Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СПк образовательных учреждений
Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания "трудных" детей, решение которых способствует получению позитивных результатов. Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся: - помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка; - помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления; - привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий; - изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий; - индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций; - помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций; - пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей; - организация летних профильных смен для детей «группы риска». В деятельности школы по профилактике правонарушений тогда можно выделить четыре основных, определенных функционалом ее работников, обязанностей: - создание банка данных детей группы «риска»; - диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, совершивших или имеющих риск совершения преступления; - разработка индивидуальных программ профилактики; - реализация программ. Поэтому одну из ведущих ролей в системе работы школы по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет диагностика, осуществляемая по единым критериям. Такая диагностика, на наш взгляд, должна выполнять две основные функции: 1. Вовремя выявлять факторы неблагополучия и относить ребёнка к определённой группе (уровню) риска; 2. Помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы внутренние и внешние ребёнка для выработки верной линии в построении профилактических программ. Для выявления детей, имеющих риск безнадзорности и правонарушений, предлагаем использовать следующую анкету (Приложение 1) Эту анкету заполняют учащиеся 5-9 классов (можно сократить круг детей до школьников, у которых наблюдаются проблемы в обучении и поведении). Списки таких детей подаются классным руководителем на основе наблюдения, анализа проступков и признаков дезадаптивного поведения. Затем анкеты обрабатываются по формуле «Шкала оценки уровня социальной адаптации», представленной в Приложении 2. После проведения анкетирования социальный педагог предлагает классному руководителю заполнить таблицу из вышеназванного приложения и сравнивает результаты самооценки ребёнка и экспертной оценки педагога. Группы критериев социальной адаптации в обоих случаев совпадают, что позволяет сравнивать результаты по обеим методикам. Таким образом, данная процедура выявления проблемных зон в личности и поведении ребёнка имеет ряд преимуществ. - Во-первых, за короткий срок она позволяет диагностировать большое количество респондентов; - Во-вторых, как показала практика её использования, не провоцирует защитные реакции у подростков, а напротив вызывает у них интерес, т.к. лишена назидательности и излишнего психологизма; - В-третьих, достоверность ответов школьников проверяется другой методикой, на основе экспертных оценок педагогов по одним и тем же параметрам; - В-четвёртых, она затрагивает все значимые зоны развития ребёнка и позволяет выявить по стопроцентной шкале коэффициент социальной адаптации школьника. Если оценки респондента и эксперта (коэффициент социальной адаптации) не расходятся более чем на 10%, а средний показатель по двум методикам не превышает 50 %, то данный ребёнок помещается в группу особого внимания. При этом результат диагностики помогает увидеть как проблемные зоны развития ребёнка, так и его личностные ресурсы и достижения, на которые педагог может опереться, выстраивая индивидуально-профилактическую работу. Для получения общей картины и анализа ситуации по правонарушениям в школе, можно использовать следующую методику (Приложении № 3). Эта методика помогает отслеживать и фиксировать правонарушения, проявляющие себя в различных формах девиантного, делинквентного и криминального поведения и выявлять степень дезадаптации ребёнка. Она может быть использована как при анализе ситуации в школе или классе, так и применятся в отношении конкретного ребёнка в качестве определителя причин его неблагополучия через симптомы противоправного поведения Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004. Со школьниками, попавшими в группу особого внимания, проводится дальнейшая диагностика, направленная на определение социокультурной ситуации развития и поиск системообразующих факторов риска через определение «индикаторов детского неблагополучия», показателей статуса ребёнка и других важных характеристик его развития. После комплексной диагностики социальный педагог заполняет «Карту личности школьника группы риска» (Приложение 4). В качестве основных методик, позволяющих быстро получить достоверные данные о ребёнке и его ситуации, мы предлагаем использовать: «Анкету для подростка группы риска» (Приложение № 5) и «Методику изучения личности социально дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения» (Приложение № 6). Методика изучения личности позволяет педагогам, работающим с подростком оценить состояние социальной адаптации или уровень социальной и личностной зрелости подростка. Педагоги, сопровождающие подростка, опираясь на результаты диагностики, дают обратную связь своему подопечному в отношении существующих проблем и, оперируя к сильным сторонам его личности, побуждают воспитанника принять решение относительно изменения своего отношения и поведения по определённым направлениям развития. Для получения сведений о некоторых областях, например о характере отношений в семье, собирается информация из разных источников (анкетирование и беседа с подростком, опрос соседей, структурированное наблюдение в ситуациях контакта с родителями). Замеры по методике изучения личности проводятся периодически, примерно через каждые 6-8 месяцев. На их основе социальный педагог фиксирует результаты проделанной работы, уточняет их по другим методикам и вносит изменения в программу профилактики. Для того чтобы деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних была эффективной, важно классифицировать детей по группам, каждая из которых предполагает свою, особую систему работы. В качестве основного индикатора классификации был взят "индекс благополучия", т.е. степень включенности ребенка в позитивную для него среду (семья, школа), предложенный А.А.Кибиревым, И.В.Сеньчуковой .(Приложение № 7). Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004. Таким образом, на основе программы мониторинга члены педагогического коллектива: - проводят первоначальную, динамическую и итоговую диагностику; - создают профиль (портрет) ребенка; - составляют индивидуальную программу профилактики правонарушения воспитанника или его рецидивов; - распределяют между собой "зоны ответственности" по реализации профилактической деятельности; - оценивают эффективность профилактических программ;
Date: 2016-02-19; view: 455; Нарушение авторских прав |