Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Римская республика
1. Общие понятия. 2. Общественный строй, 3. Государственный строй. 4. Армия. 5. Падение республики.
1. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до и. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно раз-вивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное по-ложение знатной богатой верхушки рабовладельцев. 2. Полную правоспособность в Риме имело только лицо, об-ладавшее тремя статусами: • свободы; • гражданства; • семьи.
По статусу свободы все население Рима делилось на сво-
бодных и рабов.
Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:
• имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, тор-говцев); • мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В пе-риод республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу
республиканского периода получила распространение самопрода-жа в рабство. Независимо от того, какое место занимал раб в производст-ве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неогра-ниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпу-
щенники также относились к гражданам, но они оставались клиен-тами бывших хозяев и были ограничены в правах.
Полную правоспособность могли иметь только свободноро-жденные римские граждане. К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не от-личавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.
По мере развития имущественной дифференциации возрас-тает роль богатства в определении положения римского граждани-на. В конце III – II в. до н.э. возникают привилегированные сосло-вия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых пат-рицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой но-билитета было крупное землевладение. Сословие всадников обра-зовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.
Статус семьи означал,что полной политической и граждан-ской правоспособностью пользовались только главы римских се-мей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящи-мися под властью домовладыки.
Полноправным мог быть только домовладыка,свободный исвободнорожденный римский гражданин.
В публичном праве полная правоспособность означала раз-решение участвовать в народном собрании и занимать государст-венные должности, в частном праве - разрешение вступать в рим-ский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.
3. Высшими государственными органами в Римской рес-
публике являлись народные собрания, сенат и магистратуры.
Существовало три вида народных собраний:
• центуриатные; • трибутные; • куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечи-вавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н.э. с расши-рением пределов государства и увеличением числа свободных из-менилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию цен-туриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Трибутные собрания в зависимости от состава жителей трибделились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компе-тенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на пригово-ры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избира-ли плебейского трибуна, а с III в. до н.э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.
Куриатные собрания потеряли свое значение.Они лишьформально вводили в должность лиц, избранных другими собра-ниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати пред-ставителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распреде-лявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сена-торов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенато-ры не избирались, а назначались, что делало сенат органом, неза-висимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входи-ли функции:
• законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопро-екты;
• финансовые - в распоряжении сената находилась казна го-сударства, он устанавливал налоги и определял необходимые фи-нансовые расходы;
• по общественной безопасности, благоустройству и рели-гиозному культу,
• внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное
собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы ме-жду командующими армиями.
Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:
• ординарные (обычные),к которым относились должностиконсулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;
• экстраординарные (чрезвычайные),которые создавались вчрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Диктатор назначался по предложению сената одним из
консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчиня-лись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим прин-ципам:
• выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;
• срочность - один год (за исключением диктатора); • коллегиальность; • безвозмездность; • ответственность.
4. Армия – римский легион, играла весьма важную роль,поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.
Уже в царский период общее собрание римского народа бы-ло и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комици-ям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона вы-полнять военные обязанности мог клиент.
В республиканский период, когда римский народ был разде-лен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял опреде-ленное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, пер-вый, второй и третий раз ряды - центурии тяжеловооруженной пе-хоты, четвертый и пятый раз ряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Коман-дование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.
В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу,
после которой армия стала постоянной профессиональной органи-
зацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан,производился набор добровольцев, получавших вооружение и жа-лованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфиско-ванных и свободных земель. Для усиления воинской дисциплины в армии была введена децимация – наказание каждого десятого из виновного воинского подразделения. Армия сделалась инструмен-том политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.
5. Развитие рабовладельческого общества привело к обост-рению всех его классовых и социальных противоречий. Важней-шим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н.э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспо-собленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в но-вых условиях недостаточно действенными. Распад Римской рес-публики отмечен следующими яркими политическими событиями:
• восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н.э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг. до н.э.);
• борьба между мелким и крупным землевладением, широ-кое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н.э.); • Союзническая война (91 - 88 гг. до н.э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.
Date: 2016-02-19; view: 427; Нарушение авторских прав |