![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Занятие 1Стр 1 из 15Следующая ⇒
Л.Б. Забелин ЗАНЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ВУЗЕ Раздел «Общая биология»
Учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения по направлениям «Зоотехния» и «Ветеринария»
Ижевск ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА УДК 57(075.3) ББК 28.0. з 14 Учебное пособие написано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным 25. 01. 2010 г. Рассмотрено и рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №___ от _______________ 2013 г.
Рецензенты: Ю.Г. Васильев – д.м.н., заведующий кафедрой физиологии М.Г. Пушкарев – к.с.-х.н., доцент кафедры частного животноводства ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Автор Л. Б. Забелин – кандидат биологических наук, доцент кафедры з14 Забелин, Л.Б. Занятия по биологии в сельскохозяйственном вузе. Раздел «Общая биология» / Л.Б. Забелин. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 72 с.
Настоящее пособие включает теоретический материал и задания к лабораторным и практическим (семинарским) занятиям по разделу «Общая биология» (происхождение, сущность и многообразие жизни на Земле; эволюционное учение; живые системы), изучаемому в рамках дисциплины «Биология» на первом курсе зооинженерного факультета и дисциплины «Биология с основами экологии» на ветеринарном факультете сельскохозяйственных вузов. В структуре занятий предусмотрены вопросы для самоконтроля и задания, ориентированные на систематизацию и эффективное усвоение программного материала. Пособие может быть использовано студентами других специальностей, изучающими дисциплины «Биология» или «Биология с основами экологии». УДК 57(075.3) ББК 28.0. з 14
© Забелин Л.Б., 2013 © ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013 Содержание Предисловие……………………………………………………………. 4 Занятие 1. Сущность живого……………………………………...…....6 Занятие 2. Многообразие органического мира на Земле……............15 Занятие 3. Доказательства эволюции………………………...……....21 Занятие 4.История эволюционных взглядов………………………..27 Занятие 5. Категории, факторы и закономерности филогенеза…….28 Занятие 6. Эволюция как адаптациогенез..……………………..........29 Занятие 7. Строение и метаболизм животной клетки…………….....36 Занятие 8.Размножение клетки…………………………..…………..36 Занятие 9. Происхождение и общие свойства многоклеточных…...42 Занятие 10. Популяции как простые надорганизменные системы...51 Занятие 11. Экосистемы……………..………………………………..57 Приложения……………………………………………………….…...65 Рекомендуемые печатные и электронные источники..……………..70 Список литературы………..…………………………………….…….70
Предисловие Биология (от греч. bios – жизнь и logos – учение, слово) представляет собой комплекс наук о жизни как высшей форме существования материи. Сам термин «биология» был предложен в 1802 г. известным французским натуралистом Ж.Б. Ламарком и, независимо от него, немецким химиком Г.Р. Тревиранусом. На современном этапе развития биологических наук можно выделить две ведущие тенденции: дифференциацию (дробление) дисциплин и направлений и одновременно усиливающуюся интеграцию биологических разделов между собой и с другими науками – химией, физикой, математикой, геологией, географией, кибернетикой, социологией. Первыми появились биологические дисциплины, выделяющиеся по «объектам исследования» – ботаника, зоология, анатомия человека. К этой же группе принадлежат микробиология (бактериология и вирусология), микология, антропология. Другим распространенным принципом классификации биологических разделов является их деление по изучаемым свойствам и уровням организации живого. Здесь можно назвать такие дисциплины, как морфология и анатомия (науки о внешнем и внутреннем строении живых форм), физиология (наука о функциях живых систем и их отдельных частей), генетика (наука о наследственности и изменчивости), биология индивидуального развития, или онтогенетика, эволюционное учение, или филогенетика (наука о законах исторического развития живого), этология (наука о поведении), молекулярная биология (наука о строении и функциях сложных органических молекул – нуклеиновых кислот и белков), цитология (наука о клетке), гистология (наука о тканях), популяционная биология, биоценология, биогеоценология, биосферология (науки о надорганизменных системах: популяциях, биологических сообществах и т.д.), биосистемология (наука об общих принципах организации и функционирования живых систем) и т.п. Современная биология использует богатейший арсенал методов исследования, включая последние технические достижения (электронный микроскоп, например) и нанотехнологии. Все шире применяются при изучении биологических явлений математические методы (из них наиболее традиционный – статистический). Расширившиеся возможности последних в значительной степени связаны с развитием компьютерной техники. По-прежнему сохраняют актуальность и такие традиционные методы, как наблюдение (включая использование технических устройств, вплоть до околоземных спутников), описание, измерение, сравнение, постановка экспериментов и др. (см. Приложение 1). Биология с основами экологии занимает важное место в подготовке бакалавров и специалистов, работающих в области животноводства, поскольку способствует формированию у студентов научного мировоззрения и современного биологического мышления, является фундаментом для освоения других теоретических и многих специальных дисциплин. Курс биологии вооружает также будущих зооинженеров и ветеринарных врачей рядом прикладных навыков, полезных в их профессиональной деятельности. Перечень тем, включенных в предлагаемое пособие, определялся содержанием государственных образовательных стандартов по направлениям «зоотехния» и «ветеринарная медицина». Группа фундаментальных, основополагающих вопросов биологии, объединенных в раздел «общая биология», охватывает: 1) происхождение и сущность живого, деление органического мира на надцарства и царства, 2) законы исторического развития живого (эволюционное учение), 3) живые системы: клетка, многоклеточный организм, популяция, биогеоценоз. В структуру лабораторных занятий в настоящем пособии входят: название темы, обозначение цели, перечень основных материалов и оборудования, краткая теоретическая часть, раздел «Самостоятельная работа», включающий от двух до трех заданий, в первую очередь связанных с изучением наглядного материала (плакатов, схем, временных и постоянных микро- и макропрепаратов, живых объектов, содержащихся в лаборатории, видеоматериалов и т.д.). Предлагаемые в качестве самостоятельной работы на занятиях или в виде домашних работ зарисовки биологических объектов, расчетные задания, а также таблицы, способствующие систематизации фактического материала, рекомендуется размещать в отдельной рабочей тетради формата А4 или индивидуальном альбоме. В теоретической части занятий жирным шрифтом выделены основные биологические термины. Содержание тем, требующее первоочередного внимания со стороны студента, отражено в контрольных вопросах, размещенных после заданий самостоятельной работы. Занятие 1 Тема: Сущность живого (лабораторное занятие) Цель: рассмотреть современные концепции о возникновении и сущности живого на Земле, познакомиться с классификацией биологических наук и методами исследования живых систем. Материалы и оборудование: плакаты, мультимедиа, видеофильм.
Date: 2016-02-19; view: 607; Нарушение авторских прав |