Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность элиты общества, ее роль в общественной жизни





 

“Элита” - термин агротехнический. Первоначально обозначал лучшие, отборные семена, полученные в результате целенаправленной деятельности учёных. Позднее стал применяться для обозначения лучших саженцев деревьев и племенных животных. Войдя в начале XX века в социологический лексикон, слово “элита” стало обозначать лучших представителей общества.

Элиты выделяются по содержанию деятельности и по масштабу влияния (уровню). По первому основанию выделяются элиты экономическая, финансовая, научная, спортивная, художественная, политическая, военная, церковная и др. По второму основанию элиты бывают местными (коллектив, партия, село, город, район), региональными (область, группа областей), общегосударственными, группы государств (европейская, арабская и др.), глобальная элита.

Когда речь идёт об элите, важно уточнить вид и уровень элиты. Исходя из того, что в элиту включается всё лучшее, что имеется у данного субъекта социальных отношений, “пропуском” в неё выступает талант или, по меньшей мере, развитая способность. Действительно, экономическая и финансовая элита развивают экономику страны; научная элита делает открытия и изобретения, изменяющие жизнь общества и усиливающие экономическую и военную мощь государства; художественная элита создаёт произведения литературы и искусства, которые духовно сплачивают население и представляют национальную культуру за рубежом; спортивная элита устанавливает рекорды и завоёвывает титулы и медали; военная элита организует боеспособные вооружённые силы, которые умеют не только попадать ракетами в жилые дома и сбивать гражданские самолёты. Элита - это локомотив, тянущий за собой весь “поезд” общества и горе тому народу, у которого нет такого локомотива.

Наряду со сказанным большую социальную проблему представляют собой элиты политическая и церковная. Последняя обычно находится в тени, отбрасываемой политической элитой. Сущность обеих элит одинакова, различны лишь пропагандистские декорации. Политическая элита оправдывает своё существование заботой о благе народном, церковная элита - заботой о спасении душ грешников. Для вхождения в данные элиты также необходим талант, но не только талант. Существует очень важное и в то же время малоизвестное отличие политической и церковной элит, с одной стороны, и всех остальных элит, с другой стороны. Это отличие по объекту деятельности: если, например, у экономической элиты объектом является экономика, то у политической - политика, а политика есть власть одних людей над другими. То же самое является объектом деятельности церковной элиты. Власть бизнесмена - средство достижения успеха, а власть политика есть высшая цель, цель сама по себе, самоцель. Не отрицая среди политиков наличия людей благородных и талантливых, патриотов, следует отметить, что далеко не все из них выдерживают испытание властью. Власть подобна наркотику, который нужен всегда и во всё в большем количестве. Благородные, талантливые патриоты начинают верить в свою исключительную миссию на земле, в мыслях и чувствах они парят над многомиллионной толпой серостей.

Власть манит и других претендентов на членство в политической элите - людей, которые разбогатели такими способами, о которых в приличном обществе не принято говорить. Они продемонстрировали незаурядные способности в обмане, очковтирательстве, подхалимаже, интригах, лжи, предательстве, подлогах, коварстве, продажности, подлости, лести и т.п. Путь к Олимпу власти и далёк и долог. Тем ценнее награда - экстаз от осознания своего богатства и власти. Богатство и власть сами по себе ничего не значат, если нет людей, лишённых того и другого. Чванство и кураж новоиспечённого члена “элиты” есть его победа над тысячами и миллионами людей, которые лишены вышеуказанных способностей.

Пополнение политической элиты за счёт “безродных” возможно лишь в переломные периоды жизни общества, когда оно ещё достаточно открыто и демократично. С наступлением стабильности врата в элиту закрываются, а пополняется она детьми от признанных членов элиты. Личные качества отпрысков часто далеки от необходимого уровня, но для родителей это вопрос второстепенный. На бумаге, которая, как известно, всё терпит, отпрыски выглядят вундеркиндами. Они обладают “красными” дипломами, порой даже не от одного вуза. Пополнение элиты бездарностями означает её деградацию и ослабление, что внешне выражается в принятии множества неэффективных решений. Для общества это пора застоя, стагнации и т.п.

Политическая элита - это общество в обществе. Страшно далека она от населения и особенно хорошо это видно на примере её инфраструктуры. Политическая элита живёт иной, отдельной от населения жизнью: у неё свои дома, система снабжения, средства транспорта и связи, виллы (“хатынки с озирцем”) как в данном государстве, так и за рубежом, свои угодливые средства массовой информации, сонм прикормленных писателей, профессоров, дающих “научное” обоснование её привилегиям. За границей учатся её дети, в иностранных банках ждут своего часа счета со многими нулями.

Постсоветские политические элиты восприняли всё худшее, что имелось в историческом опыте других стран. В их тактике причудливо переплетаются азиатчина с претензией на прогрессивность. Жуткие демократы, они не постеснялись либо пожизненно “избрать” себя в президенты, либо открыто передать власть по наследству своим единомышленникам. В Украине до этого дело пока не дошло, но и украинской элите присущи не самые симпатичные черты:

) Маскировка групповых целей национально-демократической идеологией. В числе национал-демократов немного тех, кто боролся и страдал за национальную идею. А много тех, кто преданно служил КПСС, взял от государства всё, что мог. Потом стал “демократом” и патриотом. Паролем для опознания “своих” стал украинский язык, ибо для патриота важнее всего язык, которым пользуется данный человек.

) Единство в отрицании прошлого и туманные представления о будущем. Ничего хорошего при социализме не было, а воспоминания населения о былом уровне жизни - свидетельство его отсталости. Оплёвывая прошлое, идеологи элиты “забывают” упомянуть, что экономика СССР развивалась до 90-х г.г. Даже в 1990 г. рост валового внутреннего продукта составлял 2%. Не экономический кризис, а распри внутри элиты погубили страну и обрекли народы на унижения и страдания.

) Ориентация на Запад и хроническая вражда с Россией. Слова “Запад нам поможет” из юмористического романа перекочевали в сознание идеологов: они всерьёз поверили в то, что Запад только и будет делать, что помогать нам. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, придет пора платить по счетам. Российская элита, сыгравшая главную роль в развале страны, пытается удержать осколки империи.

) Правовой нигилизм. Законы пишутся для населения, но не для элиты. Но и не все отряды элиты они устраивают. Борьба кланов внешне, на поверхности выражается в смене норм Конституции, не говоря уже о чехарде обыкновенных законов. Неуважение населения к праву будет названо правовым нигилизмом и подано таким образом, как будто, “наверху” его нет.

) Мимикрия реформ в экономике. Неоднократно провозглашавшиеся наступления на экономический кризис заканчивались лишь критикой предшественников и России. Программы умирали там, где рождались: в тиши кабинетов. Новый политик обещает новую жизнь, но доверия населения больше нет. Бывший посол США в Украине С.Пфайфер, выступая 2 декабря 1999 г. перед студентами Киевского университета, открыто заявил, что политическая элита Украины не желает реформ. Только близорукость элиты мешает ей видеть будущее.

Опыт истории свидетельствует, что политическая элита иногда губила государство. Кроме глубоких социальных обстоятельств гибели особо выделяется анархия в среде элиты. Римские вельможи погубили империю, удельные князья - Киевскую Русь, польские вельможи - Польшу в ХVIII веке, российские - дважды в ХХ веке разваливали государство. Молодое украинское государство не состоялось в ХVII веке из-за раздоров в стане казачьей элиты, а не только по причине внешнего давления. Примеров такого рода в истории достаточно. Неудивительна и реакция на них: Иван Грозный вводит опричнину, Пётр I рубит бороды боярам, иногда вместе с головами, Сталин истребляет всех, кто действительно боролся с ним и тех, кто только мог бы бороться. Мыслящие политики поняли, откуда грядёт опасность государству: не от населения, а от знати, от элиты.

В современных демократических государствах элита находится под контролем противоборствующих частей. Субъект управления отделён от субъекта власти. Система сдержек и противовесов позволяет сохранять баланс сил и применять санкции за отклоняющееся поведение. Будущее за такой моделью политической системы, в которой параллельно формируется гражданское общество и правовое государство. Поскольку правовыми средствами злоупотребление элитой своего положения не устранить, остаётся надеяться лишь на культурную и политическую эволюцию общества. Когда в составе политической элиты соберутся действительно лучшие люди, общество может рассчитывать на положительные изменения. История знает и такие примеры, когда элиты ряда стран возглавляли общенародную борьбу за национальное освобождение, за создание процветающей экономики, за отражение иностранной агрессии и др.

 

.СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ ВИДЫ

 

В переводе с латыни слово “институт” означает установление, учреждение, устройство. В социологии этот термин означает фиксацию, закрепление и воспроизведение наиболее значительных для всего населения или части его результатов деятельности. В потоке человеческой деятельности имеется немало случайного, эпизодического, отрицательного или малозначительного. Оно быстро отметается и забывается людьми. В копилке человеческого опыта остаётся лишь нечто положительно значимое, то, что люди желали бы воспроизвести и сохранить. Это явления, выражающие наиболее существенные человеческие интересы в ту или иную историческую эпоху в той или иной системе культуры. Это явления, способствующие достижению существенных, повторяющихся целей людей.

Интерес, а не потребность, как иногда пишут в учебниках, - изначальная предпосылка возникновения. Потребности присущи только индивиду, а совокупность индивидов имеет интерес. Пытаясь осуществить интерес, люди находят в общественной практике приемлемые образцы, модели поведения, которые через многократное повторение и оценку превращаются в стандартизованные обычаи и привычки. Так начинается образование социального института.

Институционализация - процесс усложнения социальных связей по поводу осуществления интереса. В ходе этого процесса неконтролируемое поведение индивидов сменяется организованной деятельностью. Наглядным примером является образование политических партий, профсоюзов, общественных организаций. В процессе институционализации определяются и закрепляются нормы поведения, статусы и роли, приведение их в некую систему, а также санкции за отклоняющееся поведение. Венец процесса институционализации - создание в соответствии чёткой статусно-ролевой структуры, одобренной большинством её приверженцев, либо навязанной им. Практическим выражением данной структуры выступают права и обязанности членов общности людей, которые соответствуют их статусу. Так, например, житель населённого пункта имеет право высказывать своё мнение на общем собрании (если такое будет дозволено), но он лишён права высказать это мнение на заседании правительства данного города или села (если сам не является его членом).

В ходе общественной жизни имеет место не только институционализация, а и деинституционализация. Деинституционализация - процесс угасания социального института вследствие угасания интереса, вызвавшего его к жизни. Упраздняются некоторые учреждения и заведения, отмирают образцы поведения. Ненужность института рыцарства хорошо показана в романе Сервантеса “Дон Кихот”. Отмер бытовавший в ХVI-ХVIII веках институт дуэли. Он выродился настолько, что был заменён одним из президентов США в метание картофелин дуэлянтами друг в друга с расстояния в 20 метров. Некие силы на постсоветском пространстве пытаются возродить институт казачества. Они либо не осознают себя дон-кихотами, либо, пытаясь влить новое вино в старые меха, стремятся осуществить интересы, несовместимые с данным институтом. Опыт истории свидетельствует: пройденные обществом ступени культуры никогда не повторяются. Время нельзя повернуть вспять, нельзя вернуть образ жизни людей прежних столетий, поэтому невозможно и возрождение отмерших институтов.

Итак, социальный институт - это форма организованной деятельности людей, вызванная к жизни их интересами. Исторический процесс есть постоянное возникновение, функционирование и угасание различных социальных институтов. Они играют разные роли и обладают разным значением. Соответственно значению и содержанию интересов выделяют пять основных социальных институтов в современном обществе: семья, политика, экономика, образование, религия. Этот перечень явно неполон, так как имеются и другие, не менее важные институты, например, наука. Основные институты являются основными потому, что включают в себя ряд неосновных, производных от них институтов, а сами не являются элементами других институтов. Так, например, институт политики предполагает институт государства, главы государства, выборы, вооружённые силы и др. Институт науки предполагает научные учреждения, правовое закрепление результатов научных исследований, защиту диссертаций (хотя эта средневековая форма научной деятельности давно изжила себя) и др. Институт спорта развёртывается в институтах соревнований, награждений, “купле-продаже” спортсменов и др.

Кроме содержания и значения интересов имеется и другое существенное основание деления институтов - их организация и функционирование. По данному основанию институты делятся на формальные и неформальные.

Формальный институт - это организованная деятельность людей, в основу которой положены частные или групповые интересы. Иногда эти интересы становятся общими, общественными, но вначале они были частными или групповыми. Например, возникновение государства сначала соответствовало интересам родоплеменной знати, а не всего населения; сам факт принуждения свидетельствует о различии интересов членов общества. В дальнейшем институт государства многократно противоречил различным интересам, массам рядовых членов общества и некоторых социальных групп. Государство оправдало себя лишь во всемирно-историческом плане, поскольку безгосударственное состояние обрекало общество на вечный застой.

Разнообразие формальных институтов всё же позволяет выделить ряд общих для всех институтов признаков. Все они рассчитаны на достаточно большое количество людей и постоянные, стабильные интересы членов общества. Все они предполагают: жёсткое распределение ролей и статусов, отношения начальства и подчинения; профессиональную деятельность по поддержанию функций института, для чего и готовятся кадры; оплату за труд в системе института, хотя иногда работа может выполняться “на общественных началах”, то есть бесплатно; санкции за отклоняющееся поведение (административные или уголовные); материальную инфраструктуру (здания, транспорт, связь, склады и прочее).

Формальных институтов очень много, они составляют большую часть от общего количества социальных институтов современного общества. Всем формальным институтам присуща родовая болезнь - бюрократизм. Поначалу всякий новый институт - само воплощение справедливости и порядка. Но как только появляются люди, чьей профессиональной деятельностью становится управление другими людьми, и как только они получают в распоряжение общие материальные и финансовые ресурсы, значение социального института существенно изменяется. “Святая” церковь из организации верующих превращается в политическую и экономическую силу, гнетущую самих верующих. Партия большевиков - ум, честь и совесть известной эпохи - превращается в государство политических авантюристов. Профсоюзы - организация по защите интересов трудящихся - превращается в организацию по защите интересов профсоюзных чиновников.

В отличие от формального неформальный институт - это организованная деятельность людей, в основу которой положены общие для данной общности людей интересы. Они рассчитаны на небольшое количество действующих лиц и на кратковременное осуществление интересов. В неформальных институтах, за некоторыми исключениями, нет жесткого распределения статусов и ролей; отсутствует профессиональная деятельность по поддержанию функций института и, тем более, подготовка “кадров”; отсутствуют отношения начальства и подчинения, оплата труда, санкции за отклоняющееся поведение принимают вид общественного порицания. Неформальным институтам не присуще наличие материальной инфраструктуры. Наиболее яркой чертой неформальных институтов является полное отсутствие бюрократизма. Даже “слуги народа” после трудов праведных в процессе функционирования неформального института становятся похожи на простых смертных. Они способны настолько опроститься, что за свадебным столом не будут держать “ситуацию под контролем”.

Неформальные институты часто называют обычаями, обрядами, традициями, праздниками. Это упоминавшиеся рыцарство, дуэль, свадьба, а также родовая месть, побратимство, ухаживание, похороны, посвящения, путешествия, проводы в армию, празднования, кумовство и т.д. У каждого народа неформальные институты, как и формальные, выражают национальную культуру, но в отличие от формальных институтов, предоставляют личности большую свободу действий. Большая степень свободы - гарантия сохранения тех или иных неформальных институтов. То или иное соотношение формальных и неформальных институтов характеризует социальную структуру общества.


ТЕМА №4 СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

 

. ПОТРЕБНОСТИ ИНДИВИДА КАК ИСХОДНЫЙ МОМЕНТ ЕГО АКТИВНОСТИ

 

Потребности - исходный момент человеческой деятельности. С ощущения потребности начинается и удовлетворением потребности заканчивается цикл деятельности. Гегель писал: “Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов...и лишь они играют главную роль.”

Слово “потребность” часто используется в обыденной речи и работах по общественным наукам, но понятие потребности обычно не анализируется, что создаёт впечатление его ясности. Потребности часто отождествляются со средствами их удовлетворения. Обычно говорят и пишут о потребности в пище, одежде и т.п. Отсюда понимание потребности как нужды в чём-либо. Выходит, что потребность существует вне человека, то есть, она не присуща самому человеку. А это уже абсурд. Внешняя человеку среда даёт ему лишь средства удовлетворения потребностей, но не сами потребности.

Ещё более распространено понимание потребности как желания. Отсюда бесчисленное количество потребностей и даже закон их возвышения. Создаётся впечатление, что потребности человека изменяются на каждом шагу и по любому поводу как картинки в калейдоскопе. Если бы это было верно, оказалось бы совершенно непонятно, существует ли в человеке что-либо стабильное, есть ли у него какая-либо основа? Очевидно, неизменное и изменчивое в человеке должно выражаться в разных понятиях и эти понятия - потребности и желания. Потребности и желания сходны лишь в том, что являются постоянными движущими силами человека. Во всём остальном они различны и эти различия заключаются в следующем:

1) Потребности объективны, не зависят от воли и сознания человека. Желания субъективны, выражают индивидуальность человека и особенности конкретной ситуации.

) Потребности непреходящи, они движут человеком всю жизнь. Желания же кратковременны, скоротечны, имеют значение только “здесь и сейчас”..

) Потребности не подлежат оценке, желания же оцениваются как “разумные” или “неразумные”.

) Количество потребностей невелико, а количество желаний бесконечно.

Применительно к ним возможен закон возвышения, согласно которому удовлетворённое желание порождает другое, более сложное желание.

) Потребности индивида не могут быть подавлены, отменены, а желания подавляются и иногда это даже необходимо для блага самого же индивида.

) Неудовлетворение потребностей существенно тормозит развитие личности, иногда приводя даже к смерти (от голода или холода). Неисполнение желаний не приводит к замедлению развития личности. Желания способны заменять друг друга, поэтому неудовлетворённое желание возмещается исполнением какого-либо иного желания. Отсюда следует, что потребности всегда “истинны”, а желания бывают как “истинными”, так и “ложными”.

Желание есть напряжение тела или души человека, определяемое его индивидуальностью и обстоятельствами существования в данное время. Желание возникает на основе той или иной потребности и в связи с указанными факторами. Например, на основе потребности в самоутверждении могут сложиться как правопослушный тип личности, так и нигилист по отношению к праву.

Сравнение с желаниями показывает, что потребность есть необходимое объективное условие существования человека, заключенное в нем самом. Она присуща только индивиду. Суждения о потребностях коллектива, большой социальной группы, общества или человечества свидетельствуют лишь о подмене понятия потребности понятием сходных или общих интересов людей.

Потребности выражают биологическую или духовную природу человека, соответственно чему они делятся на материальные и духовные потребности. От рождения они заложены в каждом человеке и при определённых социальных условиях так или иначе себя проявляют в желаниях. Врождённость духовных потребностей не следует понимать в генетическом смысле, хотя и это обстоятельство не следует недооценивать; ее следует понимать как необходимые свойства сознания, выражающие духовную природу человека. Возможно, другие рассудочные существа на неведомых планетах способны обойтись без потребностей в вере, самоутверждении, а земляне без этого жить не могут.

Материальные потребности выражают биологическую природу человека и сводятся к четырём видам:

) потребность в производстве энергии, которая удовлетворяется пищей, водой, воздухом;

) потребность в сохранении энергии, которая удовлетворяется одеждой (“шуба греет”), обувью, жилищем;

) потребность в расслаблении (релаксации), которая удовлетворяется перерывами в физической активности (отдых, сон, отпуск), половыми актами, употреблением наркотиков, спиртного, табака;

) потребность в самосохранении, которая удовлетворяется избеганием неприятных ощущений.

Духовные потребности более разнообразны. Наиболее актуальны из них следующие:

) потребность в познании, которая удовлетворяется чувственными восприятиями, информацией других лиц, собственными практическими действиями;

) потребность в творчестве, удовлетворяемая созданием чего-нибудь нового для данного индивида;

) потребность в самоутверждении, которая удовлетворяется осознанием явного или мнимого превосходства данного человека над другими людьми в чём-либо;

) потребность в общении, удовлетворяемая обменом деятельности и информации с другими людьми;

) потребность в вере, которая удовлетворяется созданием предмета поклонения, либо в принятии такого предмета, если он уже создан; вера внерелигиозная имеет своим “предметом” другого человека, общество, государство;

) потребность в наслаждениях, удовлетворяемая восприятием произведений искусства и народного творчества.

Социология изучает как потребности, так и желания людей. Акцент на изучении потребностей присущ главным образом фундаментальным исследованиям.

Потребности выступают глубинными причинами массовых социальных изменений, поэтому их изучение, наряду с изучением ценностей и интересов ведёт к выработке объективно истинного знания об обществе. Желания изучаются преимущественно в прикладных исследованиях. Их динамика, изменчивость показывает тенденции изменения сознания людей и в сочетании с исследованием сопутствующих обстоятельств позволяет предвидеть будущее состояние общественного сознания.

 

. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ. РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

 

В повседневной жизни одни люди постоянно оценивают других людей, вещи, явления природы и общества. Они не могут жить, не оценивая кого-либо или что-либо словами “хорошо-плохо”, “полезно-вредно”, “приятно-неприятно”, “прекрасно-безобразно”, “справедливо-несправедливо”, “выгодно-невыгодно”, “честно-нечестно” и т.д. Сам факт оценивания свидетельствует о наличии объектов оценки - ценностной предметности. В роли ценностной предметности выступают как материальные, так и духовные явления. Следует различать мир ценностной предметности и ценностное сознание, то есть такое содержание сознания индивида, социальной группы, общества, человечества, в котором содержатся оценки кого-либо или чего -либо в отношении к потребностям или желаниям индивида, а также к интересам социальной группы и общества.

Сравнительно легко оценить что-либо на чувственном уровне, когда благодаря ощущениям, человек оценивает объект. (“Пудинг проверяется тем, что его съедают”). Гораздо сложнее произвести оценку на рациональном уровне, когда обобщенный личный и общественный опыт передаётся от одних людей к другим. Таким путём в сознание людей внедряются оценки типа “что такое хорошо и что такое плохо”. Воспитание и пропаганда есть не что иное, как внедрение оценок.

Таким образом, оценка - это акт мысленного соотнесения действительного или предполагаемого воздействия какого-либо объекта на человека с его потребностями или желаниями.

Многочисленные, систематические, повторяющиеся акты оценивания всего, с чем человеку приходится иметь дело, приводит к образованию представлений о “ценных” и “неценных” объектах. Это упрощённые представления, поскольку реальные объекты оценивания (человек, вещь, природное или социальное явление) обладают различными свойствами, не все из которых оцениваются положительно. Однако обыденное сознание выделяет в объекте доминирующее свойство и называет его ценностью. Например, огонь издавна считается ценностью, поскольку его использование сыграло революционную роль в становлении человечества. В то же время огонь способен играть и другую роль… Безработица оценивается отрицательно, хотя она стимулирует активность человека. Нет таких объектов, которые бы играли в жизни человека только положительную или только отрицательную роль (“Нет худа без добра”). Поэтому ценностью является не сам объект, а только его свойство, удовлетворяющее или способное удовлетворить потребность или желание человека.

Ценность есть положительное воздействие какого-либо объекта на человека, социальную группу, общество. Наряду с ценностями существую неценности - объекты, воздействие которых не удовлетворяют потребности или желания людей. Они как бы нейтральны по отношению к людям. Камни можно превратить в хлеба лишь в библейском предании, в реальной жизни они не удовлетворят потребность в производстве энергии, но в то же время не принесут и вреда. Объекты, чьё доминирующее воздействие состоит в нанесении вреда человеку, социальной группе, обществу, являются антиценностями. Таковы землетрясения, ураганы, наводнения, экономические кризисы, преступность и т.п.

Ценности, неценности и антиценности выражают качественный аспект бытия в мире. С одной стороны, в ценностном плане рассматривается “качество”, то есть, содержание объектов окружающей среды (в том числе и деятельности других людей), с другой стороны, “качество” самого оценивающего индивида, то есть, его индивидуальность. Особенные свойства людей многообразны, они часто по-разному оценивают одни и те же явления, что и породило пословицы “О вкусах не спорят”, “На вкус и цвет товарища нет” и т.п.

В то же время ценности имеют и количественный аспект, который выражается понятием значимости. В обыденной речи значимость обозначается словами “важный”, “существенный”, “главный” и т.п. Люди интуитивно ощущают количественные различия как между двумя или более ценными объектами, так и между двумя или более антиценными предметами. Например, в этике принцип “наименьшего зла” свидетельствует о количественных различиях в среде отрицательных явлений. Поговорка “Лучше синица в руках, чем журавль в небе” указывает на различия в совокупности положительных явлений. Значимость фиксирует также различия между ценностями и антиценностями. Змеиный яд - символ здравоохранения, однако людям известно отличие инъекции врача от “инъекции” змеи. Увеличение дозы яда превращает ценность в антиценность.

Значимость - мера ценности или антиценности чего-либо или кого-либо для индивида, социальной группы или общества. Значимость подлежит оценке и потому может быть истинной или ложной. Её практически невозможно выразить в каких-либо единицах, что является основой заблуждений людей в оценке значимости ценности явлений природы и общества.

Осознание значимости ценностей происходит в двух типичных для каждого человека ситуациях. Первая из них - переоценка ценностей - уменьшение значимости одних ценностей и увеличение других ценностей в сознании человека. Переоценка ценностей происходит периодически, она зависит от различных обстоятельств, в первую очередь, от возраста. При спокойном течении жизни происходит плавно. Во время “трудного возраста”, участия в боевых действиях, переезда на постоянное место жительства в другую страну и других необычных обстоятельствах протекает мучительно. Переоценка ценностей - знак наступления новой эпохи в жизни человека.

Адекватное или неадекватное осознание значимости ценностей происходит в ситуациях выбора варианта поведения. Ценности принимают активное участие при принятии любого решения, человек руководствуется теми или иными ценностями. Ценностная ориентация - это мотивация деятельности человека значимостью тех или иных ценностей. Например, поступление в юридическую академию мотивировано престижем профессии юриста, путешествие по миру - романтикой странствий, участие в выборах - институтом демократии, правопослушное - поведение ценностью права и т.д. Всякий желающий понять поведение отдельных людей, социальных групп, государств должен прежде всего узнать, какими ценностями они руководствовались в своей деятельности. Преуспевающий карьерист считает неудачником однокурсника, не подозревая, что однокурснику никогда не хотелось овладеть “высотами” карьериста. У однокурсника иные ценности.

С учётом изложенного можно выделить виды ценностей. В социологии типично деление ценностей по субъекту. По этому основанию выделяются следующие виды:

1) Ценности личной жизни, индивидуальные. Таковы жизнь, здоровье, свобода воли, дружба, любовь, семья, достаток, образование, уважение окружающих, способности, таланты, увлечения и т.п. При отчуждении лица от социальных институтов, особенно правовых, индивидуальные ценности порой играют главную роль в выборе линии поведения.

2)Групповые ценности. Фиксируют принадлежность лица к тем или иным малым или большим социальным группам. Таковы солидарность с другими членами группы, коллективизм, сотрудничество, помощь, чистота веры, преданность родной культуре и языку, этническое “родство”, музыка, стиль поведения, одежда и т.д. Групповые ценности всегда предполагают наличие “врага”, то есть, представителей других групп, которые имеют иные ценности. В пределах этого вида ценностей осуществляется противостояние мужчин и женщин (в феминизме), противостояние “отцов и детей” религиозное, национальное и другие виды противостояний. Ценностные конфликты не ведают компромиссов.

3)Общественные ценности. Указывают на принадлежность лица к тому или иному обществу. Таковы форма правления, форма собственности, труд, патриотизм, политическая стабильность, экономическое процветание, демократия, социальная справедливость, престиж профессии в обществе или государства на международной арене и др.

Совпадение ценностей различных субъектов означает эффективность их деятельности (при прочих равных условиях). Несовпадение ценностей нередко приводит к конфликтам. Антагонизм ценностей - явление повседневное. На межличностном уровне и на уровне малых социальных групп он преодолевается сравнительно легко. Конфликт ценностей на уровне больших социальных групп чреват тяжёлыми последствиями.

.ПОНЯТИЕ ИНТЕРЕСА. РОЛЬ ИНТЕРЕСА В СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ

 

Понятие интереса используется в различных дисциплинах: философии, психологии, политологии, правоведении, педагогике и др. Популярность этой категории объяснил французский философ XVIII в. Клод Гельвеций: “Если мир физический подчинён закону движения, то мир духовный не менее подчинён закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета.”

Обыденному сознанию присуще прежде всего психологическое понимание интереса как любопытства, концентрации внимания на каком-либо объекте. “Интересным” может быть человек, книга, фильм и даже, как ни странно, учебная лекция. Такое понимание используется в педагогике, когда учитель наивно пытается “привить” интерес современному недорослю. В обыденном сознании содержится и другое понимание интереса как выгоды в чём-либо. Это уже более близкое к социологии понимание интереса.

В социологии имеются два наиболее распространённых истолкования понятия “интерес”, которые либо существуют порознь, либо сочетаются в одной формуле.

) Интерес - это совокупность условий, ситуация, положение дел, при котором субъект удовлетворяет свои потребности или желания в настоящем времени или, как он полагает, сумеет удовлетворить в будущем времени.

Условия, ситуация, положение дел могут складываться независимо от воли и сознания данного субъекта, в их появлении нет никакой заслуги данного человека или социальной группы. Цель субъекта - воспользоваться ситуацией. И он ею пользуется: приобретает богатство на биржевых спекуляциях ценными бумагами, повышает цены на товары внезапно обострившегося спроса, предаёт совсем недавно горячо любимого шефа, объясняется в любви женщине при отсутствии любви и т.д. Выражения “Куй железо, пока горячо”, “ловить рыбку в мутной воде” хорошо передают смысл такого понимания интереса.

Но не всегда удобные ситуации возникают сами собой. Нередко их приходится создавать самим, не ожидая милостей от природы. Больше всех в этом благородном занятии преуспели политики. Вся их деятельность является по существу созданием таких ситуаций. Однако, в отличие от стихийно образующихся условий, на которые можно ссылаться как на божью волю, сознательно создаваемые условия тщательно камуфлируются под заботу о населении. Чаще всего это происходит перед выборами.

Как отмечал В.И.Ленин, “Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.”

Смысл данного понимания интереса состоит в ответе на вопрос кому это выгодно? Ищут ответ следователь, историк, социолог, политолог и др. персонажи. Дело в том, что в общественной жизни ничто не происходит “просто так”, само собой. Если какое-либо общественное явление имеет место быть, то оно кому-либо выгодно. Задача состоит лишь в том, кто именно субъект интереса. Известный английский философ XVII в. Томас Гоббс писал, что, если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они перестали бы быть аксиомами. К счастью, аксиомы не задевали интересы людей, в чем и состоит великое преимущество естествознания перед общественными науками. Именно оно обеспечило большую развитость естественных наук.

)Интерес - направленность активности личности на удовлетворение потребностей или желаний вне зависимости от условий удовлетворения.

Условия бывают благоприятные или неблагоприятные, но дело не в них, а в субъекте интереса. Чаще всего им является индивид, иногда малая группа. Интерес объясняется особенностями субъекта. Французский философ XVIII в. Поль Гольбах писал: “Интерес скупого заключается в том, чтобы собирать богатства, расточителя же в том, чтобы тратить их. Интерес честолюбца заключается в том, чтобы добиваться власти, чинов, отличий; интерес мудреца - в том, чтоб наслаждаться покоем; интерес распутного человека заключается в том, чтобы предаваться без разбора всякого рода удовольствиям; интерес же благоразумного человека в том, чтобы воздерживаться от удовольствий, которые могут повредить ему”.

Таким образом, интерес является выражением стихийно или искусственно созданной ситуации, в связи с которой или вне такой связи, субъект удовлетворяет, либо предполагает удовлетворить свои потребности и желания в будущем.

Субъекты интересов

Как уже отмечалось, потребности имеются лишь у индивида. Интересы же имеются не только у индивида, но и у малой или большой социальной группы, общества, государства, человечества. Наличие общих интересов при отсутствии общих потребностей объясняется отличием природы человека от природы общества. У последнего нет ни единого тела, ни единой души. Поэтому может иметь место лишь совпадение (или несовпадение) потребностей индивидов. Это совпадение и порождает интерес малой группы, её общий интерес. У индивидов имеются и несовпадающие потребности, которые являются предметом индивидуального интереса. Так, например, у членов малой группы совпадают потребности в производстве энергии и они сообща ищут средства её удовлетворения. У одного из них оказалась больше, чем у других развитой потребность в познании: её человек удовлетворяет индивидуально.

Общий интерес есть обобщение, совокупность личных интересов по поводу удовлетворения потребностей или желаний, а также средств их удовлетворения. Общий интерес не делится на индивидуальные интересы, поскольку они не являются его частями.

Общий интерес образуется естественным путём, без воздействия других людей “сверху”, “снизу” или “со стороны”. Чем выше ступень общественной пирамиды, тем сложнее формирование общего интереса. Личный интерес обобщается на уровне малой группы, затем большой группы, потом населения, наконец, человечества. Понятно, что многие индивидуальные интересы игнорируются, погашаются противоположными интересами, в результате остаётся очень мало из того, к чему стремился человек.

Сила общего интереса очень велика. Зная это, политики часто пытаются представить классовый или клановый интерес в качестве общего для всего населения, то есть, общественного. В бывшем СССР класс партократии настойчиво внушал установку на приоритет общественного интереса перед личным: “Думай сначала о Родине, а потом о себе”, “Жила бы страна родная и нету других забот”. Подчинение личных интересов общественным, на чем так настаивал марксизм-ленинизм оправдано лишь в исключительных случаях: отражении иностранной агрессии, стихийных бедствиях и т.п.

От общих интересов следует отличать сходные, совпадающие интересы. Они никогда не сливаются в один и существуют параллельно друг с другом. Когда граждане государства заинтересованы в процветании экономики, - перед нами общий интерес, но у вкладчиков одного банка будет не общий, а сходные интересы.

При обычном течении жизни интересы не подчиняются, а выводятся из массы индивидуальных и коллективных стремлений. Реально существуют такие субъекты интересов: индивид, малая группа (интеpec выражает лидер или вся группа), большая группа (интерес выражает политическая партия или организация), население (интерес выражает государство, политическая партия, организация, стихийное выступление части населения), человечество (интерес выражает государство, группа государств, международная организация).

Виды интересов

Кроме деления интересов по субъекту существуют и иные основания деления. По содержанию актуальной потребности или желания интересы делятся на духовные и материальные. Стремление удовлетворить потребность в производстве энергии может осуществляться индивидуально или коллективно. Во втором случае материальный интерес является сходным и приобретает вид экономического интереса, поскольку между членами группы возникают отношения производства (собирательства) распределения, обмена и потребления. Экономический интерес усложняется на межгрупповом уровне, в особенности, при появлении денег.

Относительно духовной потребности интерес также может быть индивидуальным или коллективным (общим). Во втором случае данный человек объединяется с другими людьми ради более полного удовлетворения потребности, например, в творчестве. Несколько любителей авиамоделирования способны составить соответствующий клуб по интересам. Несколько политиков, испытывающих потребность в самоутверждении через завоевание власти, объединяют усилия своих карманных партий для победы на выборах.

Сложнее другое основание деления интересов - по способу функционирования.

)Полностью совпадающие интересы различных субъектов

 

 

Сам факт объединения индивидов в группу говорит о сходстве интересов. Более свободные субъекты (малые или большие группы, государства) далеко не всегда демонстрируют совпадение интересов, поэтому их “сложение” особенно показательно.

2) Частично совпадающие интересы

 

У субъектов различные потребности, по одним из них интересы совпадают, по другим не совпадают (“Дружба дружбой, а табачок врозь”, “Чтобы иметь хорошего соседа, надо иметь хороший забор”). У двух индивидов совпадают потребность в игре (например, в шахматы) и не совпадают в эстетическом наслаждении (один любит Бетховена, другой не поднялся вьше попсы). Это неантагонистические интересы.

3)Полностью несовпадающие интересы

Такие интересы называются антагонистическими. Суть антагонизма состоит в том, что субъекты находятся как бы в некоем замкнутом пространстве, за пределы которого они не могут выйти и потому есть только один путь, один вариант поведения - через неудовлетворение потребности или желания другого субъекта. Это крайне жесткий, бескомпромиссный вариант соотношения интересов, выражаемый словами “либо-либо”, “кто кого?”, “не могут быть волки сыты и овцы целы”, “третьего не дано” и т.п. В антагонизме выигрыш одной стороны равен проигрышу другой стороны и наоборот.

Антагонизм интересов субъектов характерен трагизмом и драматизмом действий, он надолго остаётся в памяти. Этo и массовые физические столкновения людей в религиозных войнах, в классовых битвах, в национальных столкновениях, в актах преступного поведения, в отчаянных действиях “третьего лишнего” (его или её) и др. В то же время антагонизм проявляется повседневно и вполне мирно, что не меняет его сущности. Продавец и покупатель мило улыбаются друг другу, но один стремится продать подороже, другой - купить подешевле. Антагонизм интересов проявляется в конкуренции свободных товаропроизводителей, в спортивных состязаниях и т.д. Исход один: либо конкурент победит меня на рынке товаров или услуг, либо я его; либо я стану чемпионом, либо противник.

Все отмеченные виды интересов предполагают непосредственное взаимодействие субъектов. Однако интересы существуют и опосредованные, которые либо полностью, либо частично совпадают или не совпадают. Хотя субъекты разделены пространством и временем и нет у них непосредственного общения, такие интересы также исследуются представителями различных наук.

Наибольшее внимание исследователей привлекают, тем не менее, интересы антагонистические.

Они наиболее эвристичны, позволяют лучше всего понять динамику общественной жизни. Неантагонистических обществ не бывает, антагонизмы имеются в любом обществе. Классика мировой философской и социологической мысли давно установила их роль: общество движется и развивается благодаря антагонистическим противоречиям интересов различных субъектов. Как писал Гегель, противоречие - “корень всякого движения и жизненности”. Частично совпадающие или несовпадающие интересы, не говоря о полностью совпадающих, также выражают движение и жизненность, но главным “мотором” общественного развития являются антагонистические интересы.

 

.РОЛЬ ИДЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

 

Идея как проявление сознания - одна из ведущих философских тем в течение ряда столетий. В конце ХVIII века просветители П.Кабанис, К. Вольней и Д. де Траси обосновали идеологию как науку о возникновении и развитии знаний. Термин “идеология” ввёл в оборот Д.де Траси в книге “Элементы идеологии” (1802 г.). Однако известность данный термин получил благодаря императору Франции Наполеону I. Император делил население на две части: 1)деловых людей, к которым относил банкиров, промышленников, военных, естествоиспытателей и 2)”идеологов”, к которым относил юристов, журналистов, литераторов, вообще всех гуманитариев. По мнению Наполеона, надо было сначала завоевать какую-либо страну, а потом поручить юристам обосновать необходимость завоевания.

Возможно, благодаря цинизму правителя Франции идеология стала пониматься не в качестве науки, а как знание пристрастное, подчинённое интереcам какого-либо субъекта. Отдельный человек обладает мировоззрением, но уже у малой социальной группы появляется своя “идеология”, то есть, представления, понятия, суждения, в которых выражается общий интерес группы, либо сходные интересы её членов. Так, например, идеология студенческой группы могла бы быть выражена словами из некогда популярной песенки: “От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год!” Это девиз. Вся же идеология объёмна и многогранна. Она включает в себя суждения об обязанностях и ответственности государства перед молодыми людьми, ценности данного поколения, обоснование прав молодёжи и др.

Чем многочисленнее социальная группа, тем более развита её идеология. Идеология классов образуется в связи с отношением членов класса к собственности, идеология наций - с отношением членов нации к культуре, идеология конфессий - с отношением к догматам веры и т.д. Каждая большая социальная группа имеет свою идеологию. Борющиеся за равноправие с мужчинами (точнее, за неравноправие в свою пользу) женщины исповедуют феминизм, молодёжь создаёт свою субкультуру. Никто лучше стариков не знает, что такое судьба, потому идеологией старости является фатализм.

Над всеми групповыми идеологиями царит идеология государства. В государственной идеологии воплощены не только классовые интересы, как утверждал марксизм, но и интересы других больших социальных групп. Иное дело, что представлены эти интересы не всегда в полной мере. Господствующие слои населения, представляющие большие социальные группы, в различных формах, более или менее тактично навязывают идеологию государства через средства массовой информации, систему образования, культуру всему населению. Ни одно государство не существует без идеологии, и эта идеология всегда господствующая.

Идеология - не наука. Идеология есть пристрастное знание, вбирающее в себя из обыденного знания, науки, вообще всей культуры общества любую информацию, которая используется в целях обоснования и защиты интересов данного субъекта. Иногда, в виде исключения, идеологические суждения являются объективно истинными. Обычно это имеет место при критике чего-либо: существующего строя, социальной несправедливости в каких-либо частных случаях, явных ошибках власти и т.п. Пафос обличения совпадает с истиной, поскольку истина лежит на поверхности и видна всем. Однако в большинстве случаев идеология несовместима с истиной.

Индивиды, социальные группы, государства могут договариваться между собой о чём угодно, но никогда не поступятся своими идеями. Компромисс в идеях означал бы отказ от ценностей и интересов, что по определению невозможно, этo означало бы отказ любого субъекта идеологии от самого себя. А сам о себя никто обувь вытирать не станет. Идеология не только бескомпромиссна, она также агрессивна. Идеология всегда на марше, всегда в наступлении, она насаждается, внушается, в крайнем случае защищается. Спокойное состояние идеологии так же невозможно, как невозможна затвердевшая ртуть. Эффективность или неэффективность идеологии проверяется общественной практикой. Длительность существования советской власти в послевоенный период объясняется вовсе не нефтегазовыми богатствами Сибири, как это доказывали критики командно-административной системы КПСС, а чрезвычайно высокой эффективностью коммунистической идеологии. Она настолько высока, что позволяет до сих пор существовать КНДР и Кубе, что позволила Китаю при переходе к рыночной экономике сохранить власть коммунистов.

Роль идей в жизни общества впервые была осознана на развалинах феодализма. Когда сословные привилегии были отменены, когда подданные превратились в граждан, причём формально равноправных граждан, когда государственная власть не наследовалась, а избиралась - тогда впервые и встал вопрос об идеях как рычаге власти. Так, уже О.Конт считает идеи движущей силой общества. К.Маркс пишет: “Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами.” Э.Дюркгейм показывает другую сторону идей: “Oбщество основывается...прежде всего на идее, которую оно само себе создаёт”.

Притягательность идей объясняется несовпадением объективной реальности человеческой жизни с её отражением в сознании данного человека. Буддиста, отказывающегося от земных удовольствий, невозможно увлечь какими-либо идеями, кроме идей Будды. Жизнь, вполне удовлетворительная, по мнению Иванова, может показаться ужасной избалованному Петрову и начнёт жить мечтой о лучшей жизни. Мечта превратится в идею в тот момент, когда Петров встретит Сидорова, пленённого такой же мечтой. Когда Петровых и Сидоровых наберётся достаточно много, из их среды выдвинется вождь-идеолог, который укажет верное направление движения. Таков предельно упрощённый механизм действия идеи. Наука не всегда учитывает этический аспект, поскольку она основана на объективности, а не справедливости. С точки зрения права каждого народа на самоопределение своей судьбы, права каждого человека на личную свободу одни идеи можно оценить как справедливые, другие - как несправедливые.

Но идеям нет дела до оценок. Любая идея, если она овладела человеком, помогает человеку переносить тяготы и лишения жизни, служит “лучом света в тёмном царстве”, служит пищей души. Человек живёт не настоящим, а будущим, всё лучшее у него впереди, он не только не признаёт компромиссов, но и не знает середины. Бедняк из лачуги не довольствуется приличным жильём, перед его глазами сверкает дворец. Идеи зовут вперёд на борьбу с существующим злом. И потому ни одно социально значимое потрясение не обошлось без идеологической подготовки. Уже в древнейших восстаниях рабов организующим началом была идея справедливости. В крестьянских войнах идея справедливости воплотилась в образе родного, доброго, народного царя. В буржуазных и пролетарских революциях рядом со справедливостью встали свобода, равенство, братство всех людей. В настоящее время мир потрясён идеей исламского экстремизма, согласно которой путёвка в рай обеспечена тому, кто жертвует жизнью ради аллаха. Практика показывает, что сущность идеи состоит не в её истинности, а в её эмоциональности. В идее соединилось, казалось бы, несоединимое: рассудок и чувство. Но они соединились.

Идеи движут не только социальными группами. Они движут и население в целом перед лицом внешнего врага. В этом случае население уподобляется социальной группе, действующем в более объёмном контексте. Гораздо сложнее дело обстоит с объединяющей население идеей при отсутствии внешнего врага. В литературе такую идею называют национальной, хотя точнее её было бы назвать общенародной. Когда нет такой идеи, общество находится в состоянии дезинтеграции, оно “недружное”. Затягивание с выработкой объединяющей идеи опасно. Общество становится “рыхлым”, теряет иммунитет против фарисейства извне и готово пойти за тем, кто укажет новый путь в “светлое будущее”. Общенародная идея предполагает не унификацию, нивелирование личностей, а разнообразие религий, языков, культур. Если все люди будут одинаковыми, не понадобится никакая объединяющая идея: просто некого будет объединять. Объединяют не одинаковых, а разных. Общенародная идея предполагает также добровольность её принятия свободными людьми. Рабов объединять не надо, они и так уже давно объединены своим рабством.

Проблема становления общенародной идеи заключается в том, что именно может быть объединяющей идеей. Ушла в прошлое идея классовой борьбы, на которой было построено советское государство. Уходит в прошлое идея массового героизма во время Великой Отечественной войны, которой питалась эпоха застоя. Не смешно, а грустно видеть до сих пор в школах стенды, повествующие о героях войны, закончившейся более полувека тому назад. Неужели общество не может предложить подрастающему поколению никаких других образцов для подражания? Анализ альтернатив идее прошедшей войны не внушает доверия к ним. Одна из альтернатив - возрождение религии, точнее, того, что населению подаётся как религия. Это идеология духовенства. Церкви в нашей стране в лучшие для неё времена не удавалось добиться той власти, которую имел Ватикан в Западной Европе. Тем более призрачны её шансы сплотить общество после десятилетий массового атеизма. Только поверхностно мыслящие люди не поймут, что крестики на шее и иконки в руках - знаки страха людей перед будущим, а не истинной веры в Бога. Подлинная религиозность проявляется не в выполнении культовых процедур и атрибутике, а в том, как облагороженный верой в Бога человек относится к другому человеку. Увы, даже поведение некоторых церковных иерархов далеко, очень далеко от идеала религиозности.

Идея, предлагаемая правыми силами в Украине, также не может быть объединяющей. Этo идея унификации и нивелирования личностей всех граждан Украины: все говорят на одном языке, все веруют в одну историю страны, все подчиняются одной церкви, все дружно поддерживают одно правительство и сообща ополчаются против России. Эта идея настолько одиозна в сознании большинства населения, что даже президент Л.Д.Кучма заявил: национальная идея не сработала. Она не сработала потому, что никогда не была национальной.

Общенародная идея в Украине, несмотря на десятилетнее топтание на месте, всё же появится. Ею станет идея прав человека. Объединить население Украины в настоящее время способны не воспоминания о славных деяниях гетманов, а борьба за реальные права человека: за собственность, за свободу слова, за участие в осуществлении власти и др. В конечном счёте это будет опять-таки борьба за социальную справедливость.

 

.ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

 

Слово “эксплуатация” в переводе с французского языка означает использование кого-либо или чего-либо. В этом смысле может идти речь об использовании земли, строений, техники и т.п. Объектом эксплуатации являются и люди, поскольку в принципе все люди нуждаются друг в друге. Это позитивное социальное отношение, оно не представляет собой ни социальной, ни этической проблемы.

Проблема возникает в том случае, когда эксплуатация сочетается с угнетением. Угнетение - это присвоение чужой воли путём применения какого-либо вида насилия: политического, экономического, военного, религиозного, физического, психологического и др. Хотя угнетение может существовать и без эксплуатации, наиболее развитые его формы связаны именно с эксплуатацией. Субъектами и объектами эксплуатации являются индивиды, социальные группы, государства. Эксплуатация в сочетании с угнетением есть присвоение чужого неоплаченного труда.

Как присвоение чужого неоплаченного труда эксплуатация чрезвычайно многообразна. Эксплуатирует подчинённых начальник, перекладывающий на них часть своей работы, эксплуатируют современных Кулибиных чиновники от науки, навязывая себя в соавторы открытия или изобретения. Эксплуатация проявляется в принудительной оплате за неоказанные услуги или низком качестве услуг, в невыплате зарплаты работникам массовых профессий, в навязывании так называемых “общественных нагрузок”, то есть, бесплатной работы “за того парня”, в рэкете и др. С этой точки зрения марксизм неоправданно сужал круг явлений эксплуатации, ограничивая их рамками материального производства. Причиной эксплуатации К.Маркс и Ф.Энгельс считали частную собственность на cpедства производства, как будто, при других формах собственности эксплуатация невозможна. Эксплуатация не экономическое, а социальное явление. Её причина не та или иная форма собственности, а бесправие людей, подвергшихся угнетению. Общественная практика показала, что тотальная государственная собственность допускает ещё более жестокие проявления эксплуатации, чем частная собственность.

Приведенные выше примеры эксплуатации сравнительно безобидны ввиду их эпизодичности и относительно небольшой значимости. Однако бывают и другие, более основательные и постоянные присвоения неоплаченного труда. Они проявляются в размерах налогов, заработной платы, пенсий и пособий, ценах на товары и услуги и др. Эксплуатация осуществляется через хорошо отлаженный государственный механизм, в результате чего работающему члену общества не хватает средств для удовлетворения первоочередных потребностей и желаний. О том, как живут пенсионеры, инвалиды, многодетные матери сказано немало. Это не человеческая жизнь, а животное существование. Человечность в человеке определяется тем, насколько он развит духовно.

В годы так называемой перестройки поднимался вопрос о стоимости труда работника. Если рабочая сила такой же товар, как и все другие товары, её стоимость должна определяться по отношению к другим товарам и быть сопоставима с ними. Поэтому, не мудрствуя лукаво и не жонглируя импортными терминами, стоимость труда работника за единицу времени, например, месяц, можно приравнять к 1% стоимости “Мерседеса”, 20 тюбетейкам или к 150 пирожкам с горохом. Ни в одном государстве работник не получает полной стоимости своего труда, поскольку государство не может существовать без налогов, пошлин и других отчислений из заработной платы. Вопрос лишь в том, насколько оправдана общественной необходимостью та или иная величина отчислений и как используются средства. Обосновать объективные критерии таких отчислений весьма сложно. Добавив к этому несовершенство природы человека, особенно, того человека, у которого своя рубашка ближе к телу, получаем эксплуатацию большинства бесправного населения правящим меньшинством. Эксплуатация находит своё выражение в воровстве из казны, в завышенных налогах, пошлинах, сборах, ценах, тарифах и соответственно заниженной заработной плате (которую точнее было бы назвать жалованьем, поскольку заработная плата существует лишь в рыночной экономике), пенсиях, пособиях, стипендиях.

Разница между отчислениями и выплатами материализуется в счетах в иностранных банках, элитных домах, виллах, яхтах, автомобилях, самолётах, зарубежных поездках, оплате услуг средств массовой информации и т.д. Тут бы в самый раз спросить об источнике доходов, но, говорят, это неэтично...Не следует заглядывать в чужой карман и завидовать. Объяснение реакции населения на пресыщение знати через зависть настолько примитивно, что показывает отсутствие других вариантов объяснения. В демократическом обществе честному труженику, будь он даже миллионер, нет нужды бояться вопроса об источнике доходов. Он уплатил налоги и может, не мигая, смотреть другим в глаза. В недемократическом обществе бедняку не надо заглядывать в чужой карман, достаточно заглянуть в свой карман и увидеть в нём чужую руку. Когда страна, за ряд лет не создавшая ничего значительного, радуется тому, что теперь она падает вниз не так быстро как раньше, когда как выдающееся достижение внешней политики расценивается получение иностранного кредита, каково же её будущее? А может быть прав украинский социолог, заявивший, что существует не столько бедность, сколько синдром бедности? Люди не так уж плохо живут, они просто привыкли считать себя бедными...

В периоды обострения социально-экономического положения нередко проливается дождь наград, растёт количество устанавливаемых памятников, складывается культ столиц. Москва была “образцовым коммунистическим городом”, Киев стал “європейським містом”. Столица как витрина представляет всю страну. Мир символов призван заменить реально существующий мир. Впрочем, символы тоже реальны, только это реальность особого рода.

Новый вид эксплуатации, появившийся в XX веке, - неоправданно высокие гонорары артистам эстрады, спортсменам, манекенщицам и др. Своеобразие этого вида состоит в отдалённой, опосредованной связи данных групп лиц с эксплуатируемой массой населения. Певец или спортсмен (к примеру, теннисист) сам никого не эксплуатирует. Эту “работу” выполняет либо государство, либо организация. Движимая тщеславием, она покупает спортсменов с их рекордами, певцов с их голосами и т.д. Эти люди получают неоправданно высокие доходы в сравнении с членами общества, чья ценность для общества ничуть не ниже ценности певца или манекенщицы. Речь идёт вовсе не об уравниловке, в стремлении к которой обычно обвиняют сторонников фактического равенства членов общества. Вопрос в том, почему труд теннисиста (очень нелёгкий труд!), завоевавшего заветный кубок, ценится выше труда доктора технических наук, сделавшего открытие или изобретение? Почему труд манекенщицы важнее труда балерины?

Ответ один - деньги. Вложенные деньги порождают другие деньги и так далее. Деньги существуют ради денег. В их оборот втянуты люди, которые сами как бы становятся деньгами. Они перестают быть спортсменами, поскольку перенапряжение организма отнюдь не способствует укреплению их здоровья. Они перестают быть певцами, поскольку поют не из удовольствия (иногда под фонограмму), а из алчности, стремления к новым деньгам. Так эксплуатация одних оборачивается деградацией других.

Во всемирном масштабе эксплуатация смещается в область межгосударственных и международных отношений. В тезисе “Богатый Север эксплуатирует бедный Юг” есть немало горькой правды. По явно заниженным ценам экономически развитые страны скупают природные ресурсы отсталых государств. Рядовому гражданину США, Германии или Японии кажется, будто, его благополучие обеспечено лишь существующим общественным строем данной страны и его личными усилиями. Ему порой невдомёк, что часть его заработной платы составляет то, что отнято у африканского негра или представителей других народов.

Покупая сырьё по низким ценам, развитая страна создаёт добавочную стоимость в несколько раз превышающую стоимость сырья. Часть сверхприбыли отдаётся гордому своей страной гражданину. Но эксплуатация лицом к лицу и на расстоянии не меняет своей сущности.

Эксплуатация человека человеком - явление общечеловеческое. Она будет существовать до тех пор, пока существует данная природа человека. Эксплуатацию нельзя искоренить полностью, но её можно снизить до такого уровня, когда она позволит всем людям существовать не только как животным, но и как духовным существам, это один из критериев прогресса человечества.

Date: 2016-02-19; view: 604; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию