Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерная программа по профилактики правонарушений
Согласно исследованиям А.А Реан (Семьи и дети группы риска. //Беспризорник. 2004. №3. С. 44-47.), сопровождение «детей группы риска» должно последовательно реализовываться через следующие этапы: 1. Выявление детей и семей группы риска на более ранней стадии дезадаптивного процесса: · Определить к какой целевой группе риска относится ребёнок. · Провести анализ социокультурной ситуации развития: формы отклоняющегося поведения, тип семьи, стиль семейного воспитания, факторы риска (личность, семья, школа), стадия дезадаптации. 2. Диагностика факторов риска и причин неблагополучия: · Выявить основные факторы риска. · Определить факторы защиты. · Выйти на основные (системообразующие) причины проблематики ребёнка. · Определить причины, с которыми школа может работать напрямую и те, где необходимо вмешательство специалистов из других органов и ведомств. 3. Разработка индивидуальной программы сопровождения: · Определить оптимальную команду и условия сопровождения (наличие специалистов, инфраструктуры или сети поддержки, административных и материальных ресурсов). · Разработать программу действий (ожидаемые результаты, сроки, методы, технологии сопровождения, критерии успешности, этапы работы, координация действий, зоны ответственности). 4. Реализация индивидуальной программы сопровождения: · Для детей «группы повышенного внимания», тех, кто не совершил правонарушения, но имеет риск дезадаптивного развития - организовать сеть поддержки, продуктивный досуг; в случае конфликта осуществить посреднические функции для нормализации отношений и повышения статуса подростка; вовлечь его в социальное проектирование, спортивную и творческую деятельность, обучить в группе тренинга социальным навыкам, создать ситуацию успеха; · Для детей «группы особого внимания» - в случае противоправных действий выработать и применить адекватные санкции через реализацию подходов ювенальной юстиции, направленных на восстановление нанесённого ущерба, изменение отношения к содеянному; закрепить за подростком персонального сопровождающего, выявив данное лицо посредством референтометрии; организовать программу мер по ресоциализации и коррекции отклоняющегося поведения, изменению ценностей и установок. 5. Измерение результативности работы с ребёнком и его ближайшим окружением: · В качестве индикаторов оценки можно использовать – стадии дезадаптации, коэффициент социальной адаптации, социальный опыт, личные достижения, уровень мотивации достижений, социальный интерес, творческий потенциал, показатели статуса ребёнка. · Методы оценки – обратная связь от подростка, мнение родителей, учителей, одноклассников, входная и выходная диагностика, учёт проступков и социальных достижений, анализ продуктов деятельности, социо и референтометрия. · Источники информации – результаты тестирования, анкетирования, экспертные оценки, отзывы учителей об активности подростка в делах класса и школы, учёбе и труде, милицейские сводки и др. 6. Если действия оказались не эффективны: · Определить причины (что не сработало в программе действий); · Откорректировать программу с учётом выявленных ошибок; · Подключить дополнительные ресурсы, оптимизировать методы; · Рассмотреть вопрос о переводе ребёнка на альтернативную форму обучения или поставить вопрос о его профессиональной подготовке и последующем трудоустройстве. 7. Если программа действий дала положительный результат: · Завершить программу (снять ребёнка с учёта, перевести в вышестоящую группу); · Проанализировать и описать социально-педагогический опыт; · Внести изменения в банк данных. В условиях школы данные этапы могут быть представлены следующем алгоритмом деятельности педагогической команды. Диагностический этап предполагает фиксацию факта правонарушения, всесторонний анализ социокультурной ситуации, выявление основной проблематики подростка и факторов риска. После анализа ситуации и выявления основных проблем подростка определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию и приведших к противоправному поведению. При этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их изменения в условиях образовательного учреждения – с одной стороны и причин, на которые можно повлиять опосредованно через привлечение специалистов органов и служб системы профилактики – с другой. Кроме этого идёт заполнение «Карты личности подростка группы риска» и диагностика, значимых для личностного роста показателей: мотивации достижения, социального интереса, творческого потенциала, а также сложных состояний: фрустрации, тревожности, агрессии, ригидности. Методы диагностики: структурированное наблюдение, анализ документов, поведения, продуктов деятельности, беседы, интервью, результаты медицинских осмотров, экспертная оценка и др. Социальный педагог и психолог знакомятся с личным делом подростка, выясняют причины социальной запущенности, степень и характер дезадаптации, уровень учебной мотивации, интеллектуального развития личности подростка. Задача специалистов на первом этапе - установить контакт с воспитанником. Л.Б. Филоновым разработана технология установления контакта с дезадаптированными подростками. Он выделяет несколько стадий в разговоре с ним: накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка; поиск его увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения; определение отрицательных качеств его личности, его реакции на постороннее влияние; выработка общих норм поведения и взаимодействия. Поисковый - организация совместного со школьником поиска причин возникновения проблемы, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны. Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие подростком на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа; помощь в выявлении связанных с проблемой факторов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению. Если на первом этапе важно увидеть проблему глазами самого подростка, чтобы понять его состояние, то на втором этапе специалист выстраивает рабочие гипотезы по поводу возможных причин вызвавших ту или иную проблему, отслеживает ситуацию как бы со стороны. Обсуждение возможных последствий предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период, если не принимать никаких действий. Поисковый этап предполагает и поддержку в определении цели предстоящего выбора: по ходу выяснения факторов и причин проявляются предварительные "рабочие" выводы и способы достижения целей как выхода из проблемы. Задача педагога поддержать подростка в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае. Договорный - проектирование действий педагога и подростка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в произвольной форме. В зависимости от характера проблемы и причин её вызвавших специалист применяет ту или иную социально-педагогическую технологию, разрабатывает совместно с подопечным наиболее оптимальные варианты разрешения того или иного противоречия. На данном этапе определяется также группа лиц (включая самого подростка), которые отвечали бы за процесс позитивных изменений, каждый на своём уровне. Здесь же к подростку «группы особого внимания» прикрепляется наставник, персонально сопровождающий процесс изменений в личности и поведении воспитанника. Деятельностный - для обеспечения успеха педагог-наставник должен поддержать подростка и морально - психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действий. Разрешение проблемы выбора требует привлечения специалистов, выступающих в двух качествах поддержания или "расшатывания" избранной позиции (психолога, социального педагога, учителя предметника и др.). Причём социальный педагог может выполнять функцию расшатывания, развенчания негативных установок, а психолог взять на себя роль «эмоциональной отдушины», человека, безусловно принимающего подростка, как автономную личность, стремящуюся реализовать свой творческий и социальный потенциал. Педагог-наставник не только обращается к специалистам за консультацией, но и даёт необходимую информацию об особенностях личности и поведения своего подопечного для более эффективной помощи ребенку в разрешении проблем. Рефлексивный - это совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности, констатация факта разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, совместное осмысление нового опыта жизнедеятельности. Этот этап может быть как заключительным в разрешении проблемы, так и начальным, поскольку в ходе рефлексии могут "открыться" невидимые ранее причины и обстоятельства и понадобиться переформулировать проблему, искать новые пути ее разрешения. Обсуждая с подростком продвижение к разрешению проблемы, выделяются ключевые моменты, подтверждающие правильность либо ошибочность спроектированных действий. Важно помочь подростку замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него! Рефлексивный этап может быть выделен как самостоятельный, а может и пронизывать всю деятельность поддержки. Литература:
1. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. /Учебно- методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001. 2. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. М., 2003. 3. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004. 4. Ковалёв В.В. «Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., «Медицина 1992». 5. Мудрик А.В. Социальная педагогика – М., 1999. 6. Наш проблемный подросток. Учебное пособие. /Под ред. Л.А. Реуш. С-Пб., 1998. 7.. Психология. Словарь /Под общ. ред. Петровского А.В. – М., 1990.
8. Реан А.А. Семьи и дети группы риска. //Беспризорник. 2004. №3. С. 44-47. 9. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. 10. Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002. 12. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй. Методические рекомендации специалистам. М., 1999. 13. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997. Date: 2016-02-19; view: 494; Нарушение авторских прав |