Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Детей пятого года жизни
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Мы изучили опыт работы педагогов дошкольных учреждений по использованию дидактических игр в развитии речи детей. Рассматривая опыт работы воспитателя Ереминой Елены Ивановны, МБДОУ № 124 «Улыбка», г. Оренбурга. У неё основная цель была - повышение речевого уровня детей с помощью дидактической игры. Также присутствовали следующие задачи: побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий; способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью; совершенствовать разговорную речь;- обогащать словарь; формировать грамматический строй речи. Прежде чем начать игру, она вызвала у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключался в том, что обучая детей, Елена Ивановна сохраняла вместе с тем игру как деятельность, отмечая удачные решения, находки ребят. Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинались с артикуляционных упражнений, проговаривания чистоговорок, рифмованных строчек. С помощью дидактической игры развивалась речь детей: пополнялся и активизировался словарь, формировалось правильное звукопроизношение, развивалась связная речь. Именно взаимосвязь разных речевых задач помогала создавать предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. В процессе лексико-грамматических игр проводилась словарная работа. Словарный запас детей пополнялся синонимами, антонимами. Средством решения дидактической задачи выступал дидактический материал. Результатом дидактической задачи являлось решение игровой и дидактической задач. Решение обоих задач – было показателем эффективности игры. Правила направляли игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачу. Дети ставились в такие условия, при которых получали радость от выполнения задания. Результат был достигнут, так как Елена Ивановна использовала различные приемы и методы в работе, которые вызывали у детей положительный настрой на игру, самое главное, что правила в дидактической игре были внутренним регулятором детской деятельности, а не выступали лишь как внешние требования. Правила направляли игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачу. Используя дидактические игры в работе по развитию речи, через их правила и действия, у детей развивалась не только речь, ее лексико-грамматическая, звуковая сторона, но и развивалось внимание, память, логическое мышление, совершенствовались личностные качества [13]. А вот, изучив педагогический опыт работы Кулешовой Ирины Викторовны, воспитателя из МБДОУ детского сада 7, г. Киселевска, было видно, что она проводила занятие по развитию речи детей в средней группе, по теме «Книга друг человека»посредством дидактических игр и использования художественной литературы для развития словаря. Она выделила такие задачи: р азвивать фонематический слух у детей, активизировать в речи сложноподчиненные предложения; учить эмоционально воспринимать стихи, составлять рассказы по картинкам, на основе стихотворения; упражнять в образовании названий детенышей в именительном и родительном падежах множественного числа; развивать умение произносить чистоговорки с различной громкостью. В ходе работы использовала следующие приёмы:сюрпризный момент (появление Незнайки), словесное обращение (вопросы), словесное упражнение (повторение чистоговорки, звуковая игра, дидактическая игра «Доскажи словечко»). Также имелись четкие методы:беседа, наглядный и словесный, практический метод (дидактические игры). Цели и задачи в итоге работы были достигнуты, потому что Ирина Викторовна совмещала художественную литературу (стихи) с использованием дидактических игр, вносила разнообразные картинки, с помощью которых у ребят повысилась мотивация к познанию и стремление составлять рассказ, на основе прочитанного стихотворения, образовывать слова от единственного числа во множественное, слышать шипящий звук в стихе, проговаривание предложений, состоящих из звуков, а также научила детей произносить четко чистоговорки, используя сюрпризный момент, что так важно в работе с детьми и все занятия проходили в игровой форме, что благоприятно сказалось на эмоциональном фоне детей [14]. В опыте работы воспитателя Головачёвой Е.В. детский сад №74 «Семицветик» г. Шахт, работа по формированию развития речи детей осуществлялась через дидактическую игру посредством театрализованной деятельности, так как данная игра является одной из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором полно и ярко проявляется принцип обучения, учить играя. Головачёва Е.В. определила цели: формирование постепенного перехода ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого, к самостоятельной игровой деятельности, от индивидуальной игры к игре в группе, где каждый исполняет свою роль. Установила следующие задачи: развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности, обогащать и активизировать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь и её грамотный строй, побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками, подражать движениям животных и птиц. Головачева Е.В. в процессе работы применяла такие методы и приёмы: проводила беседу, загадывала загадки, предлагала детям разыграть маленькие сценки, а также показывала детям кукольные спектакли, где ярко отражены разные состояния, использовала прослушивание грамзаписи русской народной сказки «лиса, заяц, петушок», и просила показать данный образ движениями, после чего предлагала детям загадать друг другу загадки, путём имитации движений различных животных. Подключала к ним музыкальные мелодии, так как, именно, музыка помогает в передаче характера персонажей, и ещё наглядно показывала сказку на фланелеграфе, организовывала встречи с артистами, которые рассказывали о своих куклах и приёмах их вождения. Вела индивидуальные занятия с застенчивыми и гиперактивными детьми. В ходе занятия использовала музыкально-ритмические разминки, которые включают в себя ритмические музыкально-практические упражнения, дыхательную и речевую гимнастику, которая помогает сформировать правильное, чёткое произношение. Использовала литературно - художественную практику (связная речь, расширять словарный запаса). В саму театрализованную деятельность входили драматизация, сюжетные этюды по сказкам, стихам. Результат был достигнут, благодаря разнообразным приёмам и методам, которые повысили интерес к театрализованной деятельности, усовершенствовалась речь детей и обогатился словарь [11]. В педагогическом опыте работы воспитателя Куралёвой Натальи Алексеевны, детский сад «Ромашка» г. Горняк, отражено решение проблемы развития речи через дидактическую игру. Она поставила перед собой основные задачи: расширять и обогащать представления детей об окружающем, активизировать и обогащать словарный запас детей, совершенствовать звуковую культуру речи, обучать простым формам монологической и диалогической речи. Наталья Алексеевна организовала кружок в средней группе по развитию речи через дидактическую игру «Абвгдейка». Для успешного решения задач, по развитию речи детей использовала следующие методы и формы: методическая деятельность, работа с родителями, ознакомление с художественной литературой, дидактические игры, занятия, наблюдения, беседы, художественное творчество. Особое внимание уделяла словесным дидактическим играм. В средней группе предусматривала интенсивную работу по углублению знаний детей о различных предметах, пассивны и активный словарь, обогащался за счёт слов-названий частей и деталей, а так же учила детей использовать в речи обобщающие слова и помогала группировать предметы и их классифицировать. Все эти знания проводила незаметно для детей в игровой форме, потому что они быстрее запоминаются и закрепляются в дидактических играх, разучивала потешки, скороговорки. Особое внимание уделяла окружающей обстановке в группе, оформила «дидактический уголок», «Дидактические игры», где создала картотеку дидактических игр по развитию речи, развивающие пособия. Подобрала разные виды игр – это игры путешествия «Кто живёт в лесу», игры – поручения «Найди предметы красного цвета», игры-загадки «Овощи в загадках», игры-беседы. В своей работе опирается на программу Васильевой. Применение таких эффективных дидактических игр и методов позволило достигнуть хорошего результата, у детей активизировались умственные процессы, расширились представления детей, существенно обогатился словарный запас, и усовершенствовалась звуковая культура речи детей [15]. Рассмотрев опыт работы воспитателя Марины Горбачёвой МКДОУ №346, г. Новосибирска, было ясно, что её цель заключалась в создании благоприятных условий для развития речи детей дошкольного возраста через дидактические игры. Она перед собой поставила следующие задачи: обогащать словарный запас детей, познакомить детей с обобщающим понятием слов, основанных на выделении общих характерных признаков предметов, развивать логическое и образовательное мышление для решения поставленных игровых задач. В своей работе использовала три основных вида дидактических игр: применяла настольно-печатные игры «ассоциации», «большой – маленький» служили как наглядное пособие, для развития зрительной памяти и внимания. Далее использовала игры с предметами или игрушками «магазин», «что изменилось», которые были направлены на развитие тактильных ощущений, и творческого мышления, воображения, а так же умение манипулировать с различными предметами и игрушками. Большое значение придавала словесным играм «Назови одним словом», «Доскажи словечко», которые непременно способствовали развитию связной речи и коммуникативных способностей. Так же считала уникальной формой развития грамматического строя речи проведение дидактических игр с мячом, где речь сочетается с движениями, такие дидактические игры с мячом, как «Съедобное – не съедобное», где совершенствуется моторика рук детей, укрепляются мышцы пальцев и детей. Применяла следующие приёмы и методы: игровой, словесный, наглядный, использовала так же объяснения и показ действий. Исходя из данного опыта Марины Горбачёвой применение основных видов дидактических игр с эффективными приёмами и методами, а так же эффективные игры с мячом способствовали достижению результата [12]. Таким образом, изучив, все опыты работы воспитателей стало ясно, что действительно использование дидактических игр являются эффективным средством в развитии речи детей (связная речь, активизация и обогащение словаря, грамматического строя речи и звуковой культуры речи). Дидактические игры широко применяются в непосредственной образовательной деятельности ДОУ.
Date: 2016-02-19; view: 548; Нарушение авторских прав |