Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 12 - Принципы налогообложенияПод принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Были сформированы А.Смитом: справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономия на издержках налогообложения. Принципы налогообложения делятся на экономические, юридические и организационные: Экономические: 1. Принцип справедливости (сумма налога должна определяться исходя из величины дохода) 2. Принцип соразмерности (сбалансированность интересов государства и налогоплательщика) 3. Принцип учета интересов налогоплательщика (сумма, время, способ платежа должны быть известны налогоплательщику; налог должен взиматься в такое время и таким способом, чтобы было удобно н.плательщику) 4. Принцип экономичности (расходы гос-ва на сбор налогов должны быть меньше суммы налогов) юридические: 1. Принцип нейтральности (налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер) 2. Принцип установления налогов законом 3. Принцип приоритета налогового закона над неналоговым (вводятся только налоговым законодательством) ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: 1. Принцип единства налоговой системы (на всей территории РФ) 2. Принцип подвижности налогообложения (льготы для поддержки приоритетных отраслей) 3. Принцип стабильности налоговой системы (система функционирует в течение ряда лет) 4. Принцип множественности налогов (т.к. объектов н.обложения много) Среди множества принципов, положенных в основу налогообложения, можно выделить наиболее характерные, существенные, к которым можно отнести следующие: ♦ однократность обложения объектов налоговыми платежами; ♦ всеобщность охвата налогообложением или обязательность уплаты налога; ♦ безвозмездность отчисления (изъятия) части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориального образования; ♦ добровольность уплаты и исчисления налога; ♦ установление минимума, свободного от обложения налогом; ♦ возвратность налога субъекту налога; ♦ территориальность налогообложения; ♦ умеренность распределения налогов; ♦ равномерность распределения налогов; ♦ справедливость налогообложения; ♦ социальная справедливость налогообложения; ♦ пропорциональность взимания налога; ♦ прогрессивность взимания налога; ♦ дифференцированность взимания налога; ♦ регрессивность взимания налога; ♦ самообложение налогом; ♦ резидентство или территориальность проживания субъекта налога; ♦ сбалансировать финансовых интересов государства и налогоплательщика; ♦ минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов и др. Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом (сбором) только одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период. В практике налогового законодательства, в том числе России, данный принцип не соблюдается. В частности, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, являясь косвенными видами налогов, дублировали друг друга, и оба налога взимались с одного и того же объекта налогообложения. В настоящее время налог с продаж не существует. Принцип всеобщности охвата налогами или обязательности участия каждой организации и каждого гражданина государства, являющихся субъектами налога, в поддержании государства частью своих доходов означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами. Принцип безвозмездности отчисления (изъятия) части дохода субъектом налога в бюджет соответствующего территориального образования означает, что налогоплательщик передает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и никакие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога. Принцип добровольности уплаты налога не является, по своей сути, добровольным, а носит не только обязательный, но и принудительный характер. Добровольность можно рассматривать только под углом зрения добровольности исчисления сумм платежей по налогам в соответствии с налоговым законодательством. И, следовательно, данное положение не может быть положено в качестве принципа в систему налогообложения, хотя он и указывается в Налоговом кодексе РФ. Принцип возвратности или обеспеченности государством определенной части населения определенным набором "неделимых благ" (в виде пенсий, пособий, стипендий и т. д.) за счет налогов, поступающих в соответствующий бюджет территориальных образований, означает, что налоги должны быть использованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и экономическому развитию государства. Принцип территориальности налогообл-ия субъектов налога как юр-ких и физ-ких лиц означает, что налогом облагаются только те доходы (объекты налогообложения) налогоплательщиков, которые связаны с деятельностью на территории данного государства, а доходы, полученные ими за пределами территории данного государства, налогами не облагаются. Однако данный принцип не соблюдается ни одним из гос-тв. Принцип справедливости налогообложения субъектов налога означает, что каждый налогоплательщик должен платить с дохода только законно установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит дискриминационного характера по отношению к субъекту налога. Принцип справедливости требует недопустимости установления дифференцированности ставок для отдельных субъектов налога, предоставления льгот отдельным налогоплательщикам или группам в зависимости от форм собственности, гражданства или местопроисхождения капитала или предоставления аналогичных льгот отдельным территориальным образованиям. Принцип социальной справедливости налогообл-ия по отношению к субъектам налога означает, что организации и граждане с большими доходами должны нести большее налоговое бремя, чем организации и граждане с малыми доходами, в том числе с учетом налоговых льгот, что будет способствовать улучшению общего благосостояния наименее обеспеченной части населения государства. Критерием принципа может выступать платежеспособность субъекта налога, т. е. соразмерность взимаемых платежей реальным доходам с учетом развития организации или семейного прожиточного минимума и возможностей нести налоговое бремя платежей в фонд государства. Идея справедливости налогообл-ия ставит проблему необходимости минимума дохода, свободного от обложения налогом. Таким минимумом обложения налогом может выступать критерий среднего прожиточного (месячного, годового) минимума члена семьи или семьи в целом. Хотя данный принцип противоречит принципу всеобщности обложения, но он отвечает в полной мере принципу социальной справедливости, что обеспечивает гражданину человеческое существование в обществе. Принцип пропорциональности взимания налогов с субъекта налога означает, что с каждого налогоплательщика взимается единый процент налога с предмета обложения (дохода), т. е. взимание налога производится в равных долях от дохода. Например, годовой доход субъектов налога составляет: первого — 30 тыс. руб., второго — 250 тыс., третьего — 2 млн., но со всех налогоплательщиков взимается по 13% НДФЛ. Данный принцип находится в противоречии с принципом социальной справедливости. Принцип прогрессивности взимания налогов с субъектов налога означает, что с ростом доходов налогоплательщиков растет и процент изъятия, образуя шкалу ставок с прямой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения (доход), а сложная — деление объекта обложения на части, из которых каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Принцип прогрессивности находится в противоречии с принципом пропорциональности, но не противоречит принципу социальной справедливости. Принцип дифференцированности взимания налогов с субъектов налога предусматривает установление дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала, носит дискриминационный характер и находится в противоречии с принципом пропорциональности взимания налогов. Принцип регрессивности взимания налогов с субъектов налога означает, что процент изъятия налога сокращается по мере увеличения дохода. Принцип находится в противоречии с принципом справедливости взимания налогов и др. принципами. Принцип самообложения заключается в том, что субъект налога самостоятельно подсчитывает сумму налога с учетом всех вычетов налоговых окладов (льгот), разрешенных законодательством, заполняет декларацию (баланс) и представляет ее в налоговый орган, самостоятельно уплачивает оценочную сумму налога, а налоговый орган контролирует правильность уплаты. Принцип соразмерности взимания налога с дохода субъекта налога означает, что налог с дохода налогоплательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточного (семейного) минимума. Принцип находится в согласии с принципом социальной справедливости. Принцип резидентства, или территориальности проживания субъекта налога, предусматривает подразделение всех налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов (резидент — физ-кое лицо, проживающее более 6 мес. на территории гос-ва), т. е. в системе налогообложения действует принцип проживания или нахождения субъекта налога на территории данного гос-ва. Резиденты подлежат налогообл-ию по всем источникам доходов, полученных в своей стране и за рубежом, а нерезиденты — платят налоги с источников доходов, полученных на территории только данной страны. Принцип необходимого минимума поступлений средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территориального образования для покрытия расходов заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований должна удовлетворять требованию выполнения данным территориальным образованием своих задач (функций) за счет поступления налоговых средств в бюджет, т. е. обеспечивать все необходимые расходы, связанные с обеспечением общества и выполнением планов развития экономики, за счет налоговых поступлений. Данный принцип является основным для установления определенного количества видов налогов и их налоговых ставок в государстве, для определения объектов налогообл-ия и субъектов налога.
|