Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недостатки внимания





Установлено, что одни профессии требуют высокой интенсивности внимания, другие - хорошего распределения, третьим требуется быстрая переключаемость, четвертым - большая устойчивость в течение длительного времени. Профессия водителя автомобиля предъявляет высокие требования ко всем свойствам внимания, а значит, при характеристике деятельности водителя, анализе его ошибок нельзя говорить о недостатках внимания вообще, а следует говорить о недостатках того или иного свойства внимания. Так, например, внезапно возникшая сложная ситуация на прямом участке дороги может быть иногда опаснее, чем на трудной горной дороге вследствие снижения интенсивности внимания водителя. Анализ ДТП на скоростных дорогах Японии показал, что более половины их приходится на хорошую погоду и ровные участки дороги. И наоборот, во время гололеда в результате высокой интенсивности внимания водителей происходит только 1,5 % от общего количества ДТП. Одной из причин ошибок водителей является их невнимательность. Условно выделяют три типа невнимательности. Первый тип невнимательности - рассеянность. Рассеянность возникает в результате слабости и неустойчивости произвольного внимания. Она выражается в легкой отвлекаемости и неумении водителя более или менее длительное время сосредоточивать внимание на нужных объектах. Такой водитель постоянно отвлекается от дорожных объектов и управления автомобилем. Он может вовремя не заметить усложнения дорожной обстановки и ввиду низкой готовности к действиям не выполнить нужных действий или допустить ошибку.

Второй тип невнимательности, наоборот, имеет место при чрезмерной интенсивности и трудной переключаемости внимания. В этих случаях человек сосредоточен на каком-либо виде деятельности, вопросе или проблеме, что характерно для многих людей творческого труда: ученых, изобретателей, писателей и др. Такой вид невнимательности может возникнуть у некоторых водителей под влиянием сильного переживания личного или служебного порядка.

Третий тип невнимательности выражается в слабой интенсивности внимания при переутомлении, в болезненном состоянии или после приема алкоголя. Физиологической основой возникающих при этом нарушений является временное снижение силы и подвижности нервных процессов в коре головного мозга. Внимание при этом характеризуется слабой концентрацией и еще более слабой переключаемостью.

Для предупреждения невнимательности по этим причинам необходима травильная организации режима труда и отдыха, а также контроль за состоянием водителей перед рейсом и в пути. Следует иметь в виду, что даже когда человек здоров и не утомлен, интенсивность его внимания подвержена периодическим колебаниям (флюктуации). Так, например, если человек будет гасить нажатием на кнопку вспыхивающую перед ним лампочку, то время латентного периода его сенсомоторной реакции периодически будет изменяться, иногда резко увеличиваться, что связано с периодическим снижением интенсивности внимания.

Исследованиями установлено, что колебания интенсивности внима­ния происходят не реже, чем через 5 секунд. При исследовании простой сенсомоторной реакции, когда предъявляются 50 сигналов в виде периодически вспыхивающей лампочки, резкое увеличение времени реакции у здоровых людей имеет место 1-5 раз, что является следствием особенно сильного снижения интенсивности внимания.

В деятельности водителя большое значение придается такому качеству, как осмотрительность. Осмотрительность - это способность водителя своевременно обнаруживать опасность и изменения в дорожной обстановке. Основой осмотрительности являются правильное распределение и переключение внимания, его достаточная интенсивность и устойчивость. Осмотрительность - это умение увидеть то, что в данный момент представляет наибольшую угрозу для безопасности дорожного движения. В основе осмотрительности лежит правильная организация внимания.

Организация внимания. - это умение пользоваться свойствами внима­ния в каждом конкретном случае, в определенном их состоянии и последо­вательности. Организация внимания основывается на знании объектов, на которых должен сосредоточиться водитель, и отчетливом представлении о последовательности восприятия объектов в конкретной обстановке. Должна быть выработана система распределения и переключения внимания на те объекты, которые в данный момент являются для водителя важнейшими. Так, например, рекомендуется следующая последовательность переключения и распределения внимания при обгоне: обгоняемый автомобиль, встречный автомобиль, зеркало заднего вида, дорожный знак.

Последовательность и повторность восприятия каждого объекта в данном случае должны осуществляться не в случайном порядке, а по определенной системе, наиболее рациональной в каждом сложном элементе вождения автомобиля. Установлено, что в большинстве случаев аварийная ситуация возникает во второй половине обгона или даже в самом его юнце. Одной из наиболее частых причин столкновений является неправильное распределение внимания. При этом характерно, что часто столкновения происходят не со встречным автомобилем, а с обгоняемым. Считая главной опасностью встречный автомобиль, водитель все внимание сосредоточивает на нем и упускает из поля зрения обгоняемый автомобиль.

В деятельности водителя при управлении автомобилем, особенно при дефиците времени, большое значение имеет не только знание того, между какими объектами он должен распределять свое внимание, но и навык правильной последовательности восприятия объектов конкретной дорожной обстановки, умение определять, какой из объектов в данный момент наиболее важен. Навык в организации внимания в конкретной обстановке при дефиците времени нередко является решающим в предупреждении ДТП. Такой навык может и должен выработаться у водителей в процессе обучения.

Нельзя выработать навык в организации внимания вообще, во всех сложных дорожных ситуациях, так как они очень многообразны. Однако организация внимания в типичных, наиболее часто встречающихся сложных условиях необходима. Так, например, водитель автобуса, работая на постоянном маршруте, должен знать все его особенности: состояние дороги, повороты, железнодорожные переезды, пешеходные переходы, перекрестки, интенсивность движения, освещенность в разное время суток и т. д. Особое внимание водитель должен уделять наблюдению за дорожной обстановкой, сигналами светофора и регулировщика. Перед рейсом водителя нередко напутствуют словами «Будьте внимательны!».

Правильнее было бы не ограничиваться этим, а напомнить те сложные задачи в пути, которые придется решать, обратить внимание на опасные участки дороги и изменения, которые произошли на ней и требуют особого внимания водителя.

Последовательность и повторность восприятия каждого объекта при маневре автомобиля должны осуществляться не в рабочем порядке, а в определенной системе, наиболее рациональной для данных условий. Такой системе распределения и переключения внимания с использованием центрального и периферического зрения водителей необходимо обучать. В основе организации внимания водителя должно лежать умение в любой ситуации выделять главное и второстепенное, а также автоматизация наибольшего числа действий при управлении автомобилем. Эти важнейшие качества водителя необходимо формировать как в период обучения, так и в процессе профессиональной деятельности. Тренировку в организации внимания в различных сложных дорожных ситуациях, особенно при дефиците времени, рационально проводить при помощи специальных стендов-тренажеров и кинотренажеров с использованием специально разработанных кинофильмов.

Квалификация водителя, помимо установленных требований, должна определяться также оценкой свойств его внимания и в процессе его профессиональной деятельности. На дороге все привлекает внимание водителя, но необходимо, чтобы его внимание было направлено на объекты и явления, правильная оценка которых может помочь прогнозировать развитие событий на дороге. Так, например, остановка впереди идущего автомобиля может означать, что сейчас будет открыта левая дверца, и опытный водитель, чтобы избежать наезда, отвернет влево. Даже при перегрузке информацией он всегда заметит подобные изменения дорожной обстановки и найдет время для выполнения необходимых действий, упреждающих возникновение аварийных ситуаций.

Водители, показывающие лучшие результаты при исследовании их внимания, как правило, имеют и более высокие оценки при управлении автомобилем или мотоциклом в сложных условиях деятельности. Так, например, спортсмены, занимавшиеся мотоциклетным кроссом и поjучившие при исследовании внимания высокие оценки, имели показатели точности и надежности выполнения действий на мотоцикле в сложной дорожной ситуации на 72,6 % выше, чем гонщики, внимание которых оценивалось низкими показателями. Исследования показали также, что студенты, обучавшиеся вождению автомобиля и имевшие хорошие оценки при исследовании их внимания, значительно быстрее и лучше овладевали водительскими навыками, чем студенты с низкими оценками свойств внимания. Для исследования свойств внимания могут быть использованы специальные приборы и методики. Тренировка отдельных свойств внимания в условиях, приближенных к реальной действительности, может проводиться на стендах и тренажерах, позволяющих моделировать различные дорожные ситуации и регистрировать параметры, характеризующие продуктивность работы и состояние водителей.

Внимание водителя ухудшается также в болезненном состоянии, после употребления алкоголя, в случаях, когда водитель находится в состоянии чрезмерного возбуждения или в угнетенном состоянии. У опытного водителя бывает меньше ошибок по невнимательности. Это объясняется автоматизацией многих действий при управлении автомобилем, что позволяет правильно выполнять многие операции, даже если интенсивность внимания снижена, а также больше внимания уделять восприятию быстро меняющейся дорожной обстановки за счет освобождения от зрительного контроля за своими управляющими действиями. Снижению количества ошибок по невнимательности способствует также хорошая организация внимания водителя, доведенная до автоматизма в типичных дорожных ситуациях, а также хорошая осмотрительность.

Для улучшения внимания каждый водитель должен знать свойства своего внимания и уметь их использовать в конкретной обстановке. Так, например, замедленная переключаемость внимания может быть компенсирована прогнозированием развития дорожной обстановки и действиями, предупреждающими возникновение или развитие опасных ситуаций в неблагоприятном направлении. Для водителя важно умение быстро выделять второстепенную и главную информацию и своевременно переключать внимание на последнюю. Нужные свойства внимания вырабатываются у водителя во время обучения и в процессе его профессиональной деятельности. Однако целенаправленная сознательная тренировка внимания может ускорить формирование необходимых свойств.

При недостаточной устойчивости внимания следует вырабатывать способность отвлекаться от посторонних раздражителей и приучать себя продуктивно работать в любых условиях. Для воспитания внимания необходимо придерживаться следующего правила: никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно, научиться произвольно сосредоточивать внимание в любой момент на любом предмете или деятельности. Быть внимательным легче, если работа или изучаемый предмет интересны человеку. Для того чтобы пробудить такой интерес, необходимо развивать любознательность и глубже вникать в сущность работы или изучаемого предмета. В этом плане для водителей большое значение имеет рационализаторская и изобретательская работа, занятия автоспортом. Положительное значение имеют также хорошая организация труда и здоровый психологический климат в рабочем коллективе.

Для улучшения объема и распределения внимания необходимо тренировать их путем приобретения навыков одновременного восприятия нескольких объектов или одновременного выполнения нескольких действий. Например, можно научиться одновременно слушать лектора и воспринимать демонстрируемые им чертежи, слайды, приборы или управлять автомобилем и в то же время воспринимать дорожную обстановку. Объем и распределение внимания тренируются также и при сознательной организации внимания во время проезда отдельных участков дороги и выполнения сложных маневров.

Выработка необходимых свойств внимания требует постоянного волевого усилия. Тренировка должна проводиться как на работе, так и в быту, что требует от человека высокой дисциплинированности, решительности, настойчивости.

Контрольные вопросы

1. Какова взаимосвязь внимания и надежности водителя?

2. Каковы причины ошибок водителей при управлении транспортными средствами?

3. Дайте определения понятий «объем внимания», «распределение внимания», «переключение внимания», «интенсивность внимания», «устойчивость внимания».

4. Расскажите о типах невнимательности.

5. Дайте определение понятий «осмотрительность» и «организация внимания».

 

 

Тема 8

Мышление и память

Цель – определить влияние мышления и памяти на качество управления автомобилем.

1. Формы мышления.

2. Создание моделей внешнего мира.

3. Прогнозирование.

4. Память и водительское мастерство.

5. Виды памяти.

Date: 2016-02-19; view: 330; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию