Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Такой знакомый незнакомец





Каждый месяц приносит вам новые радости. Малыш интенсивно развивается физически: начинает ползать, садиться, разными способами путешествовать по квартире. Все это требует от него физических усилий и непрерывных тренировок, которые сопровождаются падениями и ушибами. Ребенок переносит их стоически. Успех способствует формированию независимости. Возрастают коммуникационные возможности малыша, активно развивается психика. Он хоть и маленький, но уже настоящий человек со своим отношением к миру, своими потребностями, собственными способами самовыражения. Карапуз начинает чрезмерно активно пользоваться своими достижениями: свободно передвигается в пространстве, действует с предметами по собственному разумению, а главное, он намерен считаться только со своими желаниями, пристрастиями, интересами и отстаивать их вопреки всему. В случае несовпадения интересов ребенок демонстрирует неповиновение и упрямство. Порой бывает трудно мирно сосуществовать с этим деятельным существом. Ведь в силу собственного возраста ему еще не понятны ни запреты, ни уговоры, ни угрозы, ему неведомо чувство опасности. Из года в год не уменьшается число несчастных случаев с перевернутыми кипящими чайниками и горячими утюгами, выпадениями из колясок и т. п. Второе полугодие первого года жизни характеризуется как период наибольшего риска для здоровья и жизни ребенка.

Малыша уже не удержать в кроватке. Манеж – лишь кратковременный выход из положения, к тому же за его решеткой ребенку никогда не научиться тому, чему он может и должен научиться. На диване ему тоже тесно. Выход один – спустить его на пол, и пусть он осваивает территорию всей квартиры (кроме ванной и туалета). Чем внушительней поле его деятельности, тем быстрее и энергичнее он будет развиваться.

Одевать ребенка необходимо так, чтобы он мог активно двигаться, не перегреваясь и не замерзая. Парадную форму берегите для торжественных случаев. Повседневная одежда – это майка, кофточка, трусики, колготки и шерстяные носки. Ноги должны быть в тепле, так как при незначительном похолодании в первую очередь замерзают стопы.

Когда ребенок начнет делать первые шаги, ему понадобится удобная обувь. Она должна идеально подходить малышу (обувь влияет на форму стопы и правильную походку). Лучше всего подходят высокие ботинки с жестким задником, с супинаторами, маленьким каблучком и нескользящей подошвой. Размер обуви необходимо ежемесячно корректировать по ширине, длине стопы и подъему. В жаркую погоду ребенок может походить и босиком. Это и закаливание, и решение проблем устойчивости и равновесия, и новые тактильные ощущения.

Ваша задача – сделать свой дом безопасным для ребенка. Пол должен быть теплым (ковер, ковролин, специальный подогрев). Температура воздуха на уровне пола – +20–21 °C. Займитесь перестановкой мебели. Главное – не красота и уют, а рациональность. Угрозу жизни могут представлять непрочные и неустойчивые предметы. Придется отказаться от скатерти на столе, переставить повыше настольную лампу и телевизор, книги и видеокассеты, укоротить электрические шнуры и поставить на розетки заглушки, выдвижные ящики столов и створки шкафов закрывать на ключ. Постарайтесь смотреть на эти преобразования с некоторой долей юмора: наконец-то старшие дети будут убирать на место свои вещи, дедушка – не оставлять, где придется, газеты и очки, муж – сигареты. Если в доме есть лестница, установите решетку безопасности. Серьезное внимание уделите кухне. Моющие средства, электроприборы, острые предметы, сыпучие продукты придется переставить на верхние полки. А еду готовить на дальних конфорках. Не забывайте перекрывать газ.

В ванной комнате обратите внимание на шампуни, стиральные порошки и т. д. Ни на мгновение не оставляйте ребенка одного. Будьте предельно внимательны к собственным действиям. Когда держите малыша на руках, не пейте горячий чай, не берите иголку, нож. Разогревая еду, пробуйте ее.

В каком бы месте квартиры ни был ребенок, каждый взрослый, находящийся поблизости, должен следить за ним. Малыш умудряется то отыскать в укромном уголке пуговицу, то пожевать откуда-то извлеченный кусок бумаги. Приходится частенько устраивать ревизию во рту этого «первопроходца». И не стоит расслабляться, если ваше вездесущее создание вдруг затихнет. Глядь, он с аппетитом уплетает кусочки сыра из кошачьей миски, а изрядно помятая кошка сердито следит за этим с высокого шкафа. Можно понять и реакцию домочадцев, обнаруживших утром свою обувь без единого шнурка. Предвидеть и предотвратить стрессовые ситуации, в которые ввергает всю семью это неугомонное создание, не хватит фантазии.

Ребенок демонстрирует поразительное умение легко и свободно ориентироваться в пространстве. Как только его спустили на пол, он тут же направляется на кухню, где масса интересных предметов, разнообразных звуков и запахов. У него обнаруживается удивительная память: помнит, что не разрешали, куда не пускали вчера. Сегодня он устремляется именно туда. Малыш легко запоминает места хранения заинтересовавших его предметов. Удивляет его терпение, когда он пытается открыть створки шкафа.

Стремительно развивается и углубляется эмоциональная сфера малыша. Совсем недавно вы радовались его первой улыбке, теперь по всей квартире только и слышен его переливчатый смех. Некоторые взрослые считают смех высшей степенью улыбки. Но это не так. Улыбка вызывается социальными контактами и несет общественные функции (проявление радости от общения), в то время как смех выражает сугубо личное положительное переживание веселья, радости. Смех можно вызвать и щекотанием, и похлопываниями, и воздействием на ребенка звуковыми и зрительными образами. Взрослея, малыш начинает адекватно реагировать на шутки, юмористические ситуации. Он способен на радость и грусть, на обиды, разочарования, возмущение. У него появляется агрессия, что настораживает взрослых (по свидетельству психологов, агрессия необходима ребенку для преодоления зависимости от взрослых, при адаптации к внешнему миру). В присутствии близких малыш весел и открыт, при посторонних робок и смущен. К году у него появляются адекватные реакции на собственный успех и похвалу, неуспех и порицание. Дети безошибочно используют разнообразные способы выражения чувств. Они задействуют в этом голосовые реакции, мимику, жесты, позы, действия. Вам теперь не приходится ломать голову в догадках, что ему нравится, правильно ли вы отреагировали на его просьбу и т. п. В радостном порыве ребенок победоносно кричит, вскидывает руки вверх и может даже укусить. Когда сердится, издает возмущенные звуки, появляются характерная мимика, отталкивающие жесты. Мимика малыша настолько выразительна, что не составляет труда понять, какие чувства его одолевают.

Именно в этот возрастной период, не владея достаточным словарным запасом и испытывая настоятельную потребность в общении со взрослыми, дети открывают для себя жестовую речь и широко пользуются ею. Малыш выразительно смотрит на взрослого, сжимая и разжимая кулаки («Дай!»), поднимает руки вверх, издавая требовательные звуки («Возьми!»), и т. д.

Настроение детей крайне неустойчиво. Оно зависит от малейших нюансов (не дотянулся до предмета – и тут же плачет) и весьма изменчиво (только что горько плакал – и вот уже хохочет). Малыш эмоционально подвижен, ему быстро передается настроение окружающих: заплакал чей-то ребенок – ваш тут же подхватит; у бабушки болит голова – рядом затихает и внучок.

Одно из глубочайших чувств, которое испытывает маленький человечек, – любовь к матери. Привязанность к ней, возникшая тогда, когда малыш стал отличать своих от чужих, перерастает в любовь.

У него появляется настойчивая потребность постоянно видеть маму. Ему необходимо ее внимание, он не намерен делить его ни с кем. Он страстно желает ощущать ее любовь, обожание и щедро отвечать тем же. Ребенок хочет ощущать ее физически: сидеть на руках, играть с ней, принимать ласки, поцелуи. Кратковременное отсутствие матери теперь вызывает бурю негативных эмоций. Ребенок чувствует себя брошенным. Тревожность будет нарастать, если вы попытаетесь не замечать состояние малыша. Выход один – щадить его чувства, проявлять нежность, ласку, чуткость, собственным примером учить настоящей, преданной любви. Подобным образом должны вести себя все взрослые, живущие рядом с малышом. Чем больше близких ребенок будет любить и чем больше он будет получать от них любви, тем более щедрым и открытым для этого чувства он станет в своей взрослой жизни.

Во втором полугодии дети вдруг начинают много плакать. Выявлены особенности плача детей до года: пассивный, отстраняющий плач (терпеливый, самоуспокаивающий, обиженный, протестующий); плач с активной интонацией, направленный на конкретного взрослого (подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий). Если разобраться, поводов для плача у малышей предостаточно. Просто так они плакать не станут.

Причины плача могут быть и внутренние, и внешние. К внутренним причинам следует отнести болезнь, боль (режутся зубы, беспокоит живот), голод, жажду. Внешних причин намного больше.

Дефицит внимания и любви. Если малыша окружают люди, которые считают, что лишний раз поиграть с ребенком, подержать его на руках, приласкать – значит избаловать, то в такой эмоционально обедненной обстановке подрастает потенциальный нытик. Плач его вызван бессознательным стремлением привлечь внимание родителей. Про такого будут говорить: «Его в детстве мало любили». Повышенная агрессия таких детей свидетельствует об отсутствии чувства защищенности.

Дефицит новых впечатлений. Если в семье на первом месте стоят уют, красота квартиры, а ребенок все время проводит в своей комнате, то он эмоционально угнетен, удручен, подавлен. Обилие игрушек, набор которых не обновляется, раздражает его.

Нельзя обеднять и прогулку с малышом. Это не только оздоровительное мероприятие, но и смена места бодрствования, новые впечатления, события, встречи.

В течение второго полугодия жизни ребенок из младенца превращается в человека с собственными потребностями, желаниями. Но желания малыша часто расходятся с его довольно ограниченными возможностями. Он не в состоянии справиться с этими постоянными жизненными противоречиями. Он протестует, негодует, возмущается и плачет.

Плач от беспомощности. Плач заменяет малышу слово или действие. Мама вышла, а он остался в кроватке – не может следовать за нею. Выпала из коляски игрушка – самому не поднять. Незнакомая тетя берет на руки – ему это не нравится. Растущие вместе с ребенком умения приносят ему облегчение, появляется чувство независимости.

Плач от разочарования. Интересную гремящую коробку самому не открыть. Непослушные кубики не складываются в башню. Не испытывайте терпение ребенка, придите вовремя на помощь, но не проявляйте особого рвения, не пресекайте его инициативу. Держитесь золотой середины.

Плач от огорчения. Ребенку очень хочется к телевизору, но взрослые не пускают, строят на пути баррикады, ругают. Слишком большое количество ограничений и запретов вызывает у малыша гнев и даже агрессию. Просто уберите предмет раздора или уведите ребенка из этой комнаты.

Плач от страха. Ребенок чувствует себя уверенно, но вдруг встречается с чем-то непонятным, поразившим его. Его реакция – плач. Он не боится шумных машин, а работающий пылесос способен повергнуть его в панику. Малыш может испугаться маминой шубы, одежной щетки, пустой канистры и т. д. Некоторые дети не выносят высоты. С детскими страхами следует считаться. Не стоит разбираться в причинах, лучше избегать нежелательных встреч, не заставлять «подружиться» с пылесосом. Предоставьте ребенку возможность самому познакомиться с этим прибором в нерабочем состоянии.

Плач от неожиданности. Ребенок расстраивается, когда что-то не соответствует или противоречит его ожиданиям: привык по утрам первой видеть маму, а к кровати подошла няня; вместо сока дали нелюбимый кефир и т. д.

Плач от временного дискомфорта. Ребенка раздражают одежда, не подходящая по росту и размеру, перегрев. При переодевании он не выносит, когда голова застревает в одежде. Ребенок будет счастлив, если вам удастся как можно быстрее устранить причину дискомфорта.

Умение поддержать ребенка в трудных для него ситуациях встречается им с благодарностью. Чтобы сохранить уравновешенное состояние малыша, в экстремальных условиях переключайте его внимание на себя, на свое спокойное отношение к происходящему. Ребенок начнет доверять вашим предупреждающим словам, жестам, прикосновениям.

Уроки детства не проходят бесследно. Те взрослые, детство которых прошло в атмосфере любви и понимания, достойно и уверенно идут по жизни.

Одна из острых проблем домашних детей этого возраста – сон. Как показывают многочисленные наблюдения, дети часто недосыпают положенное по режиму время. Родители не беспокоятся по этому поводу так как дети внешне спокойны. Конечно, каждый ребенок – индивидуальность, каждый несет в мир собственный набор задатков, свой темперамент. Одни малыши любят утром поспать подольше, другие – укладываются пораньше. Положенные 10–11 часов ночного сна они, может быть, и набирают. С дневным сном сложнее. Дети 6–7 месяцев спят вместо трех два раза, а затем быстро переходят на один сон, хотя в течение дня они обязательно должны отдыхать и утром, и после обеда. Следует помнить, что сон – это охранительная реакция организма от переутомления. Не этим ли объясняется, что одни дети отстают в развитии речи, другие мало интересуются происходящим вокруг, а третьи к вечеру становятся неуправляемыми?

Каждый раз поведение малыша при укладывании непредсказуемо. То он засыпает уже за обедом, и нужно как можно скорее уложить его в кровать. То вдруг разойдется: хохочет, выворачивается из рук, стаскивает с себя пижаму, пытается уползти. Не стоит усугублять ситуацию строгими окриками, тем более запретами. В то же время нельзя идти на поводу у шалуна, потакать его выходкам. Направьте его нерастраченную энергию в нужное русло – вместе займитесь переодеванием. Вы командуете: «Снимай носок, нагни голову, положи колготки». Он с интересом выполняет. Всего несколько минут, а сколько ценного усвоил карапуз. В процессе такого переодевания развиваются движения малыша, он учится понимать речь, приобщается к самообслуживанию, приобретает азы правильного поведения. Полезно посвящать плодотворной совместной деятельности и некоторое время после сна.

К 9 месяцам у малыша может появиться способность в дневное время глушить желание спать, поддерживать себя в бодрствующем состоянии. Не заснул малыш раз, другой – и уже упрямо отказывается от сна. Причин такого поведения ребенка предостаточно: возбужден шумными играми со старшими детьми, напряжен из-за неожиданного прихода соседки, переутомился, так как утром проснулся рано, расстроился из-за того, что прервали интересную игру, и т. п.

При укладывании дети ведут себя по-разному. Один протестует, негодует, выбрасывает подушку из кровати. Другой – спокойно укладывается в кровать, но тут же превращает ее в игровой уголок: проталкивает сквозь решетку подушку, вынимает одеяло из пододеяльника, скачет, раскачивает кровать, добирается до стены и старательно расковыривает дырочку в обоях и т. д. В ваших силах изменить, подкорректировать ситуацию. Многие молодые мамы удивляются: ребенок спокойно ложится спать днем, а перед ночным сном становится неуправляемым. Скорее всего, он счастлив видеть лица домочадцев, собравшихся вместе к вечернему чаю, оказаться в центре их внимания. Смех, шум, разговоры, звонки телефона, телевизор – все это возбуждает малыша. Предоставьте ему возможность успокоиться. В детской комнате займитесь тихими играми: соберите пирамидку, посмотрите книжку, покачайте куклу, спойте ей колыбельную. Ваше доброжелательное, ласковое обращение умиротворенно подействует на него.

В вечернее время укладывание спать не должно быть неожиданностью для ребенка. Делайте это в одно и то же время, придерживаясь четкой последовательности необходимых действий: ужин, спокойные игры, теплая ванна и сон.

Немаловажное значение имеет сам процесс укладывания. Многие мамы хотят, чтобы их ребенок уже в этом возрасте засыпал самостоятельно: кладут его в постель и уходят. В большинстве случаев дети испытывают страх одиночества, они начинают плакать, требуют, чтобы мама была рядом. Своей цели они обязательно добьются. Помните, что вечер – не время, чтобы учить ребенка дисциплине. Спокойно посидите рядом, но не берите его на руки, иначе ситуация обострится. Погладьте его, тихо спойте колыбельную. Поверхностный сон первых минут может быть легко прерван, так что не оставляйте кроху одного до полного засыпания. Подержите его за руку, и волна неизъяснимой нежности нахлынет на вас: настолько беззащитна и доверчива эта пухлая с ямочками ручка, как уютно она лежит в вашей руке. Цените такие минуты – они, к сожалению, уходят безвозвратно.

Иногда дети приобретают успокаивающие, убаюкивающие привычки. Владея ими, малыш ощущает чувство безопасности, меньшую зависимость от взрослых. Таких привычек несколько.

Сосание пальца. Это действие ребенок выполнял и раньше, но оно носило кратковременный, нецелевой характер. Теперь, удовлетворяя потребность в сосании, ребенок вызывает у себя приятные ощущения, а с ними и некое успокоение. Привычка сосать палец может стойко держаться до 3 и даже до 6 лет, поэтому постарайтесь избавить ребенка от нее сейчас.

Ритмичные движения. Ребенок начинает накручивать волосы на палец, теребить ухо, слегка ударяться головой о кровать, раскачиваться сидя, стоя или на четвереньках.

Вредные привычки заслоняют от ребенка окружающий мир, тормозят его дальнейшее развитие. Избавиться от них сложно. Можно самим предложить детям успокаивающие привычки.

Мягкие любимцы. Если малыш уже отдает явное предпочтение какой-то мягкой игрушке, укладывайте ее рядом с ним перед сном. Ребенок не будет испытывать острого чувства одиночества. Психологи утверждают, что у ребенка, уютно устроившегося рядом с пушистым мишкой, обнимающего его, зарождается умение любить, преданно и нежно относиться к близким.

Семейный ритуал отхода ко сну. Взрослый каждый раз выполняет одни и те же действия в определенной последовательности. Ребенок быстро запоминает их, ревностно следит за их четким выполнением. В этом малышу видится незыблемость окружающего мира.

Во втором полугодии отменяется кормление в 23.30, следовательно, в ночное время отпадает надобность близкого контакта ребенка с мамой.

Воспользуйтесь этим обстоятельством – пусть ребенок всю ночь спит в своей кроватке. Не пропустите этот момент. Отучать ребенка спать вместе с мамой с каждым месяцем будет все труднее. Поднимите боковую решетку и отодвиньте кроватку на расстояние вытянутой руки. Малыши 6-12 месяцев все же просыпаются ночью, плачем оповещая об этом окружающих. Помните: ребенок не может просто так проснуться. Значит, что-то беспокоит его. Постарайтесь отыскать причину. Причины могут быть как внутреннего (боль или жажда), так и внешнего плана.

Сон ребенка не настолько глубок, как раньше. Его тревожат шаги, разговоры взрослых, шум проезжающей машины. Иногда родители начинают смотреть очередной триллер, приглушив звук телевизора и занавесив кроватку. Ребенок чутко улавливает тревожную музыку, напряжение взрослых и просыпается.

Ребенок может проснуться и по причине дискомфорта: замерз, перегрелся, что-то мешает занять удобную позу. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы не прерывать его сон. Малыш заворочался, захныкал – легонько погладьте его спинку, возьмите за руку. Тактильные ощущения для ребенка означают, что мир спокоен, мама рядом и все так же любит его.

Можно предложить ребенку кипяченой воды. Если давать ему сок, кефир – значит, устраивать ненужное ночное кормление, после которого у ребенка быстро сформируется неспокойный сон, прерываемый на кормление. К тому же он начнет отказываться от завтрака, а до обеда не дотерпит.

В народе говорят: «Дети растут во сне». Оказывается, гормон роста – соматотропин – активней вырабатывается в ночные часы, а значит, в это время организм ребенка растет интенсивнее. Так что охраняйте сон малыша.

Немало вопросов возникает у молодых родителей по поводу правильного кормления ребенка.

Многих повергает в растерянность современная теория о том, что дети могут и должны самостоятельно утолять свой голод – съедать столько, сколько необходимо каждому. Не стоит волноваться, если ваш малыш съедает меньшую порцию, чем соседский ребенок. Дети не будут да и не умеют специально морить себя голодом. Ваши сомнения рассеет педиатр, ежемесячно осматривающий малыша. Запомните: количество еды не является мерилом вашего отношения к ребенку.

Не принуждайте малыша есть. Еда должна доставлять удовольствие. Настаивая на своем и доводя ситуацию до конфликта, вы рискуете очень быстро закрепить негативное отношение к самому процессу кормления.

Между кормлениями не давайте детям ничего, кроме воды, чтобы не перебивать аппетит.

Если вы заметили, что у ребенка пропал аппетит и это не сопровождается ухудшением его общего состояния и настроения, просто переждите этот период. Конечно, нелегко сохранять самообладание, когда малыш в течение нескольких дней питается одним соком. И все же доверьтесь ему. Предпочтения, оказываемые тому или другому продукту, зависят отнюдь не от настроения ребенка, а от внутренних потребностей его организма.

Не навязывайте ребенку собственные вкусы. Это ваш ребенок, но он не является вашей копией во всем. Вкусы малыша меняются очень быстро. Вы всегда сможете скорректировать его меню, постепенно вводя новые по вкусу и консистенции виды пищи, но никогда не смешивайте их, пытаясь вместе с любимой пищей давать и нелюбимую.

Старайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к новой еде. Здесь большую роль играют и красочно оформленное блюдо, и сервировка стола с разноцветными чашками, пестрыми салфетками, и ваше отношение к новому виду пищи и к самому процессу кормления.

Малыш не будет отказываться от еды, если сажать его за общий стол. Пусть он размахивает ложкой, пытается пить из чашки-неваляшки. Вы успеете его накормить второй ложкой, придержать чашку, салфеткой вытереть подбородок. Кто-то из взрослых поможет собрать крошки, промокнуть лужицы со стола. Обедающие взрослые подбадривают карапуза, он старается вовсю, пытается подражать. Слыша названия блюд, предметов сервировки стола, постепенно начинает понимать их назначение.

Предлагайте ребенку пищу, которую можно есть руками: хлеб, сыр, яблоко, морковь, печенье. У малыша уже есть зубы, он учится кусать, жевать, глотать твердую пищу. Обильное слюноотделение при прорезывании зубов способствует выработке жевательного процесса. Умение грызть полезно для правильного развития челюстей.

Во время кормления ребенок учится культуре поведения: не крутиться, не бросать еду со стола, слушать и выполнять, что говорят взрослые, благодарить кивком головы.

Как только ребенку исполнится 6 месяцев, родителей начинает волновать проблема горшка. Молодые мамы благосклонно относятся к памперсам, то и дело меняя их в течение дня. Конечно, марлевые подгузники малоэффективны, пеленками в этом возрасте уже не пользуются, а памперсы существенно облегчают жизнь взрослым. И все же не следует забывать и об отрицательных сторонах этого изобретения. Слыша в рекламе проникновенные слова о «дышащих» памперсах, трудно представить себе, как кожа малыша может дышать через слой влаги и геля. Разрекламированные «суперсухие» памперсы с помощью абсорбента действительно впитывают влагу, заодно вытягивая жидкость и из кожи ребенка. Приходится упорно лечить его увлажняющими средствами, заботливо рекомендованными все той же рекламой. Но в ней мы не услышим предостережения: памперсы могут привести к перегреву детородных органов, вследствие чего в будущем может случиться беда – бесплодие, а как более близкое последствие – потеря ощущения эффекта мочеиспускания. Нелепо предлагать вернуться назад, к стирке белья и пеленок, но стараться сохранить здоровье собственного ребенка – в интересах каждого. Стоит лишь не увлекаться памперсами, а ограничить их на время сна, прогулки, «выхода в свет».

 


Если не памперсы – значит, горшок. Так решают многие. Еще недавно врачи и педагоги настоятельно рекомендовали: как только малыш научится сидеть, он должен «подружиться» с горшком. Наши бабушки практиковали и более радикальные методы – держали кроху над горшком с 2–3 месяцев, вырабатывая у него условный рефлекс.

В 1980-е годы в Москву приехал доктор Б. Спок. Посещая дошкольные учреждения, он удивлялся, что дети в полтора года ходят в сухих штанишках целыми днями. В яслях, где дети воспитывались с 2 месяцев, применялась четко разработанная система высаживания. Малыша, умеющего самостоятельно садиться, довольно часто в течение дня высаживали на горшок со всеми вместе: перед сном и после сна (если встал сухим), перед прогулкой и после нее, а также спустя 10–15 минут после кормления. Взрослые неизменно поощряли положительный результат каждого. Подражая сверстникам и желая заслужить похвалу, малыш старался изо всех сил. У него не было времени самому регулировать естественные потребности. С 2–2,5 лет, полагая, что ребенок повзрослел, ему разрешалось идти в туалет по собственному желанию. Ныне дети в закрытых дошкольных учреждениях показывают такие же положительные результаты.

Домашние дети до 3 лет и даже старше все еще нуждаются в радикальной помощи взрослых. Использование памперсов сводит на нет контроль за естественными отправлениями ребенка, да и взрослым невдомек заострять его внимание на результатах, давать им положительную оценку.

На этом фоне первые попытки приучения к горшку в домашних условиях выглядят наивно, так как нет главных стимулов – подражания и поощрения. Поэтому рекомендация покупать горшки разной формы, цвета и даже с музыкальным сигналом, усаживать на них любимые игрушки, разрешать малышу в нем «варить кашу», одевать на голову – это всего лишь забава и для ребенка, и для взрослых. Убедившись в собственной несостоятельности, взрослые все-таки начинают насильно усаживать ребенка кто в 8 месяцев, кто в год, а кто и в два, вызывая у ребенка бурю гнева и протеста, а иногда страх и ненависть к горшку. Трудно себе представить, что ребенок, воспринимая горшок как игрушку, сможет вдруг разобраться в истинном его назначении.

Современные исследования показали: независимо от того, как рано вы озадачились этой проблемой, умение отслеживать собственные отправления формируется у детей лишь к 2,5–3 годам. Чтобы сохранить силы и не утратить эмоционально положительный контакт с малышом, многие родители спокойно берут тайм-аут на два года. Те же, кто не желает так долго ждать, должны запастись терпением. Процесс приучения к горшку будет долгим и волнообразным: кратковременная демонстрация успехов может смениться полным фиаско на несколько дней. Так будет продолжаться до тех пор, пока вашему чаду не минет 2,5, а то и 3 года. Так что каждая семья вольна делать свой выбор.

Малыш 6-12 месяцев – большая непоседа, поэтому приходится постоянно следить за его опрятным видом, устранять непорядок в одежде, довольно часто посещать ванную комнату: то умыть, то подмыть, то вымыть руки перед едой, то искупать. Ребенок с удовольствием идет в ванную. При виде воды он приходит в восторг, пытаясь ухватить струю, хлебнуть из-под крана. Следует направить эту неуемную энергию в русло решения педагогических задач. Умывая малыша, приговаривайте:

Водичка, водичка,

Умой Ване личико…

 

А затем пусть он сам покажет свое полотенце.

Вечернее купание превращается в милый семейный ритуал, в котором участвуют оба родителя. Малыша ждут забавы с водой и красочными игрушками, где можно вдоволь поплескаться, похлопать руками по воде. Воспользуйтесь моментом, наполните содержанием его игры. Пусть ребенок вылавливает пластмассовые шарики, уточки, лодочки, а вы называйте, какого они цвета, величины. Малыш начинает понимать, о чем говорят с ним взрослые. Суть слышимых слов дополняется собственными тактильными ощущениями: вода теплая – холодная, мыло скользкое, губка мягкая и т. д.

Вытирая малыша, папа произносит: «Шея, плечи, спина». Мама, одевая пижаму, целует и называет: «Лоб, локоть, пяточка».

Заканчивается долгий день, наполненный разными интересными делами и событиями, в кругу самых близких и дорогих людей. Так тихо, уютно, но неизвестно, как будет вести себя дальше этот непредсказуемый выдумщик.

Даже в одной семье каждый ребенок – иной, каждый – индивидуальность. И ничего нет удивительного в том, что мы не всегда правильно угадываем его желания, не всегда понимаем, что для него важно в данный момент. Главное – мы любим его и хотим вырастить счастливым.

 


Date: 2016-02-19; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию