Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свойства внимания
Вниманию присущи такие свойства, как объем, распределение, переключение, интенсивность, устойчивость. Способность человека охватить вниманием определенное пространство и расположенные в нем объекты характеризуется широтой его внимания, включающей в себя объем к распределение внимания. Объем внимания - это максимальное количество объектов, которое человек может одновременно отчетливо воспринимать в связи с решением какой-либо одной задачи. Опыт показывает, что одновременно человек может воспринимать от 4 до 6 простых объектов (буквы, цифры, точки и т. д.). Но если воспринимаемые объекты связаны смыслом и являются элементами целого, то они могут быть восприняты в большем объеме. Если предъявить не разрозненные буквы, а слова, состоящие из трех-четырех букв, то они будут восприняты одномоментно, так как люди читают не отдельные буквы, а сразу целые слова. Объем внимания может быть увеличен в процессе профессиональной деятельности. Неопытный человек не может за 0,1 секунды воспринять показания трехстрелочного контрольного прибора, так как для него каждая стрелка и оцифровка шкалы являются отдельными объектами. С приобретением опыта за то же время он легко считывает показания прибора, являющегося для него уже одним объектом. Опытный водитель не только быстрее и точнее считывает показания контрольно-измерительных приборов, но и воспринимает несколько дорожных знаков и объектов на дороге одномоментно, что недоступно молодому водителю. Объем внимания можно развить специальными упражнениями и практикой. Это достигается объединением различных объектов в один объект или быстрым избирательным восприятием наиболее важных в данный момент объектов. Так, например, опытный водитель нередко при считывании показаний спидометра воспринимает не всю шкалу, а лишь ее часть в диапазоне от 40 до 60 км/ч. Водитель при управлении автомобилем, кроме восприятия объектов на дороге и прогнозирования развития дорожной обстановки, выполняет управляющие действия, контролирует работу двигателя, считывает показания приборов, разговаривает с пассажирами, а иногда ведет радиообмен с диспетчером, объявляет остановки и т. д. В этих условиях нередко он одномоментно может воспринимать не более трех дорожных знаков, что необходимо учитывать при организации дорожного движения. Распределение внимания - это способность рассредоточить внимание на нескольких объектах или одновременно безошибочно выполнять два, три и более действия. Распределение внимания зависит от его объема. Эти свойства взаимосвязаны. Успешное распределение внимания между двумя различными действиями возможно только тогда, когда одно из совмещенных действий хорошо заучено, вследствие чего выполняется автоматически. В этом случае основное действие находится в центре сознания, а другое (автоматизированное) лишь контролируется сознанием. Опытный водитель, уделяя внимание дорожной обстановке, не следит за движением рук при переключении рычагов передач, так как эти действия автоматизированы вследствие выработанного ранее навыка. Обучающийся вождению автомобиля курсант не может, трогаясь на подъеме, распределить внимание между тремя действиями: отпустить ручной тормоз, отпустить педаль сцепления и увеличить подачу газа и совсем не может в это время слушать указания инструктора и следить за обстановкой. При хорошо автоматизированных навыках и правильном распределении внимания может иметь место совмещение ранее самостоятельных действий в один целостный двигательный акт. Именно такие действия характерны для опытного водителя в сложных дорожных ситуациях, что позволяет ему экономить время и предотвращать дорожно-транспортные происшествия, которые казались неизбежными. При недостаточней автоматизации навыков внимание оказывается перегруженным и водитель не в состоянии воспринимать быстро меняющуюся дорожную обстановку и своевременно выполнять необходимые управляющие действия, что нередко ведет к ошибкам и ДТП. С помощью специальной аппаратуры, регистрирующей движение глаз, можно определить, как распределяется внимание водителя в дорожных условиях. В этих целях используются две кинокамеры. Одна предназначена для съемки дороги и придорожного пространства перед водителем, другая фиксирует положение световой точки, образуемой отраженным от глаза лучом света лампочки. Отраженный от роговицы «зайчик» показывает направление взгляда. Заснятые камерами кадры синхронно совмещаются, и отмеченные точки фиксации взгляда располагаются на соответствующих участках дороги и придорожного пространства. В большинстве случаев внимание водителя сосредоточено в направлении взгляда. Однако иногда водитель не воспринимает объект, на который направлен его взгляд, так как его внимание сосредоточено на решении других задач или действий. Поэтому регистрация взгляда не всегда дает полное представление о распределении внимания. Переключение внимания - это скорость его перемещения с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой. Высокая подвижность нервных процессов позволяет легко переключать внимание, а при недостаточной их подвижности переключение внимания замедлено. В таких случаях говорят об инертном внимании. Однако в большинстве случаев замедленное переключение внимания при трудовой деятельности человека является следствием недостаточного опыта. Причиной легкости или трудности переключения внимания является также отношение человека к выполняемой деятельности. Внимание трудно переключается при переходе с интересной работы на работу неинтересную. Легче переключиться на другую работу, если предшествующая деятельность закончена. Водитель, чтобы не допускать ошибок при управлении автомобилем, должен быстро переключать внимание с одного объекта на другой, своевременно прекращать начатые действия, а нередко изменять их на противоположные. Скорость переключения внимания зависит от опыта водителя. В результате упорной тренировки он вырабатывает автоматизированные, но достаточно гибкие навыки переключения внимания при выполнении обгона, проезде перекрестков, смене полосы движения и т. д. Приобретение такого рода навыков является необходимым условием надежности водителя при вождении автомобиля в сложных дорожных условиях. Водителям с замедленным переключением внимания требуется особенно упорная и продолжительная тренировка, чтобы своевременно и точно выполнять необходимые управляющие действия в сложных дорожных ситуациях. Переключение и распределение внимания в сочетании с правильной последовательностью действий и активностью наблюдения являются основой осмотрительности, т. е. своевременного определения возможного осложнения дорожной обстановки. Особенности переключения и распределения внимания могут быть выявлены методами экспериментально-психологического обследования и наблюдением. При наблюдении обращается внимание на следующее; может ли обследуемый делать два дела (писать и разговаривать, управлять автомобилем и отвечать на вопросы пассажиров и т. д.), как быстро он переключается с одного вида работы на другой или при беседе с одного вопроса на другой, часто ли допускает пропуски отдельных действий при управлении автомобилем и как быстро прекращает начатое действие или переключается на противоположное, часто ли в играх с мячом пропускает мяч по невнимательности. Интенсивность внимания определяется как степень его напряжения при восприятии объектов. Чем выше интенсивность, тем отчетливее и полнее восприятие, тем более точно и быстро водитель оценивает дорожную обстановку и выполняет необходимые управляющие действия. Интенсивность внимания водителя не всегда одинакова. Она повышается при обгоне, смене полосы движения, проезде перекрестка, при усложнении дорожной обстановки. Интенсивность внимания снижается при движении на прямых участках дороги большой протяженности, однообразном ландшафте местности, при отсутствии других участков движения, а иногда и в транспортном потоке или в колонне при продолжительном движении с постоянной скоростью. Снижение интенсивности внимания приводит к снижению готовности водителя к действиям при неожиданном возникновении опасных ситуаций. Не случайно значительное число ДТП возникает в относительно простых дорожных условиях. Сохранять высокую интенсивность внимания в течение всего рабочего времени водитель не может: это утомляет его. Кроме того, дорожная обстановка не всегда требует высокой интенсивности внимания. Важно предвидеть изменение дорожной обстановки и уметь быстро повышать интенсивность, внимания, когда это необходимо, и снижать ее. если такое снижение не влияет на безопасность движения. Возможность поддерживать высокую интенсивность внимания в течение рабочего дня, когда это необходимо, зависит от его устойчивости. Устойчивость внимания - это сохранение в течение продолжительного времени необходимой интенсивности внимания на каком-либо объекте или деятельности. Профессия водителя предъявляет весьма высокие требования к интенсивности и устойчивости его внимания: он должен постоянно быть готовым к действиям в неожиданных ситуациях, так как обстановка на дороге быстро меняется. Наше внимание чрезвычайно подвижно. Оно не может долго задерживаться на каком-либо неподвижном объекте. Пристально смотреть на черную точку на белом листе бумаги можно только несколько секунд, а затем или вы забудете о точке, или она начнет расплываться у вас на глазах. Учебный час продолжается 40-45 минут, и это не случайно, так как только в течение этого времени без заметного волевого усилия может сохраняться достаточно высокая интенсивность и устойчивость внимания. Увеличение этого времени затрудняет восприятие материала, поскольку поддержание интенсивности внимания, необходимой для его усвоения, требует все большего волевого усилия. Устойчивость внимания водителя можно оценить по следующим показателям: быстро ли ухудшается восприятие дорожной обстановки в монотонных условиях деятельности; как часто в этих условиях водитель допускает ошибки; может ли он продуктивно заниматься в условиях сильных посторонних раздражителей; как предпочитает заниматься - с частыми перерывами или без перерывов; часто ли отвлекается в разговоре, при объяснениях педагогов; может ли длительно продумывать какой-либо вопрос или быстро отвлекается; легко ли привлечь его внимание, когда он занят выполнением какой-либо работы. В профессиональной деятельности водителя низкая продуктивность внимания как проявление его индивидуально-психологических качеств может отрицательно влиять на работу. В простых условиях движения темп работы водителя определяет он сам и дорожная обстановка позволяет ему на некоторое время отвлекать внимание от основных объектов восприятия, необходимых при управлении автомобилем. При внезапном резком изменении дорожной обстановки низкая интенсивность внимания не обеспечивает работу по управлению автомобилем в необходимом высоком темпе, и, если водитель не успевает мобилизовать внимание, т. е. интенсивность внимания в данный момент недостаточна для выполнения действий в высоком темпе, - возникают предпосылки к ДТП или само ДТП. Date: 2016-02-19; view: 623; Нарушение авторских прав |