Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственное устройство Афин
1. Общие положения. 2. Народное собрание. 3. Совет пятисот. 4. Органы исполнительной власти. 5. Органы судебной власти.
По своей сущности Афинское государство являлось полити-ческой организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно пред-ставляло собой демократическую республику, в которой афин-ские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.
Афинская демократия в V - IV вв. до н.э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетно-сти, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:
• Народное собрание; Совет пятисот; • гелиэя; • коллегия стратегов; • коллегия архонтов. Верховным органом власти было Народное собрание-экк-
Лесия.
Местом проведения собрания была центральная городская площадь – Агора. Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полно-правные афинские граждане вне зависимости от их имущественно-го положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания
охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала зако-ны, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномо-чий, решала дела по продовольственному снабжению города, об-суждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспи-танием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт «жалобы на противозаконие», охранявший основ-ные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помо-щью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих сущест-вующие законы. В Народном собрании мог выступить любой уча-стник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.
Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот
(булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетне-го возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).
Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.
Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, со-ставлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.
Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их от-четы. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.
Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По исте-чении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.
К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.
Основными функциями коллегии стратегов были верхов-ное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.
Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, со-гласно которому один из стратегов занимал первое место не толь-ко в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосо-ванием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касаю-щиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти ар-хонтов и секретаря,избираемых с помощью жребия по одному откаждой филы. Первый архонт – эпоним, считался архонтом-правителем. Вторым был архонт-базилевс, занимавшийся жрече-скими функциями. Третий – военный архонт-полимарх. Оставшие-ся шесть составляли коллегию судей-фесмофетов. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.
5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жре-бию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.
Заседания гелиэи проходили в течение светового дня. По-этому она получила свое название в честь бога солнца – Гелиоса. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граж-дан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законода-тельства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определен-ные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
Date: 2016-02-19; view: 543; Нарушение авторских прав |