Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории среднего уровня в социологии 2 page





Главная задача социологии права - установление доли участия каждой стороны права в том или ином правоотношении. Предмет социологии права может быть определён более конкретно: социология права изучает взаимодействие естественного и позитивного права в регулировании общественных отношений.

 

.4 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА

Предмет социологии права конкретизируется в её основных проблемах. К ним относятся правотворчество, правоприменение, эффективность права, институты права. Каждая из основных проблем в свою очередь, конкретизируется в частных проблемах. Например, одной из частных проблем правотворчества является наличие пробелов в праве, а частной проблемой правоприменения - правовой нигилизм и т.д. При этом следует учитывать одно весьма важное обстоятельство: как основные, так и частные проблемы могут различным образом истолковываться в общей теории права или отраслях права, с одной стороны, и в социологии, философии, психологии права, с другой стороны. И дело тут не в том, что представитель какой-либо науки “неправильно” понимает проблему, а в различном направлении движениях мысли в науках о праве и правовых науках, о котором говорилось ранее. Некоторым представителям правовых наук трудно понять, что кроме привычного им подхода могут существовать и иные подходы. Тут не худо бы вспомнить школьные уроки черчения: вид призмы сверху, вид сбоку и т.д.

Социология права изучает проблемы права через призму социальных отношений и использует социологический, а не юридический категориальный аппарат. И потому право включается в более широкий контекст социальных отношений, поскольку любое общественное явление не может быть понятным само по себе, исходя из саморазвития как самодовлеющей сущности. Оно понимается лишь через “своё другое”, как писал Гегель, то есть, через другие, непосредственно связанные с ним явления.

 

5.4.1 Правотворчество

Процесс правотворчества представляется деятельностью законодателя(ей), придерживающихся определённых принципов, техники и т.д. Однако встаёт вопрос: почему вводится новая правовая норма, изменяется действующая или даже отменяется? Произошло это по прихоти законодателей или сами они подверглись воздействию извне? Ответ не сводится к тому, кто проявил инициативу, это может быть и законодатель. Под влиянием каких обстоятельств произошло введение, изменение или отмена нормы права? Отвечая на этот вопрос, исследователь показывает “неюридическое” окружение права.

Как уже отмечалось, право возникло под определяющим влиянием нравственности при участии религии. Отныне и навсегда эти социальные факторы будут воздействовать на правотворчество. Третьим фактором следует назвать собственность, оказавшую колоссальное влияние на судьбы людей. С возникновением частной собственности возникла необходимость её охранения правом. Под влиянием интересов мелких, средних и крупных собственников неоднократно изменялось законодательство.

Чем более развитым становилось общество, тем большее участие принимают новые, нетрадиционные (по отношению к предшествующим) факторы. С развитием товарно-денежных отношений всё большее давление на право начинает оказывать экономика. Принимаются нормы как способствующие конкуренции отечественных и иностранных производителей, так и протекционистские нормы. Право и налоги - тема отдельного увлекательного “романа”. Научно-технический прогресс также оказал значительное влияние на право, поскольку каждое его достижение, занявшее место в жизни множества людей например, телефон, автомобиль компьютер и др., требовали правового урегулирования. В противном случае стабильность общества подрывается. Острополемичным является правовое регулирование некоторых проблем медицины: трансплантации органов, перемены пола, эксперемента над человеком, испытаний новых препаратов и медицинской техники, эвтаназии и др. Право не может быть свободным от идеологии и потому в ряде документов права, особенно в конституциях, идеология входит в содержание некоторых норм. Наконец, со становлением мирового общества всё более актуальным становится влияние норм международного права на право национальное.

Каждый из указанных факторов из нового превращается в традиционный, единожды возникнув, он уже не сходит с арены правотворчества. За каждым из них стоят интересы тех или иных социальных групп (классов, наций, религиозных, возрастных, половых, профессиональных и иных), ибо ничто в обществе не совершается без интереса.

 

.4.2 Правоприменение

В юридической литературе имеется не очень точный термин “механизм действия права”. Слово “механизм”, как бы метафорично его ни употреблять, всё же означает некую последовательность действия и их согласованность друг с другом. Видимо, правильнее было бы использовать выражение “аспект правоприменения”, “сторона правоприменительной деятельности”. Но дело не только в терминах, а также и в факторах правоприменения. Их может быть, по меньшей мере, три.

Важнейшим фактором правоприменения является само государство в лице главы государства, парламента, правительства, суда, прокуратуры и др. От государства, а не от вышеуказанных факторов правотворчества, зависит степень урегулированности всех важных общественных отношений (избыточная, оптимальная, недостаточная), наличие пробелов в праве или неработающие нормы, логическая непротиворечивость одних норм права другим нормам (чаще всего нормам других документов права), наличие определений рабочих понятий в текстах законов, поскольку их отсутствие порождает разномыслие в истолковании духа, смысла закона, соотношение закона и подзаконного акта, что само по себе есть огромная социальная проблема, контроль за исполнением законов и многое другое.

Недостатки в правотворчество сказываются на правоприменении, но правоприменение может осложниться недостаточным уровнем подготовки сотрудников соответствующих органов, их нравственными качествами, недостаточным материально-техническим обеспечением, низким уровнем организованности и др.

Воплощение норм права отчасти зависит от населения и в этом отношении выделяется социальный аспект правоприменения. Он зависит от качества населения, его расового, национального, религиозного, возрастного состава, развитости инфраструктуры, размещения по территории государства, рельефа, климата и др. Особую роль играет уровень общей, а отсюда и правовой культуры населения. Они не всегда совпадают, однако обычно повышение уровня общей культуры положительно влияет на уровень правовой культуры.

В правовой культуре выделяется три уровня:

) знание населением документов права(обычно люди знают лишь те нормы в документах права, которые непосредственно затрагивают их интересы);

) понимание населением документов права: критериями понимания является соответствие суждений и оценок граждан целям законодателя, а также ясные, недвусмысленные, соответствующие нормам языка, понятия;

) поведение населения в соответствие с нормами права, а оно весьма вариативно: от тихого саботажа до демонстративного нигилизма.

Воплощение норм права отчасти зависит от личности, её индивидуальных свойств. В этом смысле можно говорить о психологическом аспекте правоприменения. Право регламентирует поведение личности, однако эффект регламентации бывает различным в зависимости от воспитания, материального положения, социального статуса и других обстоятельств бытия индивида. Право адресует личности нормы, содержащие сдерживающие и побудительные мотивы, а ответом на них выступает поведение людей по отношению к праву. Под влиянием права формируются различные типы личности: правопослушный, когда лицо сознательно следует нормам права; конформный, когда лицо по соображениям выгоды приспосабливается к существующему праву; вынужденный, когда лицо не может отвергнуть право и претерпевает его; протестный, когда лицо открыто выступает против данной системы права и др.

 

.4.3 Эффективность права

Социология права не может обойти стороной вопрос об эффективности, действенности права, поскольку в противном случае позитивное право лишается смысла. Эффективность права непосредственно связана с аспектами правоприменения. Отсюда и соответствующие виды эффективности.

Юридическая эффективность права - это соответствие результата правоприменения интересам государства, точнее, тех общественных сил, которые в данное время владеют государственной властью. Поставленные ими цели достигнуты, следовательно, результат действия нормы соответствует предназначению нормы. За примерами далеко ходить не надо: “приватизация” некогда общенародного достояния, новый избирательный закон перед каждыми выборами и т.д.

Социальная эффективность права - это соответствие результата правоприменения интересам большинства населения. Социально эффективны законы о свободе вероисповедания, альтернативной воинской службе и др. Социально неэффективны законы о защите прав потребителей, образовании и здравоохранении, предусматривающие плату за обучение и медицинские услуги, и др.

Психологическая эффективность права - это его влияние на мотивацию поведения личности, в связи с чем формируются отмеченные типы личности. Подсчёт количества лиц, относящихся к тому или иному типу, если бы он оказался возможным, показал бы, в какой мере право доходит до сердца каждого гражданина.

 

5.4.4 Институты права

В круг вопросов интересующих социологов права входят вопросы об институтах права, их необходимости, структуре, функциях, социальном составе.

Глава государства. В зависимости от типа государства, формы правления и других конституционных основ определяется отношение главы государства к праву.

Парламент. Правотворческая деятельность парламента во многом зависит от представленности в нём больших социальных групп. Парламент - прежде всего институт политического представительства, борьба интересов в нём сказывается на количестве и качестве принимаемых законов. Если в известные времена в нём заседали доярки, то теперь “элита” разных уровней и направлений.

Суд. Проблемой социологии права и (не только её) является независимость судей. Решение данной проблемы возможно лишь в правовом государстве, до которого пока ещё далеко большинству, если не всем народам мира. В более близкой перспективе интересам общества соответствовало бы введение судов присяжных заседателей по некоторым административным, уголовным, гражданским делам, а также по трудовым спорам. Многочисленные возражения против таких судов имеют общую основу: государство не желает делится властью с населением. Социально сомнительна назначаемость судей, особенно пожизненная. Она свидетельствует о зависимости судебной власти от исполнительной.

Прокуратура. Изначально “глаза и уши государевы” предназначены лишь опосредованно через государство служить населению. Контролирует соблюдение законности в обществе. Социальный аспект проблемы контроля состоит в том, каким образом прокуратура способна контролировать поведение тех официальных лиц, кто обладает властью над ней самой? Либо почему возбуждаются уголовные дела против лиц, укравших мешок пшеницы, но не возбуждаются дела против лиц, укравших заводы?

Адвокатура. Формально не является подразделением государственного аппарата, что ставит её в особое положение, выгодное одним слоям населения и невыгодное другим. Интересам большинства населения соответствовало бы превращения её в орган государства и уравнивание в значимости функций с прокуратурой, например, генеральному прокурору соответствовал бы пост генерального адвоката. Отмена платы за услуги адвоката, хотя и не решило бы полностью проблему защиты рядового гражданина в суде, всё же сделало бы адвокатуру более демократичной.

Милиция. Отношение населения к милиции неоднозначно, чему имеются достаточные основания. Рядовой гражданин, к сожалению, не может сказать: моя милиция меня бережёт. Она бережёт кого-то другого. И ещё бережёт памятник погибшим товарищам по оружию.

Даже очень беглый обзор содержание социологии права показывает многогранность, напряженность, жгучую актуальность её проблем. По мере развития реальной демократии в обществе, образования оппозиции, примерно равной по силе правящей власти, несомненно приведёт к глубокому изучению этих и других проблем. Неважно, кто будет проводить исследования - юристы или социологи - важно, как, какими методами они будут проводится, какие цели при этом преследоваться. В зависимости от данных обстоятельств можно будет говорить об исследованиях в области общей теории права, либо социологии права.


6. СОЦИОЛОГИЯ И СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Как и любая наука, социология является сектором всеобщего знания о бытии, следовательно, связана с другими науками. Дифференциация наук зашла настолько далеко, что порой забывается их единство. В то же время каждая наука различным образом связана с другими областями научного знания. Усвоение особенностей этих связей способствует более глубокому пониманию сущности данной науки.

Близость или отдалённость социологии от других наук определяется двумя обстоятельствами: 1)общностью объекта исследования и 2)близостью предметов исследования.

Поскольку объектом социологии является общество в целом или отдельные общественные явления, то по данному критерию социологии “родственны” философия, психология, политология, правоведение, история, экономическая теория, культурология и другие дисциплины. Но отдалены от социологии математика, естественные, технические, медицинские и сельскохозяйственные науки. И хотя некоторые достижения указанных наук, например, математики, используются в социологии, этот факт не сближает социологию с данными науками.

По предмету социология родственна тем наукам, которые изучают социальные отношения в отдельных областях человеческой деятельности. Социальные отношения диспозиционные, то есть, они содержатся “внутри” политических, экономических, нравственных, религиозных, правовых и иных видах общественных отношений. Изучающие эти отношения науки изучают вместе с тем и социальность людей, но в конкретных, развитых формах. Поэтому социология так органично сочетается с ними. В то же время не все науки, объектом которых является человеческая деятельность смежны социологии. Таковы, например, демография, статистика, экономическая география и др. В этих науках фиксируется лишь внешние про явления человеческой деятельности, но не её внутреннее содержание с целями, ценностями, интересами, эмоциями и т.д.

Философия - социология. Наиболее близка социологии философии. Ее влияние на социологию заключается в том, что социологические проблемы длительное время анализировались в рамках философии. Вследствие этого в социологию вошли понятия, используемые в философии: потребность, ценность, интерес, развитие, прогресс и др.

Социология - философия. Будучи “дочерней” наукой, социология объясняет философии её собственную историю. Возникает своего рода “социология философии”, которая показывает социальные условия генезиса и развития философии. Так, например, было показано и доказано, что философия возникает не при любых, а лишь при благоприятных условиях: достаточно высоком уровне развития наук, расцвете городов и личной свободе членов общества.

Психология - социология. Психология, как индивидуальная, так и социальная, даёт много ценного материала для социологии. Первая показывает и обосновывает психологические типы личности, динамику душевных переживаний, формирование и смену ценностных ориентаций и др. Вторая объясняет факты коллективного поведения людей (ожидания, настроения, психозы, оптимизм, пессимизм и др.) и позволяет предсказывать некоторые тенденции поведения населения.

Социология - психология. Социология показывает социальный контекст индивидуальных и коллективных психических явлений. Так, например, ссылки на прошлое при принятии решения необходимы для того, чтобы действующие индивиды могли поставить свои действия в один ряд с делами давно минувших дней и тем самым показать “естественность” своего поведения. Европейская буржуазия, взяв в руки государственную власть, поначалу подражала героям древнего Рима. Пропагандисты коммунизма сочиняли сказки, в которых уподобляли Ленина и Сталина героям сказок и былин. Примеры такого рода показывают, как близка социология к формулированию законов социально - психологических явлений.

Кроме того, социология показывает роль различных психологических типов личности в социальных отношениях. Не случайно, видимо, что в явлениях лидерства, преступной деятельности преобладают холерики, сангвиники, а не флегматики и меланхолики.

Политология-социология. Даёт эмпирический материал для анализа общественных явлений, корректирует некоторые суждения и предсказания социологов.

Социология - политология. Формулирование законов общения людей способствовало бы уяснению смысла политических явлений и институтов, а также предвидению изменения политического сознания масс. Сослагательное наклонение показывает, что пока обе науки способны лишь описывать и объяснять, предлагая читателю принять их суждения на веру. Возможно, переход, но теоретический уровень исследования совершит одна из теорий среднего уровня - социология политики.

Правоведение - социология. Позитивное право даёт богатый материал для социологических обобщений. Социальные отношения в области права напряжены больше, чем в какой-либо иной области общественной жизни. Свидетельством тому является неослабевающий интерес членов общества ко всем отраслям права, в особенности, к уголовному праву. Практика правоприменения оценивается с позиций естественного права.

Социология - правоведение. Социология настолько жизненно необходима праву, что мыслящие юристы в силу этой необходимости сами начинают изучать общество. Умозрительное, кабинетное конструирование норм права неизбежно заводит общество в тупик. Жонглирование терминами, доказывание одной условности другой условностью - юридическая схоластика. Мыслящие юристы понимают, что не только общество (может быть и не столько!) следует подгонять под нормы права, но и право должно считаться с интересами большинства населения, либо с интересами больших социальных групп. А для этого общество следует знать таким, каково оно на самом деле. В связи с необходимостью такого знания сложился социологический подход к пониманию права и социология права. На стыке социологии, психологии и уголовного права возникает криминология - социология преступности.

История - социология. История показывает динамику социальных отношений в социальном времени и пространстве, даёт богатый материал для социологических обобщений.

Социология - история. Благодаря обобщениям множества эмпирических фактов история ещё до возникновения социологии стала превращаться из жанра художественной литературы, каковой она была в средние века, в науку. Девиз древних “История - наставница жизни” воплощается в действительность лишь при условии теснейшего союза истории с социологией. История, действительно, наставница жизни, но учит она лишь тех, кто способен у неё учиться, кто способен сквозь массу неповторимых деталей видеть повторяемость явлений. Без социологии история - груда необработанного сырья. Осознавая этот факт, некоторые историки (Б.Ф. Поршнев, Е.М. Жуков, М.А. Барг) призывали к созданию социологии истории.

Экономическая теория - социология. Показывает влияние на индивидов, малые и большие социальные группы материальных условий жизни. Экономическая теория также показывает влияние экономических законов на изменение социальных отношений.

Социология - экономическая теория. Социальные отношения складываются под воздействием далеко не одних лишь экономических законов, их истоки многообразны. Однако эти отношения существенно влияют не конъюнктуру рынка и поэтому экономистам небезразличен социологический материал! Выражением жизненной необходимости социологии для экономической теории стали экономическая социология, социология труда, социология торговли.

Культурология - социология. Культуру не следует сводить к одной из её сторон - художественной культуре. В содержательном плане культура представляет собой традиции, обычаи, праздники, язык, верования и др. Культура есть способ существования общества, это умение жить сообща. Ментальность людей культурных такова, что они способны образовать общество. Наука, изучающая культуру в указанном смысле, - культурология. Она даёт социологии материал для обобщений, показывает, в частности, не случайность вычленения социологии из философии в культурном поле Европы.

Социология - культурология. Исследует тенденции развития культуры, показывает логику её относительно самостоятельного функционирования. Сложилась одна из социологических теорий среднего уровня - социология культуры. Данная теория устраняет упрощённое представление, согласно которому культура зависит от уровня экономического развития. История описывает расцвет культуры в экономически и политически неразвитых странах.

Указаны не все науки, которые смежны социологии. Однако приведенные примеры показывают меж предметные связи, которые слабеют по мере дифференциации наук. Напротив, использование данных различных наук позволяют представить интересующие явление объёмно и полно.

 

.ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ В ОБЩЕСТВЕ

 

Каждая наука, коль скоро она появилась на свет, является ответом на интерес общества и занимает определённое место в системе культуры. В жизнь современного украинского общества социология вошла лишь в 60-е годы ХХ века и сразу стала очень популярна. На неё возлагались большие надежды. При помощи анкеты предполагалось узнать, каково же общество на самом деле. Социологи обещали больше, чем могли дать, общество получило меньше, чем ожидало. Волна эмпиризма оказалось не слишком прозрачной… И всё же роль социологии в обществе оказалась заметнее, чем других наук об обществе. Эта роль раскрылась в ряде функций.

)Познавательная функция. Данная функция является главной в любой науке, в том числе и в социологии. Без неё нет науки. Конечный результат работы учёных - объективная истина, содержащая в себе предвидение не зависящая от конъюнктурных колебаний. Она поддаётся проверке и имеет изначально положительное значение. Объективная истина - конечный результат исследования и в социологии. Никакие ссылки на особенности социального познания не дают основания подменять предвидение описанием и объяснением.

)Мировоззренческая функция. Мировоззрение - совокупность обобщённых взглядов человека на мир и своё место в нём. Не все добытые людьми знания входят в мировоззрение, а только те, которые образуют цельный, законченный образ мира. Мировоззрение может быть истинным или ложным, но даже ложное представление о мире является мировоззрением (Земля - диск, лежащий на трёх китах). Мир человека - не только природа, а и общество. Социология раздвигает горизонт видения человеком социальной реальности. Это позволило представить общественную жизнь как упорядоченный процесс, а не как хаос и полигон для субъективизма и волюнтаризма.

)Информационная функция. Социологи периодически информирует население о результатах своих исследований. Данные социологических опросов часто вызывают интерес, позволяя людям лучше узнать и понять свою социальную среду обитания. Данные опросов иногда используются при принятии управленческих решений, при проведении исследований в других областях науки. Они внедряются в учебный процесс, а также используется во внутриполитической борьбе. Единственное, что смущает потребителя социологических исследований, это достоверность результатов опросов.

)Инженерная функция. Социолог - половина врача: первый лишь ставит диагноз, второй ставит диагноз и лечит. Однако, в ХХ веке социологи сами пытаются “лечить”, то есть практически реализовать свои знания. В бывшем СССР социологи пытались изменить организацию труда и производственных коллективах с целью придания этим коллективам большей самостоятельности. В США возникает упоминавшаяся социальная инженерия, ориентирующаяся на создание, изменение и обслуживание искусственных систем производства и торговли. Её девиз: “Предвидеть человеческое поведение и управлять им!”

)Идеологическая функция. Идеология - пристрастное знание, выражающее интересы каких - либо социальных субъектов: классов, наций, конфессий, возрастных, профессиональных, половых групп и др. Наиболее развиты идеологии государств и политических партий. Идеология - не наука, а “ангажированное” междисплинарное знание, носители которого стремятся извлечь из науки и обыденного знания всё, что может служить защите интересов какой - либо общественной силы. Естественные науки могут быть использованы идеологией лишь в части своих выводов, общественные же науки, кроме того, идеологизированы по содержанию. Самая идеологизированная наука - история.

Социология втягивается в орбиту идеологии, как через фундаментальные, так и через прикладные исследования. В фундаментальные исследования внедряются суждения, не подкреплённые эмпирическими фактами, вводятся понятия, не отражающие реальную действительность. Таковы суждения о рабочем классе как самом передовом классе общества и неизбежной победе социализма над капитализмом, понятие социалистического образа жизни и развитом или “зрелом“ социализме и др. Прикладные исследования используются для пропаганды деятельности политических партий. В электоральной социологии (социологии выборов и избирательных систем) результаты прикладных исследований используются в “тактических” целях: 1) склонить в желаемую сторону колеблющихся избирателей и 2) оправдать возможную фальсификацию итогов выборов ссылками на данные социологических исследований.

)Просветительская функция. Социология становится учебной дисциплиной в нашей стране сравнительно недавно. При советской власти её подменял один из разделов марксистко - ленинской философии - исторический материализм. Его называли и марксистской философией истории и марксистской социологией. Авторов таких определений не смущал простой факт: социология возникла и развивалась в постоянном противопоставлении философии, поскольку социология есть наука, а философия - мировоззрение.

Социология как учебная дисциплина нетождественна социологии как науке. В учебную дисциплину включаются классические, общепризнанные положения. Кроме того, её структура такова, что даёт целостный охват всего, что наработано в данной области знаний. Этими признаками учебная дисциплина отличается от науки, на переднем крае которой исследуются проблемы, которые актуальны именно сегодня. Завтра наука, возможно, займётся новыми проблемами, а учебная дисциплина включит новое знание в систему добытых ранее знаний.


ТЕМА № 3 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

 

. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ

 

Понятие личности используется в различных науках. Первоначально слово “личность” обозначало маску, роль, исполнявшуюся актёром в греческом театре. (В русском языке имеется слово “личина”.) В размышлениях о бытии жизнь уподоблялась сцене и человеку, желающему сыграть определённую роль, требовалось приложить большие усилия, чем просто одеть маску на лицо.

Обыденное сознание отождествляет понятия “человек” и “личность”, хотя уже на уровне этимологии видно их различие. Человек - биологический вид, личность - продукт сознательной социальности. Не все люди являются личностями. Ребёнок ещё не личность, алкоголики и наркоманы (в последней стадии), психически больные люди, которые не контролируют своё поведение, лица, поражённые старческим склерозом - уже не личности.

Социологическое понимание личности легче усваивается при сравнении его с пониманием личности в других науках.

Психология. Для психолога личность начинается с индивидуальности человека, которая показывает отличия данного человека от других людей. Однако признак индивидуальности сам по себе недостаточен: индивидуальны и животные. Другая важная черта психологического понимания личности - самосознание, появляющееся у ребёнка в возрасте 3-4 лет. Самосознание- сознание, обращённое на самое себя. Человек осознаёт своё отличие от других людей, игрушек, вещей и осмысленно обозначает себя словом “Я”.

Близким ему понятием выступает рефлексия - изучение и осмысление чего-либо при помощи сравнения и анализа. Почему я решил эту задачу и не решил другую? Любой ответ на этот вопрос показывает человека рефлектирующим существом. Важен в данном случае не ответ, а вопрос, сам факт постановки вопроса. Рефлексия - показатель психологического развития личности в любом возрасте. Существует немало людей, не задающих себе вопрос “почему?”. Они действуют, благодаря навыкам и умениям, не утруждая себя размышлениями, не зная колебаний и сомнений, отбрасывая всякие “копания в душе”. Они могут быть отличными работниками, но не умеют передать свои знания, умения, навыки ученикам.

Философия. Личность в философии - более сложное образование. Оно включает в себя психологические черты, но вводит и новые. Личность в философии - это “качество” поведения человека, проявляющееся в ряде свойств субъективного плана. Это, прежде всего, свобода воли - способность принимать решения и нести за них ответственность. Чем сложнее принимать решения, тем в большей мере раскрывается состоятельность человека как личности. Осознание и признание ответственности за принятие тех или иных решений также характеризуют человека как развитую личность. Обязательной чертой личности является критичность и самокритичность. Мировоззренчески развитый человек не примет на веру очередную пропагандистскую утку, он критичен к другим и требователен к себе. Ещё одна характерная черта личности в философском плане - способность к творчеству. Творчество есть создание чего-либо нового данным человеком, рутина ему противопоказана. Способность к творчеству показывает реальную образованность. Мировоззренчески развитый человек высокоморален, его сознание развито настолько, что он видит себя в других людях.

Date: 2016-02-19; view: 442; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию