Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления в развитии речи первоклассников
Развитие речи в школьной практике осуществляется по следующим направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста), работа над звуковой культурой речи. Школьная жизнь, учебная деятельность детей требуют усвоения десятков новых слов. Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказе учителя; новыми являются слова, обозначающие названия учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений, а также по картинкам в букваре и других пособиях. Работа над словом – одно из важнейших условий обогащения словаря младших школьников. Ежедневно в период обучения грамоте словарь первоклассника пополняется новыми словами (от 6 до 10 слов), которые встречаются в процессе работы над сюжетными картинками в азбуке, при звуковом анализе слов, в читаемых текстах, в ходе беседы по основной теме страницы азбуки, при чтении столбиков слов. Словарь связных текстов и столбиков слов очень богат: он охватывает разные области жизни детей и взрослых, природные явления, растительный и животный мир и др. Тематика текстов предполагает воспитательное влияние на учащихся (отношения детей и взрослых, детей между собой, забота о природе, гигиенические навыки и т.д.). Поэтому при подготовке к уроку в связи с основной темой каждой страницы азбуки необходимо определить словарь, работа над которым развивает и систематизирует представления учащихся об окружающем мире. Для объяснения значений новых слов можно пользоваться следующими, доступными первоклассникам приемами: · показ картинки или самого предмета, называния этого предмета; · подбор слова-синонима, близкого к данному по значению; · подбор антонимической пары (тусклый – яркий); · словообразовательный анализ: подберезовик – почему так назван? Потому что растет под березой. В процессе работы над словом при чтении текстов дети упражняются в подборе синонимов, антонимов, наблюдают над многозначностью некоторых слов, усваивают фразеологические обороты, упражняются в объяснении изобразительно-выразительных средств языка (эпитетов, сравнений, метафор), встречающихся в текстах рассказов или в стихотворениях. Работа над предложением, как и над словом, начинается буквально с первого урока в школе: это выделение предложения из речевого потока, чтение, ответы на вопросы. В период обучения грамоте дети знакомятся с предложением как самостоятельной единицей речи, учатся определять количество предложений в устной речи, составлять их по сюжетным картинкам, знакомятся со схемой предложения и его оформлением в письменной речи. Первоклассники упражняются в распространении предложений и постепенно переходят от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и сказуемого. Учащиеся первого класса анализируют предложения и устанавливают простейшие связи между словами, выделяя словосочетания. Важно с первых шагов обучения научить детей правильно отвечать на вопросы учителя. Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими знаниями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образца. Образцом служат вопросы и речь учителя, а также читаемые тексты. В процессе работы над предложением дети усваивают термины «полный ответ», «краткий ответ». Учить полному ответу следует при работе над предложением, но не всегда нужно требовать такового. Полный ответ необходим в том случае, когда нужно точное формулирование мысли при пересказе, описании картинки. В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогической речи, имеющей вопросно-ответную форму. Работа над связной речью учащихся строится на основе вопросов учителя. Поэтому, готовясь к работе по сюжетной картинке, учитель продумывает серию вопросов, ответы на которые и составят связный рассказ. Вопросы учителя служат своеобразным планом будущего рассказа учащихся. Постепенно дети приучаются к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединенных вопросов: «Скажите сначала, когда это было, куда пошли дети, а потом, что они делали и что увидели». Полезно, чтобы перед глазами детей был плакат с перечнем вопросов (таблички с вопросами), помогающих составлять связный рассказ: КОГДА? ГДЕ? КТО? ЧТО? В этом случае читающие дети смогут им воспользоваться с первых уроков. Для обучения связной речи следует использовать серии картинок, по содержанию доступных учащимся. Составляя по каждой картинке 1-2 предложения, дети получают последовательные рассказы. В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы; для придания событиям большей реальности персонажи получают имена, определяется время года, место события, могут быть добавлены предложения о погоде, настроении персонажей и т.д. Рассказ озаглавливается – так дети начинают работу над темой. В дальнейшем учащиеся получают задание рассказать на тему, например, «Расскажите о том, как провели выходной день», «Расскажите о своей любимой игрушке» и т.п. Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержании думают над идейным смыслом рассказа. Составляемый рассказ или пересказ постоянно исправляются, выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность выбора в данной ситуации, идет работа над предложением, включаются подробности и детали, улучшается последовательность изложения событий, вносятся простейшие причинные обоснования. Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности: он является органичной, неотъемлемой частью всякой творческой работы. Поэтому в системе упражнений по развитию связной речи первоклассников широко используются инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизация и сочинительство, загадывание и отгадывание загадок, рассказывание сказок, проговаривание скороговорок с разной эмоциональной интонацией и др. В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям. Эти виды речи лишь начинают использоваться детьми и поэтому представляют для них существенные трудности. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке как обязательное звено урока обучения грамоте. Формирование навыков чтения и письма во многом зависит от чистоты т отчетливости звучания речи школьника. Поэтому составной частью работы по развитию речи является работа над звуковой культурой речи первоклассника. Это чрезвычайно важно и для обучения грамоте, и для выразительного чтения, и для орфоэпии, и для формирования орфографического навыка. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому необходимы упражнения, направленные именно на это. Наиболее часто у первоклассников отмечаются такие недочеты произношения, как: - вялость артикуляции; - картавость (неправильное произнесение звуков [р] и [л]); - шепелявость, сюсюканье, межзубное произнесение звуков ([с],[ш],[з],[ж],[щ],[ц],[ч]). Исправление недостатков речи иногда требует логопедической помощи и постоянной индивидуальной работы с каждым ребенком. Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей говорить умеренно громко, не торопясь, отчетливо произнося слова, т.е. добиться от каждого ясного произношения слов. Приведем виды упражнений, помогающих развивать гибкость артикуляционного аппарата: 1) упражнения в громкости произношения: например, произносить слова сало-шило-сало-шило и т.д., то усиливая голос почти до крика, то ослабляя его до шепота; 2) упражнения в темпе произношения: те же слова сало-шило произносить сначала медленно, а затем убыстряя темп; 3) отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых у детей есть дефекты; 4) артикуляционная гимнастика; 5) упражнения на произношение трудных звукосочетаний; с этой целью используются скороговорки и чистоговорки, которые нужно проговаривать быстро, как можно быстрее, обычно по нескольку раз подряд. Нужно научить детей правильному дыханию во время речи. Некоторые дети обнаруживают застенчивость, особенно когда они не выговаривают чисто какие-либо звуки. В таком случае полезно хоровое произношение звуков, слов, хоровое чтение, проговаривание скороговорок хором. В некоторых случаях дефекты речи может исправить только врач-логопед, но элементарными логопедическими умениями должен владеть также учитель, чтобы осуществлять элементы логопедической работы ежедневно на уроках грамоты. Искаженное и неясное произношение звуков речи нередко связано с нечетким их восприятием на слух, причем в этом случае могут быть еле заметные недочеты: глуховатое произнесение звонких согласных, невнятное произнесение близких по звучанию согласных [с] – [ш], [ж] – [з], [ч] – [щ] и т.п. Недочеты в различении звуков выявляются в процессе звукового анализа слов. Например, при выделении звука [ш] из слов шуба, шапка, кошка предлагаются также слова с близкими звуками жук, жало, чай или при выделении звука [с] кроме слов ус, сом, суп, сало даются слова зуб, замок, зонт. Если дети в дополнительных словах услышат те же звуки: [ш] и [с], то это показывает, что они слабо различают [ш] - [ж], [с] – [з], [щ] – [ч] и т.п. Различение звуков речи учащимися достигается в процессе упражнений (звуковой анализ, составление слов из разрезной азбуки), но для них нужно подбирать и такие слова, в которых они могут сопоставлять смешиваемые звуки [с-з], [с-ш], [ж-ц], [с-ц]. Date: 2016-02-19; view: 684; Нарушение авторских прав |