Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От девяти до двенадцати месяцев
Особенности развития и воспитания Малыш подрос, и можно уже начинать подводить итоги: с чем он приходит к своему первому дню рождения? Итак, в режиме дня детей от 9 до 12 месяцев два дневных сна по 2–2,5 часа и четыре кормления: завтрак, обед, полдник и ужин. Длительность ночного сна – 11 часов. Последний период первого года жизни – время серьезных приобретений. Просто диву даешься, откуда у такого крохотного создания берутся физические и моральные силы, чтобы выдержать столь бурное развитие. Психологи отмечают: активность десятимесячного ребенка можно рассматривать как устойчивую личностную характеристику, которая проявляется в отношении к людям, предметам и самому себе. В этот период он начинает ходить, произносить первые слова, пытается участвовать в деятельности взрослых и даже пробует «руководить», причем не только ими, но и предметами и игрушками. И все же эта кроха нуждается в опеке, внимании, ласке. Кормите ли вы ребенка, укладываете спать, купаете, умываете, раздеваете или одеваете – словом, выполняя любое из этих действий по обеспечению жизнедеятельности, вы еще и обучаете малыша: действуете его рукой, показывая необходимые движения, называете предметы обихода, одежды, обуви, знакомите с понятиями: теплое – холодное (суп, вода), твердое – мягкое (булка, печенье) и т. д. Каждый раз побуждайте малыша к подражанию в активной речи: «Дай! На! Иди!» и т. п. Приучайте его спокойно сидеть за столом, благодарить, бережно относиться к вещам, еде и предметам. Ребенок уже способен усваивать достаточно большой объем новых умений и знаний. Вы заметили? Он начал проявлять активность: хватает ложку, чтобы самому есть, пытается надеть сандалии. Не отмахивайтесь от его желаний, не гасите попытки действовать самостоятельно. Конечно, проще отстранить ребенка, сделать все за него (умыть, накормить, одеть, обуть), чем обучать, тратить время и нервы. Но с точки зрения воспитания это тупиковая, бесперспективная позиция. Дело в том, что существуют так называемые сензитивные периоды, наиболее благоприятные для развития и формирования тех или иных умений. Так, в 10–11 месяцев начинается период приобретения навыков самообслуживания – ребенок стремится все делать сам. Если упустить эту возможность, не поддержать желание малыша, каждый раз подавлять его активность, то интерес к самостоятельным действиям со временем исчезнет, уступая место другим увлечениям. Позже все попытки приучить самостоятельно есть, одеваться и т. д. обойдутся дорого и ребенку, и вам: последуют обоюдные обиды, разочарования, недопонимание. Предоставляя малышу возможность действовать самостоятельно, наберитесь терпения на многие месяцы и в то же время будьте спокойны: его энергия направлена в нужное русло. Разумеется, без помощи взрослого ему не обойтись. Создайте необходимые условия: карапузу не дотянуться до крана – поставьте устойчивую низкую скамеечку. Продумайте все мелочи: предусмотрите вместо пуговиц кнопки, вместо шнурков липучки. Пусть малыш учится самостоятельно раздеваться (это легче, чем одеваться), пытается стаскивать носки (не колготки) и т. д. Подражание – один из эффективных методов обучения. Сажая малыша за общий стол, вы уже обеспечиваете успешность процесса обучения. Но не увлекайтесь, не завышайте требования (предлагая вилку), помните: возрастные возможности ребенка весьма ограничены. Выполняемое действие должно быть конкретным, понятным малышу и результативным. Ваша задача – обращать его внимание на результат и закреплять его. Ложку давайте только для второго блюда – у малыша больше шансов донести до рта хоть часть того, что удалось зачерпнуть. А пока он будет вылизывать ее, вы успеете накормить его другой ложкой. Не скупитесь на похвалы: «Молодец, сам выпил молоко (снял варежку, подал колготки)!». Для малышей похвала – лучшая поддержка. Демонстрируйте свое доверие. Не торопите карапуза, если он, пыхтя, пытается что-то сделать сам. Выполняемое действие должно быть коротким, иначе ребенок устанет, потеряет интерес. К тому же детям свойственно затевать игру, забыв, что нужно делать: вместо того чтобы мыть руки, они стремятся попробовать воду из-под крана, с хохотом начинают брызгаться. Останавливайте нежелательные действия, не давайте им закрепиться. Не стоит переживать по поводу беспорядка, который устроит малыш во время еды, но приучать его к аккуратности нужно. Сразу же устраняйте «неполадки»: одной салфеткой вытирайте испачканные рот и руки, другой – стол. Во время еды ребенок должен быть опрятным, стол – чистым. Полом вы займетесь позже, когда малыш, поблагодарив, возвратится к своим игрушками. Главное во всех этих действиях – то, что ребенок с интересом и по собственной инициативе обучается социально полезным навыкам. Примерно с 10 месяцев малыш начинает осваивать самостоятельную ходьбу. Каждое его новое умение родители воспринимают как достижение. Это правильно. Но при этом ни в коем случае не надо волноваться, если один соседский ребенок уже пошел, а другой заговорил. Не стоит, теша собственное самолюбие, заниматься натаскиванием детей. Гонка родительских амбиций к хорошему не приведет – ребенок будет получать нагрузку, с которой ему сложно справиться. Он начнет уставать, страдать, потеряет интерес к окружающему. А вот помогать ему в приобретении новых умений, обучать необходимо. Многие родители, желая помочь ребенку освоить ходьбу, используют разные приспособления (вожжи, ходунки и т. п.) или предлагают передвигаться, толкая перед собой каталку. С помощью этих приспособлений ребенок привыкает двигаться, наклонившись вперед, что отрицательно сказывается на самостоятельной ходьбе, развитии чувства равновесия и формировании осанки. Следовательно, приспособления эти не только не помогают, но и мешают освоению навыка ходьбы. Не следует также водить ребенка за одну руку – это провоцирует искривление позвоночника. Самый рациональный способ – вести ребенка на себя, поддерживая за обе руки, или, стоя сзади и придерживая за локти, вести вперед. Так малыш учится осваивать свободное пространство перед собой. Для поддержания духа этого умельца пойте в такт его шагам: «Ходит Таня ножками, ножками-сапожками, топ-топ, топа-топ! Наша деточка идет, ни за что не упадет, топ-топ, топа-топ!». Повторим, что мамам не следует устраивать соревнования: чей ребенок пойдет первым. Не торопите события, иначе вы только замедлите развитие малыша. Готовность к ходьбе – сложное образование. Чувство равновесия и координация появляются у детей в разные время: от 10 до 15 месяцев. Разница в сроках обусловлена тем, что созревание мозга и тела индивидуально для каждого ребенка, требует своего времени для свершения такого кардинального прорыва в пространство. Многое зависит от силы мышц малыша и достаточной скоординированности его движений, от уверенности в себе и имеющихся стимулов. А главное, к ходьбе ребенка побуждает непреодолимое стремление выйти за собственные пределы. Беспомощный во всех отношениях, он совершает настоящий подвиг, никому не подражая, ни на кого не надеясь. Оцените по достоинству его храбрость. В один прекрасный момент он вдруг решается отпустить руки и делает первые робкие шаги (кто в сторону, кто вперед). Создайте условия для успешного освоения ходьбы. Если в комнате тепло, пусть малыш ходит босиком или в носках – в обуви сложнее удерживать равновесие, а если еще и подошва скользит, он может потерять уверенность в себе. Так что подходите к подбору обуви с особым вниманием: она должна быть легкой, по размеру ноги, с жестким задником и рифленой подошвой. Расставьте мебель так, чтобы не было больших пространств, проверьте устойчивость предметов. Предусмотрите по всей квартире уголки для отдыха: низенький диванчик, детский стул и т. п. Вы раньше даже не предполагали, сколько у вас в квартире острых углов! Теперь держите их на примете, чтобы синяки и шишки появлялись у вашего пешехода как можно реже. Французы рекомендуют дутые резиновые обручи в виде венка, но на них соглашается не каждый малыш. У нас в продаже есть специальные уголки из латекса, которые смягчают удар. Обезопасьте пальцы любопытных непосед, установив на межкомнатные двери специальные мягкие «держатели». Возможно, вы не всегда успеете поддержать ребенка – случаются и ушибы, и падения. Не стоит это драматизировать и ограничивать двигательную активность ребенка. Конечно, вы можете сделать его тихим и спокойным, удобным для вас во всех отношениях, ведь малыш – податливый материал. И все же наступит время, когда вам будет приятней видеть своего любимца инициативным, целеустремленным. Но откуда возьмутся эти качества, если для их развития вы сами вовремя ничего не сделали. Так что найдите в себе мужество, призовите на помощь житейскую мудрость и отпустите ребенка от себя, признайте за ним право быть активным и самостоятельным и обязательно показывайте, что вы любите его еще и за это, гордитесь им. День ото дня ребенок ходит все увереннее. Как бы вы ни торопились, не хватайте его в охапку, а предложите идти самому, но попутно объясняйте, куда вы держите путь, по какому поводу. Учите его ориентироваться в квартире: «Где мы моем руки? Где у нас кухня?» и т. д. Для закрепления навыка свободной ходьбы требуется время, поэтому не удивляйтесь, если, попав в дискомфортные условия (испугался внезапного стука), изрядно устав перед сном, заболев, малыш на какое-то время возвратится к ползанию. Во время бодрствования предлагайте ребенку игрушки, стимулирующие ходьбу: тележки, машинки разной величины, цветные мячи, шарики, кольца. Предоставьте малышу возможность полазить, самостоятельно преодолеть препятствие: перелезть через надувное бревно, скатанное валиком ватное одеяло. Он с увлечением будет залезать и слезать, если вы предложите ему коробки, ящики, большие чемоданы с бортиками высотой 5–7 см. Всего за три месяца ребенок овладевает такими сложными умениями, как умение самостоятельно ходить и говорить первые слова. В большинстве случаев ходить он начинает чуть раньше: малышу трудно одновременно двигаться и говорить. В этот период закрепляется лепетное говорение: ребенок, находясь в хорошем настроении, произносит целые тирады, интонационно оформленные, яркие, радостные. Если же он недоволен или раздражен, то тут же замолкает. Речь ребенка развивается не из всех голосовых проявлений. Формы и выразительные средства крика, плача почти не изменяются, а лепет и его различные трансформации (модулирование, вариативность, выразительность) становятся разнообразнее. Все чаще гласные звуки появляются в сочетании с согласными [б] и [п], которые ребенку легко воспроизвести – для этого нужно только чуть-чуть сомкнуть губы. Именно из этих звукосочетаний сложатся его первые слова. Создавайте атмосферу любви, ласки, понимания, разговаривайте с ребенком в тишине один на один. Произносите звуки, которые есть в его лепете, постепенно вводите новые звукосочетания: та, да и др. Малыш чутко реагирует на новое, прислушивается, всматривается в лицо говорящего. При тесном эмоциональном контакте даже трогает губы взрослого, вкладывает пальцы в его рот, ощупывает зубы. Ребенок сначала старательно повторяет за взрослым новые звукосочетания, а оставаясь один, с удовольствием упражняется в их произношении, прислушиваясь к новым звукам, «играя» ими. Душевное расположение к любимому взрослому рождает стремление высказаться – малыш вот-вот произнесет свое первое слово. Не пропустите этот дивный момент. Его первые мама, баба звучат как радостное приветствие. Только восхищенные реакции взрослых помогут ребенку понять смысл и значение того, что произошло. Откликайтесь на речевые проявления малыша, прислушивайтесь к нему, пытайтесь понять его – это стимул для дальнейших попыток говорить. Внимательный слушатель и активный собеседник нужны малышу для его речевого развития. С появлением первых слов начинается новая фаза общения – речевая. Высказывания ребенка, состоящие из одного слова, имеют значение предложения и понятны взрослому. Первые слова крайне редко связаны с потребностями ребенка, они важны в эмоциональном плане, ибо вызывают у него приятные ассоциации: мама, на, дай. Следите за чистотой своей речи, говорите так, чтобы малыш мог понять смысл услышанных слов. Ему потребуется время, чтобы «решить», какими звуками воспользоваться. И вот уже для обозначения конкретного предмета он начинает употреблять удобное ему звукосочетание, которое порой не похоже на образец взрослого. Даже если слово ать не имеет ничего общего с общепринятым – чашка, следует рассматривать его именно как слово. Вы угадали это слово-самоделку – и радость малыша безгранична. Словотворчество крохи не всегда правильно оценивается взрослыми. Одни разочарованно отмахиваются: «Произносит какую-то несуразицу!». Таким взрослым следует знать: говорить не значит подражать звукам ради них самих. Смысл речи в том, чтобы установить общение между людьми. Другие взрослые, понимая, что говорит ребенок, начинают поправлять его, требовать, чтобы он повторил слово правильно. Тогда малыш замыкается, у него пропадает желание говорить. Помните, ребенок не подражает языку взрослых, а осваивает его в развитии. Некоторые родители делают вид, что не понимают слов-самоделок, и этим разочаровывают малыша. Если вы поняли ребенка, значит, между вами уже состоялось языковое общение. К чему отказываться признавать это? Вы таким образом нарушаете языковое развитие собственного ребенка. Слова-самоделки без всяких подсказок со временем «превратятся» в правильные слова. А пока помогайте малышу накапливать словарный запас: собственные слова-самоделки, полные и облегченные слова (машина – би-би, собака – ав-ав и т. п.). Не забывайте обращать внимание ребенка на слова, обозначающие действия: иди, пей, на и др. Освоив их, малыш сможет точнее выражать свои потребности и желания. Важны также и слова-понятия: нехорошо – ай-яй-яй, нельзя – ну-ну-ну. Первые слова ребенка в большинстве случаев имеют ударение на первом слоге – их легче произносить. Учитывайте это при подборе новых образцов для подражания. Считается, что словарный запас детей к одному году состоит из 6-10 слов. Здесь отмечаются очень существенные индивидуальные различия: одни дети осваивают речь с опережением, другие несколько отстают. Не всегда дети, заговорившие позднее сверстников, в дальнейшем уступают им в беглости речи. Даже если ребенок говорит немного слов, он внимательно слушает и учится понимать. А понимание речи и активная речь – процессы взаимосвязанные и взаимозависимые. С 9 до 12 месяцев количество понимаемых слов интенсивно увеличивается. Ребенок запоминает не только свое имя, но и имена окружающих людей – взрослых и детей, названия предметов и игрушек, с которыми действует. Он также понимает слова, обозначающие элементарные практические и игровые действия с предметами, названия новых движений. Ребенок будет успешней овладевать речью, если ему интересно и взрослый демонстрирует собственную заинтересованность в этом процессе. Ваша речь должна быть немногословной, спокойной и размеренной, чтобы малыш успевал осмыслить услышанное. То слово, которое вы хотите донести до ребенка, необходимо многократно повторять в различных предложениях, делать на нем логическое ударение, произносить его в разных ситуациях, с разными выражением лица, интонацией, жестикуляцией. Не бойтесь переиграть. Чем больше при этом задействовано органов чувств малыша, тем эффективней идет процесс. «Идет коза рогатая…» – заговорщицки начинает дедушка, и ребенок ощущает ласковое прикосновение его пальцев, чувствует их передвижение по собственному телу, чутко воспринимает звучание слов, ритм, рифму, с восторгом всматривается в выражение его лица и с замиранием сердца ожидает концовку. Разговаривайте с ребенком, называйте все, что попадает в поле его зрения и в помещении, и на прогулке. Демонстрируя предмет или действие с ним, произносите как полное слово, так и облегченное: «Самолет, ту-у-у! Мяч упал, бах!». Постепенно ребенок будет пополнять ими свой словарный запас. Не торопите его. Предоставьте ему возможность развиваться плавно и самостоятельно. Он сам разберется, какую информацию воспринять сейчас, какую оставить на потом. Обращайте внимание на понимание тех действий, которыми свободно пользуется малыш: «Спи! Держи!». Именно они лягут в основу вашего делового общения. Вы просите: «Дай куклу Лялю!». Малыш сначала внимательно прислушивается, а затем с удовольствием подает куклу. Расширяйте словарный запас понимаемых слов: бери, погладь, возьми, сядь, держи и т. п. Успехи вдохновляют, и малыш с радостью выполняет простое задание: «Дай мяч!» (игрушка находится рядом). А потом он сможет отыскать его среди 2–3 игрушек, найти в другом конце комнаты. Замечено, что дети находят и показывают названный предмет среди других быстрее на картинках, чем в реальной жизни. Важно называть предмет определенным словом, не заменяя другим: «Где варежка! Вот варежка!». (Не следует говорить: «Вот она!».) Ребенок придает большое значение собственному имени. Личные местоимения еще долго будут недоступны ему. Поэтому, обращаясь к ребенку, скажите: «У Васи большая машина!». (Вместо: «У тебя большая машина!».) К концу года у ребенка начинает формироваться одна из сложных мыслительных операций – обобщение. На занятии он с интересом наблюдал, как зайчик танцует. Позже, в свободной игре, он пускает в пляс то большого, то маленького зайца. Выполнение одного игрового действия с 2–3 однотипными игрушками свидетельствует о формировании умения обобщать. Вы показали ребенку, как можно уложить куклу спать, а спустя некоторое время он по собственной инициативе баюкает то куклу, то собачку, то машинку, тем самым демонстрируя обобщение действия. Сначала функция обобщения формируется в конце первого года жизни в действиях с предметами и только на втором году жизни – в активной речи ребенка. Чтобы это произошло, действиям с предметами нужно обучать. Уже никто из взрослых не удивляется, когда говорят, что с ребенком необходимо заниматься, планомерно продвигая его в развитии, но с учетом его возрастных возможностей. Так, некоторые родители, обуреваемые идеей раннего развития, принимаются обучать своих детей счету, запоминанию букв. Однако, даже если ребенок и сумеет что-то выполнить, это еще не означает, что он все запомнил и понял. На следующем занятии взрослого ждет разочарование: малыш отказывается заниматься, не слушает и даже не смотрит в нужном направлении. Не думайте, что он упрямится. Ему просто неинтересно и непонятно. Необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, его возможности и интересы, иначе можно только навредить ему. Обучая действию с сюжетными игрушками, не обязательно создавать особые условия. Дождитесь момента, когда ребенок не занят игрушками, отодвиньте некоторые из них в сторону, чтобы он не отвлекался, и начинайте. Симпатичный зайчик появляется внезапно, вызывая положительные эмоции. Угостите его морковкой, приговаривая: «На!». Уточните: «Как зайчик ест? Ам-ам!». После этого заяц весело скачет, а малыш искренне радуется. Он и не заметил, что, играя, учился первым игровым действиям (умению кормить), самостоятельным речевым проявлениям (На! Ам-ам!), умению выполнять просьбу (подержи, покорми), быть добрым, внимательным. А занятие длилось всего три минуты! С помощью таких коротеньких незатейливых сюжетов ребенок обучается основным действиям с игрушкой, которые близки и понятны ему: кормить, ходить, танцевать, укладывать спать. Показывайте ребенку основные предметы (ложка, миска, чашка, одеяло), называйте их, знакомьте с их назначением, демонстрируя действия с ними. Обучение невозможно без эмоционального контакта с ребенком. Вас объединяют общее дело, общие интересы, общая радость. Демонстрируя новое действие, выполняйте его не спеша, кратко объясняя суть происходящего. Если ребенок не смог повторить это действие, деликатно помогите, действуя его рукой. Не раздражайтесь, не корите малыша, если у него что-то не получается. А вот хвалить ребенка нужно как можно чаще. Похвала – путь к успеху. Действуя вместе с ребенком, не требуйте точного подражания. Это ему пока не по силам. Поддерживайте интерес к занятию сюрпризными моментами (неожиданное появление и исчезновение игрушки), побуждайте малыша к активным действиям (поводи, покачай, покажи), речевым проявлениям. Помогайте ребенку осваивать соотносящие действия. В 9 месяцев он умел снимать колечки со стержня, а в 10–11 месяцев ему уже интересно надевать их, а также бросать в корзинку и вынимать из нее мелкие игрушки. К году ребенок с вашей помощью уже способен приступить к решению серьезной задачи – осваивать правильные способы действий с предметами, будь то кубик, ложка или кукла. Это работа не одного месяца. Успешное овладение такими действиями позволит малышу на следующих этапах развития справляться с более сложными задачами. В 11–12 месяцев ребенок осваивает новое действие: строит башню из кубиков и кирпичиков. Не забывайте, при обучении важна ситуация успеха. Создать ее нетрудно. Предлагайте не более 2–3 предметов. Они должны быть небольшими, удобными для захвата, обязательно деревянными (пластмассовые неустойчивы). Ребенок, увидев результат своих самостоятельных действий, будет радоваться успеху вместе с вами. Психологи отмечают, что самостоятельность при выполнении действий способствует формированию целенаправленности.
Обучение – это не только демонстрация новых умений и контроль за их выполнением, но и умение добиваться результата. Так, девяти-, десятимесячный ребенок, увидев низко висящую ленту, тут же дергает за нее – вверху звенит колокольчик. Вы создали подсказывающую ситуацию для овладения новым действием – использование предмета как средства достижения результата. По такому же принципу малыш может приблизить к себе машинку, потянув за веревочку, а палочкой не только отодвинуть, но и придвинуть любую игрушку. Так возникает первый опыт использования орудий. Ребенок начинает осваивать практические действия, направленные на достижение результата и основанные на выявлении связей между предметами. При выполнении разнообразных действий у ребенка формируются такие важные психические процессы, как восприятие, мышление, речь, внимание, память. К концу года он уже в состоянии концентрировать внимание, ориентируясь лишь на установку взрослого: «Ну-ка, посмотрим, что у нас в коробочке?». В момент наивысшей заинтересованности малыш свободно повторяет за взрослым облегченные и полные слова, обозначающие предметы и действия, понимает, о чем говорит взрослый, запоминает, например, где хранятся игрушки. К концу года ребенок совершает новые действия, не только подражая взрослому, но и выполняя его словесное указание. Запас таких действий невелик, но он свидетельствует о начальном этапе развития предметной деятельности. Насколько успешно освоил ребенок то новое, чему его обучали, можно узнать, понаблюдав за ним во время игры. Малыш осторожно ставит кубик на кубик, да еще и экспериментирует, пытаясь установить кирпичик на шарик, а затем прокатить оба предмета. Постарайтесь, чтобы вокруг не скапливалось большое количество игрушек, тогда ребенку будет интересно играть самому. Их пестрота и обилие отвлекают и даже угнетают малыша. Одновременно для игры можно давать 2–3 машинки разного цвета, 2–3 кубика и кирпичика, 6–7 разноцветных шариков разной фактуры, 2–3 мяча, 2–3 мисочки, маленькое ведерко и корзиночку, юлу, барабан, 2–3 сюжетные игрушки. Особое внимание уделяйте куклам. Не покупайте дорогие игрушки. В порыве исследования ребенок может оставить их без наряда и даже без глаз. Ограничьтесь пока простыми небольшими куклами, которых можно усадить и уложить спать. При перечислении необходимых игрушек может показаться, что их много. Но ребенок передвигается по квартире, и игрушки невольно «расползаются» повсюду. Он начинает играть с теми, что попадаются ему на глаза. Устраивая «островки» отдыха, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не скучал, специально подберите предметы: мишка, завернутый в одеяльце, кукла и рядом ложка. Ребенок, увидев мишку, сядет и покачает его: «А-а-а!». В другой раз устроится на стульчике, чтобы покормить куклу: «Ам-ам!». Бытует устойчивое мнение: если малыш самостоятельно ходит и начинает говорить, он может и самостоятельно играть. Крайне неверная позиция! Ребенка необходимо учить игре именно сейчас, в момент зарождения первых ростков игровой деятельности, которая будет сопровождать его долгие годы. Играть с ребенком – это не значит заниматься с ним. Цель этой деятельности одна – обогащение игрового опыта малыша. Он взял лошадку, вертит ее в руках. Подскажите, что лошадка может делать: пить из ведерка (пей!), скакать (но-но!). Важно, чтобы ребенок запомнил и сам выполнял эти пока еще одиночные действия, которые следует рассматривать как основу будущей сюжетной игры. В дальнейшем одиночные действия сложатся в логическую цепочку последовательных действий сюжетной игры, а вот истоки ее просматриваются именно сейчас – в конце первого года жизни. Так что помогайте малышу запоминать то, чему обучали его на занятиях. Благодаря обучению ребенок выполняет специфические действия: мяч катит, из кубиков строит башенку. Усложните игру, покажите другие игровые действия со знакомой игрушкой. Вместе скатывайте шарик по желобу, прокатывайте его под аркой. В следующий раз ребенок уже самостоятельно выполнит эти действия с машиной, демонстрируя умение обобщать. Если же вдруг он начнет стучать машинкой по кубику, замените предметы, отвлеките его от неспецифических действий. Постарайтесь, чтобы они не закреплялись в самостоятельной игре малыша. Он осознает, что имеет власть над игрушкой: может извлекать звуки по собственному желанию, но сам остановиться не может. Приходится следить за его действиями. Если вы заметили, что малыш, сравнительно долго нанизывавший колечки на стержень, явно устал (сидит, беспомощно оглядываясь вокруг), помогите ему сменить место, объект и характер действия. Предложите побегать за мячиком. А если он много двигался, пусть разворачивает пакет, состоящий из двух слоев бумаги (оберточная и фольга), шуршит ею, разглядывает. Сюрпризом станет маленькая игрушка внутри. С точки зрения взрослого, в такой игре нет ничего особенного. А для маленького человечка это и упражнение для мелкой моторики рук, гибкости пальцев, и активизация зрительного и слухового восприятий, и всплеск положительных эмоций, и удовлетворение от того, что усилия не пропали даром. В этом возрасте малыш все еще бросает игрушки с дивана на пол. Но теперь у него другие цели: он хочет привлечь ваше внимание, приглашает к сотрудничеству. Откликнитесь, вместе собирайте игрушки, подбадривайте малыша словом, мимикой, жестом. Можно усложнить игру, привязав к некоторым предметам тесемочки. Сам выбросил игрушку – сам вытянул ее. А уж если ребенок соскучился без вас, пусть выполняет поручения: «Принеси собачку, ав-ав. Вот собачка! А где еще собачка, ав-ав? Как лает собачка? Скажи: ав-ав!». В такой совместной игре развиваются активная речь, ее понимание, двигательная активность и ориентировка в окружающем. А узнавание и поиск однотипных игрушек способствуют дальнейшему формированию функции обобщения. Успешное достижение результата, впечатление от эффекта собственной активности придадут малышу уверенности в себе, в своих возможностях. При неудачах, неумении совершить какое-то действие у ребенка могут сформироваться неуверенность, робость. Не упускайте такие моменты, придите на помощь! Вы видите, как ребенок старается открыть коробку. Если вы считаете, что это ему по силам, пусть пыхтит дальше. Результат будет стоить его усилий, и вы вместе порадуетесь успеху. Но, если вы видите, что помощь необходима, не дожидайтесь разочарованного рева. Соблюдайте одно из правил эффективного воспитания: любому делу должно сопутствовать радостное настроение. Детям нравится, когда вы устраиваете подвижные игры «Разбрасывание и собирание шариков», «Догони собачку», «Поймай птичку» и т. п. С ребенком можно играть в разные виды пряток: присядьте за спинку стула, спрячьте на глазах у ребенка маленькую игрушку в своих ладонях, зайца – за подушку так, чтобы были видны его ушки, а заводную собачку – под легкой салфеткой и т. д. Прятки развивают ориентировку в окружающем, стимулируют двигательную активность ребенка, совершенствуют зрительное и слуховое сосредоточение. При показе заводных игрушек ребенок внимательно следит за характерными движениями (лягушки, медведя), прислушивается к разным голосам (собачка, кошка, петух). Всплеск положительных эмоций сочетается с двигательной и речевой активностью. Интересно разворачиваются игры в ванной комнате: ребенок самостоятельно пользуется предметами-орудиями, вылавливая из воды игрушки с помощью сита, сачка, половника, палки. Такие действия развивают ловкость рук, а неизменный результат приводит к формированию целенаправленных действий. В ванной можно организовать «рисование» на кафельной стене разноцветной зубной пастой всей ладонью или пальцами. Это развлечение развивает гибкость пальцев, силу ладошек. В комнате можно организовать совместное рисование фломастерами, восковыми карандашами, маркерами на альбомных листах. В течение дня вам не раз приходится убирать игрушки на место. Как бы вы ни устали, как бы ни торопились, возьмите себе за правило последние 3–4 игрушки убирать вместе с малышом: берите игрушку его руками и относите ее на место. Именно в этом возрасте начинает формироваться стремление к порядку и чистоте. Ребенок продолжает проявлять стойкий интерес к взрослым делам, жаждет жить общей жизнью со всеми членами семьи. Предоставляйте ему эту возможность: разрешайте убирать на место ложки, после бабушки «мыть» овощи для салата, перед обедом придвигать стулья к столу и т. п. Так ребенок быстрее и эффективнее постигает окружающий мир. Кроме того, в эти моменты укрепляются семейные узы. Чтение книг, совместное рассматривание иллюстраций – любимое занятие малыша в вечернее время. Рассматривая изображение знакомого животного, называйте его, вызывайте у ребенка звукоподражание. Пусть малыш покажет нос, глаза, уши у каждого животного, найдет среди своих игрушек аналогичное, поставит его рядом с нарисованным (умение обобщать). Можно организовать показ фрагментов мультфильмов (1–2 действия знакомых персонажей). А если за окном пасмурно и малыш явно хандрит, поднимите ему настроение, включив музыку. Он учится различать спокойную и плясовую мелодии, с интересом слушает разное звучание колокольчика и металлофона. Ему нравится вместе со взрослым плясать, помахивая руками, хлопая в ладоши. Ребенок с интересом следит за взрослым, когда тот, ласково напевая, действует его руками: «Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки. Хлопали в ладошки, хлопали немножко. Да-а-а!». Малыш увлеченно подхватывает: «Да-а-а!». Полезное времяпровождение – совместные наблюдения того, что видно из окна: взрослый комментирует все, что происходит на улице, а ребенок с интересом смотрит, слушает и выполняет просьбы взрослого («Позови собачку, помаши крылышками, как птички. Скажи всем: до свидания! Пока!»). Особое внимание следует уделить прогулке. Понятно желание молодых мам отдохнуть на улице, расслабиться, пообщаться с подругами. Но воспитание – процесс непрерывный. Можно многое упустить, недооценивая значение времени, отпущенного на прогулку. Подкатите коляску как можно ближе к стайке птиц, покормите их. Ребенок будет с интересом наблюдать за их поведением. Поводите его по деревянному крокодилу, бревну, познакомьте с детской горкой, покатайте на карусели. Пусть ребенок понаблюдает за играющими в песочнице детьми, походит вокруг своей коляски, займется игрушками. Можно устроить семейный поход в парк. Самое главное – папа и мама рядом, все вместе испытывают радостное удовлетворение от такого тесного эмоционального контакта. На прогулке может возникнуть конфликт. Ребенок увлеченно занимается любимой игрушкой, вдруг рядом с ним появляется решительно настроенный сверстник, который без слов пытается завладеть ею. Если ваше чадо смиренно отдаст игрушку, вы, вздыхая, мысленно сделаете вывод: «Вот так всю жизнь и будет оставаться ни с чем!». Если же он начнет возмущаться, вам станет неловко: «В нашей семье жадных нет». Не спешите делать выводы, тем более неверные. Прежде чем ребенок научится делиться, он должен научиться различать свое и чужое. Первый опыт он получит позже, когда начнет взаимодействовать со сверстниками. В его понимании любимая игрушка станет важным и ценным объектом, с которым трудно расстаться. Умение делиться, меняться возникнет к 3 годам как результат установления и совершенствования контакта с другими детьми. Пока же в воспитательных целях берите с собой на прогулку несколько игрушек, делитесь ими, а любимая пусть остается у вашего ребенка. Так будет справедливо. Пришла пора внимательно посмотреть на ребенка со стороны, ведь это уже совсем не то крохотное, беспомощное существо, о котором вы постоянно думаете, денно и нощно заботитесь. У ребенка постепенно формируется, а к концу года обогащается, детализируется образ собственного Я. Основой его остается стойкое ощущение своей значимости для людей ближайшего окружения; добавляется же переживание себя как существа, активно воздействующего на мир. Теперь уже не всегда удается управлять малышом лишь разрешениями и запретами. Ребенок требует, чтобы с ним считались, умеет четко выражать свое отношение к происходящему, а порой старается сам руководить взрослыми. Все это следует рассматривать как ценное достижение в его развитии. Родители отмечают, что к концу года ребенок начинает проявлять раздражение, обиду, упрямство и даже агрессию. Психологи объясняют: за этими негативными симптомами просматривается кризис первого года жизни. Любящим взрослым следует, считаясь с этим, изменить, а порой и перестроить свое отношение к ребенку. Необходимо уважать его право на свободу выбора действий, желаний. Только при таком отношении взрослого кризис будет протекать спокойно, без явных вспышек негативизма. Задумайтесь, какие серьезные проблемы приходится решать вместе с ребенком, которому всего год. Не забывайте выражать свою нежность, внимание, ласку, любовь, не упускайте возможности как можно раньше дать ему все самое лучшее. Умения ребенка в возрасте от 9 до 12 месяцев 10 месяцев • Поднимается по лестнице на 3–4 ступеньки и спускается по ней.• По просьбе «Дай!» дает знакомый предмет.• Подражая, повторяет за взрослым новые слоги.• По просьбе взрослого выполняет соотносящие действия, может выполнять их самостоятельно. 11 месяцев • Стоит, делает первые шаги.• По просьбе взрослого приносит любую игрушку (появляются первые обобщения).• Произносит первые слова.• По просьбе взрослого делает башенку, снимает и надевает кольца на стержень. 12 месяцев • Самостоятельно ходит.• Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 слов.• Появляется обобщение в действиях: кормит, баюкает куклу.• Понимает имена взрослых и детей, названия некоторых предметов, действий, адекватно реагирует на такие слова, как хорошо, плохо, нельзя, отдай и др.• Узнает на фотографии знакомого взрослого.• Самостоятельно пьет из чашки, пытается действовать ложкой.Игры-занятия с малышом в возрасте от девяти до двенадцати месяцевИгры-занятия, способствующие развитию взаимодействия между ребенком и взрослым Веселые игрушки Положите две погремушки с удобной круглой ручкой в корзинку и накройте ее яркой косынкой или нарядной салфеткой. Предложите малышу сдернуть косынку и посмотреть, что внутри. Пусть он возьмет одну погремушку, а другую даст вам.Ритмично встряхивая погремушкой, напевайте песенку. Погремушки, погремушки, Вот веселые игрушки. Громко, громко так гремят И ребяток веселят! Игру можно сопровождать веселой, лучше плясовой народной музыкой (в аудиозаписи). Гремите погремушками, пока звучит мелодия, и прячьте их за спину с ее окончанием. Погоня Играйте в эту игру на полу, когда малыш научится хорошо ползать. Передвигаясь на четвереньках, громко шлепая ладонями по полу, приблизьтесь к ребенку, поцелуйте его. А затем таким же образом убегайте от него, приговаривая: «Догони мамочку! Догони-догони!». Когда он начнет вас догонять, развернитесь и, похлопав в ладоши, скажите: «Догоню детку (имя ребенка)! Догоню, догоню!». Пусть теперь малыш убегает, а вы догоняйте его. Эта игра доставит большое удовольствие малышу и никогда ему не надоест. Шлепаем по водичке Поставьте перед ребенком таз с водой и покажите, как можно ладошкой шлепать по воде. Шлепайте так по очереди и читайте стишок. Тепики, тепики, По водице хлопики. Хлопики ладошками Да босыми ножками! Г. Лагздынь Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз, побуждая его смеяться. Мыльные пузыри Вам понадобятся соломинка и мыльная пена. Посадите ребенка на пол, сядьте рядом. Пускайте мыльные пузыри, а малыш пусть их ловит. Эта игра обязательно понравится ему. Побежали, побежали… Учите ребенка уверенно двигаться по комнате под ваше пение. Чтобы ему было веселее, наденьте ему на ручки и ножки бубенцы. Побежали, побежали Ножки по дорожке! Побежали, побежали Ножки по дорожке! Топ, топ, топ, топ! Ножки по дорожке! Остановитесь и похлопайте в ладоши. Побежали, побежали Ножки по дорожке! Побежали, побежали Ножки по дорожке! Топ, топ, топ, топ! Ножки по дорожке! И. Черницкая На качели сели Встаньте посередине комнаты, широко расставив ноги. Возьмите малыша под мышки и раскачивайте его вперед-назад между ног. Напевайте песенку. Ой да, ой да, На качели сели. Ой да, ой да, Песенку запели. Постепенно увеличивайте темп движения. А потом еще раз Быстро раскачались. Все у нас, все у нас Весело смеялись. Э. Макшанцева В конце игры приподнимите малыша над собой так, чтобы он мог видеть ваше лицо, поцелуйте его. Стук да стук каблучком Игру лучше проводить на детской площадке. Рассказывая стишок, поднимайтесь по лесенке вверх, побуждая ребенка следовать за вами. Стук да стук каблучком, Это мы наверх идем! Преодолев 2–3 ступеньки, возьмите малыша на руки и скажите: «Вверх – скок!». А затем со словами «Вниз – прыг!» опустите его на первую ступеньку и начните все сначала. Греет солнышко теплее Крепко возьмите малыша за руки, зафиксируйте их в локтевых суставах. Кружите его, отрывая от пола и постепенно ускоряя темп движения. Пойте песенку. Греет солнышко теплее, Стало в доме веселее. Мы в кружок, мы в кружок Встанем поскорее. Постепенно замедляйте темп движения. Мы покружимся немножко, Веселей пляшите, ножки. И вот так, и вот так Попляшите, ножки! О. Высотская С окончанием пения остановитесь и плавно опустите малыша на пол. Мой конь Посадите малыша к себе на плечи, крепко держите его и, читая стишок, легко «скачите» по комнате. Гоп! Гоп! Конь живой И с хвостом, и с гривой, Он качает головой, Вот какой красивый! Я залез на коня И держусь руками. Посмотрите на меня — Я поехал к маме. М. Клокова Игра должна доставлять ребенку только приятные ощущения, поэтому двигайтесь так, чтобы он, мягко подпрыгивая «в седле», чувствовал себя уверенно. Мы идем и поем Устройте на полу в комнате несколько препятствий из диванных подушек. Возьмите малыша за ручку и, напевая две первые строки песенки, шагайте вокруг них. Мы идем, мы идем. Громко песенку поем! Взяв ребенка под мышки, приподнимайте его над препятствиями и плавно опускайте на пол (малыш перепрыгивает). Прыгнем раз да прыгнем два, Прыгать рады мы всегда! Ю. Островский Игры-занятия, развивающие зрительное восприятие Солнечные зайчики В солнечную погоду пускайте зеркальцем блики. Следите вместе с малышом за солнечным зайчиком, называйте предметы домашнего обихода, на которые он «запрыгивает». Ближе к вечеру в эту игру можно играть при помощи фонарика. Перекладываем овощи и фрукты Положите в коробку пластмассовые овощи и фрукты. Рассматривая и ощупывая, перекладывайте их вместе с малышом из коробки в корзинку. Обязательно называйте все, что он берет в руки.Эта игра познакомит малыша не только с цветом овощей и фруктов, но и с их названиями. Поезд Сделайте поезд из коробок, обклеенных снаружи и внутри цветной бумагой. Если он будет состоять из двух вагончиков, например, желтого и синего, то положите в них предметы и игрушки этих же цветов. Вывозя поезд из укромного места, напевайте песенку. Паровоз, паровоз, Новенький, блестящий! Он вагоны повез, Будто настоящий. Кто едет в поезде? Плюшевые мишки, Кошки пушистые. Зайцы да мартышки. О. Высотская Остановитесь, откройте коробки и вместе с малышом рассмотрите все предметы, собранные в них.В конце игры соберите игрушки, разместив каждую в «своем» вагончике. Увезите поезд и спрячьте его до следующего занятия.Играя в эту игру, ваш малыш познакомится с цветами предметов и игрушек. Большие и маленькие кубики Приготовьте два ведерка – большое и маленькое (в первое положите большие кубики, во второе – маленькие). Посадите малыша на пол, сядьте рядом. Покажите ему большое ведерко, предложите достать кубики и рассмотреть их. Затем рассмотрите содержимое маленького ведерка. В конце игры разложите кубики по ведеркам. Выполняйте все действия вместе с малышом. Он будет охотнее собирать маленькие кубики, так как их удобнее брать. Поэтому помогайте ему собирать большие кубики, а с маленькими он справится сам.Эта игра доставит большое удовольствие малышу и научит его различать большие и маленькие предметы. Погрузка кубиков и брусочков в машину Привезите игрушечный грузовик и предложите малышу погрузить в него кубики (брусочки) и кирпичики. Сначала помогайте ему, а потом побуждайте подражать вам: брать и укладывать «стройматериалы» в машину. Покатайте грузовик вместе с малышом. Эта игра научит его различать кубики и брусочки. Выбор Привезите игрушечный грузовик с кубиками и брусочками, выгрузите их на пол. Скажите ребенку, что вы будете строить башенку из кубиков. Возьмите один из них, покажите его малышу и попросите: «Найди еще кубик, вот такой!». Побуждайте его искать кубики и отдавать их вам. Затем постройте башню. Играя так, вы учите ребенка различать кубики и брусочки. Смешной тюлень Вам понадобится детский крем. Сядьте с малышом перед зеркалом. Выдавите немного крема на его ладошки, пойте песенку, сопровождая ее движениями. Жил да был Один тюлень. Поднимите руки малыша вверх и разотрите крем его ладошками. Все тюленю Было лень. Выдавите немного крема на кончик носа. Умываться каждый день — Лень! Слегка надавливая пальцем на носик, приподнимите его кверху. Одеваться каждый день — Лень! Выдавите крем на ножки. И зарядкой заниматься Тоже было очень лень. Разотрите крем по ножкам и ступням. Уж такой смешной тюлень! (2 раза) Ю. Полухин Такие игры с зеркалом подготовят ребенка к восприятию отраженного. Большой и маленький зайчики Сделайте ширму: накройте платком спинку кроватки. Для игры приготовьте двух зайчиков – большого и маленького. Посадите малыша на пол. Покажите из-за ширмы большого зайчика. Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять. Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить! Спрячьте зайчика. Из-за другого конца ширмы покажите маленького зайчика. Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять. Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить! Наблюдая за реакцией малыша, вы увидите: он удивится, когда вместо большого зайчика появится маленький. Эта игра научит ребенка предвосхищать появление маленькой игрушки. Петушок, покажи свой кожушок Сделайте ширму: накройте платком спинку кроватки. Для игры вам понадобятся два петушка: объемный (игрушка) и плоский, вырезанный из картона и раскрашенный. Посадите малыша в кроватке. Покажите из-за ширмы петушка-игрушку. Петушок, петушок, Покажи свой кожушок! Кожушок горит огнем. Сколько перышек на нем? Раз, два, три, четыре, пять… Невозможно сосчитать! При последних словах спрячьте игрушку. С другого конца ширмы покажите плоскостное изображение петушка и повторите стишок. Ваш малыш научится различать объемные и плоские предметы.
Игры-занятия, развивающие слуховое восприятие Date: 2016-02-19; view: 443; Нарушение авторских прав |