Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 12 - Принципы налогообложения





Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Были сформированы А.Смитом: справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономия на издержках налогообложения.

Принципы налогообложения делятся на экономические, юридические и организационные:

Экономические:

1. Принцип справедливости (сумма налога должна определяться исходя из величины дохода)

2. Принцип соразмерности (сбалансированность интересов государства и налогоплательщика)

3. Принцип учета интересов налогоплательщика (сумма, время, способ платежа должны быть известны налогоплательщику; налог должен взиматься в такое время и таким способом, чтобы было удобно н.плательщику)

4. Принцип экономичности (расходы гос-ва на сбор налогов должны быть меньше суммы налогов)

юридические:

1. Принцип нейтральности (налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер)

2. Принцип установления налогов законом

3. Принцип приоритета налогового закона над неналоговым (вводятся только налоговым законодательством)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ:

1. Принцип единства налоговой системы (на всей территории РФ)

2. Принцип подвижности налогообложения (льготы для поддержки приоритетных отраслей)

3. Принцип стабильности налоговой системы (система функционирует в течение ряда лет)

4. Принцип множественности налогов (т.к. объектов н.обложения много)

Среди множества принципов, положенных в основу нало­гообложения, можно выделить наиболее характерные, су­щественные, к которым можно отнести следующие:

♦ однократность обложения объектов налоговыми плате­жами;

♦ всеобщность охвата налогообложением или обязатель­ность уплаты налога;

♦ безвозмездность отчисления (изъятия) части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориаль­ного образования;

♦ добровольность уплаты и исчисления налога;

♦ установление минимума, свободного от обложения на­логом;

♦ возвратность налога субъекту налога;

♦ территориальность налогообложения;

♦ умеренность распределения налогов;

♦ равномерность распределения налогов;

♦ справедливость налогообложения;

♦ социальная справедливость налогообложения;

♦ пропорциональность взимания налога;

♦ прогрессивность взимания налога;

♦ дифференцированность взимания налога;

♦ регрессивность взимания налога;

♦ самообложение налогом;

♦ резидентство или территориальность проживания субъек­та налога;

♦ сбалансировать финансовых интересов государства и налогоплательщика;

♦ минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов и др.

Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом (сбором) только одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период. В практике нало­гового законодательства, в том числе России, данный прин­цип не соблюдается. В частности, налог на добавленную сто­имость и налог с продаж, являясь косвенными видами нало­гов, дублировали друг друга, и оба налога взимались с одного и того же объекта налогообложения. В настоящее время на­лог с продаж не существует.

Принцип всеобщности охвата налогами или обязательнос­ти участия каждой организации и каждого гражданина госу­дарства, являющихся субъектами налога, в поддержании го­сударства частью своих доходов означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.

Принцип безвозмездности отчисления (изъятия) части до­хода субъектом налога в бюджет соответствующего территори­ального образования означает, что налогоплательщик пере­дает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и ника­кие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога.

Принцип добровольности уплаты налога не является, по своей сути, добровольным, а носит не только обязательный, но и принудительный характер.

Добровольность можно рассматривать только под углом зрения добровольности исчисления сумм платежей по нало­гам в соответствии с налоговым законодательством. И, следо­вательно, данное положение не может быть положено в ка­честве принципа в систему налогообложения, хотя он и ука­зывается в Налоговом кодексе РФ.

Принцип возвратности или обеспеченности государством определенной части населения определенным набором "неде­лимых благ" (в виде пенсий, пособий, стипендий и т. д.) за счет налогов, поступающих в соответствующий бюджет тер­риториальных образований, означает, что налоги должны быть использованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и эконо­мическому развитию государства.

Принцип территориальности налогообл-ия субъектов налога как юр-ких и физ-ких лиц означает, что налогом облагаются только те доходы (объекты налогообло­жения) налогоплательщиков, которые связаны с деятельнос­тью на территории данного государства, а доходы, получен­ные ими за пределами территории данного государства, на­логами не облагаются. Однако данный принцип не соблюдается ни одним из гос-тв.

Принцип справедливости налогообложения субъектов на­лога означает, что каждый налогоплательщик должен пла­тить с дохода только законно установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит дискриминацион­ного характера по отношению к субъекту налога. Принцип справедливости требует недопустимости установления дифференцированности ставок для отдельных субъектов нало­га, предоставления льгот отдельным налогоплательщикам или группам в зависимости от форм собственности, граж­данства или местопроисхождения капитала или предостав­ления аналогичных льгот отдельным территориальным об­разованиям.

Принцип социальной справедливости налогообл-ия по отношению к субъектам налога означает, что организации и граждане с большими доходами должны нести большее на­логовое бремя, чем организации и граждане с малыми дохо­дами, в том числе с учетом налоговых льгот, что будет спо­собствовать улучшению общего благосостояния наименее обес­печенной части населения государства. Критерием принципа может выступать платежеспособность субъекта налога, т. е. соразмерность взимаемых платежей реальным доходам с уче­том развития организации или семейного прожиточного ми­нимума и возможностей нести налоговое бремя платежей в фонд государства.

Идея справедливости налогообл-ия ставит проблему необходимости минимума дохода, свободного от обложения налогом. Таким минимумом обложения налогом может высту­пать критерий среднего прожиточного (месячного, годового) минимума члена семьи или семьи в целом. Хотя данный прин­цип противоречит принципу всеобщности обложения, но он отвечает в полной мере принципу социальной справедливос­ти, что обеспечивает гражданину человеческое существова­ние в обществе.

Принцип пропорциональности взимания налогов с субъек­та налога означает, что с каждого налогоплательщика взи­мается единый процент налога с предмета обложения (дохо­да), т. е. взимание налога производится в равных долях от дохода. Например, годовой доход субъектов налога составля­ет: первого — 30 тыс. руб., второго — 250 тыс., третьего — 2 млн., но со всех налогоплательщиков взимается по 13% НДФЛ. Данный принцип находится в противоре­чии с принципом социальной справедливости.

Принцип прогрессивности взимания налогов с субъек­тов налога означает, что с ростом доходов налогоплатель­щиков растет и процент изъятия, образуя шкалу ставок с прямой или сложной прогрессией. Простая прогрессия пред­полагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения (доход), а сложная — деление объекта обложения на части, из которых каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Принцип прогрессивности находится в противоречии с принципом пропорциональнос­ти, но не противоречит принципу социальной справедли­вости.

Принцип дифференцированности взимания налогов с субъектов налога предусматривает установление дифференци­рованных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения ка­питала, носит дискриминационный характер и находится в про­тиворечии с принципом пропорциональности взимания налогов.

Принцип регрессивности взимания налогов с субъектов налога означает, что процент изъятия налога сокращается по мере увеличения дохода. Принцип находится в противо­речии с принципом справедливости взимания налогов и др. принципами.

Принцип самообложения заключается в том, что субъект налога самостоятельно подсчитывает сумму налога с учетом всех вычетов налоговых окладов (льгот), разрешенных зако­нодательством, заполняет декларацию (баланс) и представ­ляет ее в налоговый орган, самостоятельно уплачивает оце­ночную сумму налога, а налоговый орган контролирует пра­вильность уплаты.

Принцип соразмерности взимания налога с дохода субъекта налога означает, что налог с дохода налогоплательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточ­ного (семейного) минимума. Принцип находится в согласии с принципом социальной справедливости.

Принцип резидентства, или территориальности прожи­вания субъекта налога, предусматривает подразделение всех налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов (рези­дент — физ-кое лицо, проживающее более 6 мес. на тер­ритории гос-ва), т. е. в системе налогообложения дей­ствует принцип проживания или нахождения субъекта на­лога на территории данного гос-ва. Резиденты подлежат налогообл-ию по всем источникам доходов, полученных в своей стране и за рубежом, а нерезиденты — платят на­логи с источников доходов, полученных на территории толь­ко данной страны.

Принцип необходимого минимума поступлений средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территориального образования для покрытия расходов заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюд­жеты соответствующих территориальных образований дол­жна удовлетворять требованию выполнения данным терри­ториальным образованием своих задач (функций) за счет по­ступления налоговых средств в бюджет, т. е. обеспечивать все необходимые расходы, связанные с обеспечением обще­ства и выполнением планов развития экономики, за счет на­логовых поступлений.

Данный принцип является основным для установления определенного количества видов налогов и их налоговых ставок в государстве, для определения объектов налогообл-ия и субъектов налога.

Date: 2016-02-19; view: 643; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию