Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Все дело во внимании





 

Умение управлять собственным вниманием – важнейший навык, без которого мы не сможем достичь поставленных целей. За тридцать лет практики в клинической психологии я помогла тысячам людей решить их проблемы, связанные с рассеянностью. Надеюсь, что жизнь каждого человека, однажды перешагнувшего порог моего кабинета, стала лучше после применения специальных техник для концентрации внимания.

К примеру, сегодня утром ко мне на прием пришел руководитель, у которого недавно случился сердечный приступ. Он хотел узнать, как бороться со стрессом, чтобы подобное не повторилось. Самое сложное для него – в конце рабочего дня расслабиться и отогнать мысли о своей очень ответственной работе. Потом пришла тридцатилетняя женщина с депрессией. «Все твердят, что нужно смотреть на мир позитивно, но никто не учит как», – жаловалась она. Я должна помочь ей отвлечься от тревожных мыслей, чувства вины и самобичевания, научить надеяться, верить и ценить себя.

Приходил школьник, страдающий социофобией, который учится не зацикливаться на неприятных воспоминаниях и переключать внимание, чтобы лучше справляться с жизненными ситуациями. Потом пришел пожилой худеющий мужчина. Он пытается полюбить фрукты и овощи и отказаться от соусов и выпечки. Молодая пара перфекционистов ходит ко мне раз в неделю, чтобы научиться акцентировать внимание не на промахах, а на хороших качествах друг друга. Контроль внимания – необходимое условие нашего здоровья, счастья и успеха.

 

Как цифровая эпоха влияет на нас?

 

Цифровая эпоха в каждом из нас раскрывает новые сильные и слабые стороны. Какие изменения вы замечаете за собой? У вас наблюдаются резкие перепады настроения от скуки до бурной деятельности? Или вы не знаете, за что ухватиться, потеряны во времени, вертитесь как белка в колесе, не имея ни единой свободной минуты? Пришло время разобраться в том, какой вы человек.

 

Ваше внимание часто переключается с одного на другое?

Многие современные люди испытывают перепады эмоций – от апатии до перевозбуждения. Вы замечали за собой следующее? (Отметьте соответствующие пункты.)

• Покупаете книги, которые привлекли вас в магазине, но не дочитываете их до конца?

• Покупаете самый навороченный гаджет, играете с ним, пока не надоест, и кладете на полку (рядом с недочитанными книгами)?

• Бросаете дела, чтобы ответить на новое письмо, хотя в черновиках у вас уже есть недописанные сообщения?

• Принимаете приглашение на заинтересовавшую вас встречу, а потом придумываете оправдания, чтобы оставить дела и пойти?

• Увлеченно садитесь на диету, покупаете продукты для приготовления сложных блюд, но они постепенно покрываются плесенью, и вы их выбрасываете?

 

Вы несобранны и мечтательны?

Некоторые люди скорее назовут себя несобранными. Для них сосредоточиться на том, что они делают, – настоящее испытание. Им не хватает внимания, сил, решительности. Вы замечали за собой следующее?

• Разглядываете в магазине книги, одна вас привлекает, вы не можете понять, нужна она вам или нет, идете домой, жалеете, что не купили, в итоге возвращаетесь обратно, а ее уже нет?

• Долго откладываете покупку новомодного гаджета. Приобретя его наконец, оставляете в коробке и ждете, пока приятель, который с техникой на ты, покажет вам, как его настроить?

• У вaс шесть или больше недописанных писем в черновиках?

• Принимаете приглашение на интересную встречу, с нетерпением ждете ее, но приходите каждый раз с опозданием вне зависимости от того, когда начали собираться?

• Думаете пару недель просидеть на диете, идете в книжный магазин, чтобы присмотреть (не купить) книгу с советами для худеющих, читаете статьи в журналах о том, как похудеть, вешаете на холодильник понравившийся рецепт, чтобы поразмыслить о нем на досуге?

 

Вы гипербыстрый или гиперконцентрированный?

Некоторые люди всегда действуют быстро и суетятся. Им сложно абстрагироваться от постоянных внешних раздражителей. Вы замечали это за собой?

• Ходите только в те книжные магазины, где есть Wi-Fi, чтобы все время оставаться на связи?

• Первым покупаете новомодную технику, следите за всеми новинками, у вас есть гаджеты на все случаи жизни?

• Все время проверяете почту и пишете смс «оч бстр с скрщ»? Принимаете приглашение на интересную встречу, но всегда знаете, что, если наметится что-то получше, перезвоните и откажетесь?

• Если вам нужно похудеть, вы переходите на протеиновые батончики – отличный повод поесть на бегу!


 

Советы из этой книги пригодятся вам независимо от того, к какому из вышеперечисленных типов вы себя относите.

 

Как мне пришлось учиться вниманию

 

Я заинтересовалась проблемами внимания в середине 1970-х, когда училась в аспирантуре. Написание диссертации давалось непросто. Пока мои приятели развлекались, я была вынуждена сидеть за столом, читать скучные научные публикации, скрупулезно разрабатывать проект, искать информацию, разрабатывать техническую документацию. Помню, как первый раз пришла к научному руководителю с проектом своей работы. Он сказал: «Люси, тема у вас очень интересная». Я расплылась в довольной улыбке, но счастливое мгновение длилось недолго. «Но научная часть, – продолжал он бесстрастно, – полная чушь».

Сдаваться я не собиралась, но мне пришлось хорошенько подумать, как заставить себя сосредоточиться и усердно заниматься этой утомительной работой. И вдруг меня осенило! Почему бы не посвятить исследование способам борьбы с рассеянностью?

В то время психологи только начинали использовать когнитивные методы, чтобы помочь людям справиться с плохим настроением и страхами, уменьшить тревожность, контролировать гнев, изменить привычки. Когнитивный метод – это техника, которая позволяет сделать другими ощущения и действия человека за счет изменения его мыслей. Я задалась вопросом: могут ли когнитивные методы сделать человека более внимательным? Тема моего нового исследования звучала так: «Использование когнитивных стратегий для самоконтроля. Роль личных установок в борьбе с рассеянностью».

Я записала на кассету сильно отвлекающие звуки – обрывки интригующих фраз, звуки гитары, отрывки из монологов юмористов. Сначала я должна была убедиться, что они отвлекают других людей так же, как меня. О моем проекте заговорили, студенты младших курсов выстраивались у моего кабинета, чтобы принять участие в исследовании!

В ходе эксперимента я протестировала одного за другим шестьдесят человек. Каждого из них я просила найти в тексте ошибки во время прослушивания отвлекающих записей. Я предупреждала испытуемых, что, пока они читают, ищут и подчеркивают ошибки в тексте, за ними будут наблюдать через зеркало Гезелла[1].

По ту сторону зеркала находились трое экспериментаторов с секундомером. Они замеряли количество времени, которое каждый испытуемый тратил на работу, а также считали число «отвлечений» – то есть сколько раз человек смотрел по сторонам, слишком долго размышлял или отрывал карандаш от бумаги.

Перед экспериментом все участники были случайным образом разделены на пять групп. Четыре группы я готовила к выполнению тестового задания, используя различные когнитивные стратегии:

1) остановка мысли – нужно говорить себе «нет, я не буду слушать» или просто «нет»;

2) прививка – стратегия и время подготовки те же, что и при остановке мысли, но на тренировке отвлекающие звуки постепенно становятся громче;

3) визуализация цели – нужно говорить себе «я буду делать свою работу» или просто «работа»;

4) блокировка – что-нибудь напевать про себя.

 

Пятой, контрольной группе никаких инструкций не давалось.

Испытуемые, прошедшие инструктаж по выполнению любой из когнитивных стратегий, делали задание значительно лучше, чем остальные. Они больше времени уделяли работе и меньше отвлекались. Разницы в результатах в зависимости от выбранной стратегии не наблюдалось, любая из них работала лучше, чем полное их отсутствие. Наверное, я бы до сих пор писала введение к своей работе, если бы сама не пользовалась когнитивными стратегиями.

 







Date: 2016-02-19; view: 394; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию