Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II.Речевое оформление сочинения
Критерий 5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (К5)
Цельность определяется по отношению ко всему тексту. На степень проявления смысловой цельности влияют характеристики: связность, логика развития замысла, законченность. Речевая связность – это характеристика, которая относится к композиции сочинения, абзацам и предложениям. Связность обеспечивается использованием различных лексических и грамматических языковых средств: лексического повтора, синонимов, антонимов, союзов, местоимений, наречий, вводных слов и сочетаний, порядка слов и т. д. Связность предполагает также наличие предложений или целых абзацев, обеспечивающих смысловую связь микротем текста. Такие предложения или абзацы могут подводить итог сказанному в рамках микротем, подготавливать к восприятию содержания следующей микротемы или выполнять одновременно обе названные функции. Логика развития замысла определяется наличием в тексте тематических предложений, обычно связанных между собой по смыслу и лексико-грамматически. Логика развития мысли должна объединять предложения и внутри каждой микротемы. Законченность текста связана с основной мыслью высказывания: текст считается законченным, если замысел реализован и основная мысль выражена. Композиция (построение) текста является средством оформления замысла, средством организации текста как единого целого. В сочинении обязательно должны быть вступление, основная часть и заключение. Абзацное членение в сочинении-рассуждении обязательно, оно производится в соответствии с требованиями, описанными выше. В сочинении должно быть не менее 5 абзацев: К1 – 1 абзац, К2 – 2 абзац, К3 – 3 абзац, К4 – 4 – 6 абзацы, заключение – 7 абзац. Типичные ошибки в абзацном членении: 1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части - все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует. 2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение - не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы. 3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части С нарушением требований к К5 связаны логические ошибки. Логичность — это такое качество речи, которое требует от высказывания соответствия законам логики. Например, законы логики требуют соответствие природным фактам (загремел гром, потом засверкала молния). Существуют следующие законы логики: 1. Закон тождества: каждая мысль при повторении должна иметь устойчивое (тождественное) содержание. 2. Закон противоречия: не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же. 3. Закон исключения третьего: из двух взаимоисключающих высказываний в одно и то же время в одном и том же отношении правильным может быть только одно. 4. Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых несомненна. В науке достаточными основаниями считаются: положения об удостоверенных фактах действительности; научные определения; ранее доказанные научные положения; аксиомы; личный опыт. Логически ошибки можно сгруппировать, выделив в отдельную группу ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения законов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста. Приведем примеры: 1. Отождествление неравнозначных понятий: Пейзаж — это природа. (Пейзаж — это изображение природы в художественном произведении). 2. Обоснование мысли несущественными доводами: Некрасов — народный поэт, так как он всех крестьян наделяет привлекательными чертами и широко использует фольклор; Обитатели ночлежки Костылева не способны подняться на борьбу, так как среди них не было опытного вожака. 3. Нарушение соотношения части и целого: Сюжет, композиция, стиль и художественная форма поэмы слиты воедино. 4. Неумение разграничивать понятия: В романе изображены участники Бородинской битвы: Кутузов, Багратион, Болконский, Безухов. 5. Объединение в одно целое разнородных понятий или противопоставление однородных: Толстой правдиво, но с большой художественной силой показал русское крестьянство. 6. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и содержанию) понятий в предложении: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно. В отдельную группу логических ошибок следует выделить композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения. Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую композицию: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итогов). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. Композиционно-текстовые ошибки чаще встречаются в начале, в основной части сочинения и в концовке. Так, в начале работы может отсутствовать логическая связь с основной частью изложения или эта связь может быть очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактны рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями. В основной части работы могут содержаться ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождающие изложение, делающие его запутанным. Эта часть часто выстраивается непоследовательно, перегружается лишними и утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или неоправданно растягивается, содержит смысловые повторы. Завершение работы (концовка) зачастую не служит выводом из сказанного, не подводит итог, совсем не мотивируется исходным текстом. А также может отсутствовать связь начала работы и ее завершения. Такие работы оставляют впечатление нечеткости, неясности изложения. 1. Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. Напр.: Примеры наиболее часто встречающихся ошибок. С особенной силой этот эпизод описан в романе...; В этом тексте говорится о... Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения. 2. Ошибки в средней части: 1) сближение относительно далеких мыслей в одном предложении: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании; 2) отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своёмпроизведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку; 3) использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето. 3. Неудачная концовка (дублирование вывода): Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие. Критерий 6. Точность и выразительность речи (К6) Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря и развитый грамматический строй — уместное использование в речи слов, их форм и разнообразных синтаксических конструкций. Точность речи — самый верный показатель речевой культуры. Она зависит от умения пишущего отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому содержанию, т. е. необходимо чувствовать слово, ясно представлять его значение и употреблять его с учетом смысла и возможностей лексической сочетаемости слов. Для достижения точности выражения мысли надо уметь выбрать из ряда синонимов (или близких по смыслу слов) самый нужный для данной ситуации. Это обычно удается тому, кто не только понимает то общее, что объединяет все слова синонимического ряда, но и чувствует оттенки значения, которыми различаются синонимичные или близкие по смыслу слова. Чистота речи, ее незасоренность словами и выражениями, чуждыми литературному языку, — второй признак высокой речевой культуры. В хорошей речи нет места просторечию, диалектизмам, без надобности употребленным иностранным словам, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям. Выразительностью речи считается ее способность отражать не только мысли, но и чувства, волеизъявления, эстетические переживания, поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя. Выразительность речи создается с помощью отбора языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество речи предполагает, что пишущий чувствует функциональный стиль, понимает особенности данной ситуации, при выборе слов и выражений учитывает условия и задачи общения. Учет специфики стиля, уместное использование наиболее характерных для стиля, наиболее подходящих для конкретной речевой ситуации языковых средств и делает речь любого стиля выразительной. Эти характеристики речи в значительной мере определяют качество передачи содержания высказывания, так как ясно, ярко и убедительно выразить свои мысли и чувства может только человек, свободно и хорошо владеющий речью. Речь небогатая и просто бедная отличается ограниченным объемом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием. Обычно она состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст как бы рассыпается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. В качестве средства связи предложений в нем чаще всего используется лексический повтор, так как ни синонимикой, ни другими средствами связи пишущий не владеет. Такая речь не может точно передать смысл высказывания и тем более оказать воздействие на читателя: выразительные средства языка в ней, как правило, отсутствуют. Помните: критерий К6 поощрительный, этим отличается от всех прочих критериев. В данном случае добавляются баллы за работу, в которой заметно стремление пишущего не просто ответить на поставленный в задании вопрос, но написать хорошо, выразительно: автора сочинения в равной мере заботит не только что сказать, но и как сказать. Если же стремление «сказать хорошо» в работе не наблюдается или стремление есть, но результат скорее отрицательный (литературные красивости, газетные штампы, ложная патетика), такая работа остается без поощрения — ставится 0 баллов. Date: 2016-02-19; view: 922; Нарушение авторских прав |