Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работа по развитию речи на произносительном уровне
Произносительный уровень развития речи первоклассников предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями – фонетическими и фразовыми (логическими), над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями. Многим детям, поступившим в первый класс, необходима помощь в преодолении психологического барьера, медленных реакций в диалоге, пассивности и застенчивости. Произносительная работа планируется по следующим направлениям: техника речи, орфоэпия, интонации. Первое направление реализуется ежедневно в системе уроков обучения грамоте на специальном этапе – речевая разминка. Упражнения по технике речи необходимы практически всем учащимся: одним такие упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению. Техника речи понимается как результат правильного дыхания и четкой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата. Из этой закономерности обучения речи вытекает принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи. Речевая разминка представляет собой комплекс, в который входят дыхательные, артикуляционные и дикционные упражнения. 1 группа упражнений (дыхательные) - для постановки правильного речевого дыхания учащихся. Различают дыхание физиологическое и речевое. В жизни человека дыхание является непрозвольным. Оно протекает равномерными актами вдоха и выдоха равной длительности, которые разделяет краткая остановка. В ходе чтения вслух и говорения обычного физиологического дыхания не хватает, в этом случае имеет место речевое дыхание, которое представляет собой управляемый процесс. Навык речевого дыхания приобретается постепенно в результате длительных постоянных тренировок в системе уроков грамоты, а в дальнейшем – уроков русского языка и литературного чтения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание – это здоровье. Задачи развития речевого дыхания: · Научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержку дыхания, добор воздуха); · Выработать умение увеличивать объем легких; · Тренировать длинный выдох, т.е. развивать умение правильно выдыхать – постепенно (а вовсе не умение вдыхать большое количество воздуха); · Тренировать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи, т.е. делать добор воздуха. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, однако в результате тренировки этот процесс постепенно становится непроизвольным. Приведем несколько упражнений, которыми можно воспользоваться на уроках грамоты. Упражнение 1. И.П. (исходное положение) Встать ровно, расправить плечи (не поднимать в процессе дыхания!), голову держать прямо, улыбаться. По сигналу учителя – глубокий вдох (учитель поднимает руку ладонью вверх). Задержка дыхания – ладонь переворачивается книзу, выдох – рука опускается вниз. Упражнение 2. И.П. то же. На счет 1-2 глубокий вдох. На «раз» задержка дыхания. Выдох – плавный счет от одного до трех, от 1 до 5, от 1 до 7 и т.д. Увеличивать счет на выдохе рекомендуется через день. Упражнение 3. И.П. то же. На счет 1-3 глубокий вдох. На выдохе протяжное произнесение гласных звуков (звуки берутся любые, причем постепенно увеличивается количество звуков, произносимых на выдохе). Упражнение 4. И.П. то же. Сделав глубокий вдох, на выдохе произносятся гласные звуки (любые по выбору учителя), к каждому звуку прибавляется согласный [г] или [н] или др. Упражнение5. И.П. то же. По сигналу учителя учащиеся делают короткие вдохи до полного наполнения легких воздухом. Затем медленный плавный выдох на звуках [ф],[с],[ш] (сначала отдельно, а затем подряд). Звуки берутся любые. Упражнение 6 - «Задуй свечу!». И.П. Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить мысленно перед собой свечу (можно использовать в качестве свечи полоску бумаги). Сделав глубокий вдох, с силой подуть на свечу так, чтобы потушить пламя. Данное упражнение можно использовать для формирования умения рационально расходовать воздух во время речи. Для этого необходимо представить перед собой не одну, а две или три свечи. И, конечно, постараться распределить выдыхаемый воздух так, чтобы задуть их все. Упражнение 7- «Бросим мяч!». И.П. то же.Вдохнули, на выдохе наклоняемся и «поднимаем» мяч, еще один вдох – выпрямляемся, резкий выдох – «бросаем» мяч. Упражнение 8 – «Подуй на листочек!». И.П. то же.Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко. Упражнение 9 – «Шар спустился!». Вдохнули, надули щеки, руки развели в стороны. На выдохе соединяем руки, произносим звуки [c] или [ш]. Упражнение 10. И.П. то же. На выдохе пословица или поговорка, скороговорка. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Например, Как у горки на пригорке (добор воздуха) жили тридцать три Егорки. Для развития умения делать добор воздуха можно использовать четверостишья А. Барто, например: Зайку бросила хозяйка, под дождем остался Зайка (добор воздуха), со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик (добор воздуха). Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч! К моменту поступления в школу дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированные артикуляционный аппарат и речевой слух, которые используются для воспроизведения и различения смыслоразличительных свойств звуковых единиц русской речи. Однако следует учитывать недостатки функционирования речевой базы младших школьников. Массовый характер имеет неточная работа артикуляционного аппарата: во-первых, в результате вялости и недостаточной гибкости (подвижности, «послушности») частей речевого аппарата наблюдается «смазанность» речи, неясность, нечеткость; во-вторых, в результате чрезмерной напряженности мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость, «скороговорчатость» произнесения. Нередко у первоклассников встречаются и индивидуальные дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывания и др. в период обучения грамоте артикуляционные и дикционные упражнения следует проводить регулярно, соотнося их с изученным звуком и буквой. 2 группа упражнений (артикуляционные) – для отработки правильного произнесения гласных и согласных звуков. Перед выполнением упражнений рекомендуется пластическая (артикуляционная) гимнастика «Разомнем язычок». Ее цель: разогреть мышцы языка, губ, щек, чтобы обеспечить их подвижность при говорении. Гимнастика направлена на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей и рта. Упражнения: · губы в улыбке (зубы обнажены); · губы «в трубочку» (вытягивание вперед); · чередование «улыбка-трубочка»; · язычком гладим небо; · «лошадка» (цоканье, «щелканье» языком); · «болтушка» (движение языком вперед-назад); · «часики» (движение языком вправо-влево); · «чистим зубы» (движения языком по внутренней поверхности верхних, а затем нижних зубов); · круговые движения языком по часовой стрелке и обратно (рот закрыт); · «маятник» (язык поочередно упирается то в левую, то в правую щеку); · спокойное открывание и закрывание рта (губы в положении улыбки); · «лопатка» (широкий, мягкий и расслабленный язык расположить на нижней губе); · «иголочка» (узкий, напряженный язык высунут вперед). Артикуляционные упражнения для согласных и гласных звуков: 1. Произнесение пар смешиваемых (труднопроизносимых) звуков в прямом и обратном порядке [с-з], [с-ш], [ж-ц], [с-ц]. 2. Игра «Твердый-мягкий»: учитель произносит твердые согласные, а дети – мягкие. Затем наоборот: учитель произносит мягкие согласные звуки, а дети – твердые. При выполнении данного упражнения необходимо быть внимательными, поскольку могут быть «ловушки» (в русском языке имеются только твердые или только мягкие согласные звуки). 3. Для произнесения предлагается ряд гласных в следующем порядке: [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Попеременное перенесение ударения с одного гласного на другой обеспечит прочтение необычных слов, которые сначала произносятся медленно, затем темп увеличивается. Данное упражнение можно организовать в виде игры «Инопланетяне». Такая игра способствует развитию внимания, памяти, а также может быть использована и для формирования у учащихся первых умений по культуре речевого общения (вежливые люди при обращении друг к другу называют собеседника по имени и смотрят прямо на него, а не в сторону). Другой вариант выполнения данного упражнения: произнесение гласных парами. Сначала с первым гласным произносятся все последующие, затем со вторым и т. д. до последней пары. 4. Упражнение на произнесение гласных и согласных звуков проводится на основе следующей таблицы: А Э О У Ы Я Е Е Ю И Таблица читается по горизонтали, по вертикали, с добавлением одного или нескольких согласных. Игровая форма упражнения проводится с использованием различных эмоциональных интонаций, доступных младшим школьникам: «жалобы», «радости», «грусти», «гнева» и др. 5. Упражнение на произношение троек слов с чередованием гласных или согласных в начале или в середине слова: мыл-мил-мыл; сыр-жир-сыр; вол-вел-вол и др. 3 группа упражнений (дикционные) – для отработки четкого произношения в соответствии с заданным темпом. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения. Учитель Дети Кто хочет разговаривать, Мы будем разговаривать, Тот должен выговаривать, И будем выговаривать, Все правильно и внятно, Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Чтоб было всем понятно. Хорошим материалом для выработки дикции являются скороговорки. Работа над скороговоркой проводится в несколько этапов. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе. Сначала отбираются короткие, а затем более сложные скороговорки: У елки иголки остры и колки; Шашки на столе, шишки на сосне; Три сороки на пороге, три вороны на воротах; Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая; Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?»; Наш Полкан попал в капкан и т.д. Работа над скороговоркой может проводиться целую неделю. Целесообразна такая последовательность работы: 1 день – обнаружение учащимися повторяющегося звука в скороговорке и хоровое размеренное ее произношение; 2 день – трехкратное произношение скороговорки с опорой на хлопки. Учитель задает ритм хлопками сначала в медленном, а затем в убыстренном темпе, который подхватывают дети. В соответствии с ритмом дети произносят хором скороговорку. 3 день – произношение скороговорки с перенесением логического ударения с одного слова на другое. 4 день – произношение скороговорки с разной силой голоса: шепотом, громким шепотом, тихо, вполголоса, громко, очень громко, артикулирование без звуков (губы двигаются, а звуков не слышно). 5 день – произношение скороговорки в заданной интонации. Предлагаются разные по эмоциональной окраске интонации, например: грустно-радостно; восторг – гнев; жалость – восторг; испуг – удивление и др. 6 день – конкурс «Кто лучше и быстрее?» Индивидуальное произношение в соответствии с поставленной задачей и анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач. Второе направление в работе по развитию речи на произносительном уровне – это организация практического усвоения первоклассниками орфоэпических норм русского литературного языка. У ребенка-дошкольника навыки говорения складываются неосознанно под влиянием естественного речевого окружения. С приходом в школу основным механизмом овладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация, т.е. подражание речи окружающих, главным образом учителю. Задача учителя начальных классов состоит в предупреждении и устранении отрицательного воздействия написания как ведущей причины отклонений от орфоэпических норм. В связи с этим особое внимание обращается на: - сочетания чт в местоимении что и его производных; - сочетания чн в отдельных словах (конечно, нарочно и др.); - сочетания щн в существительном помощник; - окончания ого/ его (зимнего и пр.) и слова сегодня; - употребление слов иноязычного произношения типа почтальон, район; - сочетания гк, гч в словах легкий, мягкий; - употребление твердых и мягких согласных перед е в заимствованных словах. Третье направление работы по развитию речи на произносительном уровне - совершенствование интонационных умений учащихся. В период обучения грамоте следует организовать специальную работу по накоплению словаря эмоциональных состояний, т.к. первоклассник не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Предметом практического освоения должны стать интонации, близкие и понятные детям: радость, печаль, гнев, страх, удивление и др. Начинать совершенствование интонационных умений следует с диалогической речи, постепенно переходя к совершенствованию монологической. Интонационная работа включается в структуру уроков обучения грамоте и опирается на текстовый и иллюстративный материал учебной книги. Такой подготовительный курс дает возможность, с одной стороны, формировать интонационную культуру первоклассников, а с другой – создать основу для дальнейшего изучения синтаксиса, пунктуации, обучения выразительному чтению и рассказыванию, усвоения интонации как средства общения. Интонация – это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, передают субъективное отношение к высказываемому. В структуру интонации входят такие средства речевой выразительности: мелодика голоса (повышение и понижение тона), интенсивность или сила голоса (динамический компонент), темп или длительность, паузы, особый тембр как средство выражения эмоций. Различают смысловые и эмоциональные интонации. К смысловым относятся логические и грамматические, а также интонации отношений (просьбы, приказа, убеждения и др.). Работу над интонационной выразительностью речи можно проводить на материале небольших стихотворений или загадок. Например: Паровоз без колес. Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошел! - Что это? Отгадайте эту загадку. Как вы догадались? - Прочитаем ее выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном. - Как прочитаем 1-ю строчку? (С удивлением.) Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы усилим удивление. - Как прочитаем вторую строчку? (С восхищением.) - Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливым тоном). И четвертую? (Восхищаясь и удивляясь). В качестве важнейшего средства развития интонационных умений первоклассников используются речевые ситуации, которые обеспечивают возникновение живых и естественных интонаций. При этом следует детализировать обстоятельства действительности, что поможет ребенку без труда представить себя в роли героя и получить необходимое интонационное оформление. Приведем несколько упражнений для отработки интонационной выразительности речи. Упражнение 1. Дети, представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг…! Прекрасный цветок гвоздики, как красный огонек, горит в цветнике. Что вы почувствовали? Вам захотелось показать его кому-нибудь? Как вы позовете своих друзей? С какой интонацией вы произнесете эти слова? Прочитайте об этом стихотворение Е.Серова. Погляди – ка, погляди - ка! Что за красный огонек? Это тонкая гвоздика Жаркий празднует денек! - Каким тоном будем читать это стихотворение? (Радостно, восторженно) Однако в каждой строчке это чувство выражается по-особому. - Каким тоном надо прочитать первую строчку? (Приглашая посмотреть цветок и порадоваться вместе) - Вторую? (Радостно-вопросительным тоном) третью и четвертую? (С восхищением) - Какие слова выделим голосом при чтении каждой строки? Где сделаем паузы? Упражнение 2. – Когда мы удивляемся?(Когда видим что-то необычное) А когда мы восхищаемся? (Когда видим что-то очень красивое) Сейчас мы прочитаем стихотворение, в котором автор и удивляется, и восхищается, и о чем-то нас спрашивает. Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый- Кружевной и синий-синий! - Что это? (Загадка. Ответ-небо) Как вы узнали? Подготовка к выразительному чтению: - О чем автор нас спрашивает? Что ему неизвестно? Спросите. - Чему он удивляется? Прочитайте. Чем восхищается? Прочитайте. Расстановка пауз и логических ударений. Упражнение 3. Отгадайте загадку: Паровоз без колес Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошел! Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном. - Как мы прочитаем первую строку? (С удивлением) Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы усилим удивление. - Как прочитаем вторую строку? (С восхищением) Третью? (Вопросительно-насмешливым тоном) Четвертую? (Восхищаясь и удивляясь) Date: 2016-02-19; view: 564; Нарушение авторских прав |