Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иллюзии и галлюцинации





При управлении автомобилем предметы и явления иногда могут восприниматься водителем в неправильном, искаженном виде. Такое неправильное восприятие называется иллюзией. Наиболее часто иллюзии возникают при определении размеров предметов и. направления движения. У сидящего в вагоне человека возникает иллюзия движения поезда, в котором он находится, если трогается рядом стоящий поезд. При отсутствии зрительного контроля за мелькающими в окнах вагона объектами возникает иллюзия движения в обратном направлении. Причины иллюзий различны.

Вдеятельности водителя наиболее часто встречаются иллюзии вследствие контрастности восприятия, иллюзии перспективы, меняющегося рельефа и др. Так, например, водитель, совершая обгон на большой скорости, воспринимает дорогу как более узкую, чем это есть на самом деле. В результате он может непроизвольно отклониться в сторону от осевой линии. Правильное восприятие ширины дороги может быть искажено перспективой поворота, на котором дорога кажется значительно уже, чем в действительности. Если спуск происходит на крутом повороте дороги, то она кажется сужающейся. В результате водитель «прижимает» автомобиль к осевой линии, что создает опасность столкновения с выходящими из-за поворота встречными автомобилями. Нередко круговые повороты дороги воспринимаются как эллипсы, длина кривых водителю кажется уменьшенной, а крутизна поворота увеличенной. Относительно пологие подъемы за длинными спусками воспринимаются как более крутые. При определенном угле освещения сухое асфальтированное покрытие кажется мокрым. Когда головные фары автомобиля освещают дорогу на близком расстоянии, создается впечатление движения по спуску. Скорость крупных объектов (автобусов, автопоездов) кажется меньше, а более мелких (мотоциклов, легковых автомобилей) - больше. По этой причине скорость движущегося электропоезда на переезде кажется меньше действительной и возникает соблазн «проскочить». По окончании процесса торможения в прямолинейном движении центр тяжести тела перемещается против движения и создается впечатление, что автомобиль уходит вперед, т. е. движется ускоренно. По окончании разгона центр тяжести тела перемещается вперед, что воспринимается как торможение. Отмечено, что движение автомобилей с темной окраской (черной или темно-зеленой) кажется более медленным, а расстояние до них больше, чем в действительности. Именно этим объясняется, что автомобили темных цветов значительно чаще попадают в аварии. Автомобили светлых цветов (белого, красного, желтого), хорошо выделяясь на окружающем фоне, воспринимаются как находящиеся ближе и движущиеся с большей скоростью, чем на самом деле. Это заставляет водителей встречных автомобилей быстрее принимать меры предосторожности, что повышает безопасность дорожного движения. Установлено, что на расстоянии 100 м от водителя встречного автомобиля при скорости 70 км/ч автомобили разного цвета воспринимаются различно. Так, черный автомобиль кажется удаленным на 108 м, а его скорость - не более 62 км/ч, автомобиль красного цвета- на 92 м, а скорость - не менее 78 км/ч.

Швейцарские исследователи считают самым безопасным автомобиль, окрашенный в ярко-красный цвет, сотрудники английской полиции - белый, в Америке наиболее безопасным признан оранжево - красный цвет. Датские эксперты установили, что 61,3 % столкновений происходит между автомобилями темных цветов, 32,6 % - темных со светлыми и лишь 6,1 % - светлых со светлыми. Однако вряд ли повысится безопасность дорожного движения, если весь транспортный поток будет состоять из автомобилей белого или красного цвета. Цветовая монотонность будет утомлять водителей и помешает вовремя заметить идущие с большой скоростью специальные автомобили, для быстрого восприятия которых предусмотрена специальная окраска: для милицейских автомобилей - сочетание лимонного цвета с синим, для пожарных — красного с белым, для автомобилей скорой медицинской помощи - белого с красным.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций, при которых человек видит предметы, явления, слышит звуки, в действительности отсутст­вующие. Галлюцинации являются результатом болезненного состояния человека. При иллюзиях объект восприятия всегда реально существует, но воспринимается искаженно, ошибочно. У разных людей иллюзия возникают с различной частотой, проявляются в различной форме, с разной степенью выраженности и стойкости. Частота возникновения и выраженность иллюзий зависят от яркости возникающих представлений. Так, некоторым людям стоит только усомниться в правильности восприятия, как возникает иллюзия - искаженное восприятие. Возникновению иллюзий у водителей способствуют отрицательные эмоции (неуверенность, страх, сомнение), ослабление внимания, утомление, сонливость за рулем, состояние алкогольного опьянения, неправильная рабочая поза и др. Основными методами борьбы с иллюзиями являются правильный режим труда и отдыха, знание водителями характера возникающих у них иллюзий и причин их возникновения, выработка прочных навыков управления автомобилем и повышение уверенности в себе, изучение свойств внимания, правильное его распределение и устранение недостатков своего внимания. Для предупреждения иллюзий рекомендуются мероприятия, направленные на снижение влияния монотонных раздражителей, вызывающих сонливость. Так, например, у водителей нередко возникает сонливость при движении на прямых участках дороги большой протяженности. Чтобы исключить возникновение сонливости, рекомендуется при строительстве дорог через каждые 3 км предусматривать кривые участки. Для снижения монотонности движения отдельные участки дороги окрашивают в разные цвета, озеленяют разделительные полосы и т. д . Причиной ошибок водителей может быть неправильная оценка расстояния по горизонтали и вертикали. Исследование ситуаций, когда при движении по горной дороге перед водителем появлялась нависшая слева скала, а справа - крутой обрыв, показало, что водители, проезжая первый раз по этому участку, прижимают автомобиль к обрыву, хотя это опасно. Их действия объясняются тем, что расстояния по вертикали оцениваются менее точно, чем по горизонтали. Опасаясь, что скала заденет крышу автомобиля, водитель берет правее. Однако никто такой ошибки не допускает, проезжая по этому участку дороги второй раз.


Для нескольких миллионов людей, живущих на нашей планете, нет почти никакой разницы между красным, запрещающим сигналом, и зеленым, разрешающим. Это дальтоники - люди с нарушенным цветным зрением. Среди мужчин дальтоники составляют 4 - 6 %, а среди женщин 0,5 %. Однако у большинства этих лиц дефект светоразличения выражен незначительно. Если дальтоники хорошо различают цвета светофора, то при медицинском освидетельствовании они могут быть допущены к управлению автомобилем.

Вероятно, мало кто задумывался над тем, почему для регулирования дорожного движения выбраны зеленый, желтый и красный цвета. Оказывается, такой выбор сделан не случайно. Дело в том, что туман поглощает синие и зеленые лучи, поэтому зеленый цвет в тумане воспринимается как желтый, а желтый как красный. Если водитель и примет ошибочно желтый цвет за красный, а зеленый за желтый, то такие ошибки не создадут опасности для движения транспорта. Кроме того, лучи красного цвета имеют наибольшую длину волны и распространяются с наименьшими потерями. Красный цвет виден очень далеко, поэтому он был избран вначале на железнодорожном транспорте, а затем и на автомобильном как сигнализирующий об опасности или как запрещающий сигнал.

Качество зрительного восприятия зависит также от видимости и обзорности. Видимостью называют возможность различать особенности окружающей обстановки, обусловленные степенью освещенности предметов и прозрачностью воздушной среды. Видимость зависит от времени суток и состояния атмосферы. Она снижается в темное время суток, а также в дождь, снегопад, туман и т. д. Различают дальность и степень видимости. Дальность определяется расстоянием от глаз водителя до объектов на дороге, которые он видит. Степень видимости - это детали дороги и объекты на ней, которые видит водитель.


Обзорность - это пространство, которое видит водитель впереди, позади и по обе стороны дороги. Обзорность - конструктивная особенность автомобиля, зависящая от размеров лобового стекла, зеркал заднего вида, высоты сидения и возможности его регулирования по росту.

В обстановке плотного многорядного движения взгляд водителя перемещается в пределах 40 - 50° влево и вправо и в пределах 20 - 30° вверх, что необходимо для восприятия сигналов светофора. При проезде перекрестка, прохождении поворотов требуется обзорность 80 - 90° в обе стороны, а при обгоне или смене полосы движения - 180°. Обзорность ухудшается при загрязнении стекол, подвешивании сувениров, занавесок на стеклах кабины и салона автомобиля. Это может затруднить ориентировку водителя и привести к ДТП.

Контрольные вопросы

1. Какие ощущения различают у человека?

2. Дайте определение понятия «восприятие».

3. Какое восприятие - зрительное или слуховое позволяет получить больше информации?

4. Дайте определения понятий «острота зрения», «поле зрения», «глубинное зрение».

5. Что такое динамический глазомер?

6. Расскажите о значимости суставно-мышечного (двигательного) анализатора для правильности и точности управляющих действий водителя.

7. Дайте определения понятий «иллюзия» и «галлюцинация».

 

 

Тема 7

Внимание водителя и безопасность движения

Цель – дать понятие внимания.

1. Виды внимания.

2. Свойства внимания.

3. Недостатки внимания.







Date: 2016-02-19; view: 622; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию