Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя среда организации: характеристика и факторы, влияющие на неё





Анализ внутренней среды организации имеет следующие значение для организации:

— информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

— анализ внутренней среды позволяет уяснить цели и задачи организации;

— указывает на то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

Внутренняя среда организации — совокупность процессов, в результате которых организация преобразует имеющиеся ресурсы в товары, предлагаемые рынку. В составе внутренней среды можно выделить две части: ресурсную часть, операционную часть. Ресурсная часть организации — совокупность ресурсов, которыми организация располагает для осуществления своей деятельности. В состав ресурсной части входят менеджмент как ресурс, определяющий организацию процессов управления (менеджеры и их квалификация, методы и технология управления, информация, необходимая для принятия управленческих решений и т. п.), финансы как ресурс, определяющий возможности в приобретении необходимых ресурсов для своего развития, персонал как трудовой ресурс. Операционная часть организации — совокупность процессов, связанных с преобразованием исходных ресурсов в готовый товар. В состав операционной части включаются процессы, связанные с анализом состояния целевых рынков, процессы проведения научных исследований и разработки новых товаров (работ, услуг), процессы поставки производственных ресурсов, производства и сбыта продукции.

Подобная структура внутренней среды позволяет выделить состав объектов управления, но не дает ответа на вопрос о технологии управления. Для этого может быть использовано иное определение внутренней среды. Внутренняя среда — это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения. Выделяют следующие элементы внутренней среды: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учет.

Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество териологии; патенты, торговые марки и т. п.

Персонал: структура, потенциал, квалификация; количественный составЛработников; производительность труда; текучесть кадров; стоимость рабочей силы; интересы и потребности работников.

Организация управления: организационная структура; система управления; уровень менеджмента; квалификация; способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.

Маркетинг: товары, произведенные фирмой; доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

Финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.

Для успешного развития организация должна постоянно выявлять имеющиеся и потенциальные возможности в отношении наиболее эффективного использования своих ресурсов (интеллектуальных, информационных, трудовых, материальных, финансовых и др.). Именно эти ресурсы составляют рыночный потенциал организации. Они всегда ограничены, неравномерно развиты как в количественном, так и в качественном отношении. Развитость одного вида ресурса может представлять силу по отношению к открывшемуся из окружающей среды шансу (высокий научно-технический потенциал на рынке наукоемкой продукции), и, наоборот, нехватка какого-либо из ресурсов может нести в себе угрозу существованию организации (отсутствие надежных поставок материальных ресурсов ведет к перебоям в производстве и срыву сроков исполнения заказов, потере потенциальных заказчиков и рыночных позиций).

Главная задача организации состоит в реализации открывающихся во внешней среде благоприятных возможностей (шансов), путем выделения своих сильных сторон, и ограничении внешних угроз существованию и развитию организации, путем нейтрализации слабых сторон. Ее эффективное решение и определяет содержание менеджмента организации.

 

20. Государственное регулирование экономики: содержание, объективная необходимость; функции государства в системе государственного регулирования.

В условиях рыночной экономики для её эффективного функционирования необходимо выполнение государством определённых регулирующих функций. Такая необходимость объясняется следующими факторами:

- ряд потребительских товаров представляют собой социальную опасность, поэтому их оборот необходимо контролировать;

- на уровне государства в первую очередь принимаются во внимание экономические интересы субъектов хозяйствования – резидентов, поскольку они обеспечивают общественный продукт, рабочие места и налоговую базу, поэтому необходимым является внешнеэкономическое регулирование в интересах поддержания и развития конкурентоспособности национальной экономики;

- в процессе экономической деятельности неизбежно возникают коллизии между субъектами хозяйствования, требующие стороннего арбитража, что должно обеспечиваться государством;

- в экономической системе рыночного типа рабочая сила выступает как один из видов товара, цену на который регулируют основные законы спроса и предложения; однако при этом необходимость обеспечения всеобщего минимума социально-экономического потребления, уровень которого в ряде случаев может превышать рыночную оценку трудовых усилий, делает неизбежным государственное регулирование оплаты труда в области установления его минимальных стандартов;

- поскольку основной целью субъектов хозяйствования является максимизация прибыли, они при прочих равных условиях стремятся минимизировать издержки, вместе с тем, в ряде случаев эксплуатация тех или иных ресурсов не влечет за собой непосредственных издержек, однако может нанести значительный социальный ущерб, в первую очередь это качается окружающей среды деятельности предприятий;

- в ряде случаев технология определенных видов хозяйственной деятельности (энергосистема, трубопроводный транспорт, коммунальное хозяйство) предполагает превышение издержек от существования конкурентной среды над ее выгодой, что делает объективной необходимостью существование в ряде отраслей либо монополий, либо монопсоний (на рынке военной техники), однако в целях недопущения деятельности монополистов, направленной на извлечение дополнительной прибыли из своего положения на рынке, необходимо регулирование государством их деятельности;

- в прочих отраслях необходимо поддержание конкурентной среды и недопущения монополизации рынков, что также должно регулироваться государством.

Следует отметить, что в экономиках переходного типа, к которым относится и Республика Беларусь, существует объективная необходимость повышенного уровня государственного вмешательства в экономику в определенный период, т.к.:

- субъекты хозяйствования, получая ряд прерогатив, позволяющих вести автономную экономическую деятельность, вместе с тем значительное время продолжают оставаться в государственной собственности, поскольку создание необходимого количества эффективных собственников – физических и юридических лиц – за короткое время невозможно. Вместе с тем, если для негосударственных предприятий контроль и управление со стороны собственников являются важнейшим стимулом к эффективному хозяйствованию, то в переходной экономике эту роль должно брать на себя государство;

- поскольку на начальном этапе реформирования собственность и все основные экономические права находятся в руках государства, организация их разгосударствления и приватизации не может быть эффективной без участия государственных органов, поэтому дополнительной прерогативой государства в переходной экономике является реформирование и реорганизация хозяйственных отношений;

- начальные этапы реформ характеризуются интенсивным процессом реструктуризации и сопровождаются спадом производства и высвобождением значительного количества занятых, поэтому в переходный период возникает противоречие между потребностью в расширенном финансировании социальных расходов с одной стороны и сужением налоговой базы с другой, поэтому особую роль приобретает государственное перераспределение национального дохода.

Целью государственного регулирования в экономике рыночного типа является создание условий для максимально эффективного функционирования экономической системы, заключающейся в наиболее полном удовлетворении материальных и духовных потребностей граждан в условиях минимизации привлекаемых ресурсов.

В связи с этим государственные регулирующие структуры решают следующие задачи:

- создание и поддержание конкурентной среды;

- регулирование деятельности производств и оборота товаров, обладающих социальной опасностью;

- регулирование деятельности естественных монополий;

- создание нормативной базы экономической деятельности и арбитраж в экономических коллизиях;

- обеспечение доступности минимальных социальных стандартов всем гражданам;

- обеспечение финансовой базы деятельности государственных органов;

- поддержание конкурентоспособности предприятий-резидентов, защита их от недобросовестной конкуренции.

При этом в целях поддержания эффективного функционирования рыночного механизма, государственное регулирование экономики должно придерживаться следующих принципов:

- формирование цен на основе уравновешивания спроса и предложения, что позволяет объективно выявить актуальность товаров для потребителей и эффективность их производства (сбыта) для продавцов;

- равный доступ всех субъектов хозяйствования к производственным ресурсам, что позволяет обеспечить их эффективное распределение;

- свобода субъектов хозяйствования в управлении собственным имуществом, включая капитал, материальные запасы, финансовые средства и готовую продукцию, что обеспечивает соответствие финансовых результатов степени актуальности продукции для потребителя и эффективности использования ресурсов, а также перераспределение ресурсов в пользу наиболее эффективных собственников;

- свободный и равный доступ предприятий на рынки сбыта продукции, что позволяет им полностью реализовать свой потенциал.

Государственные структуры осуществляют регулирование деятельности экономической системы по следующим основным направлениям:

1. Денежно-кредитная политика. Данное направление экономической деятельности государства включает в себя различные подсистемы регулирования, а именно:

- эмиссию безналичных денег и наличных денежных знаков;

- регулирование спроса и предложения денег через механизм процентных ставок по активным (размещение кредитов) и пассивным (привлечение ресурсов – эмиссия ценных бумаг, обязательное и добровольное резервирование).

- регулирование денежной массы через механизм обязательного резервирования,

2. Валютная политика, которая направлена на установление и поддержание определенного курса национальной валюты, а также ее динамики.

3. Бюджетная политика, которая имеет два существенных аспекта:

- фискальная политика, которая направлена на получение бюджетных доходов путем налоговых и иных изъятий части национального дохода;

- политика расходов, которая определяется объемами и направлениями бюджетного финансирования, а также объемами и характером финансирования бюджетных дефицитов.

Основными методами осуществления данной политики являются различные виды бюджетных изъятий, в том числе:

- налоги;

- сборы в бюджетные и внебюджетные фонды;

- штрафные санкции; - платежи за услуги госорганов (госпошлины);

- доходы от государственной собственности.

4. Внешнеэкономическая политика, направленная на регулирование внешнеэкономических операций субъектов хозяйствования. Регулирование затрагивает следующие аспекты:

- регулирование объемов экспорта и импорта;

- регулирование условий и прав доступа на внутренний рынок (а резидентов – на внешний) товаров, услуг, рабочей силы и капитала;

- характер отношений с другими государствами.

Внешнеэкономическое регулирование может осуществляться тарифными либо нетарифными методами. К нетарифным относятся квоты на экспорт и импорт, лицензирование внешнеэкономической деятельности, установление требований и условий к экспортным и импортным ценностям и т.п. К тарифным относятся налоги и иные бюджетные платежи, взимаемые при ввозе и вывозе ценностей (акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины).

5. Внутренняя экономическая политика, направленная на достижение определенных целей экономического развития.

Внутриэкономическое регулирование заключается в создании искусственной системы стимулов для различных видов деятельности либо отдельных предприятий и их групп. Основные методы этой деятельности следующие: - созданы системы льгот и преференций (налоговых, таможенных, финансовых и т.д.);

- регулирование цен (установление твердых цен на определенные товары, ограничение торговой надбавки, установление предельных индексов роста цен, ограничение рентабельности);

- государственный заказ на определенные виды товаров с целью регулирования их дальнейшего распределения;

- государственное предпринимательство.

6. Социальная политика, которая заключается в социальной поддержке временно либо постоянно нетрудоспособных граждан, обеспечение универсального минимума социальных гарантий и прав. К основным методам социальной политики относятся:

- прямое финансирование домохозяйств (социальные трансферты);

- создание системы социального страхования (государственного либо смешанного);

- предоставление бесплатных услуг социального характера (в т.ч. образования, здравоохранения и т.п.); - ценовое регулирование рынков социально значимых товаров.

7. Создание законодательно-нормативной базы экономической деятельности путем регламентирования и регулирования организационных форм субъектов хозяйствования, обязательных требований к формам взаимоотношений между субъектами хозяйствования, их организации и осуществлению деятельности. Методами законодательно-нормативного регулирования экономики являются принятие законов, распоряжений исполнительных органов власти (указов, декретов, постановлений), инструктивных актов различных министерств и ведомств, а также арбитражное разрешение споров.

8. Экологическая политика, которая заключается в установлении требований и ограничений субъектов хозяйствования в плане объемов выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ, охраны естественных ландшафтов и эксплуатации природных ресурсов, а также установление платы и санкций за вышеупомянутые действия. Экологическое регулирование представлено следующими методами:

- налогообложением добычи природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;

- лимитированием добычи и выбросов с запретом либо повышенным обложением сверхлимитной деятельности;

- обязательными требованиями к продукции и технологическим процессам.

9. Создание инфраструктуры функционирования субъектов хозяйствования, т.е. строительство и поддержание в эксплуатационном состоянии объектов коммуникационной, энергетической и иной инфраструктуры. 1

10. Антимонопольная политика, заключающаяся в демонополизации рынков и регулировании деятельности естественных монополий путем ограничения цен, рентабельности монополистов. Методы антимонопольного регулирования включают в себя:

- контроль за ценовой политикой монополий, ограничение их доходности и рентабельности;

- контроль и запрет на слияния; - мониторинг доли рынков; - разукрупнение и реструктуризация монополий.

11. Регулирование оборота социально опасных товаров, продуктов и веществ путем установления особых требований и контроля их соблюдения в отношении производства, хранения, переработки, транспортировки, сбыта этих товаров.

12. Обеспечение социальной безопасности общедоступных товаров и технологических процессов. Особенно это касается продовольственных, сложнотехнических и детских товаров. В области контроля за производством и технологиями можно выделить следующие методы:

- установление государственной монополии на производство и оборот отдельных товаров;

- государственная регистрация субъектов хозяйствования;

- разрешительная система на занятие определёнными видами деятельности (лицензирование, сертифицирование); установление требований к финансово-экономическому состоянию субъектов хозяйствования.

 

 

Административные методы государственного регулирования, их содержание, экономическая целесообразность.

Административное регулирование рыночной экономики выражает, в сущности, прямое управление со стороны государства и предусматривает использование системы государственных заказов и контрактов; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п.

Суть административных методов зависит от избранного способа управления субъектами рыночной деятельности. Например, лицензирования вводят с целью регламентировать предпринимательство в тех видах деятельности, которые не может регулировать рынок.

Административное регулирование - это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений. Администрация - это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества.

В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее. Опоздание госадминистрации с принятием соответствующих решений делает их ненужными. В условиях переходной экономики административное регулирование прежде всего нацеленное на создание соответствующих условий для саморегулирования.

Административные средства довольно эффективные, а порой имеют больший перевес сравнительно с другими способами государственного регулирования экономики. Использование административных методов эффективно в ситуациях, если ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов предопределяет потери для других субъектов и рыночной экономики в целом.

Административное регулирование целесообразное в случае прямого государственного контроля над монопольными рынками путем государственного регулирования цен.

Административный контроль ведут за экологической безопасностью больших производств, использованием трансфертных платежей и др.

Регулирование экономики административными средствами эффективное и тогда, если направленное на защиту национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности, например, лицензирования экспорта или Государственный контроль по импорту.

При условиях переходного периода от административно-командной системы к рыночному отношению административное регулирование большинство предпринимателей воспринимают как вседозволенность. В результате поднимается сбалансированность развития хозяйств, получаются диспропорции в денежном обращении, разрываются стадии регионального воспроизведения. Уменьшить продолжительность этого периода, в котором, в частности, оказалась Украина, можно внедрением твердой исполнительной власти. Нагроможденный в свое время в административной экономике опыт в деле государственного регулирования с большим эффектом использовали страны рыночной экономики, в частности Франция, Япония и др. По мере стабилизации экономики государственное административное регулирование постепенно превращается в глобальное государственное влияние. Только что тогда, по мере реализации рыночных реформ, следует поэтапно определять границы и для государственного регулирования рыночной экономики.

Власть, используя административные методы регулирования, решает проблемы, которые не по силам рыночные. Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п. Ведь административное регулирование - это управления объектом на стадии его движения к заданному результату; деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной атмосферы, которые бы оказывало содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределения валового национального продукта (ВНП) и национального богатства; корректирование распределения ресурсов с целью усовершенствования общественного производства; стабилизация экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализ экономической конъюнктуры; стимулирование производственной активности и т.п.

Государство вмешивается в предпринимательскую деятельность даже при благоприятных условий. Здесь говорится о применении фиксированных цен, о ценовой дискриминации (запрет производителям вводить свою цену на продукцию подобного качества, если это наносит ущерб конкуренции). Такие ограничения определяет государство, а также действие законов о недобросовестной конкуренции, использовании ценовой рекламы и т.п.

В условиях формирования рыночного отношения, экономической свободы нужна разработка действующих механизмов территориальных систем административного регулирование, которые бы обеспечивало сбалансированность интересов субъектов региона и соответствующее регулирование процессов экономически - и социального развития. Ответственность за это положенная на представителей Президента и государственные администрации всех уровней - области, административного района. Прежде всего, о совмещении отраслевого и территориального индикативного (рекомендательного) планирования, объединение региональных интересов с интересами предприятий (объединений) общегосударственного подчинения, которые размещенные на территории региона. При всяческих условиях важную роль в реализации задач регионального административного регулирования сыграет государство. Она должна обеспечить выполнение программы реструктуризации экономики; строительство предприятий, которые завершают технологические циклы, выпускают конечную продукцию. Реализовать такую программу можно как за средство общегосударственного фонда регионального развития, так и через получение государственных заказов.

Механизм административного реформирования внешнеэкономической политики - это воплощения у жизни административными государственными органами мероприятий из формирования внешнеэкономических связей.

В цивилизованных странах регулируют стихию рынка прежде всего через планирование и прогнозирование экономического и социального развития государства. Именно в высокоразвитых странах с рыночной экономикой государство есть принудительной политической организацией, без которой ни рынок сам по себе, ни конкуренция не смогут реализовать экономические реформы.

К административным методам регулирования экономики относятся:

1)запрещение какой-либо деятельности, признание тех или иных товаров и услуг и их компонентов общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению;

2)разрешение (лицензирование, квотирование и пр.) на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия);

3)принуждение (проводить природоохранные мероприятия, обеспечивать безопасные условия труда работникам);

4) контроль (над доходами, ценами и пр.). Эти меры не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на "силу" приказа, государственной власти.

Административные методы регулирования в развитых странах используются в незначительных масштабах. Их сфера ограничивается в основном охраной окружающей среды, созданием условий для поддержки социально слабо защищенных слоев населения, осуществлением внешнеэкономических контактов.

Так, государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров (например, в 2006 г. в Россию был запрещен ввоз вин из Грузии и Молдовы, минеральной воды "Боржоми", мяса, поставляемого польскими фирмами, и пр.). Государство обязывает предприятия организовывать на местах производственное обучение, повышать квалификацию персонала, создавать безопасные условия для работников.

 

 


22. Экономические методы государственного регулирования, их содержание, экономическая целесообразность.

 

Методы государственного регулирования экономики – это способы воздействия государства через исполнительные и законодательные органы на инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики, сферы предпринимательства с целью обеспечения и создания условий для их деятельности с учетом особенностей экономической национальной политики.

Классифицировать методы государственного регулирования экономики можно как по формам, так и по средствам влияния:

1) по средствам влияния:

• административные;

• экономические;

• правовые;

• морально-этические;

2) по формам влияния:

• косвенные;

• прямые.

Методы прямого государственного регулирования экономики воздействуют на функционирование субъектов рынка непосредственно. Прямое влияние осуществляется с помощью экономических инструментов прямого влияния и административно-правовых инструментов, регламентирующих деятельность субъектов хозяйствования. К основным инструментам прямого государственного регулирования можно отнести: директивные мероприятия целевых комплексных программ и макроэкономических планов, нормативные правовые акты и государственные заказы, нормативы, централизованно установленные цены, квоты, лицензии, лимиты, государственные бюджетные затраты и т.п.

Методы прямого влияния охватывают также регулирование использования государственных ресурсов и государственной собственности. Объектами прямого воздействия являются прежде всего государственные учреждения, казенные предприятия, ресурсы бюджета.

В качестве методов государственного прямого воздействия можно использовать:

• государственные контракты и заказы на выполнение работ, поставки определенных видов продукции, оказание услуг;

• определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

• управление казенными предприятиями;

• государственную поддержку заказов, программ и контрактов;

• лицензирование операций по импорту и экспорту товаров, т.е. внешнеторговых операций;

• нормативные требования к сертификации и качеству продукции и технологий;

• инвестиции в прирост реального капитала;

• административные и правовые ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.

К методам прямого вмешательства государства относятся также и различные формы контроля, обеспечивающие ограничение эмиссии денежных знаков, экспорта капитала, валютный контроль, лицензирование различных видов деятельности,.

Прямые методы государственного регулирования экономики основаны на мощных возможностях власти государства и не связаны с рисками финансового ущерба или с возникновением дополнительного материального стимула.

К косвенным методам государственного регулирования экономики можно отнести методы, регламентирующие поведение субъектов рынка как бы опосредованно (не прямо), через формирование определенной экономической среды, заставляющие их действовать в нужном направлении для государства. К таким методам регулирования можно отнести инструменты бюджетного, фискального, инвестиционного, денежно-кредитного, инновационного, амортизационного и других направлений экономической политики.

Правовые методы государственного регулирования экономики – это система нормативных правовых актов и законов, которая регламентирует деятельность субъектов хозяйствования. Необходимое принуждение в этом случае обеспечивается силой государственной власти и развитием общественного сознания.

Предметом правового регулирования экономики являются отношения между гражданами, обществом, субъектами хозяйственной деятельности и государственными органами; отношения "внутри" государства, между его органами в связи с необходимостью определения их правового статуса и распределения полномочий, а также отношения между различными субъектами хозяйственной деятельности и т.п.

Основными формами правового регулирования экономики в России являются Конституция и законы России, распоряжения и указы Президента России, распоряжения и постановления Правительства России, нормативные правовые акты центральных органов (ведомств и министерств), нормативные акты органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

К инструментам прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка относятся административные методы государственного регулирования экономики. Признаками такого влияния являются: прямое влияние должностных лиц или государственного органа на действия исполнителей через установление норм их поведения, обязанностей, отдачу команд (распоряжений, приказов); безальтернативный выбор варианта поведения, способов решения задач; обязательность выполнения распоряжений, приказов; ответственность за уклонение от выполнения приказов субъектов хозяйствования.

Органом государственной власти на конкретной территории является администрация. Она должна обеспечивать внедрение в жизнь постановлений, законов, распоряжений и указов, определяющих отношения между членами общества и играющих важную организационную роль.

Административные методы необходимы для регулирования отдельных видов экономической деятельности с целью защиты природной среды и интересов как общества в целом, так и отдельных граждан. Следует отметить, что административные методы при нормальных условиях в экономически развитых странах играют, как правило, второстепенную роль. И только, когда экономические средства государственного регулирования экономики и рыночный механизм действуют медленно или оказываются недостаточными, использование их становится целесообразным. В качестве инструментов административного регулирования применяются санкции, квоты, нормы, стандарты, лицензии, государственные заказы, цены и т.н.

Для применения экономических методов государственного регулирования экономики государству необходимо создание материальных или финансовых стимулов, которые смогут влиять на поведение и экономические интересы субъектов хозяйствования. То есть применение экономических методов государственного регулирования экономики позволяет создавать экономические условия, побуждающие субъектов рынка решать те или иные задачи в соответствии с частными и общегосударственными интересами и действовать в направлении, необходимом для общества. Таким образом, субъектам рынка удастся сохранить право на свободный выбор своего поведения прежде всего благодаря использованию регулирования с помощью экономических методов.

Экономическое регулирование реализуется инструментами бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, амортизационной, налоговой политики государства и других направлений государственной экономической политики.

Фискальная политика применяет такие инструменты, как налоги, определяющие бюджетные доходы, и государственные закупки, характеризующие бюджетные расходы. Различают рестрикционную (сдерживающую) фискальную политику, которая направлена на сдерживание производства, и экспансионистскую (стимулирующую) фискальную политику, которая направлена через увеличение государственных закупок на стимулирование производства. Существует связь между бюджетным, фискальным и налоговым направлениями политики.

При применении бюджетной политики государство обеспечивает финансирование учреждений сектора общего государственного управления, прямое финансирование инвестиционных программ и обслуживание государственного долга. Расходуются средства государственного бюджета также в таких формах, как субсидии, дотации, субвенции.

Пополнение государственных финансовых ресурсов осуществляется в основном путем применения налоговой политики. Налоговая политика применяется также для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, осуществления структурных преобразований, для стимулирования экономического роста, обеспечения научно-технического прогресса. В рамках налоговой политики реализуется два основных направления: во-первых, это установление налоговых ставок и определение видов налогов и, во-вторых, с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения предоставление отдельным лицам (субъектам) налоговых льгот.

С целью влияния на денежное предложение осуществляется денежно-кредитное регулирование. В качестве основных инструментов при этом Центральный банк России использует: денежную эмиссию, изменение норм обязательных резервов, повышение или понижение учетной ставки, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

В амортизационной политике широко применяется механизм ускоренной амортизации. В результате его использования предприятия прогрессивных областей экономики уже в первые годы эксплуатации машин и оборудования получают возможность накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестирования и окупить большую часть стоимости машин и оборудования.

К методам государственного экономического регулирования относятся также:

протекционистская политика по отношению к отечественным производителям, при применении которой государство создает благоприятные условия для российских товаропроизводителей: льготное налогообложение или освобождение от уплаты налогов на определенный период, высокие ввозные таможенные пошлины на товары определенных групп (например, автотранспорт), размещение государственного или муниципального заказа, выдача гарантий государства под кредитование;

• при применении политики активного перераспределения доходов, или социальной справедливости, государство может ввести повышенную оплату за использование природных и земельных ресурсов (природную рент}'), увеличить общий уровень налогообложения, ввести выдачу специальных разрешений и лицензий на различные виды предпринимательской деятельности, распределить квоты на добычу полезных ископаемых и других природных ресурсов (отлов рыбы, добычу зверя); произвести перераспределение доходов через косвенное инвестирование (например, покрытие государством разницы в ставках по банковскому кредиту при вложении организациями средств в приоритетную отрасль) и через прямое бюджетное инвестирование в определенные отрасли народного хозяйства, а также жестко удерживать высокий уровень ставок банковского кредитования через ставку рефинансирования Центрального банка РФ;

• при использовании политики "открытых дверей" государство отменяет или снижает ввозные таможенные пошлины на товары и продукцию иностранного происхождения, создает организационный и законодательный режим наибольшего благоприятствования для иностранных производителей и их продукции на территории государства.

При внедрении морально-этических (пропагандистских) методов государственного регулирования экономики государство обращается к чести, достоинству и совести человека (наемного работника, государственного служащего, предпринимателя и т.п.). Эти методы охватывают мероприятия популяризации и разъяснения целей и содержания экономической политики, воспитания, средства морального поощрения и т.п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей духовные ценности, определенные убеждения, психологические установки, моральные позиции относительно деятельности государства. Для этого проводятся публичные лекции, специальные программы в СМИ, публикации в периодических изданиях, социологические исследования и опросы. Эффективность морально-этических методов зависит от степени доверия людей к государству и надлежащей организации пропагандистских акций.

Деятельность организаций (предприятий) с негосударственной формой собственности регулируется в основном экономическими методами (через денежно-кредитную политику центрального банка и через фискальную политику), а с государственной – в основном административными методами, хотя и использование административных рычагов управления на предприятиях первого типа не исключаются.

Сфера использования косвенного регулирования с развитием рыночной экономики значительно увеличивается, снижая возможности прямого воздействия государства на процессы расширенного воспроизводства.

Методы косвенного воздействия и экономические методы составляют основу рыночной экономики. При этом финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику имеют наибольшее значение. Регулирование государством налогового законодательства также играет большую роль. Налоги в рыночной экономике являются одним из основных методов регулирования финансового положения всех субъектов.

В смешанной и переходной экономиках применяется сочетание косвенного и прямого воздействия. Применение экономических и административных методов в разных отраслях и сферах имеет разную степень распространения, но экономическим методам отдается приоритет.

В современном обществе для эффективного использования методов косвенного воздействия нужны прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность к информации о принимаемых решениях на всех уровнях хозяйствования каждого частного лица.

Жесткое разграничение методов косвенного и прямого воздействия объективно невозможно.

 

 

Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования.

Одним из основных достижений человеческой цивилизации является планомерное развитие общества. Именно планирование позволяет четко организовать, всесторонне обосновать и согласовать деятельность всех звеньев хозяйственной системы общества для достижения поставленной цели.

Планирование можно рассматривать как специфическую форму общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. В бывших социалистических странах планирование – централизованное директивное – было основной формой управления народным хозяйством. Социалистический строй стал историей, не выдержала испытания временем наука о социалистическом планировании. Однако значение планирования в социально-экономическом развитии стран, направленного на достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает.

Планирование как форма государственного регулирования используется во многих странах, уживаясь с рыночными принципами ведения хозяйства. При формировании рыночных отношений в Республике Беларусь необходимо видение перспектив ее экономического и социального развития. Применение экономических механизмов рынка в сочетании с научно обоснованным планированием и прогнозированием требует нового подхода к государственному регулированию экономики, принципиально изменяет содержание общегосударственного планирования и прогнозирования.

Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей, средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Программирование является важнейшей формой государственного регулирования экономики и разновидностью планирования. Его задачаобеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Программирование должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения обозначенной проблемы и достижения поставленной цели.

Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, но всегда программа – это адресный, плановый документ директивного или индикативного характера. Основным содержанием программы являются четко поставленная цель, задачи и комплекс научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, производственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения и обеспечивающих достижение поставленных целей и задач наиболее эффективным путем.

В зависимости от содержания, объекта и направления действия программы бывают социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные, а также национальные, региональные, чрезвычайные и целевые.

Все большее место в системе государственного регулирования занимает прогнозирование, выступающее как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.

Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, обусловленном закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» прогноз – это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития объекта в будущем, альтернативных путях его развития, обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательный атрибут перспективного планирования, донаучно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные перспективные планы экономического и социального развития, определять потребности внутреннего и внешнего рынков.

Роль прогнозов особенно велика для разработки социально-экономической концепции и основных направлений развития народного хозяйства на долгосрочную перспективу, а также для анализа динамики и структуры общественных потребностей и запасов ресурсов, влияния научно-технического прогресса и его последствий на народнохозяйственные пропорции, ресурсосбережение и повышение эффективности производства. В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия различных направлений структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.

Однако прогнозирование выступает и как самостоятельная форма государственного регулирования. Пример тому планы-прогнозы, выступающие как форма государственного регулирования социально-экономического развития Республики Беларусь на пути становления рыночных отношений. Кроме того, многие процессы и явления не всегда поддаются планированию, но могут являться объектами прогнозирования. Например, демографические процессы, уровень развития личного подсобного хозяйства и др.

 

Date: 2016-02-19; view: 1128; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию