Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Применение схем и моделей в работе со звучащим словом
Применение схем при обучении детей грамоте имеет в русской школе длительную историю (М.И.Тимофеев, Н.Е.Бочкарев, С.П.Редозубов, А.И.Воскресенская, Д.Б.Эльконин и др.). Схема – это «чертеж, изображающий систему, устройство или взаиморасположение, связь чего-либо» (Словарь русского языка: в 4 т. Под ред. А.П.Евгеньевой.- М.: Русский язык,1988. –т.4.- С.316). Чем вызвано применение схем? При обучении грамоте звуковым аналитико-синтетическим методом в качестве важнейшего условия выработки у детей навыка чтения и письма признается овладение анализом звучащей речи. Аналитические упражнения начинают проводиться уже в подготовительный период обучения грамоте: учащиеся выделяют предложение из речи, определяют количество и порядок слов в предложении, анализируя слово, устанавливают количество и порядок слогов в слове, выделяют гласные и согласные звуки, осознают их последовательность в слоге и в слове. Отчасти аналитические упражнения проводятся и при ознакомлении с буквой: анализируются взятые в качестве исходных слова, устанавливается количество слогов и звуков в них, выделяются и характеризуются те звуки, которые соотносятся с изучаемой буквой. Анализ осуществляется и при раскрытии механизма чтения слогов и разноструктурных слов, при составлении слов из разрезной азбуки и при записи слов. На слух проанализировать структуру предложения или слова ребенку очень трудно. Поэтому схемы выполняют роль внешнего средства фиксации анализируемой речи. Это наглядные опоры, облегчающие ребенку проведение анализа слов и предложений. Схемы, применяемые при обучении грамоте, - это графические модели различных отрезков речи, в них обобщенно представлена структура предложения или слова. Аналитические упражнения на основе схем проводятся по-разному: во-первых, это вычерчивание схем на доске (заранее или при коллективном участии класса); во-вторых, это работа с готовыми схемами на страницах учебных книг по обучению грамоте; в-третьих, может использоваться наборное полотно, на котором демонстрируются схемы-модели в виде картонных каточек, либо изготовленных кустарно, либо их имеющихся в приложении к учебникам по обучению грамоте. В современных учебниках предлагаются схемы предложений и слов. Они помогают учащимся наглядно представить себе структуру предложения и слого-звуковую структуру слова. Схема предложения в обобщенном виде отражает следующие его признаки: 1) предложение выделяется из речи (можно зафиксировать, сколько указано или услышано предложений в виде горизонтальных черточек); 2) предложение обладает протяженностью во времени (обозначено удлиненным прямоугольником, «лентой», вычерчиваемой слева направо, что впоследствии облегчит переход к записи предложения буквами); 3) предложение имеет начало и конец (начало обозначается вертикальной чертой, выступающей слева над прямоугольником; пауза в конце предложения обозначена точкой, а впоследствии также вопросительным или восклицательным знаком). Схема предложения, поделенного на слова, отражает следующие его признаки: 1) предложение состоит из слов; 2) в каждом предложении определенное количество слов; 3) слова располагаются в определенной последовательности, можно указать первое, второе, третье и т.д. слово в предложении. Схема слова, поделенного на слоги, отражает следующие признаки: слово делится на части (слоги), что обозначено поперечной чертой; 2) в слове может быть различное количество слогов (один, два и т.д.); 3) один из слогов, который произносится более протяжно,- ударный (обозначено знаком ударения над одним из прямоугольников). Модель слого-звуковой структуры слова содержит следующую информацию: 1) звуки бывают гласные и согласные; 2) в слоге может быть различное количество звуков; 3) в слоге обязательно есть гласный звук; 4) согласные звуки в слоге могут быть до или после согласного, могут подряд произноситься несколько согласных (один за другим); 5) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за гласным произносятся один за другим, примыкают друг к другу (обозначено последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образуют слияние, произносятся неразрывно (обозначено прямоугольником, поделенным по диагонали так, что символизируется наложение артикуляции одного звука на другой, их взаимопроникновение). Схемам-моделям в последнее время отведено более значительное место в системе обучения детей первоначальному чтению и письму. Они используются не только в подготовительный период, но и на последующих занятиях, и не эпизодически, а постоянно, систематически, из урока в урок. При проведении анализа слова опора на наглядные схемы помогает ученикам овладеть целым рядом умений: делить слова на слоги, определяя по гласным их количество; находить в слове ударный слог, обозначая его специальным значком; различать в слове гласные и согласные звуки, устанавливать их количество и последовательность в слове; осознавать разноструктурность слогов, выделяя слияния согласных звуков с гласными (СГ) и звуки за пределами слияния (в слогах CГС, ССГС И ДР.). От сформированности именно этих умений будет зависеть успешность овладения первоклассниками приемами слогового чтения и безошибочной записи слов – без пропуска букв, особенно гласных. Учитель имеет возможность уменьшать или увеличивать степень участия, активности и самостоятельности учащихся в аналитической работе, проводя ее в двух направлениях: 1) соотнесение звучащей речи с готовой схемой-моделью; 2) моделирование предложения, слова, его слого-звукового состава, самостоятельное составление схемы. Для организации самостоятельной работы по составлению схем-моделей используется наборное полотно и картонные карточки, изготовленные кустарно, либо из имеющихся к азбуке приложений. Это квадратики красного цвета для гласных, голубого и зеленого – для согласных, а также прямоугольники для обозначения СГ (слияния). Дети не испытывают серьезных затруднений при работе со схемами в процессе анализа звучащей (произносимой и слышимой) речи, поскольку ознакомление первоклассников со схематическим обозначением речевых и языковых единиц (слов, слогов, ударения, гласных и согласных звуков, слияния СГ) происходит постепенно, новые сведения сообщаются каждый раз на основе ранее усвоенного и способствуют углублению того, чем уже дети овладели. Усложняется анализ – более содержательными становятся и схемы-модели. В качестве исходных для проведения слого-звукового анализа выступают схемы, на которых обозначены лишь количество слогов в слове (используется поперечная черта), ударные и безударные слоги (знак ударения вверху), количество и порядок звуков, степень их артикуляционной слитности в слове: СГ и гласные, и согласные звуки за пределами слияния (квадратики и прямоугольник с диагональю). Осуществляя анализ с опорой на постепенно усложняющиеся схемы, дети приучаются рассуждать, обосновывать свои ответы. Приобретаемые умения применяются и совершенствуются в различных упражнениях. Например, применение схем может сочетаться с использованием разрезной азбуки на уроках чтения и письма: при обучении чтению и письму по свежим следам анализа. Уже к началу основного периода обучения грамоте учащиеся овладевают навыком соотнесения звука и буквы, обозначения звука буквой, нахождения в кассе соответствующих букв и выставления их на наборном полотне. Наряду с использованием схем-моделей слого-звукового состава слов, располагаемых над графическим (напечатанным или написанным) словом и подсказывающих способ его прочтения, все большее место на уроках обучения грамоте отводится чтению учениками слов по вспомогательным пометам: сплошная поперечная черта – показатель слоговой границы, пунктирная – показатель того, что слог имеет состав, не совпадающий с Г (гласным) или СГ (слиянием согласного с гласным). Таким образом, внимание ребенка переключается на графические особенности слова. Лишь в тех случаях, когда возникают затруднения в переводе видимого слова в звучащее, возникает необходимость вернуться к использованию схемы. Постепенно, по мере овладения навыком чтения, применение схем-моделей сводится к минимуму. Date: 2016-02-19; view: 659; Нарушение авторских прав |