Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В развитии речи детей
В работе дошкольных учреждений большое место занимает игра. Она способствует усвоению знаний, умений и навыков. Игра – основная деятельность детей, в процессе её ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок. В игре ребёнок может быть, кем захочет и это доставляет ему огромную радость. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Она позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра - это игра познавательная, направленная на расширении углублении, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей [7, c. 3]. Она оказывает огромную помощь на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра выполняет функцию средства обучения. Она помогает закреплению знаний и служит источником познавательной деятельности. Дети благодаря этой игре учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, а также повышает интерес, сосредоточенность и легкому усвоению изученного материала [1, c. 102]. В соответствии с программным содержанием воспитатель, отбирая игры, должен чётко представить себе, какую роль играют структурные элементы, и какой результат он хочет получить. Дидактическая игра должна быть мотивированной деятельностью необходимо воспитателю намечать основные обучающие задачи через реализацию игрового замысла. Именно обучающая задача, в дидактической игре заключает конструкцию игры [5, c. 124]. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. Самыми любимыми до сих пор остаются народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и многие другие. В этих играх присутствует много шуток, юмора, радости и в тоже время они требуют от детей напряженной умственной работы, мышления, внимания и сообразительности. Существует обширная литература, посвящённая данному вопросу: «Роль дидактической игры в развитие речи ребёнка». Так немецкий педагог Ф. Фребель излагает, что важнейшим средством воспитания и обучения ребёнка является игра, однако разработанные им упражнения были скучными, сухими, которые подавляли самостоятельность мысли ребёнка [6, c. 115]. Одна из точек зрения принадлежит А. С. Макаренко и заключается в том что, игра развивает язык, а язык организует игру. Главным назначением игр, является развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. Итальянский педагог Мария Монтессори, являясь сторонницей свободного воспитания, считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство этого метода с точки зрения его влияния на речевое развитие заключается в применении упражнений с искусственным дидактическим материалом: цилиндры, кубы, вкладки, катушки и лоскуты для сенсорного процесса [3, c. 20]. В создании современной системы дидактических игр непременно нужно отметить точку зрения Е. И Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Она тесно связывала развитие речи с сенсорным и умственным развитием. Е. И. Тихеева придавала большое значение в познании окружающей среды ощущению и восприятию, где развивается речь детей, так как её игры всегда сопровождались словом и, несомненно, были связанны с наблюдением жизни. Она высоко оценила дидактическую игру. Ею были разработаны такие специальные дидактические игры как «Парные игры», которые требовали сосредоточенности, внимания, восстановить не достающие части, нарушенный порядок, умения выделить в предмете общее. Также дидактические игры – занятия с материалами и игрушками, которые направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нём в слове. В данных играх отражались такие варианты и методы проведения: составление рассказов и фраз об игрушках, сравнение и описание предметов, называние предметов, качеств, действий. От игр с игрушками Е. И. Тихеева рекомендовала переходить к рассматриванию картин, потому что они играют большую роль в развитии способности к наблюдению, интеллектуальных процессов (мышления, воображения), речи и языка. Опираясь, на принципы наглядности она предложила серию игровых занятий с дидактической куклой, «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», где отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья), которые способствуют накоплению опыта ребенка и, конечно, развитию его речи [7, c. 11]. Оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, А.П. Усова утверждает что, дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко и другие. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь развития речи и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми [7, c. 10]. Вообще дошкольный возраст считается возрастом интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Известный, замечательный педагог Ф.А. Сохин в своих исследованиях излагает три основных направления в развитии речи: - функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); - структурное (формирование разных структурных уровней системы язык - фонетического, лексического, грамматического); - когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Основные задачи развития речи: формирование грамматического строя, обучение связной речи, воспитание звуковой культуры, обогащение и активизация словаря - решаются на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе меняются методы обучения и идет постепенное усложнение содержания речевой работы [10, c. 98]. На основе выше изложенного текста можно считать, что дидактическая игра влияет на развитие речи в целом (мышление, сенсорная и моторная речь), развитие словаря, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, на развития связной речи. Сейчас рассмотрим данные направления более подробно. В дошкольной методике развития речи словарная работа представлена, прежде всего, в работах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, К.Д. Ушинский, В. И. Яшиной. О.И. Соловьева и А. М. Бородич в методике обращают внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними. Игровые приемы, игровые действия непосредственно применяются при рассматривании игрушек, но здесь не имеется строгих правил. А дидактическая игра имеет другую структуру: игровую задачу, игровые правила, игровые действия. Однако часто эти два метода в практике объединяются, переплетаются друг с другом, причём из первого вытекает второй. Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные дидактические игры проводятся как с игрушками, предметами, картинками так и на вербальной основе. Основным методам активизировать, имеющийся запас слов представлен игровыми действиями в словарных играх. Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. Наиболее большой интерес у детей вызывают такие дидактические игры – «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», на которых показывают реальные операции на реальных предметах [3, c. 71]. Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря огромное значение имеют дидактические игры с использованием картинок. На роль дидактической игры с картинками в развитии словаря обращал внимание ещеК.Д. Ушинский. Он писал, что если учить ребенка нескольким незнакомым словам без наглядного материала (картинки), то будет обеспечен провал, ребенок будет долго разбираться, но стоит лишь только связать данные слова с реальным показом (картинки), то ребенок усвоит на лету в десять раз больше слов. По мнению К.Д. Ушинского показ картин в дидактической игре с малознакомым содержанием обогащает словарь. В данной ситуации картина даёт детям знания о тех объектах, которые они не могут видеть. Он считал, что дидактическая игра с картинками имеет огромное значение в процессе формирования дара слова: «она приводит в порядок несвязную фразу, поправляет ложный эпитет, указывает на пропуск какой-нибудь части, то есть выполняет то, что учителю на словах трудно передать [9, c. 267]. В детском саду используются все виды специально созданных для детского сада дидактических картин, но особенно популярны такие серии: как «Дикие животные», «Домашние животные», «Кем быть», «Времена года». Особое значение в организованных играх и занятиях для активизации бытового словаря и закрепления материала имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда) [3, c. 69]. Несомненно, дидактическая игра влияет и на грамматический строй речи, особенно в средней группе. Грамматика – это наука, которая изучает строй языка, его законы. Она, как строй языка представляет большую систему, которая объединяет словообразование и морфологию, а также синтаксис. Грамматика делает нашу речь более организованной и понятной для окружающих, помогает нам переносить наши мысли в материальную оболочку. Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Поэтому многие правила грамматики переходят из одного поколения в другое и иногда трудно бывают объяснимыми. Работы А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича и других педагогов, психологов имеют огромное значение для освоения и понимания грамматического строя дошкольниками [3, с. 100]. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым. Его исследования содержат огромный материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи. К.Д. Ушинский поддерживал точку зрения А. Н. Гвоздева и утверждал, что в дошкольном возрасте необходимо с самых ранних лет формировать привычку говорить правильной разговорной речью. К методам и приемам формирования грамматически правильной речи в средней группе, несомненно, относятся дидактические игры. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как они динамичны, эмоциональны и поэтому у детей повышается интерес, и они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении и составлении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре есть четкая структура, программное содержание. В игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется и правильное употребление наименований животных и их детенышей, а также падеж и число. А вот в игре «Что изменилось?» происходит множество изменений, в этой игре убирается и меняется положение не одной, а нескольких игрушек [3, c. 110]. Также дидактическая игра используется и в связной речи. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности. Непременно диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом, несмотря на то, что имеются существенные различия [3, c. 159]. Известный психолог Ф. А. Сохин утверждает что, существует тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Он писал, что когда ребенок учится мыслить, он, безусловно, и учиться говорить и, наоборот, учась говорить, он учиться мыслить. А. В. Запорожец считал что, для ребёнка игра является, безусловно, подлинной социальной практикой. Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Также, безусловно, полезно использовать и подвижные игры, в которых, непременно присутствует диалог. Это такие игры: «Гуси-лебеди», «Фанты», «Краски», «Коршун». Именно в этих народных играх закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное и выражать ясно свою точку зрения, формулируя правильно вопрос [3, c. 172]. Таким образом, из всего сказанного следует, что дидактическая игра имеет колоссальное влияние на развитие речи ребёнка. Роль дидактических игр в развитии речи детей заключается в том, что они служат средством обучения и являются огромным источником познавательной деятельности, помогают закреплять знания. С помощью данных игр дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, рассказывать, благодаря чему у них развивается связная речь, обогащается словарь, формируется четкое звукопроизношение, повышается грамматический строй речи, все действия сопровождаются словом, беседой. В дидактических играх детям предоставляется наглядность, эти игры повышают интерес к занятиям, развивают внимание, сообразительность, смекалку, улучшается восприимчивость к материалу, очень просты, доступны. Date: 2016-02-19; view: 572; Нарушение авторских прав |