ВВЕДЕНИЕ. по дисциплине « Операционный менеджмент»
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
Им. М.Туган-Барановского
КАФЕДРА МАРКЕТИНГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Операционный менеджмент»
для студентов специальности
6.050200 «Менеджмент организаций»
и слушателей факультета последипломного образования
Донецк – 2004
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
Им.М.Туган-Барановского
КАФЕДРА МАРКЕТИНГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Операционный менеджмент»
для студентов специальности
6.050200 «Менеджмент организаций»
и слушателей факультета последипломного образования
Утверждено
на заседании кафедры
маркетингового менеджмента
протокол № __ от «__»____ 2004 г.
Одобрено
учебно-методическим советом ДонГУЭТ
протокол № __ от «__»________ 2004 г.
Донецк – 2004
УДК
Конспект лекций по по дисциплине «Операционный менеджмент» /Разработала к.э.н., доц.Лутай Л.А., ассистент Сарапука Е.В. – Донецк: ДонГУЭТ, 2004, 85с.
Конспект лекций подготовлен с целью помощи студентам в изучении нормативной дисциплины «Операционный менеджмент»» студентами ФЭУМО специальности 6.050200 и слушателями ФПО. В настоящее время отсутствуют учебники и учебные пособие, которые отражали бы содержание типовой и рабочих программ данной дисциплины.
В конспекте лекций определяются цель, задачи изучения дисциплины «Операционный менеджмент», приводятся тексты лекций по каждой теме, таблицы, рисунки и т.д.
Рецензенты:
Чернега О.Б. –доктор экономических наук, профессор, зав. кафедры международной экономики.
Савельева Е.В. – кандидат экономических наук, и.о. доцента кафедры маркетингового менеджмента
@ Донецкий государственный университет
экономики и торговли им. М.И. Туган -
Барановского
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр.
|
|
| ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
|
|
|
| 1. Тематический план дисциплины «Операционный менеджмент»…………………………………………………………….
|
| 2. Содержание лекций тем дисципліни “Операционный менеджмент ”…………………………………………………………
|
| Тема 1. Введение. Операционный менеджмент как разновидность функционального менеджмента…………………………………….
|
| Тема 2. Операционная стратегия предприятия……………………………………..
|
| Тема 3. Операционная система организации………………………..
|
| Тема 4. Операционная деятельность: ресурсы, процессы, результаты………………………………………………………………
|
| Тема 5. Управление текущим функционированием операционной системы………………………………………………………………….
|
| Тема 6. Менеджмент качества и управление продуктивностью операционной системы…………………………………………………
|
| 3. Список рекомендованной литературы………………………………………………………………
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Операционный менеджмент» входит в состав нормативной части образовательно-профессиональной программы (ОПП) в цикле дисциплин профессионально-ориентированной подготовки. Это дает все основания определить ее как базовую в системе подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» профессиональной направленности «Менеджмент организаций». Дисциплина занимает важное место в системе подготовки бакалавров и магистров по другим направлениям и профессиональной направленности, в частности, такими как «Экономика и предпринимательство», а также в системе последипломного образования (повышения квалификации, получения второго высшего образования и т.д.).
Преподавание дисциплины «Операционный менеджмент» ориентировано на усвоение студентами современных методов управления операционной деятельностью бизнесовых организаций как производственной, так и непроизводственной сферы.
Конспект лекций составлен в соответствии с типовой программой изучения нормативной дисциплины «Операционный менеджмент».
Предметом дисциплины «Операционный менеджмент» является изучение управления системами и процессами, которые создают товары, услуги и обеспечение его эффективности.
Целью дисциплины «Операционный менеджмент» - обучение студентов эффективному управлению производственными процессами, которые создают товары и услуги.
Дисциплина «Операционный менеджмент» изучается на основе базовой общеобразовательной и правовой подготовки студентов, изучения дисциплин «Основы менеджмента», «Основы маркетинга», «Информатика и компьютерная техника», «Экономическая теория», «Экономика предприятия» и др.
Изучение дисциплины «Операционный менеджмент» предусмотрено учебным планом специальности 6.020200 на уровне бакалавра.
1.Тематический план дисциплины «Операционный менеджмент»
№ п/п
| Наименование тем
| Количество часов
| Всего
| в том числе
| Лекции
| Практ. и семин. занятия
| Внеауд.
самост. работа
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Введение. Операционный менеджмент як разновидность функционального менеджмента.
|
|
|
|
| 2.
| Операционная стратегия.
|
|
|
|
| 3.
| Операционная система организации.
|
|
|
|
| 4.
| Операционная деятельность: ресурсы, процессы и результаты.
|
|
|
|
| 5.
| Управление текущим функционированием операционной системы.
|
|
|
|
| 6.
| Менеджмент качества и управление производительностью операционной деятельности.
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
ТЕМА 1. ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. Операционный менеджмент как разновидность функционального менеджмента.
2. Операционный менеджмент: его сущность и место в системе
менеджмента предприятия.
3. Принципы, методы и функции операционного менеджмента.
1.Операционный менеджмент как разновидность функционального менеджмента.
Операции - есть «процесс, метод или ряд действий, главным образом практического характера» (Collins English Dictionary, 1986). Исходя из этого определения, операции есть неотъемлемый атрибут любого вида человеческой деятельности, которому свойственны организованность и продуктивность. Отсюда можно заключить, что все организационные функции есть операции, и что всякая управленческая деятельность включает в себя операционный менеджмент.
Часто термины «производство» и «операции» используют как взаимозаменяемые; в промышленности, коммерческой и некоммерческой деятельности широко распространено мнение, что управление производством представляет собой отдельную, обособленную от других сферу, которая должна интересовать только тех, кто непосредственно производством и занимается. Управление производством — исторически первая сложившаяся научная дисциплина менеджмента. Она же первой вошла и в программы преподавания. Руководители производств были, а зачастую и поныне остаются грамотными специалистами, которым можно поручить все задачи управления процессами создания продукции. Подробнее мы обсудим эту тему в главе 2, сейчас отметим лишь, что, пока производственная деятельность считалась главным источником благосостояния нации, а экономическая ситуация в целом характеризовалась недопроизводством (до 50-х гг. определенно так оно и было), подобное отношение было оправданным. Однако, сегодня мы переживаем период острой конкуренции, конкуренции в глобальном масштабе, и во многих странах основным источником благосостояния является уже не сфера производства, а сфера услуг. Операционный менеджментуже не является уделом одного руководителя производства. Сектор обслуживания приобрел столь большое значение, что настала пора разобраться во всех его хитросплетениях.
Всякая производственная деятельность представляет собой операции, а значит, операционный менеджмент имеет отношение ко всем ним.
Производством управляют три группы известных объективных законов: материального мира, общественной жизни, философские, но, прежде всего, экономические законы. Невыполнение или ненадлежащее выполнение последних приводит к негативным последствиям, как в общественной жизни, так и в конкретном производстве.
Задача производственного менеджера заключается в том, чтобы найти как можно больше факторов – аргументов, которые оказывают на них влияние и определить зависимость между ситуацией и факторами – аргументами, а также удостовериться в корректности этой зависимости.
Таким образом, процесс управления производством - это совокупность последовательных действий управленческого персонала по определению целей, принятию решений в области производственных программ и оперативных заданий.
С этой принципиальной точки зрения на операции следует смотреть на показатели работы всей организации. Без четко выраженной операционной стратегии и эффективного операционного менеджмента организация может выжить лишь по чистой случайности. Таким образом, операционный менеджмент является важной дисциплиной, обязательной для руководителей всех уровней и подразделений. Однако, несмотря на вышесказанное, следует отметить, что наибольшее применение операционный менеджмент по-прежнему нашел именно в сфере производства.
2.Операционный менеджмент: его сущность и место в системе менеджмента предприятия.
Традиционно принято считать, операционный менеджмент чем-то связанным главным образом с производственной деятельностью или физическим изменением состояния продуктов. Поэтому зачастую его определяют так:
Операционный менеджмент — это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращению в готовый продукт и поставок этого продукта покупателю.
Операционный менеджмент – это менеджмент производственных процессов, которые преобразуют сырье на товары и услуги. Это часть организации, которая прямо связана с производством товаров и услуг.
Термин «операции и производство» взаимосвязаны, однако между ними все еще существует разница. Необходимо дать более детальное определение этих терминов.
Действия, в результате которых производятся товары и предоставляются услуги, называются операционная функция.
Процесс операционного менеджмента связан с формированием операционной системы, привлечением средств производства, использованием новых методов для достижения эффективности операционной деятельности.
Целью операционного менеджмента является обеспечение высокой продуктивности.
Предметом дисциплины «Операционный менеджмент» является изучение управления системами и процессами, которые создают товары, услуги и обеспечение его эффективности.
Цель дисциплины «Операционный менеджмент» - обучить студентов эффективному управлению производственными процессами, которые создают товары и услуги.
Это определение, на наш взгляд, является слишком обобщенным. Оно включает в себя функцию закупки, функцию производства и функцию физического распределения, которые, хотя и тесно связаны с операциями, обычно считаются отдельными дисциплинами. Еще важнее то, что данное определение является ограничивающим, поскольку не допускает каких-либо иных действий, не связанных с физическим производством.
Всякая полезная деятельность связана с переработкой чего-либо. Например, переработкой информации в финансовой сфере, издательском бизнесе или в сфере коммуникаций. При оказании услуг — парикмахерских или медицинских — в процесс переработки вовлекаются даже покупатели. Операции по переработке чего-либо производятся и в функциональных подразделениях производственной организации, например, в финансовом отделе или отделе кадров.
Более точное определение, таким образом, может звучать так;
Операционный менеджмент — это все виды деятельности, связанной с преднамеренным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей.
Операционный менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении, любыми операциями. Степень участия в них физических товаров, по большому счету, не важна. Теория одинаково применима как для больничной палаты или страховой конторы, так и для заводского цеха или фабрики. Ниже приводится ряд примеров, иллюстрирующих центральный вид деятельности (операции) различных организаций.
Date: 2016-02-19; view: 688; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|