и выбор финансового решения во многом зависит от человека, принимающего реше­ния. От риска обычно уходят руководители консервативного типа, не склонные к инновациям, не уверенные в своей интуиции и в своем профессионализме, не уверенные в квалификации и профессионализме исполнителей, т. е. своих работников.

2. Управляемость принимаемыми рисками. В состав порт­феля финансовых рисков должны включаться преимущественно те из них, которые поддаются нейтрализации в процессе управления неза­висимо от их объективной или субъективной природы. Только по та­ким видам рисков финансовый менеджер может использовать весь арсенал внутренних механизмов их нейтрализации, т.е. проявить ис­кусство управления ими. Риски неуправляемые, например, риски форс-мажорной группы, можно только передать внешнему страховщику.

3 Сопоставимость уровня принимаемых рисков с уровнем доходности финансовых операций и уровнем принимаемых рисков с финансовыми возможностями предприятия. Ожидаемый размер финансовых потерь предприятия, соответствующий тому или иному уровню финансового риска, должен соответствовать той доле капитала, которая обеспечивает внутреннее страхование рисков. В противном варианте наступление рискового случая повлечет за собой потер! определенной части активов, обеспечивающих операционную или инвестиционную деятельность предприятия, т.е. снизит его потенции формирования прибыли и темпы предстоящего развития. Размер рискового капитала, включающего и соответствующие внутренние страхе вые фонды, должен быть определен предприятием заранее и служи! рубежом принятия тех видов финансовых рисков, которые не мо|| быть переданы партнеру по операции или внешнему страховщику.*!

Реализация этого правила означает, что прежде, чем принять решение о рисковом вложении капитала, финансовый менеджер должен:

1) определить максимально возможный объем убытка по дан­ному риску;

2) сопоставить его с объемом вкладываемого капитала;

3) сопоставить его со всеми собственными финансовыми ре­сурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству данного инвестора. >

Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, чуть меньше или больше его.

При прямых инвестициях объем убытка, как правило, равен объему венчурного капитала.

Инвестор вложил 1 млн. руб. в рисковое дело. Дело прогорело. Инвестор потерял 1 млн. руб.

Однако с учетом снижения покупательной способности денег в ус­ловиях инфляции объем потерь может быть больше, чем сумма вкла­дываемых денег. В этом случае объем возможного убытка следует оп­ределять с учетом индекса инфляции. Инвестор вложил 1 млн. руб. в рисковое дело в надежде получить через год 5 млн. руб. Дело прого­рело. Если через год деньги не вернули, то объем убытка следует счи­тать с учетом индекса инфляции (например, 22%), т. е. 2,2 млн. руб. (2,2 х 1). При прямом убытке, нанесенном пожаром, наводнением, кражей и т. п., размер убытка больше прямых потерь имущества, так как оно включает еще дополнительные денежные затраты на ликви­дацию последствий убытка и приобретение нового имущества.

При портфельных инвестициях, т. е. при покупке ценных бу­маг, которые можно продать на вторичном рынке, объем убытка обычно меньше суммы затраченного капитала.

Соотношение максимально возможного объема убытка и объе­ма собственных финансовых ресурсов инвестора представляет со­бой степень риска, ведущую к банкротству. Она измеряется с по­мощью коэффициента риска:

где Кр — коэффициент риска;

У — максимально возможная сумма убытка, руб.; С — объем собственных финансовых ресурсов с учетом точ­но известных поступлений средств, руб.

Например, необходимо рассчитать коэффициент риска и вы­брать наименее рисковый вариант вложения капитала (см. табл. 3).

Таблица 3. Выбор оптимального варианта вложения капитала по коэффициенту риска

Показатель Вариант вложения капитала
первый второй
Собственные средства, тыс. руб. 10 000 60 000
Максимально возможная сумма убытка, тыс. руб. 6 000 24 000
Коэффициент риска ■ 0,6 0,4

 

Данные табл. 3 показывают, что при втором варианте вложения капитала величина риска в 1,5 раза меньше, чем по первому ва­рианту (0,6: 0,4 = 1,5).

Исследования рисковых мероприятий, проведенные автором, позволяют сделать вывод, что оптимальный коэффициент риска составляет 0,3, а коэффициент риска, ведущий к банкротству ин­вестора, — 0,7 и более.

 

4. Экономичность управления рисками. Основу управлен! финансовыми рисками составляет нейтрализация их негативных фина] совых последствий для деятельности предприятия при возможном Hi ступлении рискового случая. Вместе с тем, затраты предприятия по не! трализации соответствующего финансового риска не должны превыше? суммы возможных финансовых потерь по нему даже при самой высок* степени вероятности наступления рискового случая. Критерий экономц ности управления рисками должен соблюдаться при осуществлении ю внутреннего, так и внешнего страхования финансовых рисков. i

7. Учет временибго фактора в управлении рисками. Чем дли нее период осуществления финансовой операции, тем шире диап зон сопутствующих ей рисков, тем меньше возможностей обеспеЧ вать нейтрализацию их негативных финансовых последствий I критерию экономичности управления рисками. При необходимости осуществления таких финансовых операций предприятие должно обеспечить получение дополнительного уровня доходности по ней не только за счет премии за риск, но и премии за ликвидность (так как период осуществления финансовой операции представляет собой пери­од „замороженной ликвидности" вложенного в нее капитала). Только в этом случае у предприятия будет сформирован необходимый финансо­вый потенциал для нейтрализации негативных финансовых последствий по такой операции при возможном наступлении рискового события.

8. Учет финансовой стратегии предприятия в процессе управ­ления рисками. Система управления финансовыми рисками должна базироваться на общих критериях избранной предприятием финан­совой стратегии (отражающей его финансовую идеологию по отно­шению к уровню допустимых рисков), а также финансовой политики по отдельным направлениям финансовой деятельности. Как было уста­новлено ранее, большинство направлений финансовой политики по вопросам управления финансовой деятельностью предприятия включа­ют как обязательный элемент уровень допустимого риска. Аналогичные показатели установлены и в финансовой стратегии предприятия в целом. Поэтому управление рисками отдельных финансовых опера­ций должно исходить из соответствующих параметров допустимого риска, содержащихся в этих плановых документах.

9. Учет возможности передачи рисков. Принятие ряда финан­совых рисков несопоставимо с финансовыми возможностями пред­приятия по нейтрализации их негативных последствий при вероятном наступлении рисковою события. В то же время осуществление соответ­ствующей финансовой операции может диктоваться требованиями стратегии и направленности финансовой деятельности. Включение таких рисков в портфель совокупных финансовых рисков допустимо лишь в том случае, если возможна частичная или полная их передача партнерам по финансовой-операции или внешнему страховщику. Кри­терий внешней страхуемости рисков (по соответствующим видам наи­более рисковых финансовых операций) должен быть обязательно уч­тен при формировании портфеля финансовых рисков предприятия.

С учетом рассмотренных принципов на предприятии формиру­ется специальная политика управления финансовыми рисками.

Квалификационная система рисков включает в себя категории, группы, виды, подвиды и разновидности рисков (см. рис. 1).

В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно подразделить на две большие группы: чистые и спе­кулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрицательно­го или нулевого результата. К этим рискам относятся: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К ним относят­ся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.

В зависимости от основной причины возникновения (базисный или природный признак), риски делятся на следующие категории: природно-естественные, экологические, политические, транс­портные и коммерческие.

К природно-естественным относятся риски, связанные с прояв­лением стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, бу­ря, пожар, эпидемия и т. п.

Экологические риски — это риски, связанные с загрязнением ок­ружающей среды.

Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причи­нам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта.

К политическим рискам относятся:

невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутрипо­литической ситуации в стране, национализации, конфискации товаров и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обяза­тельства и т. п.;

введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на опре­деленный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т. д.);

неблагоприятное изменение налогового законодательства;

запрет или ограничение конверсии национальной валюты в ва­люту платежа. В этом случае обязательство перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей огра­ниченную сферу применения.

Транспортные риски — это риски, связанные с перевозками гру­зов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодо­рожным, самолетами и т. д.

Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результата от данной коммерческой сделки.

По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые.

Имущественные риски — это риски, связанные с вероятностью потерь имущества гражданина-предпринимателя по причине кра­жи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и техно­логической систем и т. п.

Производственные риски -г- это риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных фак­торов и, прежде всего, с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т. п.), а так­же риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.,

Торговые риски представляют собой риски, связанные с убыт­ком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т. п.

Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т. е. денежных средств).

Финансовые риски подразделяются на два вида:

1) риски, связанные с покупательной способностью денег;

2) риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, от­носятся следующие разновидности рисков: инфляционные и де­фляционные риски, валютные риски, риск ликвидности.

Инфляция означает обесценение денег и, соответственно, рост цен. Дефляция — это процесс, обратный инфляции, он выража­ется в снижении цен и, соответственно, в увеличении покупатель­ной способности денег.

Инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения ре­альной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери. _

Дефляционный риск — это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических усло­вий предпринимательства и снижение доходов.

валютные риски представляют собой опасность валютных по­терь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

Риски ликвидности — это риски, связанные с возможностью по­терь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за из­менения оценки их качества и потребительной стоимости.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков:

1) риск упущенной выгоды;

2) риск снижения доходности;

3) риск прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды — это риск наступления косвенного (по­бочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в резуль­тате неосуществления какого-либо мероприятия (например, стра­хование, хеджирование, инвестирование т. п.).

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

Портфельные инвестиции связаны с формированием инвести­ционного портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Термин «портфельный» происходит от итальянского «porto foglio* в значении совокупности ценных бу­маг, которые имеются у инвестора.

Риск снижения доходности включает в себя следующие разно­видности: процентные риски и кредитные риски.

К процентным рискам относится опасность потерь коммерчес­кими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным сред­ствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процент­ным рискам относятся также риски потерь, которые могут поне­сти инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, про­центных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам..р

Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом. При повышении процента может начаться также мас­совый сброс ценных бумаг, эмиттированных под более низкие фиксированные проценты и, по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвес­тор, вложивший средства в среднесрочные и долгосрочные цен­ные бумаги с фиксированным процентом при текущем повыше­нии среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост до­ходов за счет повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на указанных 'выше условиях.

Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем понижении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог

бы привлекать средства с рынка под более низкий процент, но он уже связан сделанным им выпуском ценных бумаг.

Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в усло­виях инфляции имеет значение и для краткосрочных бумаг.

Кредитный риск — опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эми­тент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состо­янии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.

Кредитный* риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь.

Риски прямых финансовых потерь включают в себя следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкрот­ства, а также кредитный риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от бир­жевых сделок. К этим рискам относятся: риск неплатежа по ком­мерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознагражде­ния брокерской фирмы и т. п.

Селективные риски (от лат. selectio — выбор, отбор) — это риски неправильного выбора способа вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора способа вложения капитала, полной поте­ри предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам. В резуль­тате предприниматель становится банкротом.:

Вероятность наступления события может быть определена объ­ективным или субъективным методом.

Объективный метод определ

Date: 2016-02-19; view: 875; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию