Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марка и майка





 

ѻ Посмотри на картинку и послушай стишок:

На конверте вижу марку,

На кровати — свою майку.

Майку буду надевать —

Марки буду собирать.

ѻ Ответь на вопросы.

Что наклеено на конверте? (На конверт наклеена марка.)

Что лежит на кровати? (На кровати лежит майка.)

Что собирается надеть мальчик? (Мальчик собирается надеть майку.)

Что мальчик решил собирать? (Мальчик решил собирать марки.)

ѻ Покажи на картинке:

Где тут майка, а где марка?

Где марка, а где майка?

ѻ Сам покажи и назови:

«Это одежда … А это почтовая …»

ѻ Слушай внимательно и, если надо, исправь ошибки:

На конверте наклеена майка. (Неправильно.)

Мальчик надевает марку. (Неправильно.)

Мальчик собирает марки. (Правильно.)

Раскрась картинку цветными карандашами. Расскажи, какого цвета марка, а какого цвета майка.

 


Учимся произносить трудные звуки (формируем правильное звукопроизношение)

Формирование правильного звукопроизношения необходимо для развития речи. Благодаря забавным рисункам, стихам и обучающим заданиям, которые вы найдёте в этой главе, малыш под руководством взрослого научится правильно произносить наиболее сложные звуки родного языка:

— свистящие («С», «З» и их мягкие пары, а также «Ц»);

— шипящие («Ш», «Ж», «Ч», «Щ»);

— сочетания гласного с «Й» (на письме обозначаются буквами «Я», «Е», «Ё», «Ю»);

— сонорные («Л», «Μ», «Н», а также «Р» и их мягкие пары).

Задания не только способствуют выработке чёткого произношения, но и развивают фонематическое восприятие:

— способность различать и узнавать звуки;

— умение находить их местоположение (в начале, середине или конце слова);

— умение самостоятельно подбирать слова с заданными звуками.

Умение производить звуковой анализ слова необходимо для того, чтобы дошкольник смог подготовиться к обучению чтению и письму.

ѻ Как заниматься?

Вначале попросите малыша посмотреть на картинку и назвать предметы, изображённые на ней.

После этого предложите раскрасить картинку цветными карандашами, и рассказать, каким стал каждый из предметов (какого цвета). В этом случае слова с трудными звуками будут произнесены ребёнком уже не в изолированном виде, а в контексте.

Далее предложите послушать забавный стишок и выполнить задание по звуковому анализу.

ѻ Как производится звуковой анализ?

Сначала следует определить первый звук указанного слова, затем отыскать этот же звук в других словах и определить, в какой части слова (в начале, в конце или в середине) он находится.

Искомые звуки взрослому необходимо произносить чётко, акцентированно, выделяя их голосом чуть дольше, чем другие. В дальнейшем, когда ребёнок приобретёт уверенность и научится узнавать звуки, такого рода подсказки станут ему не нужны.

Игры со звуком «С»

 

ѻ Попросите ребёнка назвать предметы, которые он видит на картинке, и раскрасить их цветными карандашами.

Говорить надо так: «Сумка краснАЯ, бусы жёлтЫЕ, — автобус синИЙ».

ѻ Прочитайте ребёнку стишок:

В каждом слове спрятан звук —

Отыщи его, мой друг.

В слове сумка «С» — вначале,

Чтобы сразу замечали.

Видишь бусы на картинке?

«С» в них спрятался в срединке.

И автобус наконец!

Слышишь, «С» ушёл в конец!

Если ребёнок затрудняется с ответом, то произнесите слово — например бусы — ещё раз, но при этом дольше тяните последний звук «Ы».

ѻ Попросите ребёнка самого ответить на вопросы (если нужно, помогите малышу):

1. Послушай и скажи сам, с какого звука начинается слово сумка.

2. А где находится звук «С» в слове автобус: в начале или конце слова?

3. Где спрятался звук «С» в слове бусы: в начале, в середине или в конце?

4. Сам постарайся придумать слова со звуком «С»

(санки, сок, маска, колос).

Если ребёнку будет трудно придумать слова, дайте подсказки, произнеся первый слог или его часть. А малыш пусть закончит слово, например: сан…(ки).

Если ребёнок скажет не «маска», а «масло»; не «сок», а «сон», он тоже будет прав. Похвалите малыша!

Игры со звуком «СЬ»

 

Попросите ребёнка назвать предметы, которые он видит на картинке. Предложите малышу раскрасить картинки цветными карандашами, а затем рассказать, какого цвета стали сеть паука (можно нарисовать в ней и самого паука), письмо и гусь.

ѻ Прочитайте ребёнку стишок:

На картинку посмотри —

Здесь рисунков ровно три:

Гусь, письмо, паучья сеть.

Будем слушать и смотреть:

Звуки «СЬ» играют в прятки.

Мы отыщем их, ребятки!

Обратите внимание ребёнка, что, в отличие от предыдущего задания, здесь звук «С» звучит не твёрдо, а мягко — «СЬ».

ѻ Попросите ребёнка ответить на вопросы (если нужно, помогите малышу).

1. Послушай и скажи, с какого звука начинается слово сеть. (С мягкого звука «СЬ».)

2. Послушай и скажи, где спрятался звук «СЬ» в слове гусь: в начале, в середине или в конце слова?

3. Где находится звук «СЬ» в слове письмо: в начале, середине или в конце слова?

4. Сам постарайся придумать слова со звуком «СЬ» (сено, сито, кисель, лось).

Игры со звуком «З»

 

Попросите ребёнка сказать, что он видит на картинке. Предложите малышу раскрасить картинку цветными карандашами, а затем рассказать, какого цвета стали зонт и коза.

ѻ Прочитайте ребёнку стишок:

Вот с зонтом идёт коза

И глядит во все глаза —

Ищет свой любимый звук.

Помоги козе, мой друг!

Звуки «3» играют в прятки.

Мы отыщем их, ребятки!

ѻ Попросите ребёнка ответить на вопросы (если нужно, помогите малышу).

1. С какого звука начинается слово зонт?

2. Где находится звук «3» в слове коза: в начале или в середине слова?

3. Сам постарайся придумать слова со звуком «3» (заяц, зубы, музыка, ваза).

Игры со звуком «ЗЬ»

 

Попросите ребёнка сказать, что он видит на картинке. Предложите малышу раскрасить картинку цветными карандашами, а затем рассказать, какого цвета стали обезьяна и земляника.

ѻ Прочитайте ребёнку стишок:

Обезьяна в лес пошла

И там ягодку нашла,

Землянику красную —

Сочную, прекрасную.

Поглядела, повертела —

И скорей взялась за дело —

Звуки «ЗЬ» в словах искать.

Мы ей будем помогать!

ѻ Попросите ребёнка ответить на вопросы, (если нужно, помогите малышу).

1. С какого звука начинается слово земляника? Обратите внимание ребёнка на то, что в слове земляника звук «ЗЬ» не твердый, а мягкий.

2. Где находится звук «ЗЬ» в слове обезьяна: в начале или в середине слова?

3. Сам постарайся придумать слова со звуком «ЗЬ» (зеркало, зима, зебра, газета).

Игры со звуком «Ц»

 

Попросите ребёнка сказать, что он видит на картинке. Предложите малышу раскрасить картинку цветными карандашами, а затем рассказать, какого цвета стали цепочка, кольцо и ногти на пальцах.

ѻ Прочитайте ребёнку стишок:

Вот какие украшенья

Дарим маме в день рожденья:

Тонкую цепочку

С крохотным замочком

И колечко непростое,

Словно солнце золотое.

ѻ Попросите ребёнка ответить на вопросы (если нужно, помогите малышу).

1. С какого звука начинается слово цепочка?

2. Где находится звук «Ц» в слове палец: в начале, в середине или конце слова?

3. Где спрятался звук «Ц» в слове кольцо: в начале или в середине слова?

4. Сам постарайся придумать слова со звуком «Ц» (цапля, цветок, крыльцо, огурец).

Игры со звуком «Ш»

 

Попросите ребёнка назвать предметы, которые он видит на картинке. Предложите малышу раскрасить картинку цветными карандашами, а затем рассказать, какого цвета стали шуба, душ, шишка и цветочек.

ѻ Прочитайте ребёнку стишок:

На картинку посмотри И предметы назови:

Шуба, душ, цветок и шишка.

Звуки «Ш» в словах услышь-ка!

ѻ Попросите ребёнка ответить на вопросы (если нужно, помогите малышу).

1. С какого звука начинается слово шуба?

2. Где находится звук «Ш» в слове душ: в начале или в конце?

3. А вот в слове шишка не один, а два звука «Ш». Первый находится в начале слова.

А где находится второй? (В середине слова.)

4. Послушай: есть ли звук «Ш» в слове цветок?

5. Сам постарайся придумать слова со звуком «Ш» (шапка, кошка, мышка, камыш).

Игры со звуком «Ж»

 

Попросите ребёнка назвать предметы, которые он видит на картинке. Предложите малышу раскрасить картинку цветными карандашами, а затем рассказать, какого цвета стали ножи и жук.

ѻ Прочитайте ребёнку стишок:

Вот ножи, а вот жучок —

В мелких крапинках бочок.

Звуки «Ж» мы назовём,

В каждом слове их найдём.

ѻ Попросите ребёнка ответить на вопросы (если нужно, помогите малышу).

1. С какого звука начинается слово жук?

2. Где находится звук «Ж» в слове ножи: в начале или в середине?

3. Сам постарайся придумать слова со звуком «Ж» (жаба, жёлудь, кожа, жираф).

Игры со звуком «Ч»

 

Попросите ребёнка назвать предметы, которые он видит на картинке. Предложите малышу раскрасить картинку цветными карандашами, а затем рассказать, какого цвета стали бочка, ключ и чайник.

ѻ Прочитайте ребёнку стишок:

Бочка, ключ и с крышкой чайник.

Чайник важный, как начальник.

Звуки «Ч» играют в прятки.

Мы отыщем их, ребятки!

ѻ Попросите ребёнка ответить на вопросы (если нужно, помогите малышу).

1. С какого звука начинается слово чайник?

2. Где находится звук «Ч» в слове ключ: в начале, в середине или в конце?

3. Где спрятался звук «Ч» в слове бочка?

4. Сам постарайся придумать слова со звуком «Ч» (часы, чайка, тачка, грач).

Игры со звуком «Щ»

 

Попросите ребёнка назвать предметы, которые он видит на картинке. Предложите малышу раскрасить картинку цветными карандашами, а затем рассказать, какого цвета стали щетка, плащ и ящики в тумбочке.

ѻ Прочитайте ребёнку стишок:

Всё на место нужно класть!

Щёткой я почистил плащ.

Щётку в ящик уберу,

Лишь потом играть пойду.

ѻ Попросите ребёнка ответить на вопросы (если нужно, помогите малышу).

1. С какого звука начинается слово щётка?

2. Где находится звук «Щ» в слове плащ: в начале, в середине или в конце слова?

3. Где спрятался звук «Щ» в слове ящик?

4. Сам постарайся придумать слова со звуком «Щ» (щука, щавель, вещи, щи).

Игры со звуком «Й»

 

Попросите ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Предложите малышу раскрасить картинку цветными карандашами, а затем рассказать, какого цвета стали яблоко, майка и змей.

ѻ Прочитайте ребёнку стишок:

Поглядите, вот потеха —

Майку змей надел для смеха!

Хочет яблоко поднять,

А потом Андрюше дать.

ѻ Попросите ребёнка ответить на вопросы (если нужно, помогите малышу).

1. С какого звука начинается слово яблоко? (Со звука «Й».)

2. Где находится звук «Й» в слове майка: в начале, в середине или в конце слова?

3. Где спрятался звук «Й» в слове змей?

4. Сам постарайся придумать слова со звуком «Й» (ёлка, лейка, йогурт, юла).

Когда вы учились в школе, вам объясняли, что звук «Й» может обозначаться не только буквой «Й» (йод, гайка, май). Если он сочетается со звуками «А», «О», «У», «Э», его обозначают на письме буквами «Я», «Ё», «Ю», «Е». Вот условные схемы: Я = Й + А. Ё = Й + О. Ю = Й + У. Е = Й + Э. Ваш ребёнок тоже об этом узнает, когда станет школьником. Пока же мы будем его учить называть и искать звуки, а не буквы. Поэтому малыш будет абсолютно прав, придумав на звук «Й» слова ёжик или якорь, так как он слышит в них звук «Й».

Игры со звуком «Л»

 

Попросите ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Предложите раскрасить картинку цветными карандашами, а затем рассказать, какого цвета стали лампа, волк и стул.

ѻ Прочитайте ребёнку стишок:

Серый волк с утра не ел,

Он на стул с журналом сел:

О здоровье стал читать

Да диеты изучать.

Лампочку включил для света,

Чтоб видней была диета.

ѻ Попросите ребёнка ответить на вопросы (если нужно, помогите малышу).

1. С какого звука начинается слово лампа?

2. Где находится звук «Л» в слове волк: в начале, в середине или в конце слова?

3. Где спрятался звук «Л» в слове стул?

4. Сам постарайся придумать слова со звуком «Л» (лодка, полка, стол).

Игры со звуком «ЛЬ»

 

Попросите ребёнка сказать, что он видит на картинке. Предложите малышу раскрасить картинку цветными карандашами, а затем рассказать, какого цвета стали олень, соль и лента.

ѻ Прочитайте ребёнку стишок:

Любит соль лизать олень.

Он искал её весь день.

Ленту мы ему повяжем

И, где соль, ему покажем.

ѻ Попросите ребёнка ответить на вопросы (если нужно, помогите малышу).

1. С какого звука начинается слово лента?

2. Обратите внимание ребёнка, что в слове лента звук «ЛЬ» — мягкий.

3. Где находится звук «ЛЬ» в слове олень: в начале, в середине или в конце слова?

4. Где спрятался звук «ЛЬ» в слове соль?

5. Сам постарайся придумать слова со звуком «ЛЬ» (лес, лиса, малина, моль).

Игры со звуком «Р»

 

Попросите ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Предложите раскрасить картинку цветными карандашами, а затем рассказать, какого цвета стали ракета, барабан и тигр.

ѻ Прочитайте стишок:

Тигр подарки получил,

В барабан он громко бил

И с ракетою играл…

Тигр к вечеру устал!

Мы ж нисколько не устали,

Хоть и звуки «Р» искали.

ѻ Задайте вопросы:

1. С какого звука начинается слово ракета?

2. Где находится звук «Р» в слове барабан: в начале, в середине или в конце?

3. Где спрятался звук «Р» в слове тигр?

4. Сам постарайся придумать слова со звуком «Р» (рак, роза, топор, перо).

Игры со звуком «РЬ»

 

Попросите ребёнка назвать предметы, которые он видит на картинке. Предложите малышу раскрасить картинку цветными карандашами, а затем рассказать, какого цвета стали репа, гриб и фонарь.

ѻ Прочитайте ребёнку стишок.

Видишь: репа, гриб, фонарь.

Репу — жарь.

Грибы — соли.

А фонарь — всю ночь гори!

ѻ Попросите ребёнка ответить на вопросы (если нужно, помогите малышу).

1. С какого звука начинается слово репа?

Обратите внимание ребёнка на то, что в слове репа звук «РЬ» — мягкий.

2. Где находится звук «РЬ» в слове фонарь: в начале, в середине или в конце слова?

3. Где спрятался звук «РЬ» в слове гриб?

4. Сам постарайся придумать слова со звуком «РЬ» (рисунок, речка, моряк, хорь).

 


Учимся говорить грамотно и красиво (расширяем словарь и формируем грамматические навыки)

Речь человека может быть понятной и приятной окружающим лишь в том случае, если она грамотна и лексически разнообразна. Вот почему взрослым необходимо следить за тем, чтобы их речь была выразительна и грамматически безупречна, ведь накопление словарного запаса и формирование грамматических навыков у ребёнка происходит исключительно по подражанию.

Фразы следует использовать не слишком сложные, а произносить их медленно, чтобы малыш понял значение слов и смог уловить, как они связаны между собой в предложении.

Малыш должен уверенно использовать в речи разные предлоги (на столе — взять со стола, под столом — достать из-под стола, в кармане — вынуть из кармана, за спиной — достать из-за спины) и т. п.

Вашему маленькому собеседнику важно расширять словарь не только за счёт существительных (это названия предметов, явлений), но и за счёт других частей речи — прилагательных, наречий, глаголов и т. д.

Нужно объяснять малышу значения новых слов, используя как слова, близкие по значению, — синонимы (весёлый — радостный), так и слова с противоположным значением — антонимы (весёлый — грустный).

Необходимо показывать ребёнку образцы разных грамматических форм, чтобы он постепенно привыкал использовать их в собственной речи. Выработка этого навыка требует большого труда и внимания.

Учите ребёнка изменять слова разными способами. Так, следует объяснить, как согласовывать слова в роде, числе и падеже. Например, прилагательное красный в именительном падеже будет звучать так: краснЫЙ шар (мужской род), краснАЯ машина (женский род), краснОЕ ведёрко (средний род), в родительном — нет краснОГО шара, краснОЙ машины, краснОГО ведерка, в винительном — вижу краснЫЙ шар, вижу краснУЮ машину, вижу краснОЕ ведёрко.

Но слова изменяются не только с помощью окончаний, но и суффиксов, например: лес, лесной, лесистый, лесник, лесовик. Учите малыша использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: заяц — зайчик, кошка — кошечка. Очень важно показать, как можно образовывать новые слова от уже известных: у птички красная грудка — значит, птичка красногрудая.

Объясните, как нужно употреблять глаголы в разных временных формах и наклонениях (Ваня, ешь; Ваня будет есть; Ваня ест; Ваня поел, Маша поела), с разными приставками (пришёл, ушёл, зашёл, перешёл).

Задача взрослого — поправлять малыша в тех случаях, когда он употребляет неправильную грамматическую форму. При этом ни в коем случае не следует говорить: «У зайца не ухи, а уши!» Таким образом вы сами ещё раз повторяете и невольно закрепляете его ошибку. Лучше сказать, например, так: «Да, у зайца большие уши. Уши так уши. Не всякий зверь может похвастаться такими ушами».

Помните: русский язык — один из самых сложных в мире: и правил много, и исключений из них достаточно. Вот почему для маленького человека столь важен ежедневный опыт общения.

Date: 2016-02-19; view: 578; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию