Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
IV. Речевое дыхание
У заикающихся в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание. Цель тренировки правильного речевого дыхания — выработка длительного плавного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха. Специалисты знают, а родителям заикающихся детей необходимо разъяснить, что обычное жизненное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляется через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова. Речевое дыхание во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Если говорящий обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он, «посылая звук», удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом, и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом — словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и т. д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Логопед следит, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены. Артикуляция гласных и согласных звуков в каждом упражнении уточняется. Задания выполняются по 3—5 раз с паузами. Приведем конспект одного занятия. Оборудование. Артикулирующая кукла типа «петрушки» (Кошка, Лиса и любая другая ручная кукла). Ход занятия Логопед. Ребята, к нам в гости пришел Котик. (Незаметно для детей надевает на руку артикулирующую куклу и показывает ее.) —Здравствуй! (Говорит логопед, обращаясь к кукле.) — Здравствуйте! (Говоря за куклу, логопед немного изменяет — Ах, ты умеешь разговаривать! — Да! (Кукла поворачивается к логопеду, кивает и широко — Вот молодец, Котик! (Логопед обращается к кукле, потом — Под рубашкой куклы логопед распрямляет согнутый мизинец и безымянный палец — рубашка куклы приподнимается, имитируется диафрагмальный вдох перед произнесением звука; затем медленно опускает пальцы — демонстрируется плавный выдох при произнесении звука. Одновременно кукла открывает рот, как бы артикулируя звук а. — Посмотрите, ребята, чтобы произнести звук а, Котик сначала делает правильный вдох; плечи у него опущены (показывает пальцем свободной руки), а животик надулся, как шарик (показывает). Вдох делает через слегка приоткрытый рот. (При помощи ниточки приоткрывает рот куклы, произносит а, медленно выдыхая воздух.) Как свободно, широко Котик открывает рот! А теперь сядьте спокойно, слегка продвиньтесь на край сиденья и откиньтесь на спинку стульчика. Положите правую руку себе на живот. (Логопед помогает каждому положить руку на область диафрагмы.) Ладонью будем проверять, как мы дышим: если правильный вдох, то живот надувается, как шарик; когда выдыхаем, этот шарик медленно уменьшается. Сейчас вместе с Котиком сделаем спокойный вдох, слегка приоткрыв губы, и на выдохе громко и четко произнесем а. (Аналогично произносятся на выдохе звуки э, я, е, и, ы, артикуляцию которых можно показать с помощью куклы. Звуки о, у исключаются.) Упражнения выполняют все вместе. Затем каждый ребенок вместе с куклой (на руке логопеда) учится правильному речевому вдоху и произношению на выдохе заданного звука. Кукла — активный участник всей работы: кивает в знак одобрения, хлопает в ладоши, подпрыгивает, радуясь успеху ребенка, хвалит: «Молодец! Отлично!» Призывает: «Кто громче? Кто лучше?» Если ребенок напряжен, поднимает плечи при вдохе, нечетко артикулирует и т. п., кукла отрицательно машет головой: «Еще поучись. Делай со мной! Делай, как я! Делай лучше меня!» И на последующих занятиях ручная кукла фиксирует внимание детей на речевом выдохе, дирижирует правой рукой, подчеркивает длительность и плавность выдоха, дает оценку ответам детей, подбадривает их. (О работе с куклами-петрушками см. на с. 99.) Date: 2016-02-19; view: 559; Нарушение авторских прав |