Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Максимальное количество баллов за задачу 30 баллов





ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПО ХИМИИ

 

 

ХИМИЯ 2013     КОМПЛЕКТЫ ЗАДАНИЙ С РЕШЕНИЯМИ И СИСТЕМОЙ ОЦЕНОК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ III (ОБЛАСТНОГО) ТУРА И III (РЕГИОНАЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 – 2013 учебном году
 
 

 

 


ПРАКТИЧЕСКИЙ ТУР

 

 

КИРОВ

Методическое пособие в помощь оргкомитетам и жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии (методические рекомендации, задания, решения и система оценивания)

 

О. В. Архангельская, С. И. Каргов, О. К. Лебедева, А. А. Дроздов, В. И. Теренин, И. В. Трушков, И. А. Тюльков.

 

Под редакцией председателя Методической комиссии Всероссийской химической олимпиады школьников,
академика РАН, профессора,
декана Химического факультета МГУ
имени М. В. Ломоносова
Лунина В. В.

 

Задания, решения и методические указания по проверке и оценке решений III (областного) этапа олимпиады школьников по химии в Кировской области в 2012–2013 учебном году / Сост. М. А. Бакулева, И. А. Токарева // Под ред. М. А. Зайцева, Е. В. Бересневой, – Киров: Изд-во ЦДООШ, 2013. – 20 с.

 

Авторы, составители

Бакулева М. А. методист ЦДООШ;

Токарева И. А. старший преподаватель кафедры товарной экспертизы Кировской ГМА;

 

Рецензенты:

Зайцев М. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии ВятГГУ, декан химического факультета ВятГГУ;

Береснева Е. В. кандидат педагогических наук, профессор кафедры химии ВятГГУ.

 

 

Ó Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей – «Центр дополнительного образования одаренных школьников», Киров, 2013

© Центральная методическая комиссия Всероссийской химической олимпиады школьников, 2013


ОБЛАСТНая олимпиада школьников по химии

______________________________________________________________________________________________________

Восьмой класс

 

Задача 8-Э «Раствор». Приготовьте 150 г раствора сульфата меди (II), с заданной массовой долей растворенного вещества (значение массовой доли Вам скажет преподаватель) из медного купороса. Экспериментальным путем определите, с какими из предложенных веществ он будет реагировать.

 

1. В соответствии с условием рассчитать объем воды и массу медного купороса, необходимые для приготовления раствора;

2. Описать последовательность приготовления раствора с указанием этапов и необходимого оборудования на каждом этапе;

3. Составить подробный план исследования свойств раствора сульфата меди (II);

4. Приготовить раствор;

5. Установить, с какими из предложенных веществ будет реагировать раствор сульфата меди (II). Составить соответствующие уравнения, дать названия всем продуктам реакций и указать признаки реакций.

 

Оборудование: весы, мерный цилиндр, химический стакан (1 шт.), штатив для пробирок, пробирки (5 шт.), стеклянная палочка, нитка.

Реактивы: медный купорос, вода дистиллированная, железный гвоздик, 5% раствор серной кислоты, 5 % раствор гидроксида натрия, 5% раствор хлорида натрия, 5% раствор хлорида бария.

 

Рекомендации к решению и оценке:

1. Методика работы:

1. Рассчитать массу навески медного купороса и объем дистиллированной воды необходимые для приготовления 150 г раствора с заданной массовой долей сульфата меди (II).

2. На весах взять навеску медного купороса и перенести её в химический стакан.

3. Мерным цилиндром отмерить необходимый объем воды.

4. Аккуратно, не задевая стенок и дна стакана, перемешать стеклянной палочкой раствор до полного растворения кристаллов.

5. Образовавшийся раствор сульфата меди (II) перелить в цилиндр и измерить его плотность (Выполняется только преподавателем).

6. Исследовать химические свойства сульфата меди (II). В пробирку налить 1 – 2 мл полученного раствора, взять железный гвоздик привязать его на нитку и опустить в раствор. Наблюдать 20 – 30 минут. Затем вынуть гвоздик из пробирки. На гвоздике появится налет меди.

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu¯

7. Взять 2 мл приготовленного раствора сульфата меди (II) и добавить к нему 2 мл 5%-ного раствора серной кислоты, изменений не происходит.

8. Взять 2 мл приготовленного раствора сульфата меди (II) и добавить к нему 1 мл 5%-ного раствора гидроксида натрия, появляется синий осадок гидроксида меди (II):

CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2¯

9. Взять 2 мл приготовленного раствора сульфата меди (II) и добавить к нему 2 мл 5%-ного раствора хлорида натрия, изменений не происходит.

10. К 2 мл полученного раствора сульфата меди (II) добавляем 1 мл 5% раствора хлорида бария, появляется белый осадок сульфата бария:

CuSO4 + ВaCl2 = BaSO4¯ + CuCl2

11. Методика расчетов приведена на примере приготовления 150 граммов 1,5 % раствора сульфата меди.

1) Рассчитаем массу безводной соли, необходимой для приготовления 150 граммов 1,5 % раствора, используя следующую формулу:

 

,

откуда .

 

Таким образом, масса растворенного вещества –

(2,25)

2) Рассчитаем массу медного купороса, содержащего такое количество безводной соли.

Формула сульфата меди – CuSO4; М(CuSO4) = 160 г/моль;

Формула медного купороса – CuSO4·5H2O; М(CuSO4·5H2O) = 250 г/моль;

Для расчета массы медного купороса составим следующее отношение:

,

откуда: .

3) Определим массу, а затем объем воды, необходимый для приготовления заданного раствора.

,

откуда – mводы = 150 – 3,6 = 146,4 г.

Так как при нормальных условиях плотность воды равна 1г/мл:

Vводы = 146,4 мл

4) Данные для расчетов по заданиям задачи практического тура приведены в таблице (масса раствора – 150 г):

 

Данные Массовая доля растворов, %
0,5 1,5 2,5 3,5 4,5 5,5
m(CuSO4), г 0,75 2,3 3,5 5,25 6,75 8,25
m (CuSO4·5H2O), г 1,2 3,6 5,4 8,2 10,5 12,9
V(H2O), мл 148,8   144,6 141,8 139,5 137,1
ρ, г/мл 1,0033 1,01375 1,0243 1,0363 1,0457 1,05655

 

За расчеты:

за определение массы медного купороса - 4 балла;

за определение объема воды - 1 балл;

За описание методики выполнения эксперимента:

за описание последовательности (этапов) приготовления

раствора, с указанием необходимого оборудования – 4 балла;

За составление плана исследования – 4 балла;

За уравнения:

за составление уравнений реакций, с указанием признаков по 2 балла, всего

- 6 баллов;

за указание названий продуктов реакций по 0,5 балла, всего – 3 балла;

За технику выполнения эксперимента:

за технику взвешивания – 2 балла;

за технику растворения - 2 балла;

за точность приготовления раствора - 1 балл;

за технику проведения опытов - 2 балла;

за соблюдение техники безопасности - 1 балл

Максимальное количество баллов за задачу 30 баллов

 

 


Всероссийская олимпиада школьников по химии

______________________________________________________________________________________________________

Девятый класс

 

Задание: Вам выданы два набора пробирок. 1-й набор содержит растворы: Ba(OH)2, NaOH, H2SO4, HCl,

2-й набор содержит растворы: Na2SO4, Pb(CH3COO)2, BaCl2, NH4Cl, MnSO4, Al2(SO4)3, Na2CO3.

Заполните таблицу, отражающую эффекты, проявляющиеся в результате взаимодействия веществ первого набора с веществами второго набора:

 

  Na2SO4 Pb(CH3COO)2 BaCl2 NH4Cl MnSO4 Al2(SO4)3 Na2CO3
Ba(OH)2              
NaOH              
H2SO4              
HCl              

 

Определите, какие растворы содержатся в каждой из пробирок первого набора и затем, используя растворы, находящиеся в этих пробирках, определите, какие растворы солей находятся в каждой из пробирок второго набора.

Опишите последовательность Ваших действий. Опишите и объясните наблюдаемые явления. Напишите уравнения реакций, лежащих в основе этих явлений.

Реактивы: Ba(OH)2, NaOH, H2SO4, HCl, фенолфталеиновая бумага.

Оборудование: штатив с пробирками (7шт), пипетка, водяная баня, предметное стекло, стакан с дистиллированной водой для промывания пипетки.

 

Решение:

Автор - О.Л.Саморукова

Заполним таблицу:

  Na2SO4 Pb(CH3COO)2 BaCl2 NH4Cl MnSO4 Al2(SO4)3 Na2CO3
Ba(OH)2 - ↑при t-
NaOH - ↓ раств.в изб - ↑нагр ↓буреет ↓ раств.в изб -
H2SO4 - - - -
HCl - ↓раств при t - - - -

 

Date: 2016-02-19; view: 590; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию