Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Репрессированных народов





I СЪЕЗД КОНФЕДЕРАЦИИ

РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ РСФСР

 

Первый съезд Конфедерации репрессированных народов РСФСР состоялся 1-3 июля 1991 г. в г. Москве, был посвящен проблемам репрессированных народов и разработке путей их решения.

Съезд принял новых коллективных членов Конфедерации - общест-венные и общественно-политические организации советских греков, советских корей­цев, месхетинских турок, чеченцев, ингерманландских финнов. Таким образом, "Конфедерация репрессированных народов", учрежденная в ноябре 1990 г. общественно-политическими движениями балкарцев, ингушей, карачаевцев, крымских татар и советских немцев и зарегистрированная Минюстом РСФСР 21 мая 1991 года, объединяет организации десяти репрессированных народов и координирует их работу.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

III съезда Конфедерации репрессированных народов Российской Федерации
Москва 29 ноября 1992 г.

III съезд Конфедерации репрессированных народов Российской Федерации, состоявшийся в Москве 28-29 ноября 1992 г., ознакомившись со свидетельствами нового геноцида в отношении репрессированного ингушского народа, об­судив положение других репрессированных народов и ход реализации Закона реабилитации, а также вопросы деятельности Конфедерации, к о н с т а т и р у е т:

1) органы власти России в центре и на местах по-прежнему срывают
выполнение Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессиро-ванных народов", ими развернута целенаправленная пропагандистская кампания по дискредитации и отмене названного закона;

2) постановление Верховного Совета РСФСР о порядке введения в действие Закона «О реабилитации репрессированных народов» полностью нарушено, правительство России в противоречие с данным постановлением не обеспечило разработку механизма реализации Закона до конца 1991 г., правительственные комиссии по проблемам репрессированных народов практически бездействуют;

3) в противовес интересам реабилитации репрессированных народов полным ходом идет подготовка правового акта по защите прав так называ-емых насиль­ственно переселенных народов, не имеющего юридической основы;

4) фактический отказ руководства России от реабилитации ингушского на­рода, поощрение центром антиингушской политики в Северной Осетии приве­ли с санкции российского руководства к актам геноцида против ингу-шей, гибели и страданиям десятков тысяч людей;

5) вокруг проблем репрессированных народов, в частности вокруг геноцида против ингушей организована информационная блокада;

6) высшие должностные лица России игнорировали работу III съезда КРН;

7) в сложившихся чрезвычайных условиях Конфедерация репресси-рованных народов Российской Федерации, несмотря на предпринятые усилия по активи­зации ее деятельности, не обеспечила эффективную защиту инте-ресов репрес­сированных народов.

Заслушав и обсудив доклад председателя Конфедерации, содоклады и вы­ступления всех ее коллективных членов, III съезд Конфедерации репрес-сиро­ванных народов РФ постановляет:

1. Считать трагедию в Пригородном районе актом геноцида против ингуш­ского народа, выразить соболезнование родным и близким погибших и напра­вить Обращение по поводу геноцида в Ингушетии VII съезду народных депу­татов РФ, российской и мировой общественности.

2. С целью безусловного выполнения Закона «О реабилитации репрес-сиро­ванных народов» считать необходимым:

2.1. Создание полномочного государственного органа по обеспечению реализации Закона о реабилитации на базе отдела по репрессированным народам Госкомнаца РФ, подняв его статус до уровня управления, и Комиссии по репрессированным и депортированным народам Верховного Совета РФ, сформировав ее из представителей репрессированных народов; создание правительственных комиссий по реабилитации каждого из репрессированных народов.

2.2. Приведение законодательства РФ, прежде всего Конституции и Федеративного договора в полное соответствие с Законом о реабилитации.

2.3. Принятие необходимых нормативных актов по полной реабилитации всех репрессированных народов.

2.4.Введение уголовной и административной ответственности за агитацию или пропаганду с целью воспрепятствования реабилитации репрессиро-ванных народов в любой форме, в том числе в случае принятия правовых актов указанных целях.

2.5. Введение запрета на приватизацию и куплю-продажу земли на терри -ториях, отторгнутых у репрессированных народов, впредь до их полной реаби­литации, в том числе, если территории находятся на Украине, в Грузии других странах бывшего СССР.


2.6. Выделение из госбюджета РФ средств, необходимых для возмещения ущерба репрессированным народам и их социальной реабилитации в соот-вет­ствии со ст. 9 и 10 Закона о реабилитации репрессированных народов и ст 16 Закона о реабилитации жертв политических репрессий.

2.7. Межгосударственную координацию странами бывшего СССР процесса реабилитации репрессированных народов и защиты прав беженцев.

3. Обратиться в ООН и ее специализированные организации, в СБСЕ и к мировому сообществу с просьбой о принятии международной конвенции о реабилитации репрессированных народов и национальных групп, об учете в международных договорах со странами бывшего СССР проблемы реаби-литации репрессированных народов. В случае отказа властей стран бывшего СССР от решения этой проблемы оставить за Президиумом КРН право обратиться в указанные организации с ходатайством о применении соответ-ствующих мер, в том числе экономических санкций, к странам-виновникам и о создании меж­дународной комиссии по расследованию репрессивной политики в отношении народов этих стран.

4. Поручить Президиуму КРН с целью решения проблем репрессиро-ванных народов поддерживать постоянные контакты с Межпарламентской ассамблеей и другими рабочими органами СНГ.

5. Считать целесообразным участие репрессированных народов России и их Конфедерации в деятельности ОННН - Организации непредставленных на­ций и народов, созданной в Гааге в 1991 г.

6. Считать необходимым участие КРН в формировании и использо-вании средств Фонда реабилитации и развития репрессированных и депор-тирован­ных народов России, созданного Верховным Советом РФ.

7. С целью совершенствования деятельности Конфедерации репрессирован­ных народов предусмотреть:

7.1. Создание постоянно действующей на штатной основе штаб-квартиры КРН в г. Москве с участием в ее финансировании и деятельности всех кол­лективных членов Конфедерации.

7.2. Организацию печатного органа КРН.

7.3. Создание на штатной основе экспертной группы но разработке соот-вет­ствующих документальных материалов КРН и проектов нормативно-правовых актов.

8. Обратиться к Министерству печати и информации РФ об опубли-ковании материалов III съезда КРН.

9. В связи с приближением полувековой даты депортации ряда реп-рессиро­ванных народов считать необходимым проведение Конфедера-цией траурных мероприятий по этому поводу и организацию специальных передач на центральном телевидении.

10. Выразить протест в связи с отстранением от должности руково-дителя Гостелерадиокомпании "Останкино" Е. Яковлева за информиро-вание о геноциде ингушского народа.

Съезд обращается к народным депутатам РФ от репрессированных народ с требованием выразить свое отношение к геноциду над ингушским народом и действиям высших должностных лиц, включая Президента России, в ходе этой преступной акции.

Съезд считает необходимым подчеркнуть, что в результате террито-

риальной реабилитации репрессированных народов должны восстанав-ливаться, в строгом соответствии с Законом о реабилитации, именно те национально-территориальные границы, которые существовали до их антиконституционного насиль­ственного изменения.

Принято единогласно.
Москва 29 ноября 1992 г.


 

* * *

Верховный Совет принял решение о переименовании Госкомнаца в Государ­ственный комитет по делам федерации и национальностей. Правда, предста­вители некоторых фракций недоумевали, для чего Сергею Шахраю нужно такое переименование. Николай Павлов, выступая по этому поводу, сказал: "За невинным изменением названия скрываются более серьезные вещи, Недаром на сессии был задан вопрос о полномочиях Юрия Ярова в том смысле, что не будут ли они ущемлены вице-премьером Шахраем". На это Сергей Шахрай ответил, что полномочия между двумя вице-премьерами разделены достаточно четко и Юрий Яров занимается скорее хозяйственной политикой, а у самого Шахрая функция сводится к скорейшей реализации Федеративного договора. Необходимость пере-именования Госкомнаца Сергей Шахрай прокомментировал так:

"Комитет должен проводить не абстрактную национальную политику, а четко реализовывать Федеральный договор, для этого может быть создано пять федеральных центров, кроме того, еще структура по прогнозированию нацио­нальных конфликтов и по регионально-экономической политике". После того как Шахрая на ВС поддержал Рамазан Абдулатипов, депутатский корпус, несмотря на сомнения, все-таки принял решение о переименовании.

 

Вера Кузнецова

"Независимая газета" 20 февраля 1993 г.

* * *

Сергей Шахрай обнародовал 11 тезисов национальной политики, разрабо­танных его Госкомитетом. Их цель — превратить многонациональ-ность России из ее потенциальной слабости в залог ее силы и целостности.

Первый тезис - "равноправие всех народов РФ". При этом, заметил г. Шахрай, надо, не стесняясь, сказать, что от самочувствия русского народа ситуация в стране будет зависеть напрямую.

Второй - "признание прав на самоопределение, возрождение и развитие народов, связанное с защитой прав личности на всей территории России".

Третий - "федерализм".

Четвертый - "территориальное единство, целостность РФ и ее субъектов".

Пятый - "деполитизация национальной политики".

Шестой - "опора на законно избранные органы власти, нравятся они цен­тру или нет".

Седьмой — "безусловный приоритет политических методов урегулирования конфликтов".

Восьмой - "неразрывность экономической политики". Вице-премьер считает, что именно экономика до сих пор поддерживает территориальную целостность страны. Необходимо, по его мнению, перейти от дотаций и субвенций, в чем-то унижающих регионы, к региональным программам.

Их будут прово­дить в жизнь пять региональных центров, один из которых - Северокавказский - уже создан.

Девятый тезис Шахрая - "оперативный и упреждающий характер национальной политики".

Десятый - принцип последовательности и "малых дел".

Одиннадцатый - "обязательный учет сложности религиозного состава российского общества"...


"Независимая газета", 23 февраля 1993 г

 

* * *

…"Чем Вам помочь?" - спрашивал горцев в прошлом веке российский пристав (губернатор) Карачая Н.Г.Петрусевич и по­строил в аулах 40 школ, открывал больницы, прокладывал дороги. Когда он погиб в одной из военных кампаний в Средней Азии, карачаевцы за тысячи километров перевезли его тело и захоронили на своей земле. Горцы умеют быть благодарными и на благородство отвечают сторицей.

Россия скупа на добрые слова в адрес малых народов. 1 ноября 1853 года Лев Толстой записал в своем дневнике: "Карачай - нейтральный народ, живущий у подошвы Эльбруса, отличается своей верностью, красотою и храбростью".

У малых народов - своя большая история, деяния, которыми они гордятся, богатая поэтическая культура, истоки которой - фантазия и нравственность. По интеллекту и главным человеческим качест­вам они не уступают никому.

Нам же рассказывают о них главным образом в криминальной хронике: "чеченская мафия", "лица кавказской национальности" и т.п. А не обидны были бы россиянам такие сочетания: "русская ма­фия", "лица славянской национальности"? У большинства россиян осведомленность о северо-кавказских народах формируется именно на "жареных" фактах.

А вот - кровоточащая рана - конфликт между осетинами и ингу­шами. Расплата за бездействие, за равнодушие Центра, за невозвращение долгов, за невыполнение Закона о реабилитации репрессированных народов… Оба решения - вернуть ингушам отобранную у них в 1944 году землю или оставить ее под юрисдикцией осетин - были бы крайне болезненными, но лишь одно из них справедливо. И здесь следовало бы обратиться к совести осетинского народа: а ес­ли бы у вас по-разбойничьи отняли родину, разве бы вы не требовали ее обратно? И будете ли счастливы на земле, которая вам не принадлежит? Тяжело слушать сегодня горькие слов ингушей: "Россия нас предала..."

Есть же примеры проявления национального здравомыслия и благо-родства: в подобной же ситуации лакцы Дагестана вернули чеченцам-аккинцам отнятый у них сталинскими палачами в 1944 году район и готовы переселиться (вот только нет средств на переезд, на обустройство).

Репрессированные народы - братья по общей трагической судьбе, и, поступая несправедливо с одним из них, больно ранят и других.

Нельзя легковесно множить обиды. Их и так у тех, кто подвергся изгнанию, в избытке. Хотя бы такой факт. Депортацию приурочивали к праздникам: карачаевцев выслали перед Октябрем, калмыков - перед Новым годом, чеченцев и ингушей - в день Красной Армии, балкарцев – в Международный женский день. (Од­нажды Кайсын Кулиев разгневанно ответил знакомому, который по телефону хотел поздравить его жену с 8 марта: "Ты что, не помнишь, что нас выселяли в этот день?").

Давайте помечтаем, - хотя после ингушской трагедии и на фоне всего, что происходит, это очень трудно, но все-таки давайте помечтаем!

Свершилось! Сказано: " Чем Вам помочь?", заработал Закон "О реабилитации репрессированных народов" - и карачаевцам вернули государственность, немцы Поволжья вновь поселились на берегах Волги (а не Рейна), ингушам - под их юрисдикцию - возвращен Пригородный района (и оба народа сумели подняться над чувством мести, отделив от себя убийц и мародеров вместе с теми, кто их подстрекал и поддерживал). Президент России приезжает, к примеру, в Грозный и обращается к народу, запрудившему площадь: "Братья чеченцы, все, что было плохого в отноше-ниях между вашим народом и Россией, принадлежит прошлому, его, увы, не поправить, не переделать. У истории нет обратного хода. Царь, который 25 лет воевал с Шамилем и положил 600 тысяч жизней русских солдат, чтобы завоевать Кавказ, мыслил иначе, чем мы, демократы и гуманисты конца XX века. Империя не считалась с малыми народами, а сталинские палачи были во сто крат страшнее империи. Но сегодня мы открываем новую страницу в истории наших отношений. Вы - миллионный чеченский народ - решили строить свою жизнь само­стоятельно, в рамках суверенного национального государства. Рос­сия поможет Вам! Мы, граждане России и Чеченской Республики, выбросим зло из головы, очистим от него сердца и будем сотрудничать как добрые соседи на основе взаимного уважения и обоюдной выгоды". Голос президента России тонет в гуле одобрения. Лица, прежде хмурые, светлеют. Площадь озаряется улыбками...

Так ли уж это несбыточно?

О тех же, кто остался в Российском государстве, забота особая. Чем лучше устроятся народы в России, тем лучше для России. Так пусть же прозвучит из Кремля, из "Белого дома" самый актуальный и самый плодотворный вопрос, адресованный малым, но гордым народам, нашим современникам - "Чем Вам помочь?"

Ю.М.КОСТИНСКИЙ

Из газеты "Юйге игилик", № 18,1993 г.

(«Мир дому твоему»)

 







Date: 2016-02-19; view: 727; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию