Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы управленческого анализа
Выделяют следующие методы управленческого анализа: • ситуационный анализ; • портфельный анализ; • кабинетные исследования: работа с бухгалтерскими документами, статистической и другой внутрифирменной информацией; • наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам (диагностические интервью); • «мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы; • экспертные оценки; • математические методы — анализ трендов, факторный анализ, расчет средних показателей, специальных коэффициентов и т. д. Методы работы с количественной информацией более очевидны и традиционны в отличие от методов сбора и анализа качественной информации. Основными методами получения качественной информации являются беседы с руководителями и специалистами предприятия, экспертами, анкетные опросы работников предприятия, а также различные методы групповой работы, которые позволяют выработать согласованные взгляды и позиции по обсуждаемым проблемам. Исследователи отмечают, что информация, получаемая при анкетном опросе или диагностическом интервью работников предприятия, находится под сильным воздействием внутриорганизационной среды. Поэтому эта информация: ¨ содержит некоторые мифы, стереотипные суждения насчет проблем организации; ¨ часто бывает субъективной, отражающей интересы и мнения одних подразделений. Противоречивость информации определяется как положением специалиста в системе управления предприятием (взгляд со своего уровня), так и отсутствием навыков осмысления собственной деятельности (саморефлексии). В принципе возможны различные подходы к проведению управленческого анализа. Часто такой анализ проводят по сферам деятельности («цепочка ценностей» Портера, система McKincey). Нередко внутренние ресурсы предприятия и потенциал их развития сравнивают с аналогичными характеристиками конкурентов. Система McKincey обеспечивает комплексный охват при анализе всех сторон производственной деятельности предприятия — от проектирования до сбыта и сервисного обслуживания продукции, однако при этом за рамками анализа остаются вопросы обеспечения данного процесса финансовыми и трудовыми ресурсами, а также вопросы организации управления. Частично избежать указанных ограничений удалось М. Портеру, предложившему воспользоваться для управленческого анализа «цепочкой ценностей» (рис. 4.5). М. Портер считает, что выявить сильные и слабые стороны деятельности предприятия невозможно, если рассматривать предприятие в целом, поскольку его конкурентные преимущества формируются в ходе многосторонней деятельности: в процессе проектирования, производства, маркетинга, при выполнении вспомогательных функций. В «цепочке ценностей» деятельность предприятия делится на две части: · первичную деятельность (материально-техническое снабжение, производство, маркетинг и сбыт); · вторичную (развитие технологий, управление персоналом, управленческая инфраструктура). Хороший пример учета взаимосвязей представляет разработанный японскими фирмами метод «точно в срок» (j ust-in-time), который призван ликвидировать расточительные запасы и сбои в производственном процессе. Японский консультант Р. Омаэ (Ohmae) предложил использовать в процессе управленческого анализа диаграмму, которая в отличие от предыдущих схем больше ориентирована на рыночные возможности предприятия (подход Р. Омаэ). Главное, чтобы при этом обеспечивался комплексный анализ. При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия. Конечная цель УА - предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам. Задачи УА: Обеспечить эффективный менеджмент компании и разработку стратегии для предоставления инфо необходимой инвесторам Определить место предприятия во внешних и внутренних рейтингах Выявить резервы и возможности. Которые позволяют адаптироваться к изменениям внешней среды. Функции УА: 1) выявление резервов и возможностей компании 2) Определить направление адаптации к изменениям условий внешней среды 3) Оценить привлекательность бизнеса с точки зрения внешних инвесторов 4) Определение позиции компании, национального и международного рейтингов. 5) Разработка системы эффективного менеджмента и стратегии предприятия Принципы управленческого анализа: 1. Системный подход (орг как система) 2. Комплексность (все системы) 3. Принцип динамического анализа (все показатели отслеживать в динамике) 4. Принцип сравнительного анализа 5. Учет специфики предприятия (ситуационный подход) При осущупр анализа важно выбирать источники: 1)документы самого предприятия 2) беседы с руководителями 3) беседы со специалистами предприятия 4) общение с экспертами 5)материалы конференций, симпозиумов 6) фонограммы совещаний
Последовательность управленческих шагов в процессе проведения анализа и принятия решений следующая (рис. 4.7). 1. Определить уровень проведения управленческого анализа: предприятие в целом или стратегические единицы бизнеса. 2. Определить характеристики (профиль) важнейших ресурсов и сфер деятельности предприятия. Выделить те из них, которые обусловливают наличие сильных сторон предприятия. 3. Сравнить этот профиль с требованиями рынка. Например, требование рынка — организация сервисного обслуживания проданной продукции, а у предприятия нет такой службы или она недостаточно развита, чтобы удовлетворить требования покупателей. 4. Сравнить сильные и слабые стороны деятельности предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов, чтобы определить важные конкурентные преимущества. 5. Использовать сильные стороны предприятия и укреплять слабые. Если сильной стороной является качество продукции, то необходимо подчеркивать это в рекламе, использовать в ценовой политике предприятия. В то же время слабой стороной может быть отсутствие признанного сертификата качества, следовательно, в перспективе должна быть запланирована сертификация производства. По тем позициям, где наблюдаются преимущества конкурентов, необходимо выработать меры противодействия, препятствующие конкурентам использовать эти преимущества. В процессе анализа полезно дополнительно получить ответы на следующие вопросы: · Перспективна ли стратегия предприятия с точки зрения ключевых факторов успеха и движущих сил развития отрасли? · Насколько стратегия адекватна соотношению конкурентных сил в отрасли? · Какие меры необходимо предпринять для повышения конкурентоспособности предприятия? Проведение управленческого анализа деятельности российских предприятий является сложной проблемой. Сложности связаны с несколькими факторами: ♦ на предприятии нет службы, которая отвечала бы за такой анализ (как, например, служба внутреннего аудита в банках); ♦ зачастую отсутствует необходимая информация (это связано с проблемой организации управленческого учета в дополнение к бухгалтерскому учету); а главное — пока не ощущается потребность в проведении управленческого анализа со стороны руководства предприятия. Управленческий анализ требует затрат времени, ресурсов и принятия управленческих решений по его итогам. Он похож на анализ конкурентов, но более сконцентрирован на прибыльности, более глубок и детален, так как он важен для разработки стратегии. Кроме того, здесь более доступна информация о продажах, прибыли, себестоимости продукции, финансовых потоках, структуре и стиле управления, стратегически важных сферах деятельности и т. д. Несмотря на специфику проведения управленческого анализа деятельности конкретного предприятия, в его структуре тем не менее можно выделить ряд типовых блоков: • цели деятельности предприятия; • портфель заказов, новые продукты; • ресурсный потенциал предприятия; • факторный анализ издержек (себестоимости) предприятия, в том числе анализ опытной кривой; • доступность финансовых ресурсов, возможные источники средств; • система управления: структура, квалификация менеджеров, мотивация персонала, управленческая культура и традиции и т. д. В основе управленческого анализа лежит анализ текущей деятельности предприятия, а главная проблема связана с тем, как оценить эффективность этой деятельности прежде всего с точки зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли. Как правило, для оценки эффективности используются разные показатели: прибыльность (доходность, рентабельность), уровень риска, доля рынка, стоимость активов, доля новых товаров и т. д. Традиционным является утверждение, что предприятие должно максимизировать свою прибыль, однако максимизация прибыли как цель деятельности одновременно означает повышение риска.
Под проблемой обычно понимается несоответствие состояния управляемого объекта целям, поставленным руководителем (управляющим субъектом). Другое определение: проблема есть противоречие в организации, требующее его управленческого решения. А. Пригожий выделяет три типа проблем предприятий Сущностные проблемы предприятий, которые нельзя решить, можно лишь снизить их остроту в конкретных ситуациях и избегать их обострения+ проблема департаментализации Социокультурные проблемы в отличие от сущностных проблем имеют место на предприятиях не всегда. Их наличие зависит от определенного типа деловой и организационной культуры. Ситуационные проблемы могут появиться из-за ошибок конкретных менеджеров, из-за особого стечения обстоятельств.
Date: 2016-02-19; view: 709; Нарушение авторских прав |