Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегические группы конкурентов





Фирма может не обращать внимания на конкурентов. Однако зна­ние конкурентов, их товаров и методов работы на рынке может по­мочь повысить конкурентоспособность предприятия даже при неболь­ших изменениях в работе. Конкуренция присутствует почти во всех сферах деятельности, это самый очевидный фактор внешней среды предприятия. Но несмотря на свою очевидность, это наименее изу­ченный фактор. Важность наблюдения за деятельностью конкурентов определяется тем, что это в некотором смысле зеркальное отображе­ние собственной деятельности предприятия. Анализ конкурентов не­обходим для определения границ, в пределах которых возможно стра­тегическое продвижение конкурентов, а также для оценки возмож­ной реакции и стратегического потенциала конкурентов. Осуществле­ние такого анализа связано с обработкой обширной информации, которую необходимо добыть, обобщить и на ее основе сделать соот­ветствующие выводы. Естественно, что создание системы по изуче­нию конкурентов требует немалых вложений средств.

При анализе конкурентов важны следующие факторы:

• выявление их сильных/слабых сторон, исходящих от них угроз;

• прогноз будущих стратегий и решений конкурентов;

• предсказание реакции конкурентов на стратегию и действия фирмы;

• определение влияния конкурентов на преимущества фирмы.

Главные проблемы при анализе конкурентов связаны с тем, что

сложно выявить всех конкурентов, также сложно наблюдать за всеми, поскольку конкурентов может быть очень много. Предложенная М. Портером идея выделения стратегических групп конкурентов, а по сути — сегментации конкурентов может сделать процесс анали­за конкуренции управляемым. Данный подход полезен в тех случа­ях, когда отрасль состоит из нескольких групп конкурентов, при­чем каждая из них занимает четко различаемую покупателями, от­личную от других позицию на рынке и имеет собственные способы работы с покупателями.

Стратегическая группа конкурентовэто множество соперни­чающих фирм в определенной отрасли, имеющих общие черты. Такими чертами могут быть схожие стратегии конкуренции, одинаковые пози­ции на рынке, схожие товары, каналы сбыта, сервис и другие элементы маркетинга. Установить стратегическую группу — значит определить барьеры, которые отделяют одну группу от другой. Такими барьерами могут быть размер предприятий, дифференциация товаров, специа­лизированная рабочая сила, уникальные технологии, наличие па­тентов и т. д. На рынке финансовых услуг можно выделить, например, такие группы:

♦ местные банки;

♦ филиалы крупных иногородних банков;

♦ небанковские учреждения.

Обычно анализ стратегических групп конкурентов проводится в дополнение к общему анализу межфирменной конкурентной борьбы. Какие выводы можно сделать на основе этого анализа?

1. Фирмы одной стратегической группы являются более очевид­ными конкурентами, чем фирмы разных групп. Обычно жесткая кон­курентная борьба идет внутри группы.

2. Фирмы в различных стратегических группах будут иметь разные конкурентные преимущества и потенциальную прибыльность. Часто они испытывают различную степень угрозы со стороны товаров-заме­нителей.

3. Изменение рыночных условий нередко может иметь различный • эффект для разных групп, в том числе может стимулировать фирмы к переходу в другие стратегические группы.

4. Увеличение числа стратегических групп в отрасли может усили­вать конкуренцию.

Наглядной формой представления об отрасли в целом и об от­дельных стратегических группах конкурентов являются позиционные карты (рис. 3.5).

Построение позиционной карты представляет собой последова­тельность следующих шагов:

1. Выбрать размерность — весомые характеристики, позволяющие дифференцировать различные предприятия в отрасли. В данном слу­чае такими характеристиками являются цена и качество продукции.

2. На основе предварительного исследования и анализа классифици­ровать предприятия в соответствии с заданными характеристиками.

3. Предприятия со схожими характеристиками объединить в стра­тегические группы. В идеальном случае размер круга, изображающего каждую группу, должен быть прямо пропорционален объему продаж группы в соответствующей области позиционной карты.

Предприятия одной стратегической группы являются очевидны­ми соперниками, в то время как предприятия из расположенных далеко друг от друга групп вряд ли вообще могут конкурировать. Слож­ности построения позиционных карт связаны с тем, что если выб­ранные характеристики коррелированны между собой, то такая карта не представляет интереса.


Что надо знать о своих ближайших конкурентах? Выделяют коли­чественные, или фактические, данные и качественные, или субъек­тивные, данные. Количественные данные — это сведения о том, ка­кие фирмы являются конкурентами; какие товары они продают; ка­ким образом и на каких рынках; кто их основные клиенты; как осу­ществляется продвижение товаров на рынок. При этом учитываются и другие важные факторы (рис. 3.6).

Качественными характеристиками являются известность предпри­ятия, квалификация его персонала, качество товаров, привержен­ность потребителей торговой марке предприятия, система управле­ния, стратегия деятельности на рынке и другие неформализуемые параметры, оценить которые достаточно сложно. Такая информация всегда будет субъективной.

 

Практически деятельность конкурентов анализируется по тем же направлениям, что и собственная деятельность предприятия. Источ­ники информации могут быть самые разные:

• статистические данные;

• прайс-листы;

• средства массовой информации;

• каталоги, проспекты, выставочные экземпляры, другие реклам­ные материалы;

• годовые отчеты фирм, мнения экспертов и покупателей, вплоть до промышленного шпионажа.

Широко используется метод «конструирования наоборот», кото­рый, по данным английских исследователей, применяют 8 из 10 европейских фирм6. Это означает, что покупается товар конкурен­тов, который разбирается на составные части, и проводится соот­ветствующий анализ.

Следует отметить, что хорошее знание конкурентов позволяет не только вырабатывать меры конкурентной борьбы, но и вести опреде­ленную согласованную политику на рынке, поскольку прямая кон­куренция всегда разорительна для фирм. По М. Портеру, «хорошие» конкуренты обычно соблюдают неписаные отраслевые правила, под­держивают статус-кво, избегают агрессивных ценовых изменений.

 

Бизнес-план и его структура.

Деловая стратегия, которая разрабатывается на уровне бизнес-единицы предприятия или его хозяйственного подразделения, рабо­тающего на определенном товарном рынке, имеет гораздо более кон­кретный характер, чем корпоративная стратегия, и может быть пред­ставлена в виде конкретного плана или программы ее реализации.

Распространенной формой представления стратегии развития биз­нес-единицы является бизнес-план — подробный, четко структуриро­ванный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия. Это удобная, общепринятая форма ознакомления инвесторов с проектом, в котором им предлагается принять участие. Бизнес-план имеет четко заданную структуру. Имен­но отработанная и общепризнанная структура бизнес-плана объясня­ет попытки его использования при разработке корпоративной страте­гии предприятия. Так, на правительственном уровне план финансо­вого оздоровления российских предприятий назван бизнес-планом, хотя, строго говоря, это не всегда так.

Крупное или даже среднее российское предприятие выпускает, как правило, разнообразную продукцию и работает на разных то­варных рынках, следовательно, оно должно разрабатывать порт­фельную стратегию предприятия, принимая решения о перерасп­ределении финансовых потоков между хозяйственными подразде­лениями. Однако, как показано в главе 5, относительно портфель­ной (корпоративной) стратегии могут быть разработаны только общие, скорее качественные, рекомендации. На Западе считается, что бизнес-план — это инструмент формирования стратегии разви­тия предпринимательства, он разрабатывается чаще всего именно для малых предприятий.


Бизнес-план, как и стратегический план предприятия, разраба­тывается на достаточно длительный период. Однако между ними су­ществует ряд различий [3, с. 127]:

· бизнес-план включает не весь комплекс целей предприятия, а только одну из них, которая связана с созданием или развитием определенного бизнеса;

· бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки. По исте­чении определенного периода заложенные в бизнес-плане цели и задачи должны быть выполнены, в то время как стратегическим планам присущ скользящий принцип планирования (добавление к плану очередного периода по мере достижения показателей текуще­го периода). Таким образом, по своей форме бизнес-план тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодоста­точностью;

· в бизнес-плане весомое значение имеют функциональные со­ставляющие (план производства, план маркетинга, финансовый план), которые являются полноправными, равновесными частями структу­ры бизнес-плана.

Общая структура бизнес-плана с указанием номеров основных разделов представлена на рис. 6.5.

Необходимо отметить, что бизнес-план является итоговым доку­ментом, написанию которого должно предшествовать определение целей и миссии бизнеса, анализ внешней среды, собственных воз­можностей предприятия или бизнес-единицы (рис. 6.6).

Качество плана существенно зависит от того, кто его разрабаты­вает. На этот счет существуют разные мнения. Одни считают, что это дело руководителя, которому могут помочь специалисты предприя­тия и консультанты. Другой взгляд — надо как можно шире привле­кать к составлению бизнес-плана работников предприятия, используя различные методы групповой работы. В этом случае генерируется больше идей, меньше вероятность принятия заведомо невыполни­мых решений, легче реализовывать план по принципу: «сами состав­ляем — сами выполняем». Конкретный путь составления плана зави­сит от поставленных целей, периода планирования, личности руко­водителя, компетентности работников предприятия, их опыта, зна­ний и многих других факторов. Наш опыт работы в бизнес-планиро­вании показывает, что идеальным является вариант, при котором бизнес-план составляют предприниматель или специалисты предприятия с привлечением консультантов. Объективный взгляд профес­сионала может помочь улучшить бизнес-план, придать ему «товар­ный» вид. Обычно консультанты помогают правильно расставить ак­центы, реально оценить положение дел. Особенно важна роль кон­сультанта при составлении финансового плана и оценки рынка сбы­та продукции.


 

Необходимо заранее представлять, для каких целей подготавли­вается бизнес-план, средства каких кредиторов или инвесторов пред­полагается привлечь, так как их требования и ожидания различны. Так, например, крупные банки или специальные фонды, оказыва­ющие поддержку предпринимателям, могут предложить собствен­ные формы представления бизнес-плана.

Анализ нескольких сотен бизнес-планов и инвестиционных про­ектов позволил авторам выделить наиболее типичные и часто встре­чающиеся ошибки и погрешности в составлении бизнес-планов. Ха­рактерными чертами проанализированных бизнес-планов являются:

· производственный подход, выражающийся в том, что предлага­ется производство какой-либо продукции в связи с наличием тех­нической идеи, изобретения или свободных производственных пло­щадей без оценки перспектив потенциального рынка сбыта. Часто в бизнес-плане отсутствует обоснование возможного объема продаж. Между тем позиция кредиторов заключается в том, что предприятие должно доказать возможность сбыта своей продукции по планируе­мым ценам;

· слабое или чисто формальное знание рынка, возможных потре­бителей, их пожеланий и предпочтений. Недостаточное внимание к изучению конкурентов и позиции предприятия на рынке;

· непроработанность вопросов сбыта продукции, хотя в настоя­щее время это является основной проблемой практически всех пред­приятий;

· некорректность финансовых расчетов, которая проявляется в необоснованности используемых предположений (например, равно­мерность и неизменность затрат), упущении важных статей затрат (особенно часто забывают про местные налоги, включаемые в себе­стоимость продукции, упускают из виду затраты на рекламу, охра­ну, транспорт и т. д.);

· в случае привлечения заемных средств не прорабатывается схема их возврата (разово, линейно и т. д.);

· в разделе «Менеджмент и права собственности» редко удается сформулировать требования к управленческой команде, которая бу­дет реализовывать бизнес-план, ее опыту и квалификации, а также описать механизм реализации выбранной стратегии;

· очень часто в бизнес-плане не рассматриваются риски, трудно­сти и проблемы, которые могут встретиться при его реализации.

Излишние оптимизм и энтузиазм предпринимателей часто при­водят к завышенным оценкам и темпам роста бизнеса. Между тем требуется время, а зачастую и средства на то, чтобы найти покупате­лей и продвинуть продукцию на рынок, наладить связи с поставщи­ками, с оптовыми и розничными торговцами или создать собствен­ную дилерскую сеть. Рост предприятия может сдерживаться недоступ­ностью дополнительных денежных ресурсов, а также такими факто­рами, как ограниченный или неправильно определенный спрос на продукцию, давление конкурентов и невозможность расширения рынка сбыта, экономическая и политическая ситуация в стране. Препятство­вать или сдерживать реализацию выбранной стратегии могут и внут­ренние факторы. Очень трудно быстро развернуть новое производство, сформировать хорошую управленческую команду, создать имидж пред­приятия, завоевать своих потребителей. Еще одна деталь, на которую стоит обратить внимание, — это внешний вид и оформление бизнес-плана. Считается, что бизнес-план отражает лицо предприятия, по­этому он должен быть ясным, аккуратным, четким и понятным.

Распространение в хозяйственной практике бизнес-плана как фор­мы обоснования предпринимательских проектов или стратегии раз­вития бизнес-единиц объясняется гибким сочетанием в нем произ­водственного и рыночного, финансового и технического, внутрен­него и внешнего аспектов деятельности предприятия.

Б-п -Это план развития пред-ия, определение его дальн. пути работы. Б-п создается как для вновь открывающейся орг-ии, так и для давно сущест., когда необходима модернизация ее хоз. деят-ти в связи с изменениями в экономике.

Осн. цели б-п вкл.:

1)установление и разработку осннаправ. работы пред-ия в соответствии с потребностями рынка на основе эк. обоснования;

2)опред. видов деят-ти и источ. ресурсов;

3)прогнозир. возможных рисков их последствий и способов их избежания.

Структура б-п зависит от характера бизнеса, целей плана, требований потенциального инвестора.

Б-п должен содержать сл. разделы:
- исполнительное резюме;
- общее описание предприятия;
- продукция и услуги;
- маркетинг;
- производственный план;
- управление и организация;
- финансовый план;
- оценка рисков;
- приложения.
"Испол. резюме" яв-ся 1 разделом б-п и яв-ся его сокращ. версией, содержит краткое опис. компании, наиболее привлекат. моменты из всех ост.разделов, положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполаг. срок возврата средств.
В "Общ. Опис. Пр." необходимо охарак-ть пред-ие и его положение на рынке, назвав организац.-правовую форму пред-ия, перечислив осн. виды деят-ти, владельцев пред-ия, достижения, осн. финанс. показатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.
Раздел "Прод. и услуги" содер. Опис. товаров и услуг, предлагаемых пред-ем, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекат.сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.
Цель раздела бизнес-плана

"Маркетинг " - разъяснить, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ (хар-ки рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – цен.политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).
Раздел "Произв. план" содержит опис. технол. процесса и изменений, к ые должны произойти по мере развития пред-ия. Необх. отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, техн. Оборудования, требования в отношении трудовых ресурсов

В разделе "Управ и орг " нужно коротко представить осн. участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), привести организационную схему предприятия, показывающую внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.
Цель "Фин. плана" закл.в том, чтобы сформул. и представить детал. систему проектировок, отражающих ожидаемые финн. результаты деят-ти компании. Можно рассм. в финн.плане несколько возм. сценариев развития компании. Фин. план должен сод.график выполнения работ и потребностей в фин. ресурсах для их реализации

В разделе "Оц. рисков" требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимиз. риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.
В "Приложения " вкл. документы, к-ые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в б-п. К таковым могут относ.резюме руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы, результаты маркетинговых исследований, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции.

 

55. Управленческий анализ: цели, причины, методы.

Управленческий анализ— это процесс комплексного анализа внутрен­них ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку теку­щего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление страте­гических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стра­тегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему пред­приятия. По сути, управленческий анализ является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятель­ности предприятия. Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы предприятия. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведение управленческого анализа строго не закреплено за функциональными службами предприятия. Пока только в коммерческих банках имеется специальная структура, частично отвечающая за управленческий ана­лиз, — служба внутреннего аудита.

В современной литературе по менеджменту используются различ­ные термины для обозначения процесса анализа внутренних ресур­сов и возможностей предприятия: его называют анализом деятельно­сти предприятия [12], внутренним анализом [7], самоанализом, биз­нес-диагностикой [2], анализом проблем [4], управленческой или организационной диагностикой [13—14].

Нам представляется, что дело не столько в терминологии, сколь­ко в различном понимании сути и предназначения данного процесса. Управленческий анализ является частью стратегического менеджмен­та, направленной на выявление и детальное понимание стратегичес­ки важных аспектов деятельности предприятия, стратегических про­блем. В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия стратегическим задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ пред­приятия, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка. Сле­довательно, имея внутреннюю направленность по объекту (внутрен­няя деятельность предприятия), управленческий анализ тем не менее ориентирован на требования внешней среды. Нацеленность на перс­пективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам предприятия отличает управленческий анализ от существо­вавшего в советский период анализа хозяйственной деятельности.







Date: 2016-02-19; view: 756; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию