Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определяем состав 2-го набора пробирок





Определение солей во втором наборе пробирок может быть сделано несколькими способами. Приведём один из вариантов определения.

Возьмём семь чистых пробирок и в каждую из них перенесём по несколько капель определяемых растворов и будем добавлять по каплям раствор HCl.

В одной из пробирок выпадет осадок, а в другой будет выделяться газ. В остальных пробирках никаких эффектов наблюдаться не будет. Подогреем пробирку с осадком на водяной бане. Осадок растворится, а при охлаждении раствора выпадет снова. Это может быть только осадок PbCl2, а соль – Pb(CH3COO)2.

Pb(CH3COO)2. + 2HCl = PbCl2↓ + 2CH3COOH

При нагревании другой пробирки усиливается выделение газа. Это газ – CO2, а соль – Na2CO3.

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑ + H2O

Две пробирки мы определили. Это - Pb(CH3COO)2 и Na2CO3 .

Осталось 5 пробирок с неизвестными солями. Возьмём пять чистых пробирок и в каждую из них перенесём по несколько капель растворов определяемых веществ и будем добавлять по каплям раствор H2SO4. Только в одной из пробирок выпадет осадок. Это осадок BaSO4, который не растворяется в HCl.

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HCl

Мы определили BaCl2.

Возьмём четыре чистые пробирки и в каждую из них перенесём по несколько капель растворов определяемых веществ и будем добавлять по каплям раствор Ba(OH)2. В трёх пробирках выпадут осадки, а одна пробирка останется без изменений. Эта пробирка содержит раствор NH4Cl. Подтвердим это. Возьмём чистую пробирку, перенесём в неё несколько капель предполагаемого раствора NH4Cl, добавим несколько капель раствора NaOH и накроем пробирку предметным стеклом, предварительно смочив его водой и приклеив к нему фенолфталеиновую бумагу. Поставим пробирку на водяную баню. Через некоторое время фенолфталеиновая бумага покраснеет. Это доказывает, что в пробирке находится раствор NH4Cl.

NH4Cl + NaOH = (t) NaCl + NH3↑ + H2O

Остались растворы Na2SO4, MnSO4, Al2(SO4)3.. Возьмём три чистые пробирки и в каждую из них перенесём по несколько капель растворов определяемых веществ и будем добавлять медленно по каплям раствор NaOH.

В одной пробирке никакого эффекта не наблюдаем. В этой пробирке находится раствор Na2SO4. В двух других пробирках наблюдаем следующие эффекты. В пробирках с растворами MnSO4 и Al2(SO4)3 выпадут осадки, причём в пробирке, содержащей раствор MnSO4, выпавший осадок будет медленно буреть на воздухе, а в пробирке, содержащей Al2(SO4)3, осадок будет растворяться в избытке реактива.

MnSO4 +2NaOH = Mn(OH)2↓ + Na2SO4

2 Mn(OH)2 + O2 = 2MnO(OH)2 (или 2H2MnO3 или MnO2 + H2O)

 

Al2(SO4)3 + 6NaOH = 2Al(OH)3↓ + 3Na2SO4

Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4] (или Na3[Al(OH)6])

 

Мы определили MnSO4 и Al2(SO4)3.

Система оценивания.

1. Правильное заполнение таблицы 3 б

2. Определение веществ в 1-м наборе пробирок (0,5 б за 1вещество) 2 б

3. Определение веществ во 2-м наборе пробирок (2 б за 1вещество) 14 б

4. Запись последовательности действий, наблюдаемых явлений

и их объяснение 3 б

5. Уравнения реакции (1 б за 1-й набор пробирок и по 1 б за каждое вещество из 2-го набора пробирок) 8 б

Итого 30 б

 


Всероссийская олимпиада школьников по химии

______________________________________________________________________________________________________

Десятый класс

 

Задание: В 10 пронумерованных пробирках выданы растворы следующих индивидуальных соединений: KI, NaOH, NaHCO3, Na2S, Na2S2O3, NaNO2, BaCl2, Ca(NO3)2, NH3, [Zn(NH3)4]SO4. Кроме этого, на столах имеется следующий набор веществ или их растворов: CaCO3, Cu2(OH)2CO3, H2SO4, HCl, NaHCO3, NaOH, ZnO.

Предложите реактив, синтезируемый с использованием некоторых из этих веществ и представляющий собой раствор индивидуального вещества, который позволит идентифицировать все соединения в пронумерованных пробирках (для идентификации каждого из соединений можно использовать только синтезированный вами реактив, использовать другие выданные вещества или другие растворы в пронумерованных пробирках в качестве реагентов нельзя). Напишите формулу реактива и покажите ее преподавателю.

Опишите последовательность Ваших действий при синтезе реактива и наблюдаемые явления. Напишите уравнение реакции синтеза.

Напишите уравнения взаимодействия реактива с идентифицируемыми соединениями (там, где это важно, укажите, что находится в избытке, а что – в недостатке). Зафиксируйте Ваши наблюдения. Решение представьте в виде таблицы:

 

№ пробирки Наблюдения при добавлении реактива Уравнение реакции Идентифицированное соединение
       

 

Реактивы: CaCO3 (тв.), Cu2(OH)2CO3 (тв.), H2SO4 (5 %), HCl (5 %), NaHCO3 (тв.), NaOH (5 %), ZnO (тв.).

Оборудование: штативы с пробирками (10 пробирок с растворами и 10 чистых пробирок), 2 пипетки, стакан на 50 – 100 мл с дистиллированной водой (для промывания пипеток), пустой стакан на 50 – 100 мл и стеклянная палочка для синтеза реактива.

 

Решение: Автор – В.В. Апяри

Проанализировав набор предлагаемых веществ для синтеза реактива, попытаемся понять, что он из себя представляет. В условии задачи о реактиве говорится как о растворе индивидуального вещества. Из предложенных для синтеза веществ можно получить следующие хорошо растворимые соединения: CaCl2, CuCl2, NaCl, ZnCl2, CuSO4, Na2SO4, ZnSO4, Na2[Zn(OH)4], а также малорастворимый CaSO4. Чтобы можно было различить 10 выданных соединений, реактив должен давать характерную реакцию как минимум с 9-тью из них. Значит продукты должны отличаться не только по состоянию в растворе (газ, осадок), но и по цвету. Из возможных реактивов такое различие характерно только для соединений меди. Поэтому приходим к выводу, что мы должны синтезировать CuCl2 или CuSO4. При этом CuCl2 не позволит различить BaCl2 и Ca(NO3)2, а CuSO4 – позволит. Окончательный вывод – мы должны синтезировать CuSO4.

Синтез реактива.

Сульфат меди (II) может быть получен путем взаимодействия двух из выданных вещества – основного карбоната меди и серной кислоты – по реакции:

Cu2(OH)2CO3 + 2H2SO4 → 2CuSO4 + CO2↑ + 3H2O

Для этого добавим к раствору серной кислоты избыток основного карбоната меди. Наблюдаем выделение газа и растворение основного карбоната меди с образованием голубого раствора сульфата меди. После прекращения выделения газа сольем раствор с осадка.

Идентификация соединений.

Идентификацию соединений можно проводить в произвольном порядке. Для ее осуществления будем прибавлять по 1 – 2 капли реактива к 1 – 2 миллилитрам идентифицируемых растворов (недостаток реактива); там, где наблюдаемых при этом эффектов не достаточно для надежной идентификации (например, реакция с тиосульфатом), будем прибавлять к 1 – 2 миллилитрам реактива 1 – 2 капли анализируемого раствора (избыток реактива). Заполним таблицу:

 

№ пробирки Наблюдения при добавлении реактива Уравнение реакции Идентифицированное соединение
  Бурое окрашивание раствора, выпадение белого осадка (цвет виден после отстаивания) 2CuSO4 + 4KI → 2CuI↓ + I2 + 2K2SO4 KI
  Выпадение синего осадка CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4 NaOH
  Выпадение голубого осадка, через некоторое время наблюдаем медленное выделение газа (в виде пузырей в осадке, осадок всплывает) 2CuSO4 + 4NaHCO3 → Cu2(OH)2CO3↓ + 2Na2SO4 + 3CO2↑ + H2O NaHCO3
  Выпадение черного осадка CuSO4 + Na2S → CuS↓ + Na2SO4 Na2S
  При недостатке реактива – образование бесцветного раствора, при избытке – зеленого* a) 2CuSO4 (недост.) + 6Na2S2O3 → 2Na3[Cu(S2O3)2] (бесцветный)+ Na2S4O6 + 2Na2SO4** б) CuSO4 (изб.) + 2Na2S2O3 → Na2[Cu(S2O3)2] (зеленый)+ Na2SO4 Na2S2O3
  Интенсивное зеленое окрашивание раствора CuSO4 + 6NaNO2 → Na4[Cu(NO2)6] + Na2SO4 NaNO2
  Выпадение обильного белого осадка CuSO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + CuCl2 BaCl2
  Замедленное (через 10 – 15 мин) выпадение кристаллического осадка CuSO4 + Ca(NO3)2 → CaSO4↓ + Cu(NO3)2 Ca(NO3)2
  При недостатке реактива – интенсивное васильковое окрашивание, при избытке – выпадение голубого осадка* a) CuSO4 (недост.) + 4NH3 → [Cu(NH3)4]SO4 б) CuSO4 (изб.) + 2NH3 + 2H2O → Cu(OH)2↓ + (NH4)2SO4 NH3
  Появление василькового окрашивания и выпадение белого осадка CuSO4 + 2[Zn(NH3)4]SO4 + 4H2O → [Cu(NH3)4]SO4 + 2Zn(OH)2↓ + 2(NH4)2SO4 [Zn(NH3)4]SO4

* Допускается написание одного из двух уравнений

** Допускается также написание формул комплексных соединений Na2[Cu2(S2O3)2] и Na5[Cu(S2O3)3].

Система оценивания.

1. Правильность установления реактива для идентификации соединений (баллы выставляются сразу же после сообщения участником формулы реактива)4 б

2. Запись методики синтеза реактива и наблюдений при синтезе 2 б

3. Уравнение синтеза реактива 2 б

4. Фиксирование наблюдений при идентификации соединений 2 б

5. Правильность идентификации соединений (по 1 б за каждое соединение) 10 б

6. Уравнения реакций идентификации (по 1 б за каждое уравнение), (если приведено несколько уравнений, например, при избытке и недостатке реактива – считать как одно) 10 б

Итого: 30 б

 


Всероссийская олимпиада школьников по химии

______________________________________________________________________________________________________

Одиннадцатый класс

 

Глубокоуважаемый Юный химик!

Вам предстоит работа с небезопасными веществами – будьте осторожны и внимательны! Склянки с реактивами держите закрытыми, если Вы их не используете. Некоторые из газов, образующихся при проведении опытов, являются горючими и взрывоопасными – работайте с ними вдали от открытого пламени (если таковое используется)! Все растворы, содержащие соединения хрома, выливайте в специальный сосуд с надписью «Слив хрома». Если Вам что-либо будет непонятно, обращайтесь к преподавателю. После окончания эксперимента не забудьте помыть всю использованную Вами посуду и вымыть руки с мылом!

Соблюдайте правила техники безопасности!

Химия, как и любая естественная наука, не мыслима без эксперимента! Однако важно понимать, что любой проведенный эксперимент требует глубокого осмысления! Сегодня Вам предлагается провести ряд опытов и прокомментировать наблюдаемые эффекты, основываясь на теоретических знаниях. Ваши комментарии и ответы на вопросы должны быть краткими (не более 2‑3 предложений).

 

Опыт 1. Первая серия экспериментов будет посвящена исследованию качественного состава соли Мора – гексагидрата сульфата железа(II)‑аммония.

Приведите химическую формулу соли Мора.

а) Для доказательства того, что соль Мора является кристаллогидратом, поместите ее небольшое количество в сухую чистую пробирку (так, чтобы дно пробирки немного было покрыто твердым веществом) и слегка нагрейте.

Отметьте, что конденсируется на холодных стенках пробирки (в верхней ее части). Напишите уравнение реакции.

б) Предварительно подготовьте влажную фенолфталеиновую бумагу. Для этого на выданную Вам фильтровальную бумагу поместите 1 каплю раствора фенолфталеина, дайте впитаться индикатору и слегка увлажните полученную бумагу 1‑2 каплями дистиллированной воды. Для доказательства того, что в состав соли Мора входят катионы NH4+ и Fe2+, поместите небольшое количество твердой соли Мора в пробирку (как было описано ранее), добавьте ~1 мл раствора щелочи и подогрейте содержимое. Осторожно поднесите подготовленную Вами влажную индикаторную бумагу к отверстию пробирки так, чтобы она не касалась стенок пробирки.

Отметьте все изменения, которые произошли при проведении этого опыта (цветовые изменения фенолфталеиновой бумаги осадка в пробирке). Напишите уравнения реакций, объясняющие Ваш ответ.

в) Растворите немного соли Мора в воде и проведите качественную реакцию, доказывающую присутствие сульфат ‑ ионов в растворе.

Опишите наблюдаемые явления и приведите уравнение реакции.

 

Опыт 2. Известно, что для получения некоторых кислот в лабораторной практике зачастую используют взаимодействие солей этих кислот с раствором серной кислоты. Однако при этом не всегда удается получить кислоты.

Налейте в первую пробирку ~1 мл раствора нитрита натрия, а во вторую – столько же раствора тиосульфата натрия. В обе пробирки добавьте по ~1 мл раствора серной кислоты.

Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций, объясняющих результаты опыта.

 

Опыт 3. В две пробирки поместите по небольшому кусочку (размером с горошину) школьного мела. В первую пробирку налейте ~1 мл 1 М раствора уксусной кислоты, а во вторую – столько же 1 М раствора серной кислоты.

Отметьте интенсивность выделения газа в обеих пробирках. Напишите уравнения происходящих реакций.

Почему при взаимодействии мела с растворами упомянутых кислот в первый момент времени реакция протекает одинаково бурно, а спустя некоторое время в одной из пробирок газ выделяется значительно медленнее?

 

Опыт 4. В две пробирки налейте по ~1 мл раствора серной кислоты. Осторожно нагрейте раствор в одной из пробирок. В обе пробирки (не дожидаясь остывания нагретого раствора) поместите по 1 грануле металлического цинка.

Отметьте интенсивность выделения газа в каждой из пробирок. Напишите уравнение происходящей реакции.

Почему интенсивность газовыделения в одной из пробирок заметно выше?

 

Опыт 5. Для проведения этого и следующего опыта используйте гранулы цинка после проведения опыта 4, предварительно промыв их в воде и высушив с помощью фильтровальной бумаги.

Налейте в пробирку ~2 мл раствора серной кислоты и поместите в нее гранулу цинка. Аккуратно внесите в пробирку медную проволоку так, чтобы она сначала не касалась цинковой гранулы, но находилась в растворе.

Теперь, не вынимая медную проволоку из раствора, коснитесь ею гранулы цинка.

Что наблюдаете? Объясните, почему при контакте меди с цинком на поверхности проволоки образуются пузырьки газа. Напишите уравнения процессов, происходящих на грануле цинка и медной проволоке.

Опыт 6. Сделаем еще один эксперимент с участием цинковой гранулы и раствора H2SO4. Налейте в пробирку ~1 мл раствора серной кислоты, добавьте к нему 4‑5 капель раствора дихромата калия и нагрейте содержимое пробирки. К горячему раствору добавьте гранулу цинка и наблюдайте за происходящими изменениями в течение 50‑60 минут.

Отметьте цветовые изменения с раствором в пробирке. Напишите уравнение реакции.

Как Вы думаете, будут ли наблюдаться какие-то изменения, если вместо использования реакции Zn с раствором H2SO4, через раствор дихромата калия пропускать газообразный водород (например, из баллона)? Дайте краткий обоснованный ответ.

Опыт 7. В две пробирки налейте по ~1 мл раствора гидроксида натрия. Раствор в одной из пробирок нагрейте. В обе пробирки (не дожидаясь пока охладится нагретый раствор) добавьте равный объем раствора соли меди(II).

Отметьте цвета осадков, образовавшихся в обеих пробирках. Напишите уравнения реакций, объясняющие различия в проведенных экспериментах.

 

Опыт 8. Налейте в пробирку ~1 мл раствора ацетата натрия и добавьте к нему 1‑2 капли фенолфталеина. Нагрейте раствор в пробирке и отметьте изменение окраски индикатора при нагревании. Охладите раствор до комнатной температуры и вновь отметьте изменения.

Почему изменяется окраска индикатора при нагревании и охлаждении раствора? Дайте обоснованный ответ и напишите уравнение соответствующей реакции.

 

Опыт 9. Налейте в пробирку ~1 мл раствора ацетата натрия и добавьте к нему равный объем раствора соли алюминия. Нагрейте раствор в пробирке.

Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции, поясняющее Ваш ответ.

 

Опыт 10. Предварительно подготовьте влажную фенолфталеиновую бумагу, как это было описано в опыте 1 (б). На дно пробирки поместите немного (на кончике шпателя) твердого хлорида аммония и смочите его 5‑6 каплями раствора карбоната натрия. Нагрейте содержимое пробирки и осторожно поднесите подготовленную Вами влажную фенолфталеиновую бумагу к отверстию пробирки так, чтобы она не касалась стенок пробирки.

Отметьте изменение цвета фенолфталеиновой бумаги. Напишите уравнение реакции, объясняющее результат опыта.

Опыт 11. Налейте в первую пробирку ~1 мл раствора соли алюминия, во вторую – столько же раствора соли меди(II). В обе пробирки добавьте равный объем раствора карбоната натрия.

Что происходит? Напишите уравнения проведенных реакций.

Опыт 12. К ~1 мл раствора соли алюминия добавьте (при перемешивании) по каплям раствор гидроксида натрия сначала до образования осадка, а затем до полного его растворения.

К полученному раствору добавьте немного (на кончике шпателя) твердого хлорида аммония.

Отметьте все наблюдения и напишите уравнения реакций, объясняющих результаты эксперимента.

Опыт 13. Растворы некоторых из используемых Вами сегодня веществ были приготовлены незадолго до проведения эксперимента, поскольку при хранении они постепенно «портятся». Один из таких растворов – KI.

Налейте в пробирку ~1 мл раствора иодида калия, подкислите его несколькими каплями раствора серной кислоты и оставьте на 10‑15 минут.

Что происходит (для более четкой фиксации изменений рассмотрите содержимое пробирки на фоне белого листа бумаги)?

Напишите уравнение реакции, происходящей с раствором KI на воздухе.

Растворы каких из предложенных Вам сегодня веществ (в том числе, изначально выданных в твердом виде), постепенно «портятся» при хранении на воздухе? Поясните Ваш ответ соответствующими уравнениями реакций.

Опыт 14. В пробирку, содержащую ~1 мл раствора соли меди(II) добавьте 2‑3 капли раствора иодида калия.

К образовавшейся реакционной смеси добавляйте (при перемешивании) по каплям раствор тиосульфата натрия сначала до обесцвечивания раствора, а затем до растворения первоначально образовавшегося осадка.

Отметьте все наблюдения и напишите уравнения соответствующих реакций.

Опыт 15. В две пробирки налейте по ~1 мл раствора дихромата калия.

а) К раствору в первой пробирке добавьте равный объем раствора гидроксида натрия. Образовавшийся раствор подкислите 4‑5 каплями раствора серной кислоты.

Отметьте цветовые изменения и напишите уравнения реакций.

б) К раствору дихромата калия во второй пробирке добавьте равный объем раствора соли бария. Дайте немного (2‑3 минуты) отстояться реакционной смеси и аккуратно (не перемешивая осадок и раствор) слейте бóльшую часть раствора над осадком.

Укажите цвет образовавшегося осадка. Напишите уравнение реакции, сопоставив цвет образовавшегося осадка с цветовыми переходами в опыте 15 (а).

 

Надеемся, Вы успешно провели все предложенные эксперименты
и смогли объяснить их результаты!

 

Решение: Автор – Ильин М.А.

Опыт 1. Соль Мора – (NH4)2Fe(SO4)2 × 6H2O.

а) При нагревании (при ~100 С) твердой соли Мора в сухой пробирке молекулы кристаллизационной воды отщепляются, и конденсируется в виде капель на холодных стенках пробирки:

(NH4)2Fe(SO4)2 × 6H2O (NH4)2Fe(SO4)2 + 6H2O­.

б) При взаимодействии соли Мора с раствором щелочи при небольшом нагревании по появлению малиновой окраски влажной фенолфталеиновой бумаги можно обнаружить выделение аммиака. При этом в пробирке образуется гидроксид железа(II), который быстро (особенно при нагревании) окисляется до гидроксида железа(III) – цвет осадка постепенно меняется с грязно-зеленого (с синеватым оттенком) до темно-бурого:

(NH4)2Fe(SO4)2 × 6H2O + 4NaOH 2NH3­ + Fe(OH)2¯ + 2Na2SO4 + 8H2O,

4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O ® 4Fe(OH)3¯

(вместо образования Fe(OH)3 в качестве верного ответа принимается образование FeO(OH)).

в) Обнаружить присутствие сульфат‑ионов в растворе соли Мора можно с помощью реакции образования нерастворимого белого осадка BaSO4:

Ba2+ + SO42- ® BaSO4¯.

Опыт 2. При взаимодействии NaNO2 и Na2S2O3 с раствором серной кислоты при комнатной температуре не образуются соответствующие кислоты ввиду их неустойчивости:

2NaNO2 + H2SO4 ® Na2SO4 + NO2­ + NO­ + H2O,

(наблюдается выделение бурого газа)

Na2S2O3 + H2SO4 ® Na2SO4 + SO2­ + S¯ + H2O.

(наблюдается образование светло-желтого осадка и выделение газа с резким запахом)

Опыт 3. В случае с обеими кислотами в первый момент наблюдается довольно бурное выделение углекислого газа:

CaCO3 + 2CH3COOH ® (CH3COO)2Ca + CO2­ + H2O,

CaCO3 + H2SO4 ® CaSO4 + CO2­ + H2O.

Однако в пробирке с серной кислотой через некоторое время интенсивность газовыделения резко падает. Это обусловлено образованием на поверхности кристаллов СаСО3 малорастворимого сульфата кальция, который препятствует дальнейшему взаимодействию H2SO4 и CaCO3.

 

Опыт 4. При взаимодействии цинка с серной кислотой выделяется водород:

Zn + H2SO4 ® ZnSO4 + H2­.

В случае нагретого раствора интенсивность выделения H2 заметно выше, поскольку при повышении температуры скорость протекания большинства реакций выше (вспомните эмпирическое правило Вант-Гоффа, согласно которому при повышении температуры на каждые 10° скорость большинства реакций увеличивается в среднем в 2‑4 раза; в качестве более строгого объяснения можно также привести зависимость константы скорости от температуры – уравнение Аррениуса ).

 

Опыт 5. При соприкосновении медной проволоки с цинковой гранулой, помещенной в раствор серной кислоты, образуется гальваническая пара, в которой цинк является анодом, а медь – катодом:

Анод Катод
Zn / H2SO4 р-р / Cu
Zn0 - 2ē ® Zn2+ + + 2ē ® Н20

При этом цинковый анод постепенно растворяется и катионы Zn2+ переходят в раствор, а на медном катоде происходит восстановление частиц Н+, вследствие чего на медной проволоке появляются пузырьки H2.

Опыт 6. Зеленая окраска раствора, образовавшегося при взаимодействии K2Cr2O7 с цинком в присутствии серной кислоты («водород в момент выделения») обусловлена присутствием гидратированных ионов Cr3+:

K2Cr2O7 + 3Zn + 7H2SO4 ® K2SO4 + 3ZnSO4 + 7H2O + Cr2(SO4)3

(допускается также описание этого процесса в виде:

Zn + H2SO4 ® ZnSO4 + 2H0­ (в данном случае – не Н2­),

K2Cr2O7 + 6H0 + 4H2SO4 ® K2SO4 + 7H2O + Cr2(SO4)3).

Если проводить восстановление дихромат‑иона молекулярным водородом Н2 (например, из баллона) смены оранжевой окраски раствора наблюдаться не будет, поскольку молекулярный водород обладает заметно меньшей восстановительной активностью, чем «водород в момент выделения» (Zn + H2SO4 р-р).

 

Опыт 7. Гидроксид меди(II) – термически нестабильный гидроксид, который уже при 60‑70 °С разлагается. В случае использования горячего раствора щелочи образуется CuO, а не Cu(OH)2:

CuSO4 + 2NaOH ® Cu(OH)2¯ + Na2SO4,

(образуется голубовато-синий осадок)

CuSO4 + 2NaOH CuO¯ + H2O + Na2SO4.

(образуется черный осадок)

 

Опыт 8. В водном растворе ацетат натрия подвержен частичному гидролизу:

CH3COO- + H2O D CH3COOH + OH-.

При нагревании степень гидролиза увеличивается, поэтому добавленный к раствору фенолфталеин приобретает светло-малиновую окраску. Охлаждение раствора приводит к уменьшению степени гидролиза и ослаблению интенсивности окраски индикатора (раствор практически бесцветный).

 

Опыт 9. В водном растворе соли алюминия подвержены частичному гидролизу по катиону, однако выпадение основных солей при этом не наблюдается и растворы остаются прозрачными. Добавление раствора ацетата натрия (который гидролизуется по аниону) при нагревании приводит к смещению равновесия гидролиза солей алюминия и наблюдается выпадение белых оснóвных солей:

Al3+ + 2CH3COO- + H2O Al(OH)(CH3COO)2¯ + H+

(или Al3+ + CH3COO- + 2H2O Al(OH)2(CH3COO)¯ + 2H+).

(возможно образование аналогичных по составу оснóвных хлоридов алюминия; образование Al(OH)3 в данном случае маловероятно, поскольку уксусная кислота не является настолько слабой кислотой, чтобы протекал полный гиролиз).

 

Опыт 10. При нагревании солей аммония с растворами карбонатов щелочных металлов выделяется аммиак (влажная фенолфталеиновая бумага при этом становится малиновой):

2NH4Cl + Na2CO3 2NH3­ + CO2­ + H2O + 2NaCl.

или

2NH4Cl + Na2CO3 NH3­ + NH4НCO3 + 2NaCl.

 

Опыт 11. При взаимодействии раствора карбоната натрия с растворами солей алюминия вследствие протекания полного гидролиза образуется белый студенистый осадок Al(OH)3, а при взаимодействии Na2CO3 c растворами солей меди вследствие частичного гидролиза образуется плохорастворимый голубовато-зеленый оснóвный карбонат меди(II):

2AlCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O ® 2Al(OH)3¯ + 3CO2­ + 6NaCl,

4CuSO4 + 4Na2CO3 + 2H2O ® 2Cu2(OH)2CO3¯ + 2CO2­ + 4Na2SO4.

 

Опыт 12. При добавлении по каплям раствора щелочи к раствору соли алюминия сначала образуется белый студенистый осадок:

AlCl3 + 3NaOHнедост. ® Al(OH)3¯.

Добавление избытка раствора щелочи приводит к растворению Al(OH)3 и образованию бесцветного раствора:

Al(OH)3 + NaOH ® Na[Al(OH)4].

(допускается написание образования Na3[Al(OH)6] или Na[Al(OH)4(H2O)2])

При добавлении к полученному бесцветному раствору твердого NH4Cl вновь наблюдается выпадение осадка Al(OH)3:

Na[Al(OH)4] + NH4Cl ® Al(OH)3¯ + NH3 + H2O + NaCl.

Опыт 13. При хранении раствора иодида калия на воздухе (особенно в кислой среде) происходит его медленное окисление и спустя некоторое время появляется слабо-желтая окраска:

4KI + 2H2SO4 + O2 ® 2I2 + 2K2SO4 + 2H2O.

Из предложенного списка веществ, помимо KI, долгое время на воздухе нельзя хранить растворы: NaOH (вследствие поглощения CO2 из воздуха), Na2CO3 (вследствие поглощения CO2 из воздуха), NaNO2 (вследствие окисления), соль Мора (вследствие окисления ионов Fe(II)), Na2S2O3 (вследствие окисления).

2OH- + CO2 ® CO32- + H2O,

CO32- + H2O + CO2 ® 2HCO3-,

2NO2- + O2 ® 2NO3-,

4Fe2+ + 4SO42- + O2 + 2H2O ® 4Fe(OH)SO4¯,

2S2O32- + O2 ® 2SO42- + 2S¯.

Опыт 14. При взаимодействии раствора соли меди(II) с раствором иодида калия образуется садок CuI, а раствор при этом окрашивается в темно-коричневый цвет за счет образования I2:

2CuSO4 + 4KI ® 2CuI + I2 + 2K2SO4.

Раствор тиосульфата натрия обесцвечивает раствор I2 (эта реакция используется в количественном анализе при иодометрическом титровании):

2Na2S2O3 + I2 ® Na2S4O6 + 2NaI.

Избыток раствора тиосульфата натрия взаимодействует с осадком CuI с образованием бесцветного раствора тиосульфатного комплекса меди(I):

CuI + 2Na2S2O3 ® Na3[Cu(S2O3)2] + NaI.

(допускается также написание Na2[Cu2(S2O3)2] и Na5[Cu(S2O3)3])

 

Опыт 15. а) В щелочной среде дихромат‑ион в водном растворе превращается в желтый хромат‑ион:

Cr2O72- + 2OH- ® 2CrO42- + H2O.

Подкисление образовавшегося желтого раствора, содержащего хромат‑ионы, приводит вновь к образованию оранжевого раствора:

2CrO42- + 2H+ ® Cr2O72- + H2O.

б) При добавлении раствора соли бария к раствору дихромата калия образуется желтый осадок хромата бария:

Cr2O72- + 2Ba2+ + H2O ® 2BaCrO4 + 2Н+.

 

Система оценивания.

Date: 2016-02-19; view: 1685; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию