Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация маркетинговой деятельности на предприятии. 3 page





Балансовая прибыль служит базой для определения так называемой чистой прибыли. Чистая прибыль - это часть прибыли, которая остается у предприятия после выплаты им всех налогов и обязательных платежей.

Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия и является источником его самофинансирования. Предприятие само выбирает направления использование оставшейся в его распоряжении прибыли. Все каналы распоряжения чистой прибыли объединяются в две формы: производственную и социальную.

Производственная сфера использования прибыли включает:

строительство объектов производственного назначения;

реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства;

приобретение средств для производства (машин, оборудования, сырья, материалов и т.п.);

улучшение качества продукции;

совершенствование технологии производства;

проведение научных разработок.

Социальная сфера предполагает вкладывание части прибыли:

в строительство жилья и объектов социальной сферы;

эксплуатацию жилых домов, общежитий, детских учреждений, спортивных объектов и др.;

оказание материальной помощи работникам предприятий;

создание совместных предприятий, покупку ценных бумаг;

компенсацию работникам затрат на питание, лечение, отдых, транспорт общего пользования и пр.;

оплату обучения своих работников в высших и средних учебных заведениях;

надбавки к пенсиям;

содержание подсобного сельскохозяйственного производства;

благотворительные мероприятия.

За счет чистой прибыли могут создаваться различные фонды: накопления, потребления, резервный фонд, фонд валютных отчислений и др. Часть прибыли может направляться между учредителями (акционерами) для выплаты в виде дивидендов. Оставшаяся прибыль является нераспределенной и присоединяется к уставному капиталу предприятия.

Эффективность производственной деятельности предприятия оценивается как в абсолютных, так и в относительных показателях. Одним из абсолютных показателей является прибыль. Однако он имеет существенный недостаток. Он не отражает за счет, каких ресурсов получена прибыль. Поэтому показателем, который отвечает на этот вопрос, считается рентабельность.

Рентабельность - это относительная доходность предпринимательской деятельности. В основе расчета различных вариантов этого показателя лежит отношение полученной предприятием, чаще всего, чистой прибыли к затраченным ресурсам, активам предприятия или в выручке от реализации продукции.

Например, показатели рентабельности отдельных видов продукции (Rовп) могут иметь следующие варианты:

1) Rовп = Пен / Сен х 100,

где Пен - прибыль не единицу продукции;

Сен - себестоимость единицы продукции.

2) Rовп = Пен / (Сен - М) х 100,

где М - материальные затраты.

3) Rовп = Пен / ЗПен х 100,

где ЗПен - заработная плата на единицу продукции.

Данная группа показателей рентабельности обычно используется в качестве базы для расчета прибыли при определении цен на продукцию и в аналитических целях.

Рентабельность продаж показывает, какой процент прибыли предприятие получает с каждого рубля реализации продукции. При этом рассчитываются следующие показатели рентабельности:

отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции, которое умножается на 100;

отношение балансовой прибыли к чистой выручке от реализации продукции плюс доходы от прочей реализации и внепроизводственных операций.

Рентабельность активов показывает отдачу, которую приносит каждый рубль, вложенный в активы предприятия. При этом рассчитываются:

рентабельность совокупных активов (основных и оборотных средств) как отношение прибыли к совокупным активам, умноженной на 100;

рентабельность текущих активов (оборотных средств) как отношение прибыли к текущим активам, умноженной на 100;

рентабельность чистых активов (всех активов предприятия за вычетом краткосрочных и некапитальных долгосрочных обязательств) как отношение прибыли к чистым активам, умноженной на100.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается отношением прибыли к собственному капиталу, умноженной на 100. Этот показатель характеризует прибыль, которая приходится на каждый рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов.

 

 

 

 

Тема 23. Инновационная деятельность предприятия.

Современное развитие мировой экономической системы характеризуется, в первую очередь, усилением роли нематериальных активов, первоочередным инвестированием в интеллектуальный капитал. Современная конкурентная борьба отличается в первую очередь не стремлением обладать капитальными и материальными ресурсами, а способностью разрабатывать и внедрять новое в производство, то есть обладать инновационным потенциалом.

Инновационный потенциал предприятия включает следующие элементы:

наличие современного оборудования, приборов, материалов, компьютерной и организационной техники, достаточного объема отчислений на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в составе предприятия специализированного научно-исследовательского подразделения;

кадровое обеспечение, уровень которого определяется числом научно-технических специалистов, их квалификацией, творческими способностями, опытом, а главное - готовностью разрабатывать и внедрять новшества;

состояние системы научно-технической информации, которое выражается в количестве и качестве накопленных информационных фондов, в оперативности распространения научно-технической информации, в обеспечении каждого научно-технического специалиста необходимой для работы информацией;

эффективность управления научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью, которая определяется состоянием планирования и организации НИКОР, степенью соответствия организационной структуры управления решаемым научно-техническим задачам, эффективностью системы мотивации и стимулирования персонала в осуществлении научно-технической и конструкторской деятельности.

Инновационный потенциал предприятия находят свое выражение в следующих показателях:

количество изобретений и открытий за определенный период;

число полученных патентов на изобретения и промышленные образцы;

количество проданных и приобретенных лицензий, в том числе за пределами страны;

показатели патентной чистоты и патентной защиты новых изделий;

количество научно-технических мероприятий, осуществленных за определенный период;

улучшение основных технико-экономических показателей работы предприятия, то есть рост производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции и т.п.

В зависимости от объемов, характера производства, особенностей продукции, имеющихся ресурсов, формы организации предприятие может осуществлять инновационную деятельность, как в рамках полного инновационного цикла, так и любой его части. Полный цикл инновационной деятельности включает следующие этапы: фундаментальные научные исследования; поисковые научные исследования; прикладные научно-исследовательские работы (НИР); опытно-конструкторские работы (ОКР); промышленное освоение новых образцов; производства новых товаров; сбыт новых товаров.

Фундаментальные научные исследования представляют собой теоретическую или экспериментальную деятельность, которая направлена на получение принципиально новых знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека. При этом результаты таких исследований превращаются в товар только тогда, когда определено их прикладное значение и уже на этой основе становится очевидной возможность использовать их в коммерческих целях. Научные открытия, полученные в результате фундаментальных исследований, являются достоянием всего общества и не могут быть закреплены за конкретным физическим или юридическим лицом. Фундаментальные исследования, как правило, выполняются в соответствующих научно-исследовательских институтах системы Академии наук, а также в научных подразделениях высших учебных заведений и финансируются из государственного бюджета.

Поисковые научные исследования проводятся для выявления возможностей использования на практике новых теоретических знаний. Исполнителями поисковых исследований обычно являются отраслевые научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, научно-исследовательские объединения, высшие учебные заведения. Финансируются такие исследования, как из государственного бюджета, так и за счет самих предприятий.

Прикладные научно-исследовательские работы являются продолжением поисковых исследований и предшествуют опытно-конструкторским работам. Прикладные исследования обеспечивают решение конкретных задач по разработке нового продукта, новой техники и технологии. На базе результатов прикладных исследований составляются технические задания на выполнение опытно-конструкторских работ.

Опытно-конструкторские работы являются наиболее важным звеном инновационной деятельности и направлены на создание опытных образцов новых изделий, устройств, систем и отлаживается новая технология.

Инновационная деятельность предприятия является результатом комплексного процесса, включающего создание, разработку, коммерческое использование и распространение новшеств, которые удовлетворяют общественную потребность. В итоге изобретение или новая идея наполняется экономическим содержанием, новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.

Разработка новых технологий, производство на их основе высококачественных товаров и услуг, выход с этими товарами и услугами на мировой рынок являются важнейшей стратегической целью развития любого предприятия. Существует несколько факторов, которые побуждают к созданию нового продукта:

реально существующая или потенциальная экономическая или социальная потребность в новшестве данного типа;

научно-технический прогресс, который не позволяет останавливаться на достигнутом уровне;

конкуренция, которая направлена на выживание в условиях жесткого соперничества и делает неизбежным процесс исчезновения с рынка некачественных или несовременных товаров и услуг.

В практике функционирования организаций в различных областях производства, снабжения, сбытовой и управленческой деятельности осуществляется большое разнообразие инноваций. Однако принципиальное значение для содержания инновационного процесса имеет предметная область инновационной деятельности. В соответствии с с этим принципом принято различать инновации, которые связаны с развитием продуктов, технологий, сырья и материалов, элементов системы управления, рынков реализации товаров и услуг.

Например, продуктовые инновации, которые предусматривают создание новых или усовершенствование выпускаемых продуктов, представляют собой тип инноваций, который является наиболее распространенным и важным для обеспечения конкурентоспособности производственного предприятия.

Создание новой продукции, которая обладает высокими техническими, потребительскими и экономическими параметрами, представляет собой сложный процесс и требует значительных затрат времени и ресурсов, привлечения большого числа как внешних, так и внутренних исполнителей. Он тесно связан со всеми другими сферами деятельности предприятия и имеет комплексный и творческий характер, неопределенность и слабо прогнозируемый характер инноваций, эксклюзивность процессов и невозможность их типизации, быстроту морального старения научно-технической информации, нематериальный характер многих результатов труда.

Инновационный процесс, как правило, включает четыре основных этапа: исследовательский, проектный, производственный и коммерческий.

На исследовательском этапе формируется концепция продукта, которая базируется на экономическом и научно-техническом потенциале предприятия, результатах анализа информации о возможном спросе на новую продукцию, ситуации на рынках, конкурентных позициях других производителей, научно-технических возможностях и ограничениях в развитии продукта. Итогом этого этапа является вывод об экономической целесообразности, технической возможности и основных параметрах новой продукции.

На проектном этапе на основе результатов исследовательского этапа осуществляется проектирование нового продукта. Для этих целей производится детальная инженерная проработка продукта и осуществляется изготовление и испытание опытных образцов новой продукции, изготовление чертежей.

Производственный этап включает технологическую, организационную, плановую и экологическую подготовку производства и освоение собственно производства нового продукта.

Коммерческий этап инновационного процесса представляет собой комплекс работ по продвижению новой продукции на рынок, включая маркетинговые исследования, организацию сбыта этой продукции, а также системы послепродажного обслуживания.

Эффективность инновационной деятельности зависит от новизны инноваций. Выделяются базисные (фундаментальные) и улучшающие (текущие) инновации.

Базисные инновации - это принципиально новые для данной сферы продукты и технологии, которые способные обеспечивать предприятию долгосрочные конкурентные преимущества и как следствие этому - передовые позиции на рынке. Основными чертами таких инноваций являются: использование изобретений, товарных знаков, промышленных образцов и др;, в качестве материально-технического оснащения выступают опытная база, экспериментальное оборудование; исполнителями являются научная лаборатория, служба главного технолога, маркетинговая и патентная служба; маркетинг характеризуется опережающим на новых рынках в целях выявления будущих потребителей; разработки выполняются за счет бюджетного, инвестиционного, грантов, собственных или заемных средств.

Улучшающие инновации представляют собой усовершенствование, модернизацию уже существующих товаров или технологий. Характерными чертами таких инноваций наличие бизнес-планов освоения инноваций, наличие лабораторного оборудования, наличие опытно-конструкторского подразделения, службы главного технолога и лаборатории качества продукции, традиционные рынки сбыта продукции, финансирование за счет собственных или заемных средств.

Выведение на рынок новой продукции, технологии или услуг всегда связано с риском ряда неудач. Это связано с тем, что большинство новшеств является результатом новых знаний, а не новых потребностей. Потребителю же нужен не столько новый продукт, сколько новые выгоды.

Инновационный проект является основной организационной формой управления инновациями. Он охватывает весь жизненный цикл новшества от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукции или использования технологического процесса. Содержанием проекта являются:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

освоение производства новой продукции;

организация рекламной деятельности;

осуществление пробных продаж;

формирование сетей распределения новой продукции;

организацию массового или серийного производства продукции и ее реализацию;

поддержание производства и продажу продукции;

модернизацию и обновление продукции;

прекращение выпуска и реализацию продукции.

Для продвижения новой продукции на рынок используются два метода: горизонтальный и вертикальный:

горизонтальный метод основан на партнерстве и кооперации, где головное предприятие является организатором инновационной деятельности, а все функции, связанные с созданием и выведением на рынок новшеств, выполняют другие подразделения. Этот подход к организации инновационной деятельности характеризуется в основном бюджетным финансированием, повышенным числом занятых в инновационной сфере и низкой эффективностью этой сферы;

вертикальный метод основан на том, что весь цикл инновационной деятельности сосредоточен в одной организации. Результаты инновационной деятельности, полученные на отдельных этапах, последовательно передаются по вертикали, от одного подразделения предприятия к другому. Этот метод является достаточно эффективным и применяется, как правило, в мощных концернах, которые имеют в своем составе современные службы и производства (автомобильные гиганты), и в узкоспециализированных компаниях, которые не нуждаются в развитой инновационной структуре (фармацевтические фирмы).

При планировании инновационных проектов важным является выполнение всех работ в намеченные сроки с запланированными затратами. Для чего используются сетевые модели, особенно на заключительных стадиях НИОКР. При разработке инновационного плана определяется экономическая эффективность инноваций. При этом возможны технологические и коммерческие риски. К техническим рискам относятся неудачи при проектировании НИКОР и при промышленном освоении новшеств. К коммерческим рискам относятся ошибка в выборе целей инновационного проекта, недостаточность финансирования, нарушение сроков реализации проекта, риски в обеспечении материально-технического снабжения, маркетинговые риски сбыта продукции, превышение сметы расходов.

На основе результатов анализа рисков принимается решение о реализации инновационного проекта. При положительном решении осуществляется его финансирование. При этом маркетинговое обеспечение реализации разработанных нововведений является одним из приоритетных направлений деятельности предприятия.

Инновационную деятельность предприятие может осуществлять в следующих направлениях:

совершенствовать уже освоенные изделия и применяемую технологию;

создавать новую продукцию и новые технологии;

оптимизировать ресурсную базу;

совершенствовать организацию научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы;

повышать эффективность использования кадрового и информационного потенциала;

повышать технологическую и экологическую безопасность;

повышать эффективность управления инновационной деятельностью;

обеспечивать достижение конкурентных преимуществ инновационного продукта в сравнении с продуктами аналогичного назначения.

Реализация указанных направлений требует разработки предприятиям инновационной стратегии, основными вариантами которой могут быть:

наступательная стратегия, для которой характерны внедрение рискованных новшеств, но с высокой окупаемостью затрат при наличии персонала высокой квалификации, способного видеть рыночные перспективы и умеющего быстро воплощать их в продукты;

поглощающая стратегия, которая может базироваться на приобретении лучших научно-технических достижений, полученных другими предприятиями (потентов, лицензий и др.);

оборонительная стратегия, которая может быть основана на быстром ответе конкурентам, которые осуществляют инновации, внедрением своих новшеств, не сопряженных с высоким риском;

промежуточная стратегия, которая связана с поиском рыночных нищ и направлена на избежание прямой конкуренции на основе анализа слабых сторон конкурентов с учетом собственных преимуществ;

передовая стратегия, которая позволяет применять новые, передовые технологии предприятиям, ссыльным в производственно-техническом отношении, но не располагающим устойчивым положением на рынке;

приобретение компаний - эта стратегия основана на приобретении крупными предприятиями мелких фирм, работающих над перспективными проектами и осуществляющих стартовый этап работ.

Определить степень активности инновационной деятельности можно с помощью следующих показателей:

долей сотрудников, занятых в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, которая определяется отношением численности персонала, занятого в сфере НИР и ОКР, к средней численности персонала предприятия;

уровнем освоения новой техники, который определяется отношением стоимости новых введенных в текущем году основных фондов к среднегодовой стоимости основных фондов предприятия;

степенью освоения новой продукции, которая определяется отношением выручки от продажи новой продукции или продукции, изготовленной с использованием новой технологии, к общей выручке от продажи всей продукции;

долей материальных ресурсов предприятия, используемых для НИР и ОКР, которая определяется отношением стоимости материальных ресурсов (в основном оборудования, инструментов и т.п.), используемых для НИР и ОКР, к общей стоимости материальных ресурсов;

долей инновационного потенциала предприятия, которая определяется отношением стоимости инвестиционных проектов инновационного характера к общей стоимости всех инвестиционных проектов.

Тема 24. Инвестиционная деятельность предприятия.

Любой производственный процесс - это преобразование ресурсов в экономический продукт. Природные, трудовые, капитальные и информационные ресурсы, объединенные предпринимательской инициативой, вовлекаются в производство и постепенно становятся его факторами. Производственный процесс в результате действия указанных факторов приводит к созданию экономического продукта в виде товаров, работ и услуг. Для организации производства, вовлечения в него производственных факторов, необходимы также время и деньги.

Таким образом, производители продукции вынуждены вначале приобрести необходимые производственные ресурсы, осуществить затраты времени, отвлечь на это денежные средства, чтобы создать факторы производства. Затем они компенсируют денежные затраты посредством продажи продукции, с использованием указанных факторов. Следовательно, в экономике неизбежно приходится вначале вкладывать средства, создавать условия, предпосылки протекания производственного процесса и только затем получать желаемый результат, отдачу от вложенных средств.

Инвестиции - это любые средства, отвлекаемые от текущего использования и вкладывания в определенное дело, которые принесут в будущем выгоду. Инвестиции - это вложения в основной капитал (основные средства), в запасы, резервы, а также в другие экономические объекты и процессы, которые требуют отвлечения материальных и денежных средств на относительно продолжительное время.

Вложение денежных средств и других капиталов в реализацию различных экономических проектов в целях последующего их увеличения называется инвестированием. При этом следует отметить, что к инвестициям относятся только те вложения, которые преследуют своей целью получения прибыли, увеличение объемов и массы капиталов.

Юридические и физические лица, осуществляющие инвестиционные вложения, называются инвесторами. Различают следующие виды инвестиций:

в зависимости от сферы инвестирования - реальные, финансовые и в нематериальные активы;

в зависимости от того, кто является инвестором - государственные, частные, иностранные, совместные;

в зависимости от источника финансирования - собственные, привлеченные;

в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия - начальные, экстенсивные, реинвестиции;

в зависимости от продолжительности периода инвестирования - краткосрочные, долгосрочные;

в зависимости от территориальных границ внутренние, зарубежные.

Реальные инвестиции - это вложения в реальные активы - создание новых предприятий, техническое перевооружение, реконструкцию существующих предприятий или технологий, различных объектов производственного и социально-бытового обслуживания.

Финансовые инвестиции представляют собой вложения в акции, облигации, векселя, другие ценные бумаги и финансовые инструменты. Эти вложения не дают приращения реального вещественного капитала, но способны приносить прибыль, в том числе спекулятивную, за счет изменения курса ценных бумаг во времени или различия курсов в разных местах их купли и продажи.

При этом выделяют так называемые портфельные инвестиции, когда физические лица и организации, вкладывающие деньги и ценные бумаги, приобретают набор разнообразных видов ценных бумаг, именуемый портфелем, в целях повышения их доходности и снижения риска. В основе формирования состава инвестиционного портфеля лежат так называемые портфельные соображения. Портфельные соображения - это желания вкладчика инвестиций сочетать требуемый уровень надежности вложений (минимизации риска), доходности инвестиций (прибыльности) и ликвидности ценных бумаг (возможности их быстрого превращения в деньги).

Инвестиции в нематериальные активы - это вложения в приобретение: имущественных прав и прав владения (оцениваемых денежным эквивалентом) земельными участками, другим имуществом; лицензий на передачу прав промышленной собственности; патентов на изобретения; свидетельств на новые технологии, промышленные образцы, товарные знаки, сертификаты на продукцию и технологию производства и т.д.

Государственные инвестиции - это вложения финансовых средств из бюджета, внебюджетных фондов, заемные средства в создание и развитие предприятий и организаций государственного сектора экономики.

Частные инвестиции включают вложения средств, осуществляемые негосударственными предприятиями и организациями (акционерными обществами, товариществами, компаниями, кооперативами и т.д.), а также вложения физических лиц.

Иностранные инвестиции - это вложения средств, осуществляемые иностранными компаниями, а также иностранными государствами (в лице уполномоченных ими на то органами управления) и международными общественными организациями.

Совместные инвестиции предполагают участие в инвестиционном проекте нескольких инвесторов - государственных и негосударственных, юридических и физических лиц, отечественных и зарубежных.

Собственные инвестиции - это отчисления из прибыли предприятия, амортизационные отчисления, а также паевые, учредительские и другие инвестиционные взносы, денежные и имущественные вложения, вклады учредителей и работников предприятий в виде акций, товаров, используемых в качестве инвестиционных ресурсов.

Привлеченные инвестиции включают средства республиканского и местного бюджетов, банковский, материальный или товарный кредит, средства от продажи акций и облигаций предприятия, кредиторскую задолженность предприятия, ресурсы, поучаемые от предприятием от головной компании.

Начальные инвестиции - это средства, которые вкладывают во вновь строящиеся предприятия, объекты. Средства, используемые на строительство или покупку зданий, сооружений, приобретение и монтаж оборудования, формирование оборотных средств.

Экстенсивные инвестиции используются для расширения действующих предприятий, для прироста их производственного потенциала и расширения сферы деятельности.

Реинвестиции - это средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов действующих предприятий. При этом средства расходуют:

на замену физически и морально устаревшего оборудования и технологических процессов;

на изменение структуры выпускаемой продукции и оказываемых услуг в целях увеличения дохода и прибыли;

диверсификацию производства за счет освоения совершенно новых для предприятия видов продукции и рынков сбыта; на финансирование исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработку новых технологий, подготовку и переподготовку кадров.

Краткосрочные инвестиции принято называть вложения на срок до одного года. Это вложения в создание небольших быстро окупаемых производств, быстро реализуемых проектов, связанных с закупкой и реализацией партий товаров и т.д.

Долгосрочные инвестиции - это средства, направленные на реализацию крупных долговременных инвестиционных проектов, предполагающих возведение новых зданий, сооружений или их реконструкцию. К этим инвестициям относят средства, вкладываемые на период свыше одного года.

Внутренние инвестиции - это вложение средств в реализацию инвестиционных проектов внутри территориальных границ страны.

Зарубежные инвестиции предназначены для финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых за рубежом. При этом зарубежными являются инвестиции, которые привлекаются страной из-за рубежа, а также вывозимые за рубеж как в виде прямых инвестиций в реализацию инвестиционных проектов, так и в виде косвенного инвестирования (посредством покупки акций и других ценных бумаг иностранных компаний и государств).

В экономической теории и практике используют еще ряд понятий, которые связаны с инвестиционным процессом. Например, валовыми инвестициями в производство называют инвестиционный продукт, который направлен на поддержание и увеличение основного капитала (основных средств) и запасов. При этом валовые инвестиции складываются из амортизации и так называемых чистых инвестиций. Чистые инвестиции - это вложения средств в целях увеличения, наращивания основных средств посредством строительства зданий и сооружений, производства и установки нового оборудования, модернизации действующих производственных мощностей.

Прямыми инвестициями называют вложения в объекты, которые дают инвестору право участвовать в управлении объектом. Примером этому являются вложения средств в обыкновенные акции предприятия, которые дают акционеру возможность голосовать на собрании акционерного общества, участвовать в принятии решений.

Date: 2016-02-19; view: 372; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию