Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II.Речевое оформление сочинения





Критерий 5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (К5)

 

Цельность определяется по отношению ко всему тексту. На степень проявления смысловой цельности влияют характеристики: связность, логика развития замысла, законченность.

Речевая связность – это характеристика, которая относится к композиции сочинения, абзацам и предложениям. Связность обеспечивается использованием различных лексических и грамматических языковых средств: лексического повтора, синонимов, антонимов, союзов, местоимений, наречий, вводных слов и сочетаний, порядка слов и т. д. Связность предполагает также наличие предложений или целых абзацев, обеспечивающих смысловую связь микротем текста. Такие предложения или абзацы могут подводить итог сказанному в рамках микротем, подготавливать к восприятию содержания следующей микротемы или выполнять одновременно обе названные функции.

Логика развития замысла определяется наличием в тексте тематических предложений, обычно связанных между собой по смыслу и лексико-грамматически. Логика развития мысли должна объединять предложения и внутри каждой микротемы.

Законченность текста связана с основной мыслью высказывания: текст считается законченным, если замысел реализован и основная мысль выражена.

Композиция (построение) текста является средством оформления замысла, средством организации текста как единого целого. В сочинении обязательно должны быть вступление, основная часть и заключение.

Абзацное членение в сочинении-рассуждении обязательно, оно производится в соответствии с требованиями, описанными выше. В сочинении должно быть не менее 5 абзацев: К1 – 1 абзац, К2 – 2 абзац, К3 – 3 абзац, К4 – 4 – 6 абзацы, заключение – 7 абзац.

Типичные ошибки в абзацном членении:

1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части - все сочинение представляет собой сплошное целое, раз­деление на абзацы полностью отсутствует.

2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Вы­пускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение - не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.

3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части

С нарушением требований к К5 связаны логические ошибки.

Логичность — это такое качество речи, которое требует от высказывания соответствия законам логики. Например, зако­ны логики требуют соответствие природным фактам (загремел гром, потом засверкала молния). Существуют следующие за­коны логики:

1. Закон тождества: каждая мысль при повторении должна иметь устойчивое (тождественное) содержание.

2. Закон противоречия: не могут быть одновременно ис­тинными противоположные мысли об одном и том же.

3. Закон исключения третьего: из двух взаимоисключаю­щих высказываний в одно и то же время в одном и том же отно­шении правильным может быть только одно.

4. Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность кото­рых несомненна. В науке достаточными основаниями считают­ся: положения об удостоверенных фактах действительности; научные определения; ранее доказанные научные положения; аксиомы; личный опыт.

Логически ошибки можно сгруппировать, выделив в отде­льную группу ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения за­конов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста. Приведем примеры:

1. Отождествление неравнозначных понятий: Пейзаж — это природа. (Пейзаж — это изображение природы в худо­жественном произведении).

2. Обоснование мысли несущественными доводами: Не­красов — народный поэт, так как он всех крестьян на­деляет привлекательными чертами и широко использует фольклор; Обитатели ночлежки Костылева не способны подняться на борьбу, так как среди них не было опытного вожака.

3. Нарушение соотношения части и целого: Сюжет, композиция, стиль и художественная форма поэмы слиты во­едино.

4. Неумение разграничивать понятия: В романе изображены участники Бородинской битвы: Кутузов, Баграти­он, Болконский, Безухов.

5. Объединение в одно целое разнородных понятий или про­тивопоставление однородных: Толстой правдиво, но с большой художественной силой показал русское крестьянство.

6. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и содержанию) понятий в предложении: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противо­поставлены друг другу необоснованно.

В отдельную группу логических ошибок следует выделить композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения.

Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую ком­позицию: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итогов). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его пост­роении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна.

Композиционно-текстовые ошибки чаще встречаются в на­чале, в основной части сочинения и в концовке. Так, в начале работы может отсутствовать логическая связь с основной частью изложения или эта связь может быть очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактны рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями.

В основной части работы могут содержаться ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождающие изло­жение, делающие его запутанным. Эта часть часто выстраивается непоследовательно, перегружается лишними и утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или неоправданно растягивается, содержит смысловые повторы.

Завершение работы (концовка) зачастую не служит выводом из сказанного, не подводит итог, совсем не мотивируется исходным текстом. А также может отсутствовать связь начала работы и ее завершения. Такие работы оставляют впечатление нечеткости, неясности изложения.

1. Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. Напр.: Примеры наиболее часто встречающихся ошибок.

С особенной силой этот эпизод описан в романе...; В этом тексте говорится о... Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.

2. Ошибки в средней части:

1) сближение относительно далеких мыслей в одном предложении: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она за­ботилась о его воспитании и образовании;

2) отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В коме­дии Простакова является отрицательным типом. Или: В своёмпроизведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку;

3) использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснеж­ные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.

3. Неудачная концовка (дублирование вывода): Итак, Про­стакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

Критерий 6. Точность и выразительность речи (К6)

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря и развитый грамматический строй — уместное использование в речи слов, их форм и разнообразных синтаксических конструкций.

Точность речи — самый верный показатель речевой культуры. Она зависит от умения пишущего отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому со­держанию, т. е. необходимо чувствовать слово, ясно пред­ставлять его значение и употреблять его с учетом смысла и возможностей лексической сочетаемости слов. Для достижения точности выражения мысли надо уметь выбрать из ряда синонимов (или близких по смыслу слов) самый нужный для данной ситуации. Это обычно удается тому, кто не только по­нимает то общее, что объединяет все слова синонимического ряда, но и чувствует оттенки значения, которыми различа­ются синонимичные или близкие по смыслу слова.

Чистота речи, ее незасоренность словами и выражениями, чуждыми литературному языку, — второй признак высокой ре­чевой культуры. В хорошей речи нет места просторечию, диалек­тизмам, без надобности употребленным иностранным словам, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям.

Выразительностью речи считается ее способность отражать не только мысли, но и чувства, волеизъявления, эсте­тические переживания, поддерживать внимание и интерес слу­шателя или читателя. Выразительность речи создается с помощью отбора языко­вых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество речи предполагает, что пишущий чувствует фун­кциональный стиль, понимает особенности данной ситуации, при выборе слов и выражений учитывает условия и задачи общения. Учет специфики стиля, уместное использование на­иболее характерных для стиля, наиболее подходящих для конкретной речевой ситуации языковых средств и делает речь любого стиля выразительной.

Эти характеристики речи в значительной мере определяют качество передачи содержания высказывания, так как ясно, ярко и убедительно выразить свои мысли и чувства может только человек, свободно и хорошо владеющий речью.

Речь небогатая и просто бедная отличается ограничен­ным объемом словаря, неточным словоупотреблением, син­таксическим однообразием. Обычно она состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст как бы рассыпается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. В качестве средства связи предложе­ний в нем чаще всего используется лексический повтор, так как ни синонимикой, ни другими средствами связи пишущий не владеет. Такая речь не может точно передать смысл высказы­вания и тем более оказать воздействие на читателя: вырази­тельные средства языка в ней, как правило, отсутствуют.

Помните: критерий К6 поощрительный, этим отличается от всех прочих критериев. В данном случае добавляются баллы за работу, в которой заметно стремление пишущего не просто ответить на поставленный в задании вопрос, но написать хо­рошо, выразительно: автора сочинения в равной мере заботит не только что сказать, но и как сказать. Если же стремление «сказать хорошо» в работе не наблюдается или стремление есть, но результат скорее отрицательный (литературные кра­сивости, газетные штампы, ложная патетика), такая работа остается без поощрения — ставится 0 баллов.

Date: 2016-02-19; view: 786; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию